Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Cкажите пожалуйста,Баптисты еретики или нет?Да, баптисты - это сектанты. За не имением времени даю краткую вырезку со ссылкой на подробный материал. Спаси Бог!Приверженцев одной из ветвей протестантской...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит

Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Иг­на­тий (в ми­ру Иван Адри­а­но­вич Би­рю­ков) ро­дил­ся 25 мая 1865 го­да в го­ро­де Би­рю­че Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Адри­а­на Пав­ло­ви­ча и Ека­те­ри­ны Ни­ко­ла­ев­ны Би­рю­ко­вых. Кро­ме кре­стьян­ских ра­бот, Адри­ан Пав­ло­вич хо­ро­шо знал куз­неч­ное ре­мес­ло. Иван обу­чал­ся в Би­рюч­ском го­род­ском учи­ли­ще. Здесь он участ­во­вал в хо­ре и здесь по­лю­бил пе­ние, осо­бен­но цер­ков­ное. Би­рю­ко­вы бы­ли при­хо­жа­на­ми Успен­ской церк­ви, где цер­ков­ным хо­ром управ­лял стар­ший брат Ива­на, Ми­ха­ил. В этом же хо­ре пел и сам Иван и еще чет­ве­ро его бра­тьев. Цер­ков­ное пе­ние ока­за­ло огром­ное бла­го­дат­но-вос­пи­ту­ю­щее вли­я­ние на Ива­на, ко­то­рый от при­ро­ды был маль­чи­ком ша­лов­ли­вым. Но по­сте­пен­но чте­ние цер­ков­ных книг, и осо­бен­но жи­тий свя­тых, скло­ни­ло его к мыс­ли об ино­че­стве. Мать, ду­ши не ча­яв­шая в сво­ем сыне, из всех де­тей осо­бен­но вы­де­ляв­шая и лю­бив­шая Ива­на, ко­то­ро­го она лас­ко­во на­зы­ва­ла ка­са­ти­ком, про­си­ла его не уез­жать да­ле­ко, а пой­ти в бли­жай­ший к го­ро­ду Би­рю­чу Ва­луй­ский мо­на­стырь.
9 ок­тяб­ря 1878 го­да, ко­гда Ива­ну бы­ло три­на­дцать лет, ро­ди­те­ли, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­ви­ли его по­сту­пить в мо­на­стырь. В то вре­мя на­мест­ни­ком Ва­луй­ско­го мо­на­сты­ря был ар­хи­манд­рит Иг­на­тий (Алек­се­ев­ский), он взял маль­чи­ка к се­бе ке­лей­ни­ком. По­слу­ша­ние ему бы­ло да­но кли­рос­ное – он хо­дил каж­дый день в цер­ковь на пра­вый кли­рос чи­тать и петь. На­сто­я­тель и бра­тия по­лю­би­ли мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка за его крот­кое и бла­го­нрав­ное по­ве­де­ние, а так­же за ис­кус­ное пе­ние и чте­ние. Ко­гда скон­чал­ся в мо­на­сты­ре ре­гент, на­сто­я­тель бла­го­сло­вил управ­лять мо­на­стыр­ским хо­ром Ива­на.
При мо­на­сты­ре бы­ла шко­ла для де­тей-си­рот, на­хо­див­ша­я­ся в под­мо­на­стыр­ской сло­бод­ке. Мо­на­стырь бес­плат­но оде­вал, кор­мил и обу­чал де­тей. Для них бы­