Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

 

В гре­че­ском ча­со­сло­ве 1897 го­да так объ­яс­ня­ет­ся про­ис­хож­де­ние это­го празд­ни­ка: «По при­чине бо­лез­ней, весь­ма ча­сто бы­вав­ших в ав­гу­сте, из­древ­ле утвер­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле обы­чай из­но­сить Чест­ное Дре­во Кре­ста на до­ро­ги и ули­цы для освя­ще­ния мест и в от­вра­ще­ние бо­лез­ней. На­ка­нуне (31 июля), из­но­ся его из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы, по­ла­га­ли на свя­той тра­пе­зе Ве­ли­кой церк­ви (в честь Свя­той Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей). С на­сто­я­ще­го дня и да­лее до Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, тво­ря ли­тии по все­му го­ро­ду, пред­ла­га­ли его по­том на­ро­ду для по­кло­не­ния. Это и есть предъ­ис­хож­де­ние Чест­но­го Кре­ста».

В Рус­ской Церк­ви это празд­не­ство со­еди­ни­лось с вос­по­ми­на­ни­ем Кре­ще­ния Ру­си 1 ав­гу­ста 988 го­да. В «Ска­за­нии дей­ствен­ных чи­нов свя­тыя со­бор­ныя и апо­столь­ския ве­ли­кия церк­ви Успе­ния», со­став­лен­ном в 1627 го­ду по по­ве­ле­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Фила­ре­та, да­ет­ся та­кое объ­яс­не­ние празд­ни­ка 1 ав­гу­ста: «А на про­ис­хож­де­ние в день Чест­но­го Кре­ста бы­ва­ет ход освя­ще­ния ра­ди вод­но­го и про­све­ще­ния ра­ди люд­ско­го, по всем гра­дам и ве­сем».

Из­ве­стие о дне Кре­ще­ния Ру­си со­хра­ни­лось в хро­но­гра­фах ХVI ве­ка: «Кре­сти­ся князь ве­ли­кий Вла­ди­мир Ки­ев­ский и вся Русь ав­гу­ста 1».

По при­ня­то­му ныне в Рус­ской Церк­ви чи­ну ма­лое освя­ще­ние во­ды 1 ав­гу­ста со­вер­ша­ет­ся до или по­сле ли­тур­гии. Вме­сте с освя­ще­ни­ем во­ды со­вер­ша­ет­ся освя­ще­ние ме­да.

* * *

Празд­ник из­не­се­ния чест­но­го чест­но­го Кре­ста уста­нов­лен в день пер­во­го ав­гу­ста в Гре­ции Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Лу­кою[1] при ца­ре Ма­ну­и­ле[2], а в Рос­сии – мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Кон­стан­ти­ном[3] и Несто­ром, епи­ско­пом Ро­стов­ским[4], при ве­ли­ком кня­зе Ан­дрее Юрье­ви­че[5]. При­чи­на его уста­нов­ле­ния бы­ла сле­ду­ю­щая. Ца­рю Ма­ну­и­лу и кня­зю Ан­дрею, на­хо­див­шим­ся меж­ду со­бою в ми­ре и брат­ской люб­ви, слу­чи­лось в один и тот же день вый­ти на вой­ну: пер­во­му из Кон­стан­ти­но­по­ля на са­ра­ци­нов[6], и вто­ро­му из Ро­сто­ва на бол­гар. (Ве­ли­кий князь жил в то вре­мя в Ро­сто­ве: бол­га­ра­ми же на­зы­ва­лись языч­ни­ки, оби­тав­шие на ни­зо­вьях Вол­ги, от­сю­да они по­лу­чи­ли и свое на­име­но­ва­ние). Гос­подь Бог да­ро­вал им пол­ную по­бе­ду над вра­га­ми: царь гре­че­ский одо­лел са­ра­цин[7], а князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский по­бе­дил бол­гар и по­ко­рил их се­бе, об­ра­тив в сво­их дан­ни­ков. – Ко­гда Ан­дрей шел на вой­ну, то имел обы­чай брать с со­бою ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дер­жа­щей на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и изо­бра­же­ние чест­но­го Кре­ста Хри­сто­ва, ко­то­рый но­си­ли сре­ди вой­ска два иерея. Пе­ред са­мым вы­ступ­ле­ни­ем он воз­но­сил ко Хри­сту и Бо­го­ма­те­ри усерд­ные слез­ные мо­лит­вы и при­об­щал­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин Хри­сто­вых. Этим непо­бе­ди­мым ору­жи­ем он во­ору­жал­ся бо­лее, неже­ли ме­ча­ми и ко­пья­ми, и на по­мощь Выш­не­го на­де­ял­ся бо­лее, неже­ли на храб­рость и чис­лен­ность сво­е­го вой­ска, хо­ро­шо зная из­ре­че­ние Да­ви­да: «Не на си­лу ко­ня смот­рит Он, не к [быст­ро­те] ног че­ло­ве­че­ских бла­го­во­лит, – бла­го­во­лит Гос­подь к бо­я­щим­ся Его, к упо­ва­ю­щим на ми­лость Его» (Пс.146:10-11). Сво­их во­и­нов князь так­же по­буж­дал к мо­лит­вам и при­ме­ром соб­ствен­ных бла­го­го­вей­ных мо­литв, и пря­мым по­ве­ле­ни­ем, и все, пав­ши на ко­ле­ни, со сле­за­ми мо­ли­лись пред ико­ною Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и чест­ным Кре­стом Хри­сто­вым. Ве­ли­кий же князь, взи­рая на ико­ну, так го­во­рил в сво­ей мо­лит­ве:

