Что нужно сделать, чтобы покрестить ребенка?Необходимым условием для совершения таинства Крещения над ребёнком является подготовка родителей и крестных. Подготовка включает в себя принятие таинств...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Свт. Григория, еп. Нисского (395)

 

Свя­той Гри­го­рий Нис­ский был бра­том по пло­ти свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, ко­то­ро­го он был зна­чи­тель­но мо­ло­же[1]. Дет­ским вос­пи­та­ни­ем его за­ни­ма­лась та же бла­го­че­сти­вая баб­ка его Мак­ри­на, ко­то­рая учи­ла и свя­то­го Ва­си­лия[2], а пер­во­на­чаль­ные на­став­ле­ния в грам­ма­ти­ке и ри­то­ри­ке по­лу­чил он от сво­е­го от­ца. Даль­ней­шие уро­ки, с 12 го­да сво­ей жиз­ни, ко­гда умер отец его, он слу­шал у ке­са­рий­ских на­став­ни­ков крас­но­ре­чия. Зна­ния, при­об­ре­тен­ные Гри­го­ри­ем в язы­че­ской шко­ле Ке­са­рии, бы­ли по­том вос­пол­не­ны са­мо­сто­я­тель­ны­ми на­уч­ны­ми за­ня­ти­я­ми и уро­ка­ми свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, ко­то­рым Гри­го­рий, по его сло­вам, был очень мно­гим обя­зан. При сво­их при­род­ных да­ро­ва­ни­ях и при­ле­жа­нии в изу­че­нии на­ук свя­той Гри­го­рий с успе­хом изу­чил ри­то­ри­ку[3] и фило­со­фию[4], и го­то­вил се­бя к зва­нию свет­ско­го ора­то­ра. Но Бог су­дил ина­че, и в са­мой ду­ше Гри­го­рия, бо­лее склон­но­го в то вре­мя к свет­ским за­ня­ти­ям и к изу­че­нию свет­ских на­ук, вско­ре про­изо­шла пе­ре­ме­на. Од­на­жды в име­нии его ма­те­ри пред­по­ло­же­но бы­ло со­вер­шить празд­не­ство в честь пе­ре­не­се­ния мо­щей со­ро­ка му­че­ни­ков. По­зван был на это се­мей­ное тор­же­ство и Гри­го­рий, обу­чав­ший­ся то­гда в Ке­са­рии. Недо­воль­ный тем, что он ото­рван от сво­их за­ня­тий, и что празд­не­ство не бы­ло от­ло­же­но до дру­го­го, бо­лее бла­го­при­ят­но­го вре­ме­ни, Гри­го­рий рав­но­душ­но, без вни­ма­ния, слу­шал пес­но­пе­ния бо­го­слу­же­ния, про­ис­хо­див­ше­го в са­ду и длив­ше­го­ся всю ночь, и на­ко­нец уда­лив­шись в од­ну из сво­их бе­се­док, лег спать. И вот во сне он ви­дит, что хо­чет вой­ти в сад, но ка­кие-то све­то­нос­ные во­и­ны не про­пус­ка­ют его, и толь­ко бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству од­но­го из них ему уда­ет­ся из­бе­жать на­ка­за­ния. Это устра­ша­ю­щее сно­ви­де­ние про­из­ве­ло на Гри­го­рия силь­ное впе­чат­ле­ние, и он, оста­вив мир­ские за­ня­тия и на­у­ки, об­ра­тил­ся к чте­нию свя­щен­ных и ду­ше­спа­си­тель­ных книг, а по­том вско­ре при­нял на се­бя обя­зан­но­сти ана­гно­ста, со­сто­яв­шие в чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния на бо­го­слу­жеб­ных со­бра­ни­ях. Од­на­ко та­кая на­стро­ен­ность сна­ча­ла нена­дол­го уко­ре­ни­лась в ду­ше Гри­го­рия. По смер­ти Юли­а­на От­ступ­ни­ка[5], вос­пре­тив­ше­го хри­сти­а­нам быть на­став­ни­ка­ми ри­то­ри­ки и грам­ма­ти­ки, Гри­го­рий опять об­ра­тил­ся бы­ло к лю­би­мо­му за­ня­тию, из­брав для се­бя при­зва­ние пре­по­да­ва­те­ля ри­то­ри­ки, что вы­зва­ло недо­воль­ство со сто­ро­ны его дру­зей и стро­гие об­ли­че­ния со сто­ро­ны свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва[6]. Впро­чем, Гри­го­рий недол­го стре­мил­ся к сла­ве ри­то­ра. Вско­ре, под вли­я­ни­ем чле­нов сво­ей ас­ке­ти­че­ски на­стро­ен­ной се­мьи и дру­зей, он об­ра­тил­ся всею ду­шою к изу­че­нию па­мят­ни­ков ве­ры, оста­вил мир и уда­лил­ся в пу­сты­ню, по­се­лив­шись в мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким на бе­ре­гу ре­ки Ири­са. Вско­ре по­сле то­го свя­той Ва­си­лий, же­лая иметь в Гри­го­рии вер­но­го по­мощ­ни­ка для борь­бы с ари­ан­скою ере­сью, по­ста­вил его во епи­ско­па го­ро­да Нис­сы[7]. Свя­той Гри­го­рий дей­ство­вал, как ис­тин­ный пас­тырь Хри­стов, доб­лест­но управ­ляя Цер­ко­вью и охра­няя ее мир от коз­ней ее вра­гов. Бла­го­че­сти­вая сест­ра его Фе­о­з­ва бы­ла при нем диа­ко­нис­сою и весь­ма мно­го по­мо­га­ла бра­ту в де­лах цер­ков­ных, так что впо­след­ствии смерть ее бы­ла для него ве­ли­кою по­те­рею.

