Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Дамаскин (Цедрик), Стародубский, епископ

 

Свя­щен­но­му­че­ник Да­мас­кин, епи­скоп Ста­ро­дуб­ский, ви­ка­рий Чер­ни­гов­ской епар­хии (в ми­ру Цед­рик Дмит­рий Дмит­ри­е­вич) ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Ма­я­ки Одес­ско­го уез­да Хер­сон­ской гу­бер­нии в се­мье поч­то­во­го чи­нов­ни­ка. Ди­мит­рий окон­чил Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, за­тем Вла­ди­во­сток­ский сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­сти­тут со спе­ци­аль­но­стью аг­ро­но­ма, и Ка­зан­ский ин­сти­тут во­сточ­ных язы­ков. Вско­ре он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Да­мас­кин и по­сту­пил слу­жить мис­си­о­не­ром при Пе­кин­ской Ду­хов­ной Мис­сии. В 1914 го­ду отец Да­мас­кин от­пра­вил­ся на фронт и со­сто­ял в от­ря­де Крас­но­го Кре­ста на Кав­ка­зе.
В 1918 го­ду в Ор­лов­ской гу­бер­нии его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к «выс­шей ме­ре на­ка­за­ния», но рас­стре­ла ему уда­лось из­бе­жать. В это же вре­мя был рас­стре­лян его брат свя­щен­ник Ни­ко­лай за бес­страш­ное об­ли­че­ние боль­ше­ви­ков.
Неко­то­рое вре­мя отец Да­мас­кин про­жи­вал в Ки­ев­ском Ми­хай­лов­ском мо­на­сты­ре, яв­ля­ясь епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром и слу­ша­те­лем Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1919 го­ду он был воз­ве­дён в сан иеро­мо­на­ха ар­хи­епи­ско­пом Сим­фе­ро­поль­ским и Та­ври­че­ским Ди­мит­ри­ем (князь Аба­шид­зе). В 1920 го­ду от­ца Да­мас­ки­на на­зна­ча­ют на­сто­я­те­лем Ба­ла­клав­ско­го Ге­ор­ги­ев­ско­го мо­на­сты­ря в Кры­му с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Вско­ре, в том же го­ду он опять был аре­сто­ван вме­сте с Вла­ды­кой Ди­мит­ри­ем, но через несколь­ко ме­ся­цев был осво­бож­дён и вы­слан из Кры­ма.
Отец Да­мас­кин успеш­но бо­рол­ся с об­нов­лен­че­ством. 14 сен­тяб­ря 1923 го­да он был хи­ро­то­ни­сан лич­но Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в епи­ско­па Ста­ро­дуб­ско­го, и с это­го вре­ме­ни управ­лял так­же Чер­ни­гов­ской епар­хи­ей и Глу­хов­ским ви­ка­ри­ат­ством. По­сле неод­но­крат­ных аре­стов в эти го­ды Вла­ды­ка был так из­му­чен за­то­че­ни­ем и до­про­са­ми, что на все­нощ­ной вы­нуж­ден был по­ма­зать на­род си­дя. В ал­та­ре с ним слу­ча­лись сер­деч­ные при­сту­пы, но на сле­ду­ю­щий день он сно­ва слу­жил, ви­дя в бо­го­слу­же­нии свою един­ствен­ную ра­дость. В 1924 го­ду Вла­ды­ка вы­сы­ла­ет­ся вла­стя­ми в Харь­ков, а с сен­тяб­ря 1925 го­да жи­вёт в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре в Москве без пра­ва вы­ез­да. Но уже в но­яб­ре 1925 го­да Свя­ти­тель был аре­сто­ван вновь по де­лу свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го, па­мять 27 сен­тяб­ря). По по­ста­нов­ле­нию Г.П.У. (от 8 мая 1926 го­да) Вла­ды­ка был при­го­во­рён к трём го­дам ссыл­ки в Ту­ру­хан­ский край, но до ав­гу­ста 1926 го­да со­дер­жал­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме в сто­ли­це, за­тем жил в Крас­но­яр­ске и по­сёл­ке По­лой Крас­но­яр­ско­го края (за Се­вер­ным По­ляр­ным кру­гом). Здесь ему при­го­ди­лась долж­ность аг­ро­но­ма, ко­то­рую он по­лу­чил в мо­ло­до­сти — за­вёл ого­род, спа­са­ясь вы­ра­щен­ной им са­мим зе­ле­нью от цин­ги.
