Добрый день,батюшка.Стыдно признаться,но я никогда не причащалась.Пожалуйста помогите мне советом,с чего начать.Когда в храме проходят исповеди и таинства причастия?Как подготовиться духовно и физически?Буду благодарна за ответ.Добрый день, Валентина!Прошу меня простить за очень долгое молчание.Итак, вы никогда не исповедовались и не причащались. Но это не ново. У нас, наверное, три...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18 ян­ва­ря в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви день На­ве­че­рия Кре­ще­ния Гос­под­ня, или, Кре­щен­ский со­чель­ник.

До 5 ве­ка бы­ло при­ня­то вспо­ми­нать рож­де­ние и кре­ще­ние Сы­на Бо­жия в один день — 6 ян­ва­ря и на­зы­вал­ся этот празд­ник Фе­о­фа­ни­ей — Бо­го­яв­ле­ни­ем, что го­во­ри­ло о во­пло­ще­нии Хри­ста в мир и о яв­ле­нии Тро­и­цы в во­дах Иор­дан­ских. Пе­ре­не­се­но празд­не­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва на 25 де­каб­ря (по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, или ста­ро­му сти­лю) бы­ло уже поз­же, в 5 ве­ке. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло но­во­му цер­ков­но­му яв­ле­нию — свят­кам, за­кан­чи­ва­ю­щим­ся на­ве­че­ри­ем, или со­чель­ни­ком празд­ни­ка Кре­ще­ния.

Сло­во на­ве­че­рие озна­ча­ет пред­две­рие цер­ков­но­го тор­же­ства, а вто­рое на­зва­ние — со­чель­ник (или со­чев­ник) свя­за­но с тра­ди­ци­ей в этот день ва­рить пше­нич­ный взвар с мё­дом и изю­мом — со­чи­во.

Вви­ду важ­но­сти со­вер­шив­ше­го­ся в на­сту­па­ю­щий день со­бы­тия в жиз­ни Иису­са Хри­ста, Цер­ковь уста­но­ви­ла пост. Имен­но от­сю­да и по­шла тра­ди­ция ва­рить со­чи­во, ко­то­рая не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной, но на­столь­ко удоб­на, что во­шла в тра­ди­цию по­все­мест­но. Ра­зу­ме­ет­ся, в на­ши дни не у всех есть та­кая воз­мож­ность, но пост со­блю­сти всё же необ­хо­ди­мо: «Си­це убо окорм­ля­е­ми Бо­жи­ею Бла­го­да­тию, ли­хо­им­ства сво­бо­дим­ся», го­во­рит нам Ти­пи­кон. Под ли­хо­им­ством по­ни­ма­ет­ся всё, что вку­ша­ет­ся сверх нуж­ды и пусть ме­ри­лом здесь бу­дет каж­до­му его со­весть.

Ме­ру по­ста ве­ру­ю­щие опре­де­ля­ют ин­ди­ви­ду­аль­но, по си­лам и бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка. В этот день, как и в Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, не вку­ша­ют пи­щу до вы­но­са све­чи по­сле Ли­тур­гии утром и пер­во­го при­ча­ще­ния кре­щен­ской во­ды.

В со­чель­ник, по­сле ли­тур­гии в хра­мах со­вер­ша­ет­ся ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды. Во­до­освя­ще­ние на­зы­ва­ет­ся ве­ли­ким по осо­бен­ной тор­же­ствен­но­сти об­ря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем еван­гель­ско­го со­бы­тия, ко­то­рое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом та­ин­ствен­но­го омо­ве­ния гре­хов, но и дей­стви­тель­ным освя­ще­ни­ем са­мо­го есте­ства во­ды через по­гру­же­ние в нее Бо­га во пло­ти. Во­да эта на­зы­ва­ет­ся Аги­асмой, или про­сто кре­щен­ской во­дой. Под вли­я­ни­ем Иеру­са­лим­ско­го уста­ва, с 11-12 ве­ка во­до­освя­ще­ние про­ис­хо­дит два ра­за — и в Кре­щен­ский со­чель­ник, и непо­сред­ствен­но в празд­ник Бо­го­яв­ле­ния. Освя­ще­ние в оба дня про­хо­дит оди­на­ко­вым чи­ном, по­это­му во­да, освя­щен­ная в эти дни, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся.

Есть бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция кро­пить в этот день кре­щен­ской во­дой своё жи­ли­ще с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­яв­ле­ния. Кре­щен­скую во­ду весь год упо­треб­ля­ют на­то­щак в неболь­ших ко­ли­че­ствах, обыч­но вме­сте с ку­соч­ком просфо­ры «дабы си­лу, здра­вие под­креп­ля­ю­щую, бо­лез­ни ис­це­ля­ю­щую, де­мо­нов про­го­ня­ю­щую и все вра­жие на­ве­ты от­вра­ща­ю­щую, воз­мог­ли мы по­лу­чить от Бо­га».

При этом чи­та­ет­ся мо­лит­ва: «Гос­по­ди Бо­же мой, да бу­дет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя во­да во остав­ле­ние гре­хов мо­их, в про­све­ще­ние ума мо­е­го, в укреп­ле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных сил мо­их, во здра­вие ду­ши и те­ла мо­е­го, в по­ко­ре­ние стра­стей и немо­щей мо­их по без­пре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Тво­е­му мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Ма­те­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь». При неду­гах или на­па­де­ни­ях злых сил пить во­ду мож­но и нуж­но, не ко­леб­лясь, в лю­бое вре­мя.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той во­ды яв­ля­ет­ся то, что, до­бав­лен­ная да­же в неболь­шом ко­ли­че­стве к во­де обыч­ной, она со­об­ща­ет бла­го­дат­ные свой­ства и ей, по­это­му в слу­чае нехват­ки свя­той во­ды ее мож­но раз­ба­вить про­стой.

Нель­зя за­бы­вать, что освя­щен­ная во­да — это цер­ков­ная свя­ты­ня, с ко­то­рой со­при­кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия, и ко­то­рая тре­бу­ет к се­бе бла­го­го­вей­но­го от­но­ше­ния. При бла­го­го­вей­ном от­но­ше­нии свя­тая во­да не пор­тит­ся мно­гие го­ды. Хра­нить ее сле­ду­ет в от­дель­ном ме­сте, луч­ше ря­дом с до­маш­ним ико­но­ста­сом.

 

 


 

материал взят с сайта Азбука веры