Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Василий Архангельский, пресвитер

 

Два­дца­тый век при­нёс неви­дан­ные ис­пы­та­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Их мож­но лишь срав­нить с мас­со­вым ис­треб­ле­ни­ем хри­сти­ан в пер­вые ве­ка от Рож­де­ства Хри­сто­ва. Бо­го­бор­че­ская власть возы­ме­ла огром­ную си­лу, от­стра­нив от пре­сто­ла и за­тем убив Ца­ря и всю Цар­скую се­мью. На­ча­лись го­ды крас­но­го тер­ро­ра. Но­вой вла­стью от­да­ва­лись бес­по­щад­ные ука­зы об уни­что­же­нии луч­ших рус­ских лю­дей, мо­гу­щих по­ме­шать ис­пол­не­нию её дерз­ких пла­нов. Ап­па­рат, за­ни­ма­ю­щий­ся ис­треб­ле­ни­ем неугод­ных вла­сти лю­дей всё воз­рас­тал, по­яви­лась сеть конц­ла­ге­рей, в ко­то­рых му­чи­ли го­ло­дом, хо­ло­дом, непо­силь­ным тру­дом, за­ра­жа­ли опас­ны­ми ин­фек­ци­я­ми, из­де­ва­лись, пы­та­лись «вы­бить» от­ре­че­ние от Хри­ста. Толь­ко за один 1922 год бы­ло рас­стре­ля­но бо­лее 6000 свя­щен­ни­ков и мо­на­ше­ству­ю­щих.

В 1937 го­ду по рас­по­ря­же­нию Ста­ли­на был из­дан опе­ра­тив­ный указ о рас­стре­ле всех, на­хо­дя­щих­ся в тюрь­мах и ла­ге­рях ис­по­вед­ни­ков. Так по­яви­лись стрел­ко­вые по­ли­го­ны в круп­ных го­ро­дах, точ­нее их при­го­ро­дах: в Москве — Бу­то­во, в Ту­ле — Тес­ниц­кое. Толь­ко за один 1937 год на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ло уни­что­же­но 21765 че­ло­век. По­сколь­ку в Москве, как в сто­ли­це и цен­тре ду­хов­ном и на­уч­ном, встре­ча­лись мно­гие лю­ди из раз­ных об­ла­стей и да­же стран, то и в чис­ле рас­стре­лян­ных ока­за­лись вы­ход­цы из раз­ных ре­ги­о­нов Рос­сии. Так, на Бу­тов­ском по­ли­гоне рас­стре­ля­но мно­го на­ших зем­ля­ков, свя­щен­ни­ков и ми­рян при­хо­дов церк­вей быв­ше­го Ка­шир­ско­го уез­да, вхо­див­ше­го до ре­во­лю­ции в со­став Туль­ской гу­бер­нии. В их чис­ле свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский.

Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Ар­хан­гель­ский ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ру­сал­кине Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Ар­хан­гель­ско­го.

В се­мье Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ви­ча Ар­хан­гель­ско­го бы­ло пять сы­но­вей и две до­че­ри. Всем сы­но­вьям отец дал ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, и они ста­ли впо­след­ствии свя­щен­ни­ка­ми; до­че­ри, за нехват­кой средств, об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чи­ли, но бы­ли вы­да­ны за­муж за свя­щен­ни­ков.

Дет­ство Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го про­хо­ди­ло в бла­го­че­сти­вей­шей се­мей­ной об­ста­нов­ке, где на­став­ни­ком в ду­хов­ном вос­пи­та­нии яв­лял­ся отец — те­перь уже свя­щен­ник — Ми­ха­ил Про­хо­ро­вич Ар­хан­гель­ский , го­ря­чо лю­би­мый пас­тырь По­кров­ской церк­ви се­ла Ру­сал­ки­но. Отец Ми­ха­ил имел неза­у­ряд­ные пе­да­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти, что бы­ло от­ме­че­но Епар­хи­аль­ным На­чаль­ством, на­зна­чив­шим его в 1884 го­ду окруж­ным на­блю­да­те­лем над шко­ла­ми. Пе­да­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ви­ча преж­де все­го об­на­ру­жи­ва­лись в се­мье, на его соб­ствен­ных де­тях.