В цар­ство­ва­ние Ва­лен­та[8] свя­той Гри­го­рий Нис­ский под­верг­ся неспра­вед­ли­вым го­не­ни­ям со сто­ро­ны пра­ви­те­лей — ари­ан[9]. На­мест­ник Пон­та[10] Де­мо­сфен со­ста­вил в Ан­ки­ре[11] из по­кор­ных пра­ви­тель­ству епи­ско­пов со­бор, на ко­то­ром Гри­го­рий был лож­но об­ви­нен в непра­виль­ном упо­треб­ле­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства и ли­шен ка­фед­ры. По при­ка­за­нию Де­мо­сфе­на свя­той был схва­чен и под стра­жей от­прав­лен в Ан­ки­ру, при­чем до­ро­гою мно­го по­стра­дал от гру­бо­сти во­и­нов. По­том он ре­шил­ся бе­жать и, ускольз­нув от стра­жи, скрыл­ся в без­опас­ное ме­сто. На сле­ду­ю­щий год был со­зван но­вый со­бор из епи­ско­пов Пон­та и Га­ла­тии в са­мой Нис­се; свя­той Гри­го­рий не явил­ся на суд и сно­ва был за­оч­но низ­ло­жен. Но, ли­шив­шись ка­фед­ры, Гри­го­рий не оста­вал­ся в без­дей­ствии: он пе­ре­хо­дил из од­но­го ме­ста в дру­гое, чтобы утвер­ждать пра­во­сла­вие и уте­шать пра­во­слав­ных. По смер­ти Ва­лен­та свя­той Гри­го­рий был воз­вра­щен к сво­ей ка­фед­ре и с вос­тор­гом встре­чен сво­ей паст­вой. Вско­ре по­сле то­го он огор­чен был смер­тью свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го[12], ко­то­ро­го он глу­бо­ко лю­бил и ува­жал, как сво­е­го на­став­ни­ка. В го­дич­ную па­мять по­чтил он его над­гроб­ным сло­вом и из бла­го­дар­но­го ува­же­ния к нему, как к сво­е­му на­став­ни­ку, окон­чил его опи­са­ние ше­сти дней тво­ре­ния, где недо­ста­ва­ло опи­са­ния че­ло­ве­ка и где дру­гие же­ла­ли ви­деть ре­шен­ны­ми еще неко­то­рые недо­умен­ные во­про­сы. В том же го­ду свя­той Гри­го­рий Нис­ский при­ни­мал уча­стие в Ан­тио­хий­ском со­бо­ре[13]. На этом со­бо­ре опре­де­ле­но бы­ло по­слать опыт­но­го в де­ле ве­ры му­жа для обо­зре­ния церк­вей в Ара­вии и Па­ле­стине, где оскорб­ля­ли ве­ру ере­си ан­ти­ко­ма­ри­ан, не чтив­ших непо­роч­но­го дев­ства Бо­го­ма­те­ри, и кол­ли­ри­ди­ан, чтив­ших Бо­го­ма­терь, как бо­же­ство. Для утвер­жде­ния ми­ра и ве­ры из­бран был свя­той Гри­го­рий. Пе­ред от­прав­ле­ни­ем в это пу­те­ше­ствие он по­се­тил свою стар­шую сест­ру, бла­жен­ную Мак­ри­ну[14]. По по­гре­бе­нии ее он с успе­хом окон­чил в Ара­вии дан­ное ему на Ан­тио­хий­ском со­бо­ре по­ру­че­ние; но в Иеру­са­ли­ме, где с бла­го­го­вей­ной ра­до­стию он по­се­тил свя­щен­ные ме­ста, не мог со­вер­шить все­го то­го, что бы­ло ему по­ру­че­но, и со скор­бью пи­сал, что гре­хи и за­блуж­де­ния и там на­хо­дят креп­кую за­щи­ту в серд­цах лю­дей. Меж­ду тем в от­сут­ствие свя­то­го Гри­го­рия в его епар­хию сно­ва бы­ло за­не­се­но ари­ан­ство, ко­то­рое ему с тру­дом уда­лось по­бо­роть по воз­вра­ще­нии до­мой. В то же вре­мя он при­ни­мал уча­стие в из­бра­нии епи­ско­пов для Иво­ры и Се­ва­стии[15] по прось­бе жи­те­лей, опа­сав­ших­ся, что пре­ем­ни­ка­ми по­чив­ших епи­ско­пов бу­дут ере­ти­ки. Ко­гда, в цар­ство­ва­ние Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го[16], был со­зван в Кон­стан­ти­но­по­ле вто­рой Все­лен­ский со­бор про­тив ду­хо­бор­ца Ма­ке­до­ния[17], то свя­той Гри­го­рий Нис­ский был там же, вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми от­ца­ми, по­бор­ни­ком бла­го­че­стия, воз­ра­жая и по­срам­ляя про­тив­ни­ков си­лою ис­ти­ны на ос­но­ва­нии Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния. На этом со­бо­ре ста­ра­ни­ем свя­то­го Гри­го­рия до­пол­нен был ни­кей­ский сим­вол ве­ры чле­ном о Свя­том Ду­хе, при­чем к сим­во­лу бы­ли при­со­еди­не­ны еще де­вя­тый, де­ся­тый, один­на­дца­тый и две­на­дца­тый чле­ны. Во­об­ще Гри­го­рий Нис­ский был од­ним из глав­ных де­я­те­лей со­бо­ра.

Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он участ­во­вал так­же в утвер­жде­нии свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва в зна­нии Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­пас­ты­ря и чи­тал ему и бла­жен­но­му Иеро­ни­му[18] свое со­чи­не­ние про­тив Ев­но­мия[19]. Ко­гда про­тив свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва воз­ник­ла оже­сто­чен­ная борь­ба со сто­ро­ны неко­то­рой ча­сти ду­хо­вен­ства, за­ра­жен­но­го ере­ти­че­ски­ми лже­уче­ни­я­ми или рас­по­ло­жен­но­го к ере­ти­кам, вслед­ствие че­го он дол­жен был оста­вить Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру, — свя­той Гри­го­рий Нис­ский, вме­сте со мно­гим дру­ги­ми, вся­че­ски ста­рал­ся раз­ру­шить эту враж­ду, но, не бу­дучи в со­сто­я­нии сде­лать это, пре­по­дал со­ве­ты о ве­ре и но­вом при­зва­нии пре­ем­ни­ку Гри­го­рия Бо­го­сло­ва Нек­та­рию[20], из­бран­но­му из огла­шен­ных. Во вре­мя пре­бы­ва­ния сво­е­го в Кон­стан­ти­но­по­ле, свя­той Гри­го­рий Нис­ский про­из­нес две про­по­ве­ди — од­ну по слу­чаю из­бра­ния свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва епи­ско­пом сто­ли­цы, дру­гую — над­гроб­ную, на по­гре­бе­нии Ме­ле­тия, пат­ри­ар­ха Ан­то­хий­ско­го[21].

