Как подготовиться к Причастию?Таинство Причащения, или по гречески -ЕВХАРИСТИЯ ( в переводе - благодарение), занимает главное, центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Церкви. ...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Иоанн Плеханов, пресвитер

 

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 11 сен­тяб­ря 1879 го­да в де­ревне Филип­ко­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гав­ри­и­ла Пле­ха­но­ва. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, Иван в 1892 го­ду уехал в Моск­ву, как уез­жа­ли то­гда мно­гие под­рост­ки из разо­ряв­ших­ся кре­стьян­ских хо­зяйств. Боль­шин­ство устра­и­ва­лось под­ма­сте­рья­ми; мно­гие, по­па­дая в раз­вра­щен­ный быт боль­шо­го го­ро­да, по­гря­за­ли в гре­хах, при­об­ре­та­ли бо­лез­ни и по­ги­ба­ли нрав­ствен­но и физи­че­ски. Ива­на от ги­бе­ли спас­ли ве­ра в Бо­га и бла­го­че­сти­вые на­вы­ки, при­об­ре­тен­ные в ро­ди­тель­ском до­ме. Он вы­учил­ся на по­ва­ра и сна­ча­ла ра­бо­тал в ре­сто­ране Те­сто­ва на Вос­кре­сен­ской пло­ща­ди, по­том в чай­ной; при со­вет­ской вла­сти он стал за­ве­ду­ю­щим сто­ло­вой, а за­тем по­шел по­ва­ром к Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну.
В 1920 го­ду в Тро­иц­кой церк­ви на Тро­иц­ком по­дво­рье Пат­ри­арх Ти­хон ру­ко­по­ло­жил Ива­на Гав­ри­ло­ви­ча во диа­ко­на к Тро­иц­кой церк­ви, при ко­то­рой он од­новре­мен­но со­сто­ял чле­ном цер­ков­но-при­ход­ско­го со­ве­та. Здесь он слу­жил до аре­ста Пат­ри­ар­ха и за­хва­та пат­ри­ар­ше­го по­дво­рья об­нов­лен­ца­ми. По­сле осво­бож­де­ния Пат­ри­ар­ха из за­клю­че­ния со­труд­ни­ки ОГПУ с осо­бен­ным тща­ни­ем ста­ли со­би­рать све­де­ния о том, как от­но­сят­ся цер­ков­ные лю­ди к осво­бож­де­нию Пат­ри­ар­ха и к его опуб­ли­ко­ван­ным в со­вет­ской прес­се за­яв­ле­ни­ям, и осо­бен­но сре­ди кру­га бли­жай­ших к нему лиц.

Священник Иоанн Плеханов.
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год