Отец Ми­ха­ил не при­зна­вал ни­ка­ко­го на­си­лия над лич­но­стью ре­бён­ка: ни роз­ги, ни по­бо­ев, ни гру­бых окри­ков и рез­ко­стей в об­ра­ще­нии с детьми, что бы­ло рас­про­стра­не­но в те вре­ме­на. «Это был лас­ко­вый и необык­но­вен­но неж­ный отец, ко­то­рый ис­прав­лял по­греш­но­сти де­тей един­ствен­но сер­деч­ным и ра­зум­ным вну­ше­ни­ем, все­гда при­ме­ня­ясь к их лич­ным осо­бен­но­стям», — так вспо­ми­нал о нём свя­щен­ник Пётр Ильин­ский (2).

В то вре­мя ко­гда Ва­си­лий был со­всем ма­лень­кий, стар­ший брат Сер­гий уже учил­ся в ТДЖС, а Вла­ди­мир и Ни­ко­лай в Ве­нёв­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще. Млад­шие Ва­си­лий и Лео­нид бы­ли в дет­стве наи­бо­лее друж­ны в си­лу сход­ства воз­раст­ных ин­те­ре­сов, в то вре­мя стар­шие бра­тья уже бы­ли се­рьёз­ны­ми мо­ло­ды­ми людь­ми. В сво­их вос­по­ми­на­ни­ях свя­щен­ник Лео­нид Ар­хан­гель­ский так опи­сы­ва­ет дет­скую друж­бу с бра­том Ва­си­ли­ем: «Мой брат, Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич, или по-дет­ски Ва­ся, был стар­ше ме­ня на че­ты­ре го­да, но он был мо­им дет­ским то­ва­ри­щем, а позд­нее и дру­гом, так ска­зать, как бы по род­ствен­ной необ­хо­ди­мо­сти. Это был круг­лень­кий здо­ро­вый маль­чик; он от­ли­чал­ся осо­бен­ной рез­во­стью ног и бе­гал, как за­яц. Пом­ню, как-то, по­го­жим лет­ним ве­че­ром, по­сле вго­на ско­ти­ны, пе­ред ужи­ном, сго­во­ри­лась ве­сё­лая ком­па­ния де­тей и взрос­лых бе­жать «на об­гон­ки», от на­ше­го до­ма до церк­ви и об­рат­но. Эта жи­вая куч­ка, ко­неч­но, очень быст­ро рас­сы­па­лась; неко­то­рые ед­ва до­бе­жа­ли до пол­пу­ти, а ма­лень­кий Ва­ся, как рез­вый за­яц, бе­жал уже об­рат­но, — толь­ко пят­ки свер­ка­ют.

Как стар­ший брат, Ва­ся мне в дет­стве по­кро­ви­тель­ство­вал, но так, что это для ме­ня вре­ме­на­ми бы­ло тя­же­лень­ко. Он ино­гда де­лал мне раз­лич­ные са­мо­дель­ные про­стые иг­руш­ки, — те­леж­ки или ко­ля­соч­ки; но ес­ли они ему по­че­му-то не нра­ви­лись, он их без­жа­лост­но ло­мал, к мо­е­му ве­ли­ко­му огор­че­нию. Или, на­при­мер, ве­зёт он ме­ня на са­лаз­ках или на те­леж­ке, но ве­зёт по ров­но­му ме­сту, а по­том сво­ра­чи­ва­ет непре­мен­но на ко­со­гор и мне все­гда ка­за­лось, что он ме­ня на­роч­но опро­кинет. Во­зить ме­ня по­доб­ным об­ра­зом, так близ­ко от опас­но­сти, он на­зы­вал «во­зить на студне»… для нас с Ва­сей са­мым ин­те­рес­ным за­ня­ти­ем ле­том бы­ла по­строй­ка пло­ти­ны на ру­чье… Необык­но­вен­ное на­сла­жде­ние бы­ло для нас в дет­стве си­деть це­лы­ми дня­ми на во­до­пое, — осмат­ри­вать, по­чи­нять, укреп­лять пло­ти­ну и без кон­ца слу­шать, как ми­ло жур­чит веч­но «жи­вая во­да», вы­бе­гая из спус­ка ма­лень­ким во­до­па­дом… Этим ин­те­рес­ным для нас за­ня­ти­ем мы с бра­том Ва­си­ли­ем, по за­ве­дён­ной тра­ди­ции, усерд­но за­ни­ма­лись из го­да в год, на­чи­ная с ран­не­го дет­ства и чуть ли не до же­нить­бы и опре­де­ле­ния на ме­ста, ко­гда мы уже по­ки­ну­ли род­ное Ру­сал­ки­но» (1, с. 73-76).

