Позволительно ли вкушать конину (колбасу)православном человеку,разумеется вне поста,Спаси Господи.Здравствуйте, Константин!Самый "постовой" вопрос. Вкушать колбасу, как вы правильно отметили - вне поста, православному человеку позволительно. Состав её никак не...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Преподобномученица Александра Дьячкова, послушница

 

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра ро­ди­лась в 1893 го­ду в се­ле Чер­но­го­лов­ка Ива­нов­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Дьяч­ко­ва. Алек­сандра окон­чи­ла сель­скую шко­лу и жи­ла вме­сте с ро­ди­те­ля­ми, по­мо­гая им по хо­зяй­ству. В 1914 го­да она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Свя­то-Тро­иц­кий Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь в Клин­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии непо­да­ле­ку от се­ла Ака­то­во, по­че­му и мо­на­стырь за­ча­стую на­зы­ва­ли Ака­тов­ским. Он был от­крыт в 1890 го­ду, сна­ча­ла как об­щи­на, а в 1898 го­ду по­лу­чил ста­тус мо­на­сты­ря с об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В оби­те­ли бы­ло в то вре­мя два хра­ма, две го­сти­ни­цы и стран­но­при­им­ный дом. Все­го здесь под­ви­за­лось око­ло се­ми­де­ся­ти се­стер.
При­дя к вла­сти, без­бож­ни­ки по­тре­бо­ва­ли за­кры­тия мо­на­сты­ря, и сест­ры пре­об­ра­зо­ва­ли его в сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ар­тель, ко­то­рой по-преж­не­му ру­ко­во­ди­ла игу­ме­ния. Но в 1927 го­ду без­бож­ни­ки ста­ли за­кры­вать все ар­те­ли, где под­ви­за­лись мо­на­хи­ни. Мо­на­ше­ская тру­до­вая об­щи­на в се­ле Ака­то­ве бы­ла разо­гна­на, а игу­ме­ния аре­сто­ва­на. По­слуш­ни­ца Алек­сандра вер­ну­лась на ро­ди­ну в се­ло Чер­но­го­лов­ку и по­се­ли­лась в ро­ди­тель­ском до­ме. Од­на­ко лю­бовь к оби­те­ли, где бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло ино­че­ских тру­дов, бы­ла столь ве­ли­ка, что Алек­сандра вновь уеха­ла в Ака­то­во и по­се­ли­лась в од­ной из де­ре­вень вбли­зи мо­на­стыр­ских стен. С 1930 го­да над­зор за мо­на­хи­ня­ми, жив­ши­ми вбли­зи за­кры­тых оби­те­лей, уси­лил­ся, оже­сто­чи­лись на­прав­лен­ные про­тив них ре­прес­сии, и Алек­сандра сно­ва воз­вра­ти­лась в ро­ди­тель­ский дом. Сель­ская их цер­ковь к это­му вре­ме­ни ли­ши­лась пас­ты­ря, и Алек­сандра ста­ла ак­тив­но хло­по­тать о на­зна­че­нии к ним свя­щен­ни­ка, что в кон­це кон­цов ей уда­лось, и она взя­лась обу­стро­ить его жизнь на но­вом ме­сте.
Со­труд­ни­ки ОГПУ в это вре­мя при­ня­лись за аре­сты ду­хо­вен­ства и ино­ков за­кры­тых оби­те­лей. 21 мая 1931 го­да в чис­ле дру­гих мо­на­ше­ству­ю­щих бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске и Алек­сандра. Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли; один из них по­ка­зал, что «Дьяч­ко­ва рас­про­стра­ня­ет неле­пые слу­хи о на­шем кол­хо­зе, го­во­ря, что у нас кол­хоз­ни­ки го­лод­ные, скот дохнет, мо­ло­ко сда­ют, а де­ти уми­ра­ют с го­ло­ду... Дьяч­ко­ва ак­тив­ный ор­га­ни­за­тор... ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков»[1].
По­слуш­ни­це предъ­яви­ли об­ви­не­ние в аги­та­ции про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, что в «1930 го­ду в мо­мент пе­ре­вы­бо­ров сель­со­ве­тов она го­во­ри­ла: “Все рав­но в кол­хоз ни­кто из чест­ных кре­стьян не пой­дет: там со­би­ра­ют­ся од­ни ло­ды­ри, ко­то­рые не хо­тят ра­бо­тать, — пусть ком­му­ни­сты с ни­ми ра­бо­та­ют”»[2].
Вы­зван­ная на до­прос, по­слуш­ни­ца Алек­сандра ска­за­ла, что она дей­стви­тель­но в те­че­ние мно­гих лет под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре и ушла из него толь­ко по­сле то­го, как он был за­крыт, а игу­ме­ния аре­сто­ва­на. А что ка­са­ет­ся предъ­яв­лен­но­го об­ви­не­ния, то «аги­та­ции про­тив кол­хо­зов я не ве­ла», — за­клю­чи­ла по­слуш­ни­ца.
29 мая 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­цу Алек­сан­дру к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.