Кро­хот­ный, по­лу­раз­ру­шен­ный до­мик он вме­сте с ке­лей­ни­ком ис­пра­вил сам. Здесь его за­ста­ло из­ве­стие об из­да­нии в 1927 го­ду мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем «Де­кла­ра­ции». Вла­ды­ка был так по­тря­сён его со­дер­жа­ни­ем, что пи­шет око­ло 150 пи­сем по это­му по­во­ду, от­пра­вив с ни­ми сво­е­го ке­лей­ни­ка-связ­ни­ка.
Зи­мой 1928 го­да, ко­гда ми­мо По­лой ве­зут мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), про­ис­хо­дить встре­ча двух бу­ду­щих свя­щен­но­му­че­ни­ков, ко­то­рые по­сле непро­дол­жи­тель­ной бе­се­ды ста­ли дру­зья­ми.
О сво­ём пре­бы­ва­нии в тюрь­мах Вла­ды­ка не рас­ска­зы­вал, от­ве­чая на во­про­сы так: «А что же, там лю­ди хо­ро­шие, я и сей­час го­тов опять, ту­да», — счи­тая, как и мно­гие ар­хи­ереи, что на сво­бо­де в это вре­мя бы­ло нрав­ствен­но ху­же, чем в за­клю­че­нии.
По­сле осво­бож­де­ния в но­яб­ре 1928 го­да, Вла­ды­ка был при­нят в Москве мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем, по­сле че­го сра­зу от­де­лил­ся от него, при­мкнув пер­во­на­чаль­но к «да­ни­лов­ской» груп­пе. Вла­ды­ка об­ра­тил­ся к мит­ро­по­ли­ту Сер­гию с рез­ким по­сла­ни­ем, об­ли­чая его при­зыв вы­ра­жать «бла­го­дар­ность к Со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству за... вни­ма­ние к ду­хов­ным нуж­дам Пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния»: «За что бла­го­да­рить? — во­про­ша­ет Свя­ти­тель. — За неис­чис­ли­мые стра­да­ния по­след­них лет? За хра­мы, по­пи­ра­е­мые от­ступ­ни­ка­ми? За то, что по­гас­ла лам­па­да пре­по­доб­но­го Сер­гия? За то, что дра­го­цен­ные для мил­ли­о­нов ве­ру­ю­щих остан­ки пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, а ещё ра­нее — остан­ки свя­тых Фе­о­до­сия, Мит­ро­фа­на, Ти­хо­на и Иоаса­фа под­верг­лись неимо­вер­но­му ко­щун­ству? За то, что за­мол­ча­ли ко­ло­ко­ла Крем­ля? За кровь мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на и дру­гих уби­ен­ных? За что?».
Вла­ды­ка по­се­лил­ся в Ста­ро­ду­бе, и пред­ла­га­е­мых ему на­зна­че­ний не при­ни­мал. От­ту­да он по­слал ле­том 1929 го­да пре­дан­но­го че­ло­ве­ка к мит­ро­по­ли­ту Пет­ру (По­лян­ско­му, па­мять 27 сен­тяб­ря), на­хо­дя­ще­му­ся в ссыл­ке в по­сёл­ке Хэ. Он про­сил у Свя­ти­те­ля, как у за­кон­но­го Гла­вы Церк­ви разъ­яс­не­ния мно­гих во­про­сов цер­ков­ной жиз­ни и пе­ре­дал Вла­ды­ке пись­ма мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва) и дру­гих ар­хи­ере­ев к мит­ро­по­ли­ту Сер­гию по по­во­ду его Де­кла­ра­ции.
Для мит­ро­по­ли­та Пет­ра мно­гое, со­об­щён­ное Вла­ды­кой, бы­ло но­во­стью, он пе­ре­дал от­вет толь­ко на сло­вах, но сло­ва его, по сви­де­тель­ству по­слан­ца, сов­па­да­ли со сло­ва­ми са­мо­го Вла­ды­ки. Через это­го по­слан­но­го мит­ро­по­лит Пётр уст­но пе­ре­дал сле­ду­ю­щее: «1. Вы, епи­ско­пы, долж­ны сме­стить митр. Сер­гия. 2. По­ми­нать митр. Сер­гия за бо­го­слу­же­ни­ем не бла­го­слов­ляю» (см. жур. «Рус­ский Пас­тырь». № 19. II-1994. С. 79-80).