От­рок Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский, прой­дя необ­хо­ди­мый курс обу­че­ния в Ве­нёв­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, по­сту­пил в Туль­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, ко­то­рую успеш­но за­кон­чил со вто­рым раз­ря­дом в 1897 го­ду. По окон­ча­нии кур­са Се­ми­на­рии Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич со­сто­ял учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле се­ла Спас-Дет­чи­на Ка­шир­ско­го уез­да с 1897 по 1902 год. Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви се­ла Люб­ли­на Ка­шир­ско­го уез­да Прео­свя­щен­ным Пи­ти­ри­мом, Епи­ско­пом Туль­ским и Белев­ским в 1902 го­ду. Отец Ва­си­лий од­новре­мен­но со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в трёх на­чаль­ных зем­ских шко­лах, от­но­ся­щих­ся к при­хо­ду Успен­ской церк­ви се­ла Люб­ли­на: в сель­це Редь­кине, в де­ревне Сме­дов­ской, в сель­це Ха­раб­ро­ве. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский имел сле­ду­ю­щие на­гра­ды: 21 мая 1907 го­да на­граж­дён на­бед­рен­ни­ком Прео­свя­щен­ным Лав­рен­ти­ем, епи­ско­пом Туль­ским и Белев­ским; в июле 1911 го­да на­граж­дён ску­фьёю «за от­лич­но—усерд­ную служ­бу по ду­хов­но­му ве­дом­ству» Прео­свя­щен­ней­шим Пар­фе­ни­ем, ар­хи­епи­ско­пом Туль­ским и Белев­ским; по опре­де­ле­нию Епар­хи­аль­но­го На­чаль­ства в мар­те 1916 го­да на­граж­дён ка­ми­лав­кою «за осо­бые за­слу­ги по об­сто­я­тель­ствам во­ен­но­го вре­ме­ни».

Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский был же­нат. Же­на его Ве­ра Ива­нов­на ро­ди­лась в 1881 го­ду. В се­мей­стве их име­лось шесть де­тей, но «Кли­ро­вые ве­до­мо­сти» за 1916 год до­но­сят до нас све­де­ния о пя­те­рых из них: Алек­сандр, 1903 г.р., обу­чал­ся в 1916 го­ду в 3-м клас­се Ве­нёв­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща; Та­ти­а­на, 1904 г.р. обу­ча­лась в Туль­ском Епар­хи­аль­ном Жен­ском учи­ли­ще; Сер­гей, 1910 г.р., Вла­ди­мир, 1912 г.р. и Ека­те­ри­на, 1914 г.р. на­хо­ди­лись на до­маш­нем вос­пи­та­нии в си­лу сво­е­го ма­ло­лет­не­го воз­рас­та. (5) От­цу Ва­си­лию на­ка­нуне ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та бы­ло 43 го­да, а ма­туш­ке Ве­ре 36 лет. Впе­ре­ди их жда­ли тя­жё­лые ис­пы­та­ния… Отец Ва­си­лий остал­ся пас­ты­рем при­хо­да вве­рен­ной ему Успен­ской церк­ви се­ла Люб­ли­на Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской Епар­хии до кон­ца сво­их дней. Из этой церк­ви по­шёл он по пу­ти, ве­ду­ще­му в Цар­ство Небес­ное…

