Добрый день.Подскажите пожалуйста,хочу освятить икону отданую мне в дар.Когда,точнее в какое время это можно сделать?Икону можно освятить в любой воскресный день, поскольку сразу после Божественной Литургии в нашем храме совершается водосвятий молебен и на нем освящаются иконы,...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Мученик Марин Кесарийский (Палестинский) и мученик Астерий Синклитик, Кесарийский (Палестинский)

Во дни язы­че­ских ца­рей Ва­ле­ри­а­на и сы­на его Гал­ли­е­на[1] в Ри­ме жил чест­ный и доб­ро­де­тель­ный вель­мо­жа, по име­ни Асте­рий, ис­по­ве­до­вав­ший ве­ру Хри­сто­ву; он был знат­ный и бо­га­тый че­ло­век, поль­зо­вав­ший­ся рас­по­ло­же­ни­ем ца­рей. При го­не­ни­ях, по­сти­гав­ших в то вре­мя Цер­ковь Хри­сто­ву, Асте­рий стро­го со­блю­дал бла­го­че­стие, ни­сколь­ко не скры­вая при этом сво­ей ве­ры в Гос­по­да Иису­са.

Од­на­жды, на­хо­дясь в пре­де­лах Па­ле­сти­ны, свя­той Асте­рий при­шел в го­род Ке­са­рию Филип­по­ву[2], из­вест­ный у фини­ки­ян под име­нем Па­не­ады; в этом го­ро­де, на­се­лен­ном мно­же­ством идо­ло­по­клон­ни­ков, был обы­чай со­вер­шать од­но язы­че­ское празд­не­ство близ ис­точ­ни­ка, вы­те­ка­ю­ще­го из го­ры Па­не­ас; от­сю­да, по­ла­га­ют, бе­рет на­ча­ло и ре­ка Иор­дан. В этот празд­ник при­но­си­мая бе­су жерт­ва де­ла­лась неви­ди­ма: оби­тав­ший там бес по­хи­щал жерт­ву, скры­вая ее от глаз, и ослеп­лен­ные за­блуж­де­ни­ем языч­ни­ки про­слав­ля­ли это бе­сов­ское обо­льще­ние как ве­ли­кое чу­до. Раб Хри­стов Асте­рий, при­сут­ствуя при са­мом бе­сов­ском празд­ни­ке, не мог не по­бо­леть серд­цем о за­блуж­де­нии и ду­шев­ной сле­по­те обо­льщен­но­го на­ро­да; под­няв очи к небу и воз­двиг­нув ру­ки, с ве­рою по­мо­лил­ся Хри­сту Бо­гу, чтобы Он из­гнал от­ту­да бе­са, пре­льща­ю­ще­го на­род. И тот­час бес был про­гнан си­лою Бо­жи­ею, и чу­до бе­сов­ское пре­кра­ти­лось, – все сво­и­ми гла­за­ми ви­де­ли жерт­ву; она уже не скры­ва­лась как ра­нее и не де­ла­лась неви­ди­мой. Ко­гда же пре­кра­ти­лось чу­до, пре­кра­ти­лось и празд­не­ство, так как языч­ни­ки пе­ре­ста­ли со­би­рать­ся к ис­точ­ни­ку. Так мо­лит­ва свя­то­го Асте­рия, со­еди­нен­ная с ве­рою, очи­сти­ла ме­сто от бе­сов­ской сквер­ны.