Вско­ре по­сле вто­ро­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, Гри­го­рию при­шлось пе­ре­ез­жать из од­ной церк­ви в дру­гую для при­ве­де­ния в по­ря­док цер­ков­ных на­стро­е­ний и утвер­жде­ния пра­во­сла­вия, так как на вто­ром Все­лен­ском со­бо­ре он был объ­яв­лен в чис­ле трех ар­хи­пас­ты­рей охра­ни­те­лем пра­во­сла­вия для Пон­та. В 383 г. свя­той Гри­го­рий Нис­ский был на со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле, где про­из­нес сло­во о Бо­же­стве Сы­на и Ду­ха Свя­то­го. В 386 го­ду он сно­ва был в Кон­стан­ти­но­по­ле и здесь ему, как зна­ме­ни­то­му ора­то­ру, бы­ло по­ру­че­но про­из­не­сти сло­во над гро­бом лю­би­мой все­ми им­пе­ра­три­цы Пла­кил­лы[22]. В 394 г. он сно­ва при­сут­ство­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле на со­бо­ре, со­зван­ном для ре­ше­ния во­про­сов по цер­ков­ным де­лам Ара­вии[23].

Паст­ву свою свя­той Гри­го­рий, как пас­тырь вер­ный и ис­тин­ный, рев­ност­но утвер­ждал в ве­ре и бла­го­че­стии; слу­ча­лось, что по несколь­ку дней сря­ду го­во­рил он ей по­уче­ния. В то же вре­мя он был хо­да­та­ем и за­щит­ни­ком несчаст­ных пред су­дья­ми, от­ли­чал­ся со­стра­да­тель­но­стью к ни­щим, тер­пе­ли­во­стью, ми­ро­лю­би­ем и пря­мо­ду­ши­ем. До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Гри­го­рий по­чил о Гос­по­де[24], оста­вив по­сле се­бя мно­го по­лез­ных и дра­го­цен­ных для свя­той Церк­ви пи­са­ний[25].

 

При­ме­ча­ния

[1] Это вид­но уже из то­го, что свя­той Гри­го­рий Нис­ский на­зы­ва­ет Ва­си­лия Ве­ли­ко­го сво­им учи­те­лем и от­цом. Что ка­са­ет­ся го­да рож­де­ния свя­то­го Гри­го­рия, то он неиз­ве­стен.

[2] См. о сем, рав­но как о ро­ди­те­лях свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, в жи­тии св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го под 1 ян­ва­ря.

[3] Ри­то­ри­ка — на­у­ка, со­дер­жа­щая в се­бе пра­ви­ла крас­но­ре­чия.

[4] Фило­со­фия (в пе­ре­во­де с греч. лю­бо­муд­рие) — на­у­ка муд­ро­сти — за­ни­ма­ет­ся, на ос­но­ва­нии изыс­ка­ний че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, выс­ши­ми, от­вле­чен­ны­ми во­про­са­ми бы­тия: о сущ­но­сти бы­тия, о Бо­ге, о на­ча­ле и за­ко­нах ми­ра и че­ло­ве­ка, о пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­ка и ко­неч­ных це­лях су­ще­ство­ва­ния ми­ра и т.д.

[5] Юли­ан От­ступ­ник — рим­ский им­пе­ра­тор, цар­ство­вал с 361 по 363 г. Не воз­дви­гая от­кры­то­го го­не­ния на хри­сти­ан, он, од­на­ко, стре­мил­ся ис­тре­бить хри­сти­ан­ство и вос­ста­но­вить язы­че­ство, для че­го при­ни­мал вся­че­ские ме­ры.

[6] Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов (На­зи­ан­зин) — ве­ли­кий все­лен­ский учи­тель, друг и спо­движ­ник св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го Па­мять его празд­ну­ет­ся 25 ян­ва­ря

[7] Это бы­ло в на­ча­ле 372 го­да. Нис­са — го­род в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Кап­па­до­кии (об­шир­ной во­сточ­ной об­ла­сти Ма­лой Азии).

[8] Ва­лент — им­пе­ра­тор Во­сточ­ной по­ло­ви­ны Рим­ской им­пе­рии, цар­ство­вал с 364 по 378 г.