24 июля 1923 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло диа­ко­на Иоан­на и его же­ну и они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. При обыс­ке у диа­ко­на Иоан­на был най­ден ма­ши­но­пис­ный текст на­став­ле­ния мо­на­хам и ми­ря­нам, на­прав­лен­ный про­тив об­нов­лен­цев, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что с упад­ком об­ще­го бла­го­че­стия в са­му цер­ков­ную сре­ду про­никнет мно­го лже­бра­тий, ко­то­рые, бу­дучи во­ди­мы сво­и­ми по­ро­ка­ми и при­выч­кой к рос­кош­ной жиз­ни, устро­ят го­не­ние на всех же­ла­ю­щих жить бла­го­че­сти­во.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Церк­ви рань­ше и те­перь, по­сле рас­ка­я­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на? — спро­сил диа­ко­на Иоан­на сле­до­ва­тель.
— Счи­таю се­бя чле­ном Пра­во­слав­ной Во­сточ­но-ка­фо­ли­че­ской Церк­ви как преж­де, так и те­перь, — от­ве­тил диа­кон.
— Ска­жи­те, ка­ко­во ва­ше от­но­ше­ние к Ти­хо­ну и его рас­ка­я­нию?
— Как ма­ло раз­би­ра­ю­щий­ся, я счи­таю для се­бя пра­виль­ным не ка­сать­ся его рас­ка­я­ния, как лич­но ме­ня не ка­са­ю­ще­го­ся.
— Ска­жи­те, где, от ко­го и ко­гда вы по­лу­чи­ли ото­бран­ный у вас при обыс­ке пе­чат­ный текст на­став­ле­ния, то есть фа­ми­лии, име­на, от­че­ства и адрес?
— В хра­ме, от неиз­вест­ной жен­щи­ны, по­да­но мне в ру­ки.
За недо­ка­зан­но­стью пре­ступ­ле­ния, а так­же за от­сут­стви­ем су­ще­ствен­ных све­де­ний от осве­до­ми­те­лей, ОГПУ рас­по­ря­ди­лось 24 сен­тяб­ря 1923 го­да диа­ко­на Иоан­на осво­бо­дить.
Во все вре­мя слу­же­ния диа­ко­ном отец Иоанн нес по­слу­ша­ние по­ва­ра у Пат­ри­ар­ха, а по­сле его кон­чи­ны, у Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го).
В 1925 го­ду епи­скоп Брон­ниц­кий, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Иоанн (Ва­си­льев­ский), в Вос­кре­сен­ском хра­ме в по­сел­ке Веш­ня­ки ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Иоан­на во свя­щен­ни­ка. До но­яб­ря 1936 го­да отец Иоанн слу­жил в Москве, но с за­кры­ти­ем в Москве мно­гих хра­мов и со­кра­ще­ни­ем чис­ла при­хо­дов он был вы­нуж­ден уй­ти за штат. То­гда же, как свя­щен­но­слу­жи­те­ля, его вы­сла­ли за сто­ки­ло­мет­ро­вую зо­ну от Моск­вы, и неко­то­рое вре­мя он жил в Во­ло­ко­лам­ске; вско­ре отец Иоанн по­лу­чил на­зна­че­ние в храм Дмит­ри­ев­ско­го по­го­ста На­го­рьев­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. От­сю­да он ча­сто ез­дил в Моск­ву за­ку­пить необ­хо­ди­мые для церк­ви ве­щи и по­ви­дать сво­их ду­хов­ных де­тей, ко­то­рых у него за вре­мя слу­же­ния в Москве по­яви­лось нема­ло. Ко­гда свя­щен­ник при­ез­жал в Моск­ву, то бы­вал в неко­то­рых хра­мах; об этих его при­ез­дах осве­до­ми­те­ли до­нес­ли в НКВД. В два­дца­тых чис­лах ян­ва­ря 1938 го­да отец Иоанн при­е­хал в Моск­ву и со­би­рал­ся остать­ся на вен­ча­ние пле­мян­ни­цы, ко­то­рое бы­ло на­зна­че­но на 2 фев­ра­ля, но в тот же день ве­че­ром он был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем Моск­вы.
Бы­ли до­про­ше­ны два де­жур­ных сви­де­те­ля — свя­щен­но­слу­жи­те­ли мос­ков­ских хра­мов То­лу­за­ков и Мар­ков, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской буд­то бы де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка, и по­сле это­го был до­про­шен отец Иоанн.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да в при­сут­ствии несколь­ких лиц вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В от­но­ше­нии вра­гов на­ро­да я ни­че­го не го­во­рил.
— След­стви­ем так­же уста­нов­ле­но, что вы в ян­ва­ре се­го го­да сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц вы­ска­зы­ва­ли неудо­воль­ствие от­но­си­тель­но су­ще­ству­ю­ще­го кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства.
— Это неправ­да. От­но­си­тель­но кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства я ни­че­го не го­во­рил.
— Вы аре­сто­ва­ны и при­вле­ка­е­тесь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за про­ве­де­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не при­знаю.
13 мар­та след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу, по­сле че­го он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Свя­щен­ник Иоанн Пле­ха­нов был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 151-154

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материалы взяты с сайта Азбука веры

Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943): Священномученик Константин Соколов, пресвитер, Преподобномученик Владимир (Волков), архимандрит, Священномученик Сергий Дрездненский (Скворцов), пресвитер