В пись­ме к мит­ро­по­ли­ту Ки­рил­лу Вла­ды­ка так оце­ни­вал сло­жив­шу­ю­ся си­ту­а­цию: «Со­вер­ша­ет­ся Суд Бо­жий над Цер­ко­вью и на­ро­дом Рус­ским... Со­вер­ша­ет­ся от­бор тех ис­тин­ных Во­и­нов Хри­сто­вых, кои толь­ко и смо­гут... про­ти­во­сто­ять са­мо­му Зве­рю. Вре­ме­на же при­бли­зи­лись, несо­мнен­но, апо­ка­лип­ти­че­ские... Все на­ши уси­лия те­перь долж­ны быть на­прав­ле­ны на уста­нов­ле­ние проч­ных свя­зей меж­ду пас­ты­ря­ми и па­со­мы­ми... и по воз­мож­но­сти ис­пра­вить со­вер­шён­ный грех пу­тём про­ти­во­дей­ствия злу до го­тов­но­сти да­же кро­вью смыть грех свой...».
В сво­их по­сла­ни­ях к ве­ру­ю­щим Вла­ды­ка от­ме­чал упор­ство, с ка­ким мит­ро­по­лит Сер­гий про­дол­жал иг­но­ри­ро­вать мне­ние по­дав­ля­ю­ще­го чис­ла иерар­хов и цер­ков­но­го на­ро­да, несо­глас­ных с его кур­сом. Да­же ко­гда ста­ло оче­вид­но, что курс ле­га­ли­за­ции цер­ков­ной адми­ни­стра­ции про­ва­лил­ся, мит­ро­по­лит от­ка­зы­вал­ся при­знать свою ошиб­ку. «Неис­чис­ли­мы, бес­ко­неч­но тя­гост­ны внут­рен­ние по­след­ствия Де­кла­ра­ции — этой про­да­жи пер­во­род­ства Ис­ти­ны за че­че­вич­ную по­хлёб­ку лжи­вых и неосу­ще­стви­мых благ», — пи­сал Вла­ды­ка.
В 1929 го­ду он сбли­зил­ся с ки­ев­ски­ми сто­рон­ни­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых, па­мять 7 но­яб­ря) и ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем (Лю­би­мо­вым, па­мять 4 мая), с ко­то­рым вёл пе­ре­пис­ку. В том же го­ду он от­ка­зал­ся от пред­ло­же­ния мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва) быть его по­мощ­ни­ком, по­то­му что «как и рань­ше, не хо­чет ни­ка­ких Сер­ги­ев­ских пред­ло­же­ний».
К это­му вре­ме­ни у Вла­ды­ки яс­но со­зре­ва­ет мысль, он по­вто­ря­ет в сво­их пись­мах и по­сла­ни­ях: «хри­сти­ан­ство на Ру­си долж­но уй­ти в под­по­лье». Вли­я­ние на ши­ро­кие на­род­ные мас­сы ста­ло невоз­мож­но. Нуж­но спа­сать ма­лое ста­до. Мас­са же бу­дет что всё-та­ки где-то есть «при­бе­жи­ще от­верг­ну­той ми­ром Прав­ды, где мер­ца­ет Свет Неве­чер­ний». «Без суе­сло­вия и гром­ких фраз, — пи­сал Вла­ды­ка, — со­здай­те сна­ча­ла ма­лое яд­ро из немно­гих лю­дей, жаж­ду­щих Хри­ста, ко­то­рые го­то­вы пре­тво­рять Еван­гель­ский иде­ал в сво­ей жиз­ни. Объ­еди­няй­тесь для бла­го­дат­но­го ру­ко­вод­ства во­круг до­стой­ных пас­ты­рей, и да­вай­те каж­дый в от­дель­но­сти и все вме­сте при­го­то­вим­ся для ещё бо­лее вер­но­го слу­же­ния Хри­сту... Несколь­ко лю­дей, объ­еди­нен­ных та­кой жиз­нью, уже есть ма­лая Цер­ковь, Те­ло Хри­сто­во, в ко­то­ром оби­та­ет Его Дух и Лю­бовь».
Вновь Вла­ды­ка был аре­сто­ван в но­яб­ре 1929 го­да по до­но­су Ста­ро­дуб­ско­го бла­го­чин­но­го и по по­ста­нов­ле­нию Г.П.У. при­го­во­рён к 10 го­дам ла­ге­рей.