Стра­да­ние же его за Хри­ста про­изо­шло, по смот­ре­нию Бо­жию, та­ким об­ра­зом. В дру­гой Ке­са­рии, Па­ле­стин­ской[3], жил знат­ный и бо­га­тый во­ин по име­ни Ма­рин, но он был еще бо­лее че­стен ве­рою во Хри­ста и – бо­гат доб­ры­ми де­ла­ми. То­ва­ри­щи по пол­ку при­зы­ва­ли его на ме­сто сот­ни­ка, от­крыв­ше­е­ся по смер­ти за­ни­мав­ше­го его во­и­на. Ко­гда Ма­рин го­то­вил­ся за­нять по­мя­ну­тое ме­сто, дру­гой во­ин, за­ви­дуя и сам же­лая сде­лать­ся сот­ни­ком, по­шел к су­дье Ахеос: он от­крыл ему, что Ма­рин как хри­сти­а­нин не хо­чет при­но­сить жерт­вы бо­гам и изо­бра­же­ни­ям ца­рей, а по­то­му, – до­ба­вил до­нос­чик, – та­ко­го че­ло­ве­ка в си­лу рим­ских за­ко­нов нель­зя ста­вить сот­ни­ком. Су­дья тот­час при­звал Ма­ри­на и спро­сил его о ис­по­ве­ду­е­мой им ве­ре; услы­хав от са­мо­го Ма­ри­на, что он хри­сти­а­нин, су­дья дал ему три ча­са для раз­мыш­ле­ния, – из­брать ли жизнь или смерть. Свя­то­му Ма­ри­ну пред­сто­я­ло толь­ко два ис­хо­да: или при­не­сти язы­че­скую жерт­ву и остать­ся в жи­вых, или уме­реть за ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой.

В это вре­мя епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской Фе­те­ик при­шел к ис­по­вед­ни­ку Хри­сто­ву, взял его за ру­ку и ввел в цер­ковь, пре­по­да­вая ду­ше­по­лез­ные на­став­ле­ния. За­тем, при­дя с ним во свя­той ал­тарь, епи­скоп, ука­зы­вая ру­кою на Свя­тое Еван­ге­лие и на во­ин­ский меч, ко­то­рым Ма­рин был пре­по­я­сан, ска­зал:

– Из двух этих ве­щей из­бе­ри, до­стой­ный муж, ка­кую-ли­бо од­ну: или но­сить этот меч, чтобы вре­мен­но слу­жить зем­но­му ца­рю, а по смер­ти по­лу­чить веч­ную по­ги­бель, или – сде­лать­ся во­и­ном Небес­но­го Ца­ря, по­ло­жить ду­шу за Его пре­свя­тое имя, на­пи­сан­ное в сей кни­ге, и цар­ство­вать с ним бес­ко­неч­ные ве­ки.

Свя­той Ма­рин, про­стер­ши пра­вую ру­ку ко Свя­то­му Еван­ге­лию, с го­ря­чею лю­бо­вию об­ло­бы­зал его, по­ка­зы­вая, что он го­тов за Хри­ста ид­ти на смерть. То­гда епи­скоп ска­зал ему:

– Всей ду­шой тво­ей при­ле­пись к Бо­гу и, укреп­ля­е­мый Его си­лою, при­и­ми то, что сам из­брал.

По­сле это­го епи­скоп от­пу­стил свя­то­го Ма­ри­на со сло­ва­ми:

– Иди с ми­ром.

Ко­гда свя­той Ма­рин шел из церк­ви, то гла­ша­тай сто­ял уже у две­рей су­да, гром­ко при­зы­вая Ма­ри­на по име­ни, так как три ча­са уже про­шли. Вой­дя в су­ди­ли­ще, свя­той Ма­рин без­бо­яз­нен­нее преж­не­го ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, во все­услы­ша­ние про­слав­ляя имя Хри­сто­во и по­ри­цая язы­че­ское нече­стие. Су­дья про­из­нес ему смерт­ный при­го­вор, и свя­той му­че­ник Ма­рин был из­ве­ден за го­род и там обез­глав­лен. При его му­че­ни­че­ской кон­чине при­сут­ство­вал свя­той Асте­рий, по устро­е­нию Бо­жию на это вре­мя при­шед­ший в го­род. По стра­даль­че­ской смер­ти свя­то­го Ма­ри­на он снял с се­бя верх­нюю дра­го­цен­ную одеж­ду, про­стер ее по зем­ле, по­том об­вил ею чест­ное те­ло му­че­ни­ка вме­сте с гла­вою и, до­не­ся до мо­ги­лы на соб­ствен­ных пле­чах, пре­дал по­гре­бе­нию с че­стью. За это он и сам удо­сто­ил­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца: нече­сти­вые языч­ни­ки схва­ти­ли его и от­сек­ли ему гла­ву[4], и та­ким об­ра­зом свя­той Асте­рий вме­сте со свя­тым Ма­ри­ном в ли­ке свя­тых му­че­ни­ков пред­стал небес­но­му Ца­рю – Хри­сту.