Но не все его род­ные бра­тья во вре­ме­на го­не­ний оста­лись вер­ны­ми Хри­сту. Млад­ший его брат, отец Лео­нид, стар­шие, свя­щен­ни­ки Сер­гий и Вла­ди­мир, слу­жив­шие в церк­вях го­ро­да Ту­лы, под­верг­лись вли­я­нию об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла (3). Но, ви­ди­мо, впо­след­ствии они при­нес­ли по­ка­я­ние, так как из­вест­но, что свя­щен­ник Лео­нид Ар­хан­гель­ский в 1934-1935 го­дах слу­жил в Ильин­ской церк­ви г. Ту­лы, ко­то­рая бы­ла опло­том вер­ных хри­сти­ан Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в то вре­мя (там ча­сто про­хо­ди­ли ар­хи­ерей­ские служ­бы, воз­глав­ля­е­мые ныне про­слав­лен­ным св. Они­си­мом Пы­ла­е­вым), и, ко­неч­но свя­щен­ни­ка, ушед­ше­го в об­нов­лен­че­ский рас­кол до слу­же­ния в этой церк­ви до­пу­стить не мог­ли; и в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях он не ука­зы­ва­ет на­град, по­жа­ло­ван­ных ему об­нов­лен­че­ским епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Ар­хан­гель­ский, быв­ший на­сто­я­те­лем Пет­ро-Пав­лов­ской церк­ви вхо­дил в 1925 го­ду в со­став Пред­съезд­ной ко­мис­сии, об­ра­зо­ван­ной об­нов­лен­че­ским туль­ским епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем, но впо­след­ствии из­вест­но, что он был сме­щён об­нов­лен­ца­ми, «был за­штат­ным про­то­и­е­ре­ем церк­ви во имя Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны «крас­ных по­пов». «Бук­валь­но объ­ез­дил всю Туль­скую Гу­бер­нию с аги­та­ци­ей за чер­но­со­тен­цев, по­сле­до­ва­те­лей Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на» (6, с. 226).

Ин­те­рес­но, что свя­щен­ник Лео­нид Ар­хан­гель­ский был же­нат на дво­ю­род­ной сест­ре ныне при­чис­лен­но­го к ли­ку свя­тых ар­хи­епи­ско­па Ил­ла­ри­о­на Тро­иц­ко­го Ли­дии Пав­ловне Тро­иц­кой, ко­то­рая впо­след­ствии со­хра­ни­ла пись­ма Вла­ды­ки, адре­со­ван­ные им с му­жем. Воз­мож­но, под вли­я­ни­ем ар­хи­епи­ско­па Ил­ла­ри­о­на, быв­ше­го пра­вой ру­кой Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, бра­тья-свя­щен­ни­ки Ар­хан­гель­ские осо­зна­ли свою ошиб­ку, очень рас­про­стра­нён­ную в те смут­ные вре­ме­на, при­нес­ли по­ка­я­ние и бы­ли сно­ва при­ня­ты в ло­но Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко, их же бра­тья свя­щен­ни­ки Ва­си­лий и Ни­ко­лай, что слу­жи­ли на сель­ских при­хо­дах, все­гда со­хра­ня­ли вер­ность Церк­ви. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ар­хан­гель­ский, слу­жив­ший в род­ной церк­ви се­ла Ру­сал­ки­на по­сле смер­ти от­ца, ушёл за штат в 1926 го­ду (1).