– О, Вла­ды­чи­це, ро­див­шая Хри­ста Бо­га на­ше­го! Вся­кий, на­де­ю­щий­ся на Те­бя, не по­гибнет, и я, раб Твой, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, имею в Те­бе сте­ну и по­кров и – Крест Сы­на Тво­е­го – как ору­жие обо­ю­до­ост­рое на вра­гов. Умо­ли Спа­си­те­ля ми­ра, Ко­то­ро­го дер­жишь на ру­ках Сво­их, чтобы си­ла крест­ная бы­ла, как огонь, по­па­ля­ю­щий вра­гов, хо­тя­щих всту­пить в брань с на­ми, и Твое все­силь­ное пред­ста­тель­ство да по­мо­жет нам одо­леть их.

По­сле усерд­ной мо­лит­вы все ло­бы­за­ли свя­тую ико­ну и чест­ной Крест и без­бо­яз­нен­но шли на вра­гов: Гос­подь со­дей­ство­вал им си­лою крест­ною и Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ока­зы­ва­ла им по­мощь, хо­да­тай­ствуя за них пред Бо­гом. По­сто­ян­но дер­жась та­ко­го обы­чая пред каж­дым сра­же­ни­ем, ве­ли­кий князь не из­ме­нил ему и пред бит­вою про­тив бол­гар: он вы­шел, имея, по­доб­но ца­рю Кон­стан­ти­ну[8] в древ­ние вре­ме­на, впе­ре­ди вой­ска Крест Гос­по­день. Вы­сту­пив на по­ле, по­сле сра­же­ния с бол­га­ра­ми, рус­ская рать об­ра­ти­ла по­след­них в бег­ство и, пре­сле­дуя их, за­хва­ти­ла пять го­ро­дов; в чис­ле их был и го­род Бря­хи­мов на ре­ке Ка­ме. Ко­гда же воз­вра­ти­лись по­сле бит­вы с невер­ны­ми в свой стан, то уви­де­ли, что от ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем-Хри­стом ис­хо­дят свет­лые, по­доб­ные ог­нен­ным, лу­чи, оси­я­ва­ю­щие всё вой­ско; это бы­ло в пер­вый день ав­гу­ста ме­ся­ца. Див­ное зре­ли­ще еще бо­лее воз­бу­ди­ло в ве­ли­ком кня­зе дух му­же­ства и на­деж­ды, и он сно­ва об­ра­тил свои пол­ки в по­го­ню за бол­га­ра­ми; он сжег боль­шин­ство го­ро­дов их, по­ло­жив на уцелев­шие дань, и опу­сто­шил всю зем­лю; по­сле этой по­бе­ды ве­ли­кий князь воз­вра­тил­ся с тор­же­ством до­мой. – Гре­че­ский царь Ма­ну­ил, вы­шед­ший со сво­им вой­ском про­тив са­ра­цин, в тот же имен­но день ви­дел так­же по­доб­ное чу­до, – ис­хож­де­ние от на­хо­див­шей­ся вме­сте с чест­ным Кре­стом сре­ди вой­ска ико­ны Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы со Спа­си­те­лем лу­чей, осе­ня­ю­щих весь полк, и в этот день он по­бе­дил са­ра­цин.