[9] Ари­ан­ская ересь по­лу­чи­ла свое на­зва­ние от алек­сан­дрий­ско­го пре­сви­те­ра Ария, учив­ше­го, что Сын Бо­жий не рож­да­ет­ся пред­веч­но от Бо­га От­ца, а со­тво­рен Им из небы­тия во вре­ме­ни, не еди­но­су­щен и не рав­но­че­стен Ему Эта ересь кло­ни­лась к нис­про­вер­же­нию все­го хри­сти­ан­ства.

[10] Понт — се­ве­ро-во­сточ­ная об­ласть Ма­лой Азии, на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, от ко­то­ро­го и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние (Понт — в пе­ре­во­де с греч. — озна­ча­ет соб­ствен­но мо­ре, и Чер­ное мо­ре в древ­но­сти име­но­ва­лось Пон­том Евк­син­ским).

[11] Ан­ки­ра — весь­ма древ­ний цве­ту­щий го­род Га­ла­тии (неболь­шая про­вин­ция Ма­лой Азии, ле­жа­щая меж­ду Фри­ги­ей, Вифи­ни­ей, Пон­том и Кап­па­до­ки­ей, в сред­ней ча­сти Ма­лой Азии) — ныне Ан­го­ра, до сих пор оста­ет­ся од­ним из важ­ней­ших тор­го­вых го­ро­дов Ма­лой Азии. Со­бор в Ан­ки­ре про­тив свя­то­го Гри­го­рия и низ­ло­же­ние его по­сле­до­ва­ли в 375 г.

[12] В 379 г.

[13] Ан­тио­хий­ский со­бор был в 379 г.

[14] Пло­дом бе­се­ды свя­то­го с его уми­ра­ю­щей пра­вед­ной сест­рой бы­ло впо­след­ствии со­чи­не­ние Гри­го­рия о «ду­ше» и «вос­кре­се­нии».

[15] Иво­ра и Се­ва­стия — го­ро­да Кап­па­до­кии.

[16] Фе­о­до­сий Ве­ли­кий — рим­ский им­пе­ра­тор — цар­ство­вал с 379 по 395 г.; был рев­ност­ным по­кро­ви­те­лем хри­сти­ан­ства и по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив ере­ти­ков.

[17] II Все­лен­ский Кон­стан­ти­но­поль­ский со­бор был в 381 г.

[18] Блж. Иеро­ним, епи­скоп Стри­дон­ский, — один из ве­ли­ких учи­те­лей За­пад­ной церк­ви (330-419 гг.), оста­вив­ший по­сле се­бя мно­же­ство вы­да­ю­щих­ся тво­ре­ний: по ис­тол­ко­ва­нию Св. Пи­са­ния, дог­ма­ти­че­ских, нра­во­учи­тель­ных и ис­то­ри­че­ских; важ­ней­шим его тру­дом был ла­тин­ский пе­ре­вод Св. Пи­са­ния, из­вест­ный под име­нем «Вуль­га­ты».

[19] Ев­но­мий — ере­си­арх вто­рой по­ло­ви­ны IV в., край­ний пред­ста­ви­тель ари­ан­ства.

[20] Св. Нек­та­рий управ­лял Кон­стан­ти­но­поль­ской пат­ри­ар­шею ка­фед­рою с 428 по 431 г. Па­мять его от­ме­ча­ет­ся в суб­бо­ту сыр­ную.

[21] Ме­ле­тий, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский, управ­лял ка­фед­рою с 358 по 381 г. В это­му го­ду он при­сут­ство­вал на вто­ром Все­лен­ском Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре и здесь же, в Кон­стан­ти­но­по­ле, скон­чал­ся.

[22] Пла­кил­ла — су­пру­га им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го, из­вест­ная как бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка, от­ли­чав­ша­я­ся сво­ей хри­сти­ан­ской бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Па­мять ее в Гре­че­ской Церк­ви празд­ну­ет­ся 14 сен­тяб­ря.

[23] По­мест­ный Кон­стан­ти­но­поль­ский со­бор 394 г., при пат­ри­ар­хе Нек­та­рии, был со­зван для ре­ше­ния спо­ра меж­ду дву­мя епи­ско­па­ми (Ага­пи­ем и Ба­га­ди­ем), изъ­яв­ляв­ши­ми при­тя­за­ния на од­ну и ту же ка­фед­ру (в Боц­ре Ара­вий­ской).

[24] Свя­той Гри­го­рий Нис­ский скон­чал­ся в кон­це IV ве­ка, вско­ре по­сле Кон­стан­ти­но­поль­ско­го со­бо­ра 394 г.

