Добрый день,батюшка.Стыдно признаться,но я никогда не причащалась.Пожалуйста помогите мне советом,с чего начать.Когда в храме проходят исповеди и таинства причастия?Как подготовиться духовно и физически?Буду благодарна за ответ.Добрый день, Валентина!Прошу меня простить за очень долгое молчание.Итак, вы никогда не исповедовались и не причащались. Но это не ново. У нас, наверное, три...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Николай Сретенский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 15 ап­ре­ля 1867 го­да в се­ле Тол­сти­ко­во Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Ива­но­ви­ча Сре­тен­ско­го. Ко­гда Ни­ко­лаю ис­пол­ни­лось де­сять лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его учить­ся в Бе­жец­кое ду­хов­ное учи­ли­ще, окон­чив ко­то­рое он по­сту­пил в Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Прой­дя курс се­ми­на­рии, Ни­ко­лай Алек­се­е­вич пол­го­да ра­бо­тал учи­те­лем в зем­ской шко­ле, за­тем был пе­ре­ве­ден на долж­ность ду­хов­но­го над­зи­ра­те­ля, в ко­ей про­ра­бо­тал несколь­ко ме­ся­цев. В 1890 го­ду, ко­гда ему ис­пол­ни­лось два­дцать три го­да, Ни­ко­лай Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Бе­жец­ко­го Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. С 1906 го­да о. Ни­ко­лай со­сто­ял дей­стви­тель­ным чле­ном Твер­ско­го Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. С 1910 го­да —член бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства во имя свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры для вспо­мо­ще­ство­ва­ния бед­ным вос­пи­тан­ни­цам Твер­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. В 1915 го­ду за два­дца­ти­лет­нее пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жье­го в раз­лич­ных шко­лах о. Ни­ко­лай был на­граж­ден ор­де­ном Ан­ны III сте­пе­ни.
В се­мье о. Ни­ко­лая бы­ло двое де­тей — сын и дочь. Сын Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1895 го­ду. По­сту­пил в Ека­те­ри­но­слав­ский гор­ный ин­сти­тут, но окон­чить успел толь­ко два кур­са, так как на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на и он был на­прав­лен в Пе­тер­гоф­скую шко­лу пра­пор­щи­ков, а за­тем на гер­ман­ский фронт. В свя­зи с боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ци­ей и раз­ва­лом фрон­та, ле­том 1918 го­да он вер­нул­ся к ро­ди­те­лям в Бе­жецк, но вско­ре уехал в Ека­те­ри­но­слав, от­ку­да с от­сту­пав­шей бе­лой ар­ми­ей по­пал за гра­ни­цу. Неко­то­рое вре­мя жил в Поль­ше и ра­бо­тал ме­ха­ни­ком на за­во­де, а за­тем уехал во Фран­цию и окон­чил в Па­ри­же физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ский ин­сти­тут и гор­ную ака­де­мию.
Про­слу­жив несколь­ко лет в Бе­жец­ком мо­на­сты­ре, о. Ни­ко­лай стал поль­зо­вать­ся боль­шой лю­бо­вью и ува­же­ни­ем при­хо­жан. Несмот­ря на бес­по­щад­ные го­не­ния два­дца­тых го­дов, в Бе­жец­ке при мо­на­сты­ре еще в се­ре­дине трид­ца­тых го­дов жи­ли око­ло пя­ти­де­ся­ти мо­на­хинь. Из мо­на­стыр­ских зда­ний они бы­ли из­гна­ны, жи­ли по част­ным квар­ти­рам, но по-преж­не­му со­би­ра­лись в хра­ме, от­прав­ля­ли мо­на­стыр­ские служ­бы и дер­жа­лись мо­на­ше­ско­го об­ра­за жиз­ни. Ко­гда вла­сти в го­ро­де по­пы­та­лись за­крыть все хра­мы, мо­на­хи­ни вос­про­ти­ви­лись это­му и на­ча­ли со­би­рать под­пи­си ве­ру­ю­щих жи­те­лей го­ро­да под про­ше­ни­ем не за­кры­вать хра­мы.
Отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван сра­зу же по­сле на­ча­ла го­не­ний ле­та-осе­ни 1937 го­да — 5 ав­гу­ста, и в тот же день был до­про­шен. Сле­до­ва­тель, в по­ис­ках об­ви­не­ния, спра­ши­вал о де­та­лях био­гра­фии свя­щен­ни­ка, о его род­ствен­ни­ках, о на­хо­дя­щем­ся за гра­ни­цей сыне. До­про­сы шли каж­дый день, бес­пре­рыв­но. За­тем был со­став­лен про­то­кол. Сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— Рас­ска­жи­те, как вы лич­но ре­а­ги­ро­ва­ли на за­кры­тие бе­жец­ки­ми вла­стя­ми Вве­ден­ской церк­ви.
— Я счи­тал это ме­ро­при­я­тие бе­жец­ких вла­стей невер­ным. Хо­тя цер­ковь и не об­слу­жи­ва­лась мною, я все же осуж­дал свя­щен­ни­ков Вве­ден­ской церк­ви и цер­ков­ный со­вет за то, что они до­пу­сти­ли за­кры­тие вла­стя­ми этой церк­ви. Я по­ла­гал, что они бо­ят­ся ре­прес­сий со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти.
— Бы­ли ли слу­чаи, ко­гда ве­ру­ю­щие об­ра­ща­лись к вам с жа­ло­ба­ми и осуж­де­ни­я­ми от­дель­ных ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти?
— Нет, та­ких слу­ча­ев не бы­ло, несмот­ря на то, что я поль­зу­юсь у них боль­шим до­ве­ри­ем и ав­то­ри­те­том. Прав­да, был слу­чай, ко­гда пять­де­сят мо­их мо­на­хинь об­ра­ти­лись ко мне с жа­ло­бой, что ор­га­ны вла­сти об­ло­жи­ли их боль­шим на­ло­гом за ку­стар­ную вы­дел­ку оде­ял без па­тен­та. Я ока­зал им со­дей­ствие в об­жа­ло­ва­нии.
10 ав­гу­ста был со­став­лен оче­ред­ной про­то­кол до­про­са:
— След­ствию из­вест­но, что на со­зы­ва­е­мых епи­ско­пом Гри­го­ри­ем Ко­зы­ре­вым ан­ти­со­вет­ских со­бра­ни­ях ду­хо­вен­ства вы про­из­но­си­ли ан­ти­со­вет­ские ре­чи. Что вы мо­же­те по­ка­зать по су­ще­ству?
— Я от­ри­цаю, что на ука­зан­ных вы­ше со­бра­ни­ях ду­хо­вен­ства я про­из­но­сил яко­бы ан­ти­со­вет­ские ре­чи.
— Ска­жи­те, до при­ез­да Ко­зы­ре­ва в Бе­жецк вы со­би­ра­лись на со­бра­ния ду­хо­вен­ства?
— Нет, до при­ез­да епи­ско­па Ко­зы­ре­ва в Бе­жецк со­бра­ний ду­хо­вен­ства ни­ко­гда не про­во­ди­лось, они уста­но­ви­лись как пра­ви­ло лишь с при­ез­дом епи­ско­па.
— Ска­жи­те, в чи­та­е­мых ва­ми в церк­ви про­по­ве­дях вы упо­ми­на­ли о бе­сах, ко­го вы по­ни­ма­ли под бе­са­ми?
— Да, я дей­стви­тель­но упо­ми­нал в сво­их про­по­ве­дях о бе­сах, при­зы­вая ве­ру­ю­щих не ве­рить бе­сам, не под­да­вать­ся их со­блаз­нам. Под бе­са­ми я по­ни­мал тех бе­сов, о ко­их ска­за­но в Еван­ге­лии.