Царь и князь со­об­щи­ли, воз­да­вая сла­ву Бо­гу, осо­бы­ми по­сла­ни­я­ми друг дру­гу об одер­жан­ных с по­мо­щью Бо­жи­ею по­бе­дах и о чу­дес­ном си­я­нии, ис­хо­див­шем от ико­ны Спа­си­те­ля. По со­ве­ща­нии со ста­рей­ши­ми епи­ско­па­ми, в знак бла­го­да­ре­ния Хри­сту Спа­си­те­лю и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, они уста­но­ви­ли празд­ник в пер­вый день ав­гу­ста. В вос­по­ми­на­ние же си­лы крест­ной, во­ору­жив­шись ко­то­рой они по­бе­ди­ли вра­гов, по­ве­ле­ли из­но­сить свя­щен­ни­ку из ал­та­ря чест­ный Крест и по­ла­гать его сре­ди церк­ви для по­кло­не­ния и ло­бы­за­ния его хри­сти­а­на­ми и для про­слав­ле­ния рас­пя­то­го на кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Кро­ме то­го, епи­ско­пы по­ве­ле­ли со­вер­шать в этот день освя­ще­ние во­ды, от­че­го и празд­ник по­лу­чил свое на­зва­ние – из­не­се­ния чест­но­го Кре­ста, по­то­му что чест­ный Крест тор­же­ствен­но вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми ико­на­ми вы­но­сит­ся на ре­ки, ко­ло­де­зи и ис­точ­ни­ки. – Празд­ну­ем, бра­тие, воз­да­вая хва­лу и бла­го­да­ре­ние все­силь­но­му Бо­гу и Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, бла­го­го­вей­но по­чи­тая и чест­ный Крест Хри­стов; но празд­ну­ем с бла­го­го­ве­ни­ем, бла­го­уго­ждая Бо­гу, пре­бы­вая меж­ду со­бою в ми­ре и люб­ви, ока­зы­вая де­ла бла­го­тво­ре­ния и уда­ля­ясь, па­мя­туя страх Бо­жий, от гре­хов: чтобы, уго­див­ши Со­зда­те­лю на­ше­му и Вла­ды­ке, удо­сто­и­лись веч­но­го празд­но­ва­ния со все­ми свя­ты­ми по­сле то­го дня, ко­гда явит­ся зна­ме­ние Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го на небе­си (Мф.21:30), – чест­ный Крест Хри­стов, преды­ду­щий при­ше­ствию Су­дии жи­вых и мерт­вых, гря­ду­ще­му с си­лою и сла­вою мно­гою, и оси­я­ет всех пра­вед­ных свет­лы­ми и ра­дост­ны­ми лу­ча­ми. По со­вер­ше­нии же су­да, предъ­и­дет всем свя­тым, пред­во­дя их в Цар­ство небес­ное, и бу­дут бла­жен­ство­вать все свя­тые, ра­ду­ясь бес­ко­неч­ные ве­ки; к ним, по мо­лит­вам Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы, да при­чтет и нас греш­ных все­ми­ло­сти­вый Спас наш Хри­стос[9]. Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Лу­ка Хри­со­верг – пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский 1156--1169 гг.

[2] Ма­ну­ил Ком­нен – гре­че­ский им­пе­ра­тор 1143-1180 гг.

[3] Кон­стан­тин 2-ой, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, при­был в Ки­ев из Гре­ции в 1167 г.; упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­си еще под 1169 г.

[4] Нестор – ше­стой епи­скоп Ро­стов­ской епар­хии упо­ми­на­ет­ся ле­то­пи­сью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, окле­ве­тан­ный пред мит­ро­по­ли­том сво­и­ми до­маш­ни­ми под­пал за­пре­ще­нию; в 1157 г. он оправ­дал­ся пред мит­ро­по­ли­том, но в том же го­ду из-за спо­ров о по­сте в сре­ду и пя­ток из­гнан был с ка­фед­ры Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским.

[5] Св. прав. Ан­дрей Бо­го­люб­ский – сын ве­ли­ко­го кня­зя Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча и внук слав­но­го Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха – ро­дил­ся ве­ро­ят­но в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г.

[6] Са­ра­ци­ны – му­суль­мане.

[7] Яс­ных ука­за­ний на празд­ник Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри по слу­чаю по­бе­ды над са­ра­ци­на­ми им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла нет ни у гре­че­ских ис­то­ри­ков, ни в бо­го­слу­жеб­ных гре­че­ских кни­гах. Но в ис­то­рии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, вед­ше­го нема­ло войн с раз­ны­ми на­ро­да­ми, на­хо­дят­ся слу­чаи, ко­то­рые долж­ны бы­ли воз­буж­дать ца­ря к осо­бен­но­му бла­го­да­ре­нию Бо­га за успеш­ное окон­ча­ние вой­ны и из­бав­ле­ние от опас­но­стей. Здесь об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние же­сто­кая вой­на ца­ря Ма­ну­и­ла с ту­рец­ким сул­та­ном или са­ра­ци­на­ми. Сам царь на­чаль­ство­вал над вой­ском, неод­но­крат­но под­вер­га­ясь чрез­вы­чай­ным опас­но­стям. Прав­да по­бе­да до­ста­лась вра­гу, но са­мое спа­се­ние ца­ря по­ис­ти­не бы­ло чу­дом ми­ло­сти Бо­жи­ей. Это бы­ло в сен­тяб­ре, по­ход же, ко­неч­но, на­чал­ся ра­нее в ав­гу­сте. По­сле этой вой­ны у гре­ков бы­ли два удач­ных сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми, и од­на из них под пред­во­ди­тель­ством са­мо­го ца­ря. Эти со­бы­тия в со­еди­не­нии с из­ве­сти­ем из Рос­сии о по­мо­щи Бо­жие в войне про­тив бол­гар, и мог­ли рас­по­ло­жить ца­ря Ма­ну­и­ла к уста­нов­ле­нию Спа­су об­ще­го хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка, на­ча­ло ко­то­ро­му уже бы­ло по­ло­же­но в Ца­рь­гра­де освя­ще­ни­ем во­ды 1 ав­гу­ста. Но служ­бы Спа­су в гре­че­ских па­мят­ни­ках агио­ло­гии не най­де­но до­се­ле.