В 1934 го­ду Алек­сандра Ива­нов­на бы­ла осво­бож­де­на и по­се­ли­лась в род­ном се­ле; в том же го­ду скон­ча­лась ее мать, и, про­жив око­ло по­лу­то­ра ме­ся­цев до­ма, она уеха­ла в Во­ло­ко­лам­ский рай­он, где мень­ше бы­ла ве­ро­ят­ность под­верг­нуть­ся аре­сту как от­быв­шей ла­гер­ный срок и по­се­лив­шей­ся вбли­зи Моск­вы. Алек­сандра Ива­нов­на жи­ла у сво­их зна­ко­мых в раз­ных де­рев­нях, под­ра­ба­ты­вая той или иной по­ден­ной ра­бо­той. В ок­тяб­ре 1937 го­да по­слуш­ни­ца устро­и­лась ра­бо­тать сто­ро­жем и убор­щи­цей в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ше­ста­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на и по­се­ли­лась в цер­ков­ной сто­рож­ке. В той же сто­рож­ке жил и свя­щен­ник. Вско­ре свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли, и хо­тя храм не за­кры­ли, но служ­бу ве­сти ста­ло неко­му. По­слуш­ни­ца Алек­сандра бы­ла аре­сто­ва­на 28 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­че­на в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске.
До­про­шен­ный в ка­че­стве сви­де­те­ля сек­ре­тарь сель­со­ве­та по­ка­зал, что Дьяч­ко­ва недо­воль­на со­вет­ской вла­стью и су­ще­ству­ю­щим в СССР стро­ем; что она ве­дет сре­ди кол­хоз­ни­ков ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, хо­дит по ве­че­рам по до­мам кол­хоз­ни­ков и го­во­рит им, что со­вет­ская власть неза­кон­но аре­сто­ва­ла мест­но­го хо­ро­ше­го и ни в чем не ви­нов­но­го свя­щен­ни­ка; что в церк­вях нет служ­бы, а меж­ду тем ко­гда ор­га­ни­зо­вы­ва­ли кол­хо­зы, то вла­сти обе­ща­ли не за­кры­вать хра­мы, обе­ща­ли, что свя­щен­ни­ки бу­дут слу­жить, а как ор­га­ни­зо­ва­ли кол­хо­зы, то уро­жая не ста­ло и хле­ба нет, а со­вет­ская власть ста­ла сни­мать с церк­вей ко­ло­ко­ла, а все рав­но ни­че­го нет: при­дешь в ма­га­зин и — все пу­сто, в кол­хо­зах уро­жаи пло­хие и кол­хоз­ни­ки си­дят без хле­ба.
— В де­каб­ре 1937 го­да, бу­дучи в ма­га­зине Те­ря­ев­ско­го сель­по в се­ле Ше­ста­ко­во, вы вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью и пар­ти­ей, в част­но­сти от­но­си­тель­но аре­ста по­пов. Дай­те по­ка­за­ние по это­му во­про­су, — по­тре­бо­вал от Алек­сан­дры Ива­нов­ны сле­до­ва­тель.
— Да, дей­стви­тель­но, в ма­га­зине я бы­ла, но контр­ре­во­лю­ци­он­ных и ан­ти­со­вет­ских вы­ступ­ле­ний с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем то­го, что я го­во­ри­ла, что свя­щен­ни­ка в на­шей церк­ви еще нет, — и то я это го­во­ри­ла, от­ве­чая на во­про­сы кол­хоз­ни­ков.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, ко­то­рые до­ста­точ­но ули­ча­ют вас в этом. След­ствие тре­бу­ет дать по это­му во­про­су прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не ве­ла, но кол­хоз­ни­ков я при­зы­ва­ла, чтобы они по­се­ща­ли цер­ковь и мо­ли­лись Бо­гу, — от­ве­ти­ла по­слуш­ни­ца.
4 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Алек­сан­дру Ива­нов­ну к рас­стре­лу, и она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. По­слуш­ни­ца Алек­сандра Дьяч­ко­ва бы­ла рас­стре­ля­на 14 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 35-38


При­ме­ча­ния

[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-75865, л. 64.

[2] Там же. Л. 69.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

Прмц. Ольги (1937). Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938). Cщмч. Александра пресвитера (1942). Сщмч. Василия пресвитера (1943): Священномученик Василий Никитский, пресвитер, Священномученик Петр Любимов, пресвитер, Священномученик Иоанн Стрельцов, пресвитер, Священномученик Вениамин Фаминцев, пресвитер, Священномученик Михаил Букринский, пресвитер, Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон, Преподобномученица Анна Макандина, послушница, Преподобномученица Дария Зайцева, послушница, Преподобномученица Матрона Макандина, Мученица Надежда Аббакумова, Священномученик Александр Ильенков, пресвитер, Священномученик Василий Константинов-Гришин, пресвитер