Как подготовиться к Причастию?Таинство Причащения, или по гречески -ЕВХАРИСТИЯ ( в переводе - благодарение), занимает главное, центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Церкви. ...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Протерий, Патриарх Александрийский, и с ним пострадавшие

Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Ди­о­ско­ра (444–451), ко­то­рый был по­сле­до­ва­те­лем мо­но­фи­зит­ско­го лже­уче­ния Ев­ти­хия, в Алек­сан­дрии жил пре­сви­тер Про­те­рий, ко­то­рый бес­страш­но об­ли­чал ере­ти­ков и ис­по­ве­до­вал пра­во­слав­ную ве­ру. В 451 го­ду на Хал­ки­дон­ском Все­лен­ском Со­бо­ре ересь Ев­ти­хия бы­ла осуж­де­на и со­став­ле­но опре­де­ле­ние, по ко­то­ро­му Хри­стос ис­по­ве­ду­ет­ся, как Со­вер­шен­ный Бог и Со­вер­шен­ный Че­ло­век, пре­бы­ва­ю­щий в двух при­ро­дах нес­ли­ян­но и нераз­дель­но. Ере­тик Ди­о­скор был низ­ло­жен и из­гнан, а на Алек­сан­дрий­ский пат­ри­ар­ший пре­стол был воз­ве­ден Про­те­рий, от­ли­чав­ший­ся стро­гой и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью.

Од­на­ко, в Алек­сан­дрии оста­ва­лось мно­го при­вер­жен­цев Ди­о­ско­ра, ко­то­рые вос­ста­ли про­тив из­бра­ния Про­те­рия, про­из­ве­ли мя­теж и со­жгли во­и­нов, при­слан­ных для их усми­ре­ния. Бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457) ли­шил алек­сан­дрий­цев всех льгот, ко­то­ры­ми они поль­зо­ва­лись, и по­слал но­вый уси­лен­ный от­ряд во­и­нов. То­гда жи­те­ли го­ро­да сми­ри­лись и про­си­ли Пат­ри­ар­ха Про­те­рия хо­да­тай­ство­вать пе­ред им­пе­ра­то­ром о воз­вра­ще­нии им преж­них при­ви­ле­гий. Незло­би­вый свя­ти­тель со­гла­сил­ся и лег­ко до­стиг про­си­мо­го.

По­сле смер­ти Мар­ки­а­на ере­ти­ки опять под­ня­ли го­ло­вы. Пре­сви­тер Ти­мо­фей, до­мо­гав­ший­ся пат­ри­ар­ше­го са­на, вос­поль­зо­вав­шись от­сут­стви­ем пра­ви­те­ля го­ро­да, вы­сту­пил во гла­ве мя­теж­ни­ков. Свя­ти­тель Про­те­рий ре­шил оста­вить Алек­сан­дрию, но в ту же ночь он уви­дел во сне свя­то­го про­ро­ка Ис­а­ию, ко­то­рый ска­зал ему: «Воз­вра­тись в го­род, там я бу­ду ждать те­бя». Свя­той по­нял, что это — пре­ду­пре­жде­ние о му­че­ни­че­ской кон­чине, воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию и укрыл­ся в кре­стильне.

Мя­теж­ные ере­ти­ки во­рва­лись в это убе­жи­ще и уби­ли Пат­ри­ар­ха и еще шесть че­ло­век, быв­ших с ним. Их не оста­но­ви­ло да­же то, что про­ис­хо­ди­ло это в са­мый ка­нун Пас­хи — в Ве­ли­кую Суб­бо­ту. В яро­сти сво­ей они до­шли до то­го, что, при­вя­зав ве­рев­ку к те­лу уби­то­го свя­ти­те­ля, вы­та­щи­ли его на ули­цу, би­ли, тер­за­ли и, на­ко­нец, со­жгли, а прах раз­ве­я­ли по вет­ру († 457).

Пра­во­слав­ные из­ве­сти­ли об этом свя­то­го им­пе­ра­то­ра Льва (457–474) и свя­ти­те­ля Ана­то­лия, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха (449–458). В Алек­сан­дрию при­бы­ло вой­ско, мя­теж был по­дав­лен, Ти­мо­фей пре­дан су­ду и со­слан.

По кон­чине свя­щен­но­му­че­ни­ка, совре­мен­ные ему че­ты­ре епи­ско­па фра­кий­ские пи­са­ли: «Свя­тей­ше­го Про­те­рия по­ла­га­ем в чине и ли­ке свя­тых и про­сим Бо­га быть ми­ло­серд­ным и ми­ло­сти­вым к нам его мо­лит­ва­ми».

 


 

 

материалы взяты с сайта Православие.ру

Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576): Преподобные Марина и Кира, Блаженный Николай Псковский