В июне 1930 го­да Вла­ды­ка был от­прав­лен в за­клю­че­ние на Со­лов­ки, от­ку­да был осво­бож­дён в 1933 го­ду. По­сле осво­бож­де­ния он воз­глав­лял ряд иоси­ф­лян­ских об­щин на Укра­ине и в са­мой Рос­сии, на­зна­чал бла­го­чин­ных в Ки­е­ве и Вят­ской епар­хии, со­би­рая ма­лое ста­до. Хо­тя Вла­ды­ка пе­ре­шёл на неле­галь­ное по­ло­же­ние, он не сни­мал ря­сы, не стриг бо­ро­ды и во­лос.
Сно­ва Свя­ти­тель был аре­сто­ван в сен­тяб­ре 1934 го­да в Хер­соне и по по­ста­нов­ле­нию Н.К.В.Д. при­го­во­рён к 3 го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, где окорм­лял ду­хов­ных чад недав­но скон­чав­ше­го­ся свя­щен­но­му­че­ни­ка епи­ско­па Вик­то­ра (Ост­ро­ви­до­ва).
В од­ном из пи­сем Вла­ды­ка со­об­щал сво­им ча­дам о по­зи­ции мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го) так: «Из­ве­щаю вас, что де­душ­ка Пётр пред­ло­жил мит­ро­по­ли­ту Сер­гию рас­пу­стить неза­кон­ный Си­нод свой, из­ме­нить своё по­ве­де­ние и при­не­сти по­ка­я­ние пе­ред Цер­ко­вью и со­бра­тья­ми» (это пись­мо из след­ствен­но­го де­ла епи­ско­па Да­мас­ки­на, л. 55). Ко­гда на до­про­сах Вла­ды­ку спро­си­ли, ка­кой цер­ков­ной ори­ен­та­ции он дер­жит­ся, то по­сле за­яв­ле­ния, что он не при­зна­ёт мит­ро­по­ли­та Сер­гия за­кон­ным пред­сто­я­те­лем Церк­ви, он услы­шал та­кое за­ме­ча­ние че­ки­ста-сле­до­ва­те­ля: «По­ка вы не пе­ре­ста­не­те так рас­суж­дать, не пе­ре­ста­нут со­зда­вать­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ные де­ла про­тив вас».
В июне 1935 го­да Вла­ды­ка на­пи­сал по­сла­ние к иоси­ф­лян­ским свя­щен­ни­кам с ука­за­ни­ем о необ­хо­ди­мо­сти пол­но­го пе­ре­хо­да на неле­галь­ное по­ло­же­ние Церк­ви. Свя­ти­те­ля, на­хо­дя­ще­го­ся в ссыл­ке в Ар­хан­гель­ске, вновь аре­сто­ва­ли в на­ча­ле 1936 го­да и по по­ста­нов­ле­нию Н.К.В.Д. при­го­во­ри­ли к за­клю­че­нию в ла­ге­ря.
В за­клю­че­нии в Ка­ра­ган­дин­ском ла­ге­ре (Ка­зах­стан) он ра­бо­тал бух­гал­те­ром. В это вре­мя уже бы­ли за­пре­ще­ны и по­сыл­ки за­клю­чён­ным и пе­ре­пис­ка с ни­ми. Вла­ды­ку с раз­ны­ми эта­па­ми пе­ре­во­ди­ли с ме­ста на ме­сто. От­ста­ю­щих по до­ро­ге при­стре­ли­ва­ли: Свя­ти­тель, чтобы спа­сти от это­го сво­е­го дру­га-со­уз­ни­ка, свя­щен­ни­ка Иоан­на, до­нёс его на се­бе до сто­ян­ки. По по­ста­нов­ле­нию Трой­ки У.Н.К.В.Д. по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти (от 10.09.1937) Свя­ти­тель был при­го­во­рён к рас­стре­лу. Он при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, бу­дучи рас­стре­лян 2 (15) сен­тяб­ря 1937 го­да в Ка­ра­ган­де.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч. Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918). Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора, Василия, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров (1937). Сщмч. Германа, еп. Вязниковского, Стефана пресвитера и мч. Павла (1937): Священномученик Евфимий Горячев, пресвитер, Священномученик Иоанн Мельниченко, пресвитер, Священномученик Иоанн Смоличев, пресвитер, Священномученик Владимир Моринский, пресвитер, Священномученик Виктор Басов, пресвитер, Священномученик Феодот Шатохин, пресвитер, Священномученик Петр Новосельский, пресвитер, Священномученик Стефан Ярошевич, пресвитер, Священномученик Герман (Ряшенцев), Вязниковский, епископ, Священномученик Стефан Ермолин, пресвитер, Мученик Павел Елькин