— Ска­жи­те, в ка­кой плос­ко­сти у вас был раз­го­вор с Ва­си­ли­ем Ли­ва­но­вым об убий­стве то­ва­ри­ща Ки­ро­ва?
— Был ли у ме­ня с Ли­ва­но­вым раз­го­вор на дан­ную те­му, ска­зать не мо­гу, так как не пом­ню.
— Вы ис­поль­зо­ва­ли сво­их мо­на­шек в со­би­ра­нии под­пи­сей за недо­пу­ще­ние за­кры­тия церк­ви?
— Нет. Я знал, что го­су­дар­ство все рав­но не пой­дет на­встре­чу на­ше­му хо­да­тай­ству о недо­пу­ще­нии за­кры­тия церк­ви.
— Ска­жи­те, ка­ко­го ха­рак­те­ра у вас был раз­го­вор с Ива­ном До­ку­чае­вым по за­мет­ке в га­зе­те «Зна­мя ком­му­ны»?
— Неза­дол­го до аре­ста ме­ня и До­ку­ча­е­ва по­след­ний при­шел ко мне. Я ему по­ка­зал ста­тью в га­зе­те «Зна­мя ком­му­ны», где свя­щен­ни­ки на­зы­ва­лись вра­га­ми на­ро­да и го­во­ри­лось об уси­ле­нии ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды. Мы с До­ку­чае­вым воз­му­ща­лись тем, что в пе­ча­ти нас на­зы­ва­ют вра­га­ми на­ро­да, и при­шли к вы­во­ду, что ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да мест­ных вла­стей, по-ви­ди­мо­му, долж­на вы­ра­зить­ся в аре­стах и вы­сыл­ках свя­щен­ни­ков.
14 ав­гу­ста был про­ве­ден оче­ред­ной до­прос. Сле­до­ва­тель спра­ши­вал:
— След­ствию из­вест­но, что вы за­ни­ма­лись ре­ли­ги­оз­ной об­ра­бот­кой мо­ло­де­жи. Что вы мо­же­те рас­ска­зать по су­ще­ству?
— Что во­вле­че­ни­ем мо­ло­де­жи в цер­ковь я не за­ни­мал­ся.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что, при­сут­ствуя на ан­ти­со­вет­ских со­бра­ни­ях ду­хо­вен­ства, устра­и­ва­е­мых епи­ско­пом Ко­зы­ре­вым, вы про­из­но­си­ли ан­ти­со­вет­ские ре­чи и за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей?
— При­сут­ствуя на всех со­бра­ни­ях ду­хо­вен­ства го­ро­да, со­зы­ва­е­мых епи­ско­пом Ко­зы­ре­вым, я ан­ти­со­вет­ских ре­чей не про­из­но­сил и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся.
19 ав­гу­ста со­сто­ял­ся по­след­ний до­прос:
— След­ствию из­вест­но, что вы пре­ду­пре­жда­ли всех участ­ни­ков контр­ре­во­лю­ци­он­ных со­бра­ний ду­хо­вен­ства о со­блю­де­нии ими кон­спи­ра­ции в це­лях из­бе­жа­ния по­до­зре­ний НКВД. Вы под­твер­жда­е­те это?
— Нет, та­ких слу­ча­ев не бы­ло.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что яв­ля­лись участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки ду­хо­вен­ства, воз­глав­ля­е­мой епи­ско­пом Гри­го­ри­ем Ко­зы­ре­вым, и про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию?
— Нет, не при­знаю.
13 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Сре­тен­ский был рас­стре­лян 17 сен­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский).

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра (1937). Мц. Елены (1943): Священномученик Павел Васильевский, пресвитер, Священномученик Иоанн Василевский, пресвитер, Священномученик Николай Лебедев, пресвитер, Священномученики Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, пресвитеры, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин, Александр Блохин, Священномученик Михаил Богородский, пресвитер, Священномученик Илия Измайлов, пресвитер, Преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, Мученица Елена Чернова