Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Василий Константинов-Гришин, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 23 де­каб­ря 1874 го­да в се­ле Вы­пол­зо­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье кре­стья­ни­на Мат­вея Гри­ши­на.
Ис­то­рия по­лу­че­ния Ва­си­ли­ем двой­ной фа­ми­лии та­ко­ва. В дет­стве он уха­жи­вал за од­ним со­сто­я­тель­ным од­но­сель­ча­ни­ном, ко­то­рый был без­дет­ный. Он так по­лю­бил Ва­си­лия, что пред­ло­жил ему взять его фа­ми­лию и стать его на­след­ни­ком. Фак­ти­че­ски по до­ку­мен­там фа­ми­лия Ва­си­лия Кон­стан­ти­нов, но на­род в се­ле звал по фа­ми­лии от­ца — Гри­шин. В след­ствен­ном де­ле за 1933 год зна­чит­ся фа­ми­лия Гри­шин, а в де­ле за 1937 год — двой­ная фа­ми­лия.
С 1908 го­да Ва­си­лий слу­жил пса­лом­щи­ком в се­ле Ча­а­да­ев­ка Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии, в 1911 го­ду был пе­ре­ме­щен в се­ло Ма­рио­поль Кар­сун­ско­го уез­да, в 1916 го­ду — в се­ло Сы­ре­си Ала­тыр­ско­го уез­да. Ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил окон­чив пас­тыр­ские кур­сы. В 1919 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1923 — в сан свя­щен­ни­ка. В 1926 го­ду отец Ва­си­лий был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав как слу­жи­тель куль­та. К 1933 го­ду слу­жил отец Ва­си­лий в род­ном се­ле Вы­пол­зо­во.
2 ян­ва­ря 1933 го­да пред­се­да­тель Ан­ти­пин­ско­го сель­со­ве­та вы­сту­пил в ка­че­стве сви­де­те­ля и по­ка­зал сле­ду­ю­щее:
«В Ан­ти­пин­ском с/со­ве­те су­ще­ству­ет ку­лац­кая груп­пи­ров­ка, ста­вя­щая це­лью раз­вал кол­хо­зов из­нут­ри во всех се­ле­ни­ях Ан­ти­пин­ско­го с/со­ве­та и за­ни­ма­ю­ща­я­ся ак­тив­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью. Во всех 3-х се­ле­ни­ях име­ют­ся кол­хо­зы, но вви­ду то­го, что ку­ла­ки про­лез­ли и в кол­хоз, кол­хо­зы не рас­тут, а на­обо­рот есть тен­ден­ция к вы­хо­ду из кол­хо­зов. Всей этой ку­лац­кой груп­пи­ров­кой ру­ко­во­дит поп се­ла Вы­пол­зо­ва Гри­шин Ва­си­лий Мат­ве­е­вич через близ­ко к нему сто­я­щих жен­щин». На­шлись и дру­гие лже­сви­де­те­ли из од­но­сель­чан, дав­шие след­ствию «прав­ди­вые по­ка­за­ния».
16 ян­ва­ря 1933 го­да свя­щен­ник Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен под стра­жу в тюрь­му го­ро­да Ала­тырь. В тот же день со­сто­ял­ся до­прос, на ко­то­ром свя­щен­ник от­ве­чал:
«В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по су­ще­ству де­ла по­ка­зы­ваю: ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и ни с кем ни в ка­кие раз­го­во­ры не вда­вал­ся, а на­обо­рот как цер­ков­ник все­гда дер­жал­ся апо­ли­тич­но. Ку­лац­кой груп­пи­ров­кой я не ру­ко­во­дил. Боль­ше по­ка­зать не имею, по­ка­за­ния мои с мо­их слов за­пи­са­ны вер­но и мне про­чи­та­ны, об окон­ча­нии след­ствия мне объ­яв­ле­но, в чем и рас­пи­су­юсь».
31 ян­ва­ря тю­рем­ный врач по­сле осмот­ра со­ста­вил мед­справ­ку на за­клю­чен­но­го свя­щен­ни­ка где от­ме­тил: «Сла­бость сер­деч­ной мыш­цы, скле­роз со­су­дов, незна­чи­тель­ный отек ног, хро­ни­че­ский рев­ма­тизм. За­клю­че­ние: ин­ва­лид­ность 3 груп­пы с утра­той тру­до­спо­соб­но­сти. Пеш­ком сле­до­вать на боль­шое рас­сто­я­ние не мо­жет (на неболь­шое — 5 км мо­жет)».
Бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по ста­тьям 58-10 и 58-11 УК, со­став­лен­ное на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей. В нем го­во­ри­лось: «На­чи­ная с 1930 го­да в рай­оне Ан­ти­пин­ско­го сель­со­ве­та По­рец­ко­го рай­о­на ЧАССР су­ще­ство­ва­ла ор­га­ни­зо­ван­ная ку­лац­кая груп­пи­ров­ка, ста­вя­щая сво­ей це­лью раз­вал кол­хо­зов из­нут­ри в се­ле­ни­ях дер. Ан­ти­пин­ка, Бре­дов­ка и Вы­пол­зо­во Ан­ти­пин­ско­го сель­со­ве­та и сры­ва про­во­ди­мых пра­ви­тель­ством хо­зяй­ствен­но-по­ли­ти­че­ских кам­па­ний на се­ле, в осо­бен­но­сти: хле­бо­за­го­то­вок, за­го­то­вок тех­ни­че­ских куль­тур и мо­би­ли­за­ции средств.
Гри­шин Ва­си­лий Мат­ве­е­вич, поп, яв­ля­ясь ру­ко­во­ди­те­лем этой ку­лац­кой груп­пи­ров­ки, через близ­ко сто­я­щих к нему жен­щин Ага­фо­но­ву Пе­ла­гею, Гри­ши­ну Лю­бовь и др. рас­про­стра­нял а/с аги­та­цию. Все чле­ны груп­пи­ров­ки ча­сто со­би­ра­лись у сно­хи по­па Гри­ши­ной Лю­бо­ви и по­след­няя, по­лу­чая из­вест­ные за­да­ния от по­па Гри­ши­на Ва­си­лия, аги­ти­ро­ва­ла сре­ди на­се­ле­ния про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий. Кро­ме то­го, сам Гри­шин Ва­си­лий про­во­дил от­кры­тую а/с аги­та­цию, го­во­ря: «Ско­ро власть пе­ре­вер­нет­ся. Со­вет­ской вла­сти не бу­дет. По­это­му в кол­хоз не на­до всту­пать».
Поп Гри­шин Ва­си­лий, бу­дучи в до­ме у чле­на этой груп­пы Ага­фо­но­вой Та­тья­ны го­во­рил: «Все го­су­дар­ства об­ру­ши­лись про­тив ком­му­ни­стов. Ско­ро со­вет­скую власть сши­бут. То­гда ком­му­ни­сты все раз­бе­гут­ся и не бу­дет кол­хо­зов».
По­сле до­про­са поп Гри­шин, при­хо­дя в ар­по­ме­ще­ние сре­ди аре­сто­ван­ных на­чал аги­ти­ро­вать сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Сей­час что бы ни тво­ри­лось в СССР, ис­ти­на возь­мет свое. Так пи­шет Еван­ге­лие. Ти­ран­ство это нена­дол­го. Ка­кой мер­кой они нас ме­рят, та­кой и им от­ме­рит­ся Свя­той цер­ко­вью ни­ко­гда непо­ко­ле­би­мой».
В мае ме­ся­це 1932 го­да поп Гри­шин око­ло куз­ни­цы в при­сут­ствии граж­да­ни­на Коз­ло­ва Пет­ра и дру­гих го­во­рил: «Кол­хоз есть бар­щи­на. В кол­хо­зе у кре­стья­ни­на от­ни­ма­ют во­лю и соб­ствен­ность. Но это еще лад­но. Но пло­хо то, что ра­бо­тай день и ночь, а боль­ше кус­ка хле­ба не по­лу­чишь».
Один кол­хоз­ник-ком­му­нист по­ка­зал: «…в си­лу этих лиц ве­ду­щие ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию граж­дане с. Вы­пол­зо­во и бо­ят­ся ид­ти в кол­хоз ука­зан­ных лиц я про­шу ор­га­ны О.Г.П.У. уда­лить из пре­де­лов на­шей Рес­пуб­ли­ки и то­гда граж­дане все как один вой­дут в кол­хоз».
25 мар­та то­го же го­да след­ствен­ное де­ло «за недо­ста­точ­но­стью дан­ных для при­вле­че­ния к от­ветс­вен­но­сти» бы­ло пре­кра­ще­но и отец Ва­си­лий и дру­гие аре­сто­ван­ные по дан­но­му де­лу бы­ли осво­бож­де­ны.
Свя­щен­ник Ва­си­лий про­дол­жил слу­же­ние у пре­сто­ла Гос­под­ня. Неко­то­рое вре­мя свя­щен­ник слу­жил в се­ле На­поль­ном По­рец­ко­го рай­о­на. Но­вая вол­на ре­прес­сий за­ста­ла от­ца Ва­си­лия на свя­щен­ни­че­ском слу­же­нии в се­ле Ку­де­и­ха то­го же рай­о­на. 22 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ва­си­лий был под­верг­нут обыс­ку и аре­сту. Пер­вое вре­мя он со­дер­жал­ся в По­рец­ком рай­от­де­ле НКВД, за­тем был до­став­лен в Ала­тыр­скую тюрь­му № 3 НКВД ЧАССР.
На до­про­се со­сто­яв­шем­ся 22 ок­тяб­ря 1937 го­да свя­щен­ник по­ка­зал:
Во­прос — Вы со­сто­я­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции и за­ни­ма­лись рас­про­стра­не­ни­ем контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния, на­прав­лен­ной про­тив су­ще­ству­ю­ще­го со­вет­ско­го строя. След­ствие пред­ла­га­ет Вам рас­ска­зать, кон­крет­но кто со­сто­ял в Ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, на­зо­ви­те их фа­ми­лии и име­на и рас­ска­жи­те о их­них свя­зях и аги­та­ции?
От­вет — В контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я ни в ка­кой не со­сто­ял и не со­стою, не знаю и по­ня­тия не имею что за ор­га­ни­за­ция, ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся и не за­ни­ма­юсь и го­во­рить мне не о чем.
— След­ствие Вам на­по­ми­на­ет, что Вы име­ли тес­ную связь с ку­ла­ка­ми Га­ма­ю­но­вым Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем, Ага­фо­но­вым Ива­ном Се­ме­но­ви­чем, свя­щен­ни­ка­ми: Храм­цо­вым, Вос­кре­сен­ским, По­кров­ским, Ве­ли сов­мест­но ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, ска­жи­те при­зна­е­те ли Вы это?
— Не при­знаю и при­знать не мо­гу.
— Вы го­во­ри­те, что не за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей то­гда как след­стви­ем уста­нов­ле­но, что Вы 27/XII-1933 го­да в до­ме цер­ков­но­го ста­ро­сты рас­про­стра­ня­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив со­ввла­сти, при­зна­е­те ли Вы это?
— В до­му цер­ков­но­го ста­ро­сты я со­вер­шен­но не был и аги­та­ции про­тив со­ввла­сти ни­ко­гда не вел.
— Так­же след­ствию из­вест­но, что Вы слу­жа в церк­ви пе­ред на­ро­дом го­во­ри­ли про­по­ведь про кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, вы­став­ля­ли их за ис­тин­ных за­щит­ни­ков на­ро­да и до­ба­ви­ли, «мы долж­ны их пом­нить и сто­ять за ре­ли­гию, а не за без­бож­ни­ков» За что Вас хва­ли­ли ве­ру­ю­щие, ска­жи­те, при­зна­е­те ли Вы это?
— Про­по­ведь в церк­ви про Бо­ри­са и Гле­ба я ни­ко­гда не го­во­рил.
— Вы слу­жа в На­поль­нов­ской церк­ви и ко­гда Вас Ар­да­тов­ский РИК об­ло­жил на­ло­гом в 1000 руб­лей, Вы объ­яви­ли ве­ру­ю­щим, а ко­гда ве­ру­ю­щие Вам со­бра­ли ука­зан­ную сум­му то Вы при­сво­и­ли се­бе и уеха­ли, при­зна­е­те ли Вы это?
— В На­поль­ном я слу­жил 22 дня, ме­ня дей­стви­тель­но Ар­да­тов­ский Рик об­ла­гал по­до­ход­ным на­ло­гом, точ­но на ка­кую циф­ру не пом­ню, на де­вять­сот с чем-то руб­лей, де­нег у ве­ру­ю­щих для упла­ты на­ло­га не брал и не про­сил, а упла­тил свои, по­сле упла­ты на­ло­га я сра­зу за­явил в сель­со­вет что слу­жить не бу­ду и ушел, но не убег са­мо­воль­но, по­то­му та­кой во­прос при­знать не мо­гу.
— Ска­жи­те след­ствию сколь­ко раз и ко­гда Вы бы­ва­ли у Ала­тыр­ско­го епи­ско­па и за­чем к епи­ско­пу ез­ди­ли?
— У Ала­тыр­ско­го епи­ско­па я был все­го как я пом­ню два ра­за все­го. Пер­вый раз у епи­ско­па я был в 1933 го­ду ез­дил за по­лу­че­ни­ем бла­го­сло­ве­ния вый­ти из его епар­хии и по­сту­пить в дру­гую Мор­дов­ской об­ла­сти. Вто­рой раз у епи­ско­па я был в мар­те ме­ся­це 1937 го­да ез­дил за раз­ре­ше­ни­ем, чтобы сно­ва по­сту­пить в На­поль­ное.
— Бу­дучи Вы у ар­хи­ерея в го­ро­де Ала­ты­ре в 1933 го­ду и по при­ез­ду в По­рец­кий рай­он ку­ла­ку Га­ма­ю­но­ву Ва­си­лию Ива­но­ви­чу Вы го­во­ри­ли: «мне пе­ре­дал ар­хи­ерей, что слу­жи и помни, что го­не­ния на цер­ковь про­длят­ся не бо­лее 2-3-х лет, на­род ска­жет, так су­ще­ство­вать нель­зя, Рос­сия вы­ми­ра­ет от го­ло­да, кол­хоз­ни­ки ска­жут, до­воль­но нас ти­ра­нить ино­стран­ные го­су­дар­ства и те, хо­тят взять­ся за боль­ше­ви­ков», при­зна­е­те ли Вы это?
— Это я не при­знаю.
Об­ви­нял­ся свя­щен­ник Ва­си­лий Кон­стан­ти­нов-Гри­шин по од­но­му след­ствен­но­му де­лу со свя­щен­но­му­че­ни­ком Ди­мит­ри­ем (Вос­кре­сен­ским) и свя­щен­ни­ком Ми­ха­и­лом Храм­цо­вым. Этих свя­щен­ни­ков свя­зы­ва­ли узы ду­хов­но­го род­ства и бли­зость про­жи­ва­ния да­ва­ла воз­мож­ность ча­сто встре­чать­ся и под­дер­жи­вать от­но­ше­ния.
30 де­каб­ря 1937 го­да трой­кой НКВД ЧАССР все трое бы­ли при­го­во­ре­ны к 10 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. От­бы­вал срок на­ка­за­ния отец Ва­си­лий в Ала­тыр­ской ИТК до 1941 го­да, ко­гда был эта­пи­ро­ван по на­ря­ду ГУЛАГа. На­хо­дясь в за­клю­че­нии в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре в Мор­до­вии, свя­щен­ник Ва­си­лий Кон­стан­ти­нов-Гри­шин умер 14 мар­та 1943 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

Прмц. Ольги (1937). Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938). Cщмч. Александра пресвитера (1942). Сщмч. Василия пресвитера (1943): Священномученик Василий Никитский, пресвитер, Священномученик Петр Любимов, пресвитер, Священномученик Иоанн Стрельцов, пресвитер, Священномученик Вениамин Фаминцев, пресвитер, Священномученик Михаил Букринский, пресвитер, Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон, Преподобномученица Анна Макандина, послушница, Преподобномученица Дария Зайцева, послушница, Преподобномученица Александра Дьячкова, послушница, Преподобномученица Матрона Макандина, Мученица Надежда Аббакумова, Священномученик Александр Ильенков, пресвитер