«Пра­виль­ное вос­пи­та­ние ро­ди­те­ля­ми сво­их де­тей по­се­я­ло в ду­шах по­след­них глу­бо­кую лю­бовь и ува­же­ние к ним; дви­жи­мые этой лю­бо­вью, они с успе­хом про­шли своё уче­ние и по­том на­все­гда оста­лись креп­ко свя­зан­ны­ми тёп­лым сер­деч­ным от­но­ше­ни­ем со сво­им род­ным кро­вом» — пи­сал свя­щен­ник Пётр Ильин­ский (2). И, де­ти от­ца Ми­ха­и­ла, уже бу­дучи свя­щен­ни­ка­ми, неиз­мен­но каж­дый год со­би­ра­лись на пре­столь­ный празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в ро­ди­тель­ский дом, в род­ную цер­ковь. И по­сле смер­ти ро­ди­те­лей, и во вре­ме­на го­не­ний на цер­ковь бра­тья неиз­мен­но сго­ва­ри­ва­лись и съез­жа­лись со сво­их от­да­лён­ных при­хо­дов еже­год­но к род­но­му пе­пе­ли­щу. Отец Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский по­след­ний раз по­се­тил род­ные ме­ста вме­сте с бра­тья­ми в 1929 го­ду (1).

В 1929 го­ду был на­чат оче­ред­ной этап го­не­ний на Цер­ковь со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти, со­про­вож­да­ю­щий­ся про­во­див­шей­ся в стране кам­па­ни­ей кол­лек­ти­ви­за­ции и рас­ку­ла­чи­ва­ния. Вла­сти об­ру­ши­лись на Цер­ковь как охра­ни­те­ля ста­ро­го строя, раз­ру­шая тра­ди­ци­он­ную рус­скую де­рев­ню, по­чти пол­но­стью ре­ли­ги­оз­ную. Бы­ло про­воз­гла­ше­но, что «ку­ла­ки в со­ю­зе с по­па­ми сры­ва­ют хле­бо­за­го­тов­ки». На XVI съез­де ВКП(б) ле­том 1930 го­да Ста­лин за­яв­ля­ет: «Кол­лек­ти­ви­за­ция, борь­ба с ку­ла­че­ством, борь­ба с вре­ди­те­ля­ми, ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да и т.п. пред­став­ля­ют неотъ­ем­ле­мое пра­во ра­бо­чих и кре­стьян СССР, за­креп­лён­ное на­шей кон­сти­ту­ци­ей» (8).

«В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь за­крыть храм и из­гнать свя­щен­ни­ка из при­хо­да, пред­ло­жи­ли ему упла­тить на­лог в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Отец Ва­си­лий не мог это­го сде­лать, и в 1931 го­ду был при­го­во­рён к трём го­дам ссыл­ки. Ви­дя свою аб­со­лют­ную неви­нов­ность и неспра­вед­ли­вые и неза­кон­ные дей­ствия мест­ных вла­стей, отец Ва­си­лий по­дал про­ше­ние о пе­ре­смот­ре де­ла, и об­ласт­ным су­дом был оправ­дан» (7).

Оче­ред­ной этап го­не­ний на Цер­ковь был объ­яв­лен со­вет­ской вла­стью в 1937 го­ду, ко­то­рый был вы­зван яв­ным неуспе­хом де­я­тель­но­сти со­вет­ской вла­сти, несмот­ря на пред­при­ня­тые уси­лия в об­ла­сти борь­бы с Цер­ко­вью и на­ро­дом, осу­ществ­лён­ные как с по­мо­щью су­дов, так и с по­мо­щью вне­су­деб­ных адми­ни­стра­тив­ных пре­сле­до­ва­ний. По дан­ным пе­ре­пи­си на­се­ле­ния за 1937 г., вклю­ча­ю­щим дан­ные о ве­ро­ис­по­ве­да­нии (на­чи­ная от 16 лет), ока­за­лось, что из 98,4 млн. че­ло­век ве­ру­ю­щи­ми се­бя на­зва­ли 55,3 млн., а к неве­ру­ю­щим от­нес­ли се­бя 42,2 млн., не по­же­ла­ли от­ве­тить на этот во­прос 0,9 млн. че­ло­век.