Это бы­ло в цар­ство­ва­ние Гал­ли­е­на, на­сле­до­вав­ше­го пре­стол по­сле по­ги­бе­ли сво­е­го от­ца Ва­ле­ри­а­на. За про­ли­тие кро­ви мно­же­ства хри­сти­ан он был на­ка­зан гне­вом Бо­жи­им: во вре­мя сра­же­ния пер­сы одер­жа­ли по­бе­ду над рим­ля­на­ми, и Ва­ле­ри­ан жи­вым по­пал в плен к Са­во­рию, пер­сид­ско­му ца­рю; его от­ве­ли в Пер­сию, и там он за­ме­нял Са­во­рию под­нож­ку, ко­гда по­след­ний са­дил­ся на ко­ня. При этом Ва­ле­ри­а­на нель­зя бы­ло вы­ку­пить из по­зор­но­го пле­на: Са­во­рий не же­лал брать за него ни­ка­ких со­кро­вищ, до­ро­жа той сла­вой, что он име­ет воз­мож­ность на­сту­пать на выю рим­ско­го ца­ря. По­сле про­дол­жи­тель­но­го из­де­ва­тель­ства над Ва­ле­ри­а­ном царь пер­сид­ский ве­лел, на­ко­нец, со­драть с него ко­жу пред всем на­ро­дом и по­сы­пать со­лью; так зло по­гиб злой, еще в этой жиз­ни на­чав веч­ные му­ки. Та­кая по­ги­бель от­ца устра­ши­ла Гал­ли­е­на: он по­знал в ней Бо­жие на­ка­за­ние за без­жа­лост­ное про­ли­тие хри­сти­ан­ской кро­ви; по­это­му Гал­ли­ен из­дал указ для всех об­ла­стей Рим­ско­го го­су­дар­ства, где пред­пи­сы­ва­лось пре­кра­тить го­не­ние на хри­сти­ан и раз­ре­шить епи­ско­пам сво­бод­но управ­лять сво­и­ми церк­ва­ми. Но преж­де, чем указ при­шел в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, свя­тые Ма­рин и Асте­рий при­я­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Хри­ста и во­шли в ра­дость Гос­по­да сво­е­го и на­ше­го Вла­ды­ки Иису­са Хри­ста, цар­ству­ю­ще­го с От­цом и Свя­тым Ду­хом.

 

При­ме­ча­ния

[1] Ва­ле­ри­ан – им­пе­ра­тор 253–259 гг.; Гал­ли­ен – 260–268 гг.

[2] Го­род об­стро­ен Филип­пом, сы­ном Иро­да, ко­то­рый и на­звал его Ке­са­ри­ею в честь ке­са­ря Ти­ве­рия. Сто­ял у ис­то­ков Иор­да­на.

[3] Ке­са­рия Па­ле­стин­ская – на­зы­ва­лась в глу­бо­кой древ­но­сти го­ро­дом или баш­нею Стра­то­на. Это го­род был вос­ста­нов­лен Иро­дом Ве­ли­ким, ко­то­рый на­звал его Ке­са­ри­ею в честь им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста. Он на­хо­дил­ся на бе­ре­гу Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Св. ап. Па­вел во вре­мя сво­их мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­ствий не раз бы­вал в нем (Деян.9:29-30, 18:28, 21:8) и два го­да про­был в нем уз­ни­ком (Деян.23:23, 24:27, 25:4-6). В этом го­ро­де жил сот­ник Кор­ни­лий, ко­то­ро­го св. ап. Петр об­ра­тил ко Хри­сту и кре­стил (Деян.10); здесь жил св. ап. Филипп (Деян.21:8); здесь же умер Агрип­па, по­ра­жен­ный Ан­ге­лом и изъ­еден­ный чер­вя­ми (Деян.12:20-23). В Еван­ге­лии Ке­са­рия Па­ле­стин­ская не упо­ми­на­ет­ся.

[4] В 250 г.

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Прмц. Потамии чудотворицы: Преподобный Ор, Преподобномученица Потамия чудотворица, Преподобный Феодосий Новый, врач, Святитель Иерофей Венгерский, Туркийский, епископ, Святитель Стефан I Венгерский, король, Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский в Ближних Пещерах почивающий, Преподобный Меркурий Смоленский, Печерский, епископ, Преподобный Пимен Печерский, постник, игумен