[8] Свя­той Кон­стан­тин Рав­ноап­о­столь­ный – па­мять его 21 мая.

[9] Ста­но­вясь на стро­го опре­де­лен­ную ис­то­ри­че­скую поч­ву, долж­но за­ме­тить, что пер­во­го ав­гу­ста пра­во­слав­ною Цер­ко­вью со­вер­ша­ют­ся два тор­же­ства, раз­лич­ных по сво­е­му про­ис­хож­де­нию: 1) про­ис­хож­де­ние чест­но­го и жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня и 2) празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В гре­че­ском ча­со­сло­ве, изд. 1897 г., так объ­яс­ня­ет­ся про­ис­хож­де­ние пер­во­го празд­ни­ка: «По при­чине бо­лез­ней весь­ма ча­сто бы­вав­ших в ав­гу­сте, из­древ­ле утвер­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле обы­чай из­но­сить чест­ное дре­во кре­ста на до­ро­ги и ули­цы для освя­ще­ния мест и в от­вра­ще­ние бо­лез­ней. На­ка­нуне (31 июля), из­но­ся его из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы, по­ла­га­ли на свя­той тра­пе­зе ве­ли­кой церк­ви (т.е. св. Со­фии). С на­сто­я­ще­го дня и да­лее до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, тво­ря ли­тии по все­му го­ро­ду, пред­ла­га­ли его по­том на­ро­ду для по­кло­не­ния. Это и есть предъ­ис­хож­де­ние (про­дос) чест­но­го Кре­ста». 14 ав­гу­ста Крест сно­ва воз­вра­щал­ся в цар­ские па­ла­ты. «Этот обы­чай в со­еди­не­нии с дру­гим обы­ча­ем Кон­стан­ти­но­по­ля – освя­щать в при­двор­ной кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви во­ду пер­во­го чис­ла каж­до­го ме­ся­ца (ис­клю­чая ян­варь, ко­гда освя­ще­ние со­вер­ша­ет­ся 6 чис­ла, и сен­тябрь, ко­гда оно со­вер­ша­лось 14) и по­слу­жил ос­но­ва­ни­ем празд­ни­ка в честь св. и жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста и тор­же­ствен­но­го освя­ще­ния во­ды на ис­точ­ни­ках, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся 1 ав­гу­ста». Уже в IX ве­ке су­ще­ство­вал этот обы­чай из­но­ше­ния чест­но­го дре­ва из цар­ских па­лат в цер­ковь св. Со­фии пред 1 ав­гу­ста; ка­нон же на пред­праздн­ство Кре­ста 31 июля, на­пи­сан­ный для на­сто­я­ще­го слу­чая (ка­нон на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми: Крест пред­гря­дый бо­же­ствен­ный) при­пи­сы­ва­ет­ся Ге­ор­гию, еп. Ама­стрид­ско­му, жив­ше­му в VIII ве­ке и два­жды быв­ше­му в Ца­рь­гра­де. В Об­ряд­ни­ке им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го (912-959) на­хо­дят­ся по­дроб­ные пра­ви­ла, ко­гда вы­но­сить Крест из па­ла­ты пред 1 ав­гу­ста, смот­ря по то­му, на ка­кой день неде­ли па­да­ет это чис­ло. В Рос­сии до кон­ца XIV и на­ча­ла XV вв., ко­гда гос­под­ство­вал Сту­дий­ский устав, ни 31 июля, ни 1 ав­гу­ста не бы­ло ни­ка­кой служ­бы Кре­сту, ко­то­рая по­яв­ля­ет­ся в XIV-XV вв. с вве­де­ни­ем Иеру­са­лим­ско­го уста­ва. Празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це уста­нов­ле­но в Гре­ции и Рос­сии око­ло 1168 г. в па­мять зна­ме­ний от чест­ных икон Спа­си­те­ля и Бо­го­ма­те­ри во вре­мя сра­же­ний гре­че­ско­го ца­ря Ма­ну­и­ла (1143-1180 гг. с са­ра­ци­на­ми) и кня­зя рус­ско­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го с бол­га­ра­ми в 1164 г.

 


 

материал взят с сайта Азбука веры