В на­ча­ле 1937 го­да вла­сти по­ста­ви­ли во­прос о су­ще­ство­ва­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви как Все­рос­сий­ской ор­га­ни­за­ции. В кон­це 30-х го­дов об­ще­ствен­ное мне­ние об­ра­ба­ты­ва­ли уже та­ким об­ра­зом, чтобы со­здать пред­став­ле­ние о под­го­тов­ке в стране ши­ро­ко­го за­го­во­ра ду­хо­вен­ства, ру­ко­во­ди­мо­го за­ру­беж­ны­ми цен­тра­ми и на­прав­лен­но­го на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти. 2 июля 1937 го­да По­лит­бю­ро при­ня­ло ре­ше­ние о про­ве­де­нии мас­со­вых ре­прес­сий. По дан­ным пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по ре­а­би­ли­та­ции жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий, в 1937 г. бы­ли аре­сто­ва­ны 136900 пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, из них рас­стре­ля­ны — 85300 (8, с. 136-139).

Все эти со­бы­тия кос­ну­лись и Успен­ской церк­ви се­ла Люб­ли­на Ка­шир­ско­го уез­да, её на­сто­я­те­ля про­то­и­е­рея Ар­хан­гель­ско­го Ва­си­лия Ми­хай­ло­ви­ча и его паст­вы…

20 ок­тяб­ря 1937 го­да из­да­но по­ста­нов­ле­ние об аре­сте о. Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. Его об­ви­ня­ют в том, что он «про­во­дит ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность сре­ди ра­бо­чих и кре­стьян»; ещё при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние, что он до 1917 го­да имел 390 дес. зем­ли и на­ём­ную ра­бо­чую си­лу (в про­то­ко­ле до­про­са сам о. Ва­си­лий по­ка­зы­ва­ет, что «имел 289 дес. зем­ли, 5 ло­ша­дей, 3 ко­ро­вы, до 20 че­ло­век се­зон­ных ра­бо­чих и од­но­го по­сто­ян­но­го» (10), это иму­ще­ство при­над­ле­жа­ло Люб­лин­ской церк­ви, и по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та бы­ло кон­фис­ко­ва­но со­вет­ской вла­стью).

27 ок­тяб­ря 1937 го­да был вы­дан ор­дер на арест, и свя­щен­ни­ка за­клю­чи­ли в Ка­шир­скую тюрь­му. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы. Его об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал.


В.М. Ар­хан­гель­ский, 1937,
из де­ла НКВД

— След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов и обя­за­тель­ном по­се­ще­нии детьми церк­ви, — ска­зал сле­до­ва­тель.

— Я аги­та­ции об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов ни­ко­гда не вёл. С неко­то­ры­ми жен­щи­на­ми в церк­ви я го­во­рил и спра­ши­вал их, при­уча­ют ли они сво­их де­тей мо­лить­ся, а так­же и сво­их род­ствен­ни­ков, — от­ве­тил свя­щен­ник (7, 9).

До­про­сы сви­де­те­лей про­дол­жа­лись с 17 ок­тяб­ря по 1 но­яб­ря 1937 го­да. Од­но­сель­чане ба­тюш­ки, его паства до­но­си­ли о каж­дой его ре­пли­ке, о каж­дом дей­ствии , ко­то­рые мог­ли «за­ин­те­ре­со­вать» со­вет­скую власть и быть вы­дви­ну­ты­ми в ка­че­стве об­ви­не­ния про­тив на­сто­я­те­ля Люб­лин­ской церк­ви. Но не все при­хо­жане вы­сту­пи­ли про­тив ба­тюш­ки, один из них за­клю­чён в тюрь­му вме­сте с о. Ва­си­ли­ем, на дру­го­го со­би­ра­ют та­кие же по­ка­за­ния-до­но­сы. В ре­зуль­та­те про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти про­то­и­е­рея Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го в цер­ковь вновь при­во­дят ма­лень­ких де­тей, при­хо­дят пи­о­не­ры, мо­ло­дые лю­ди с мест­ной фаб­ри­ки «Ока», что мы ви­дим из про­то­ко­лов до­про­сов до­нос­чи­ков. Бы­ло че­му обес­по­ко­ить­ся со­вет­ской вла­сти. Несмот­ря на ре­прес­сии, зная, что за это мож­но по­пла­тить­ся жиз­нью, свя­щен­ник про­дол­жа­ет про­по­ве­до­вать, а его паства по­се­ща­ет бо­го­слу­же­ния и воз­рас­та­ет в сво­ём чис­ле.