[25] Свя­той Гри­го­рий Нис­ский оста­вил по­сле се­бя мно­же­ство со­чи­не­ний, в ко­то­рых он яв­ля­ет­ся то как ви­тия ду­хов­ный, то как дог­ма­тист-об­ли­чи­тель ере­сей, то как тол­ко­ва­тель Свящ. Пи­са­ния, то как учи­тель нрав­ствен­но­сти. Ора­тор­ский та­лант его ви­ден в над­гроб­ных сло­вах его Ме­ле­тию Ан­тио­хий­ско­му, Ва­си­лию Ве­ли­ко­му, св. Мак­рине и в по­хваль­ных сло­вах Еф­ре­му Си­ри­ну, Гри­го­рию Чу­до­твор­цу, муч. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну, 40 му­че­ни­кам Се­ва­стий­ским, пер­во­му­че­ни­ку Сте­фа­ну; из­вест­ны так­же празд­нич­ные сло­ва его на Рож­де­ство Хри­сто­во, на кре­ще­ние, на Пас­ху (5 слов), на Воз­не­се­ние Хри­сто­во, на Пя­ти­де­сят­ни­цу, на Сре­те­ние Гос­подне. Из дог­ма­ти­че­ских со­чи­не­ний свя­то­го Гри­го­рия са­мые луч­шие: 12 слов про­тив Ев­но­мия и Ка­те­хи­зис, со­став­ля­ю­щий на­став­ле­ние в том, как на­доб­но дей­ство­вать при об­ра­ще­нии языч­ни­ков и иуде­ев и как — при опро­вер­же­нии ере­ти­ков. В со­чи­не­нии про­тив Ев­но­мия, опро­вер­гая его уче­ние, Гри­го­рий до­ка­зы­ва­ет Бо­же­ство Сы­на Бо­жия, а ча­стью объ­яс­ня­ет и все хри­сти­ан­ское уче­ние о Свя­той Тро­и­це. Это уче­ние о Свя­той Тро­и­це и осо­бен­но о Бо­же­стве Свя­то­го Ду­ха свя­той Гри­го­рий за­щи­щал от совре­мен­ных ему за­блуж­де­ний мно­ги­ми дру­ги­ми со­чи­не­ни­я­ми, как-то: в сло­ве о Свя­том Ду­хе про­тив ма­ке­до­ни­ан, в сло­ве о Бо­же­стве Сы­на и Ду­ха, к Сим­пли­кию о ве­ре, к Авла­лию о том, что не три Бо­га, к ел­ли­нам, в сло­ве про­тив Ария и Са­вел­лия. За­тем, к чис­лу дог­ма­ти­че­ских со­чи­не­ний свя­то­го Гри­го­рия от­но­сит­ся ше­стод­нев, где он ре­ша­ет вы­со­кие во­про­сы о ми­ре, остав­лен­ные св. Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким в его «Ше­стод­не­ве» без от­ве­та, «про­тив ма­ни­хе­ев», «о со­тво­ре­нии че­ло­ве­ка», ис­сле­до­ва­ние «о де­тях, умер­ших некре­щен­ны­ми» и со­чи­не­ние «о ду­ше и вос­кре­се­нии». В объ­яс­не­ние Св. Пи­са­ния, свя­той Гри­го­рий на­пи­сал несколь­ко со­чи­не­ний, в ви­де раз­мыш­ле­ний: 8 бе­сед на 3 гла­вы Ек­кле­си­а­ста, 15 бе­сед на Песнь пес­ней, 2 раз­мыш­ле­ния о над­пи­са­ни­ях псал­мов и бе­се­да о ше­стом псал­ме, 5 бе­сед о мо­лит­ве Гос­под­ней, 8 бе­сед о вось­ми за­по­ве­дях бла­женств. К нрав­ствен­но— ас­ке­ти­че­ским со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся: три ис­сле­до­ва­ния о хри­сти­ан­ском со­вер­шен­стве, о це­ли жиз­ни по Бо­ге, об ис­тин­ном по­движ­ни­че­стве, о дев­стве, о люб­ви к бед­ным и др. Кро­ме то­го, от свя­то­го Гри­го­рия оста­лось до 28 пи­сем.

 


 

материал взят с сайта Азбука веры