Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Преподобномученик Иоасаф (Шахов), иеромонах

 

Пре­по­доб­но­му­че­ник Иоасаф ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ильин­ском Яро­слав­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ша­хо­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ни­ко­ла­ем[1]. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, он ре­шил вы­брать путь жиз­ни во­и­на Хри­сто­ва и в 1896 го­ду при­шел в Ни­ко­ло-Пеш­нош­ский мо­на­стырь Мос­ков­ской гу­бер­нии и 30 мая 1898 го­да был за­чис­лен в чис­ло бра­тии.
В 1904 го­ду на­ча­лась Рус­ско-япон­ская вой­на, и на­сто­я­тель мо­на­сты­ря игу­мен Сав­ва бла­го­сло­вил по­слуш­ни­ка ехать на фронт, чтобы рат­ным по­дви­гом по­слу­жить Церк­ви и Ро­дине. Пе­ред от­прав­кой на фронт был от­слу­жен мо­ле­бен. Игу­мен Сав­ва ска­зал в на­пут­ствен­ном сло­ве, чтобы Ни­ко­лай, как по­до­ба­ет во­и­ну Хри­сто­ву, за­щи­щал ве­ру, ца­ря и Оте­че­ство. На фрон­те по­слуш­ник Ни­ко­лай про­был ря­до­вым пол­то­ра го­да. По­сле за­клю­че­ния ми­ра с Япо­ни­ей он вер­нул­ся в оби­тель и 12 но­яб­ря 1906 го­да был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иоасаф; 18 но­яб­ря 1907 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 8 ав­гу­ста 1910 го­да — во иеро­мо­на­ха.

Игу­мен Иоасаф (Ша­хов).
Москва, Та­ган­ская тюрь­ма. 1938 год

На­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, ста­ли со­зда­вать­ся до­пол­ни­тель­ные ар­мей­ские ча­сти, для ду­хов­но­го окорм­ле­ния ко­то­рых по­тре­бо­ва­лось уве­ли­чить чис­ло пол­ко­вых свя­щен­ни­ков; они осо­бен­но бы­ли нуж­ны на пе­ре­до­вой, где стра­да­ния и смерть ста­но­ви­лись по­все­днев­ным яв­ле­ни­ем. В усло­ви­ях тя­же­лых бо­ев лишь ве­ра в жизнь веч­ную мог­ла по­мочь пре­одо­леть ужас смер­ти.
В 1915 го­ду на­сто­я­тель Ни­ко­ло-Пеш­нош­ско­го мо­на­сты­ря игу­мен Иуве­на­лий ко­ман­ди­ро­вал иеро­мо­на­ха Иоаса­фа на гер­ман­ский фронт, где он был опре­де­лен свя­щен­ни­ком 461-го пол­ка. Иеро­мо­нах Иоасаф не скры­вал­ся от опас­но­сти в ты­лу или при шта­бе, он хо­дил вме­сте со сво­ей паст­вой — сол­да­та­ми — в бой, вы­но­сил с по­ля боя ра­не­ных, ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал их и по­гре­бал уби­тых.
Вес­ной 1917 го­да боль­ше­вист­ская про­па­ган­да, раз­ло­жив­шая к это­му вре­ме­ни ты­ло­вые ча­сти ар­мии, до­стиг­ла и око­пов, и сол­да­ты все ча­ще ста­ли спра­ши­вать от­ца Иоаса­фа: «Ба­тя, ко­гда же кон­чит­ся вой­на, ко­му она нуж­на, дол­го ли мы бу­дем стра­дать?» И свя­щен­ник от­ве­чал так, как по­веле­вал ему от­ве­чать го­лос со­ве­сти и долг пра­во­слав­но­го пас­ты­ря: «Мы стра­да­ем за од­но об­щее де­ло, это преж­де все­го — за ве­ру! во-вто­рых — за ца­ря! и в-тре­тьих — за на­ше Оте­че­ство! Его мы долж­ны за­щи­щать не ща­дя сво­ей кро­ви».
Иеро­мо­нах Иоасаф про­был на фрон­те до ле­та 1917 го­да, ко­гда мо­на­стыр­ское на­чаль­ство ото­зва­ло его в оби­тель. Несмот­ря на про­ис­шед­шие в стране пе­ре­ме­ны, мо­на­стырь про­су­ще­ство­вал еще де­сять лет, и отец Иоасаф под­ви­зал­ся в нем до 1928 го­да, ко­гда во­ин­ству­ю­щие без­бож­ни­ки разо­гна­ли бра­тию и за­кры­ли оби­тель. По­сле это­го иеро­мо­нах Иоасаф при­е­хал в го­род Ко­лом­ну с на­ме­ре­ни­ем по­сту­пить в Го­лутвин­ский мо­на­стырь, но на­сто­я­тель мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Ни­кон, зная, что дни мо­на­сты­ря со­чте­ны, по­со­ве­то­вал ему слу­жить на при­хо­де. Епи­скоп Его­рьев­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Па­вел (Галь­ков­ский) на­пра­вил от­ца Иоаса­фа в еди­но­вер­че­ский храм Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в се­ло По­пов­ка Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В со­став при­хо­да вхо­ди­ло то­гда трид­цать де­ре­вень. Рев­ност­ный пас­тырь сра­зу уви­дел, что де­ла в при­хо­де на­хо­дят­ся в са­мом пла­чев­ном со­сто­я­нии, в рай­оне про­жи­ва­ет мно­го сек­тан­тов, ко­то­рым не ока­зы­ва­ет­ся ни ма­лей­ше­го про­ти­во­дей­ствия со сто­ро­ны пра­во­слав­ных. И в то са­мое вре­мя, ко­гда без­бож­ное го­су­дар­ство бес­по­щад­но пре­сле­до­ва­ло Пра­во­слав­ную Цер­ковь, иеро­мо­нах Иоасаф энер­гич­но взял­ся за мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность, ста­ра­ясь про­све­тить за­блуд­ших, и на этом по­при­ще до­стиг неко­то­рых успе­хов — лю­ди ста­ли от­хо­дить от сект и воз­вра­щать­ся в пра­во­сла­вие. В этом при­хо­де отец Иоасаф про­слу­жил де­сять лет. В 1930 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
8 мар­та 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его и за­клю­чи­ли в ко­ло­мен­скую тюрь­му. До­про­сы на­ча­лись сра­зу же по­сле аре­ста. На во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Иоасаф от­ве­чал, что по су­ще­ству сво­ей свя­щен­ни­че­ской при­ся­ги и по дол­гу со­ве­сти он не мо­жет быть со­ли­дар­ным с иде­а­ла­ми со­вет­ской вла­сти; ему не нра­вит­ся и эм­бле­ма, ко­то­рая при­ня­та как го­судар­ствен­ная, — серп и мо­лот, ему хо­те­лось бы ви­деть вме­сто нее на го­судар­ствен­ных стя­гах об­раз Спа­си­те­ля. До ре­во­лю­ции он был вос­пи­тан в иде­а­лах за­щи­ты ве­ры и по­ма­зан­ни­ка Бо­жия и оста­ет­ся при этих иде­а­лах.
— Вы изоб­ли­ча­е­тесь в том, что неод­но­крат­но при­зы­ва­ли кол­хоз­ни­ков к за­щи­те ве­ры, — ска­зал сле­до­ва­тель.
— Да, — от­ве­тил свя­щен­ник, — я тре­бо­вал от ве­ру­ю­щих, чтобы они хо­ди­ли в цер­ковь, мо­ли­лись Бо­гу и за­щи­ща­ли от по­ру­га­ния ве­ру.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в про­по­ве­ди на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва вы­ска­за­ли мысль о при­ше­ствии Хри­ста, Ко­то­рый по­ве­дет борь­бу с вра­га­ми.
— Да, в мо­ей про­по­ве­ди бы­ло ска­за­но о Вто­ром При­ше­ствии Хри­сто­вом, и я го­во­рил ве­ру­ю­щим, что им нуж­но быть го­то­вы­ми встре­тить Хри­ста. И в этой свя­зи я на­по­ми­нал им о Страш­ном Су­де.
13 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоаса­фа к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Игу­мен Иоасаф (Ша­хов) был рас­стре­лян 22 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 114-117


При­ме­ча­ния

[1] В преды­ду­щих из­да­ни­ях оши­боч­но: Иосиф, см. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 1761, 1910 г., л. 342 об-343.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938): Священномученики Алексий Смирнов, Димитрий Гливенко, Сергий Лебедев, Сергий Цветков, пресвитеры, Священномученик Николай Горюнов, диакон, Преподобномученица Наталия Ульянова, послушница, Преподобномученица Александра (Самойлова), инокиня