Со­глас­но «ан­ке­те аре­сто­ван­но­го» на мо­мент аре­ста о. Ва­си­лия се­мья его со­сто­я­ла из же­ны — ма­туш­ки Ве­ры, 57 лет, ко­то­рая чис­лит­ся как до­мо­хо­зяй­ка и ше­сте­рых де­тей: Дмит­рия, 17 лет, уче­ни­ка сред­ней Озёр­ской шко­лы; Ека­те­ри­ны, 22 лет, уча­щей­ся мед­тех­ни­ку­ма г. Ко­лом­на; Алек­сандра, 30 лет, сче­то­во­да фаб­ри­ки «Ока»; Ва­лен­ти­ны, 28 лет, учи­тель­ни­цы; Сер­гея, 24 лет, учи­те­ля с. Сту­де­нец Морд­вес­ско­го р-на и Вла­ди­ми­ра, 32 лет, учи­те­ля на­чаль­ной шко­лы в Ка­ши­ре.

2 но­яб­ря 1937 го­да Ка­шир­ским РО УНКВД МО бы­ло вы­дви­ну­то об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние: «Ар­хан­гель­ский и Бай­ба­ков бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ны­ми к Сов. вла­сти, име­ли меж­ду со­бой тес­ную связь, сре­ди ра­бо­чих фаб­ри­ки «Ока» и кол­хоз­ни­ков от­кры­то про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, вы­ска­зы­ва­ли кле­вет­ни­че­ские из­мыш­ле­ния про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя, тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния про­тив ком­му­ни­стов». По­ста­но­ви­ли: След­ствен­ное де­ло № 7899 по об­ви­не­нию Ар­хан­гель­ско­го В.М. и Бай­ба­ко­ва И.И. пред­ста­вить на рас­смот­ре­ние Трой­ки при Упр. НКВД» (9).

14 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский был рас­стре­лян через день, 16 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бён в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле» (7).

По вос­по­ми­на­ни­ям род­ствен­ни­ков, ма­туш­ка Ве­ра оста­ва­лась жить в се­ле Люб­лине до сво­ей смер­ти, до­жив до пре­клон­но­го воз­рас­та. Две до­че­ри о. Ва­си­лия про­жи­ва­ли вме­сте сна­ча­ла в с. Люб­лине, а по­том в г. Озё­ры, так и не об­ра­зо­вав свои се­мьи.

Се­ла Люб­ли­на уже нет, как и се­ла Ру­сал­ки­на, и нет в них церк­вей — раз­ру­ше­ны, разо­бра­ны до ос­но­ва­ния… но есть па­мять — об этих церк­вях и их на­сто­я­те­лях, за­щи­щав­ших Цер­ковь Хри­сто­ву от по­ру­га­ния и за­бве­ния, они до по­след­не­го сво­е­го ча­са ис­пол­ня­ли свой свя­щен­ни­че­ский долг и ве­ли свою паст­ву ко Хри­сту.

Освя­щен­ный Юби­лей­ный Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да, рас­смот­рев цер­ков­ное Пре­да­ние и му­че­ни­че­ские ак­ты о по­дви­гах Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка, ко­то­рым бы­ло да­но ра­ди Хри­ста не толь­ко ве­ро­вать в Него, но и стра­дать за Него (Флп.1:29), опре­де­лил про­сла­вить для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния в ли­ке свя­тых Со­бор Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских име­на по­стра­дав­ших за ве­ру, сви­де­тель­ства о ко­то­рых по­сту­пи­ли, в том чис­ле свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го (1874-1937), па­мять ко­то­ро­го празд­ну­ет­ся в день его кон­чи­ны 16 но­яб­ря по но­во­му сти­лю (10).

Те­перь мы сно­ва сво­бод­но ис­по­ве­ду­ем Пра­во­сла­вие, от­кры­то при­сту­па­ем к Та­ин­ствам Церк­ви. Мы по­лу­чи­ли этот дар, при­об­ре­тён­ный до­ро­гою це­ной ис­по­вед­ни­че­ско­го по­дви­га Но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских, освя­щён­ный их ис­ку­пи­тель­ной кро­вью и стра­да­ни­я­ми, их жерт­вой ра­ди нас, по­том­ков, ра­ди со­хра­не­ния зё­рен Пра­во­слав­ной ве­ры, мо­гу­щих про­рас­ти и дать обиль­ные всхо­ды. Бу­дем же бе­речь это со­кро­ви­ще, при­умно­жать и про­сить в мо­лит­вах к Но­во­му­че­ни­кам и Ис­по­вед­ни­кам Рос­сий­ским о нис­по­сла­нии нам от Гос­по­да стой­ко­сти в ве­ре, пре­дан­но­сти Церк­ви Хри­сто­вой!

Свя­щен­но­му­че­ни­че Ва­си­лие, мо­ли Бо­га о нас!

 

Ис­поль­зо­ван­ная ли­те­ра­ту­ра:

1. Вос­по­ми­на­ния. Л.М. Ар­хан­гель­ский. Ма­ши­но­пись. Ту­ла, 1958 год.

2. Туль­ские Епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти, 1910 год, №№18, 34, 37. Па­мя­ти про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ви­ча Ар­хан­гель­ско­го. Се­мей­но-бы­то­вой очерк. Свя­щен­ник Пётр Ильин­ский.

3. Туль­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти, 1924 г., №3; 1925 г. №№1, 2, 3, 5; 1926 г. №3.

4. ГАТО, Кли­ро­вые ве­до­мо­сти Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии, 1876 год.

5. ГАТО, Кли­ро­вые ве­до­мо­сти Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии, 1916 год.

6. Туль­ский си­но­дик. 1558-2009. Ре­дак­тор — со­ста­ви­тель Т.В. Ге­ор­ги­ев­ская — Ту­ла.: Гриф и К, 2009. — 648 л.

7. Игу­мен Иоанн Да­мас­кин (Ор­лов­ский). Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 7. — Тверь: «Бу­лат», 2002 год, стр. 176-177.

8. Оте­че­ства крест­ная ча­ша: Рус­ская Гол­го­фа/ Сост. К.Н. Го­дов­ни­ко­ва. — Сим­фе­ро­поль: Род­ное сло­во; Н. Орiан­да, 2008. — 552 с., 60 ил.

9. ГАРФ, Де­ло по об­ви­не­нию Ар­хан­гель­ско­го В.М. и Бай­ба­ко­ва И.И. по ст. 58 п. 10 и 11 УК, №7899 (ор­дер на обыск и арест, ан­ке­та аре­сто­ван­но­го, про­то­кол до­про­са, об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, про­то­ко­лы до­про­са об­ви­ня­е­мых и сви­де­те­лей)

10. Де­я­ние Освя­щен­но­го Юби­лей­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о со­бор­ном про­слав­ле­нии но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

11. Свящ. Ки­рилл Ка­ле­да. Бу­тов­ский по­ли­гон. От­пе­ча­та­но в ти­по­гра­фии ЗАО «ТДДС — Сто­ли­ца-8».

12. Т. Ши­по­ши­на. По­ли­гон.

Ис­точ­ник: http://www.veneva.ru

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

 

Сщмч. Виктора пресвитера (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Владимира пресвитера (1938). Прмч. Пафнутия (1938). Мч. Михаила (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Мч. Иоанна (1940). Св. Михаила исп., пресвитера (1941): Священномученик Димитрий Плышевский, пресвитер, Священномученик Владимир Пастернацкий, пресвитер, Преподобномученик Пафнутий (Костин), иеромонах, Мученик Михаил Новоселов, Мученик Иоанн Малышев, Священноисповедник Михаил Розов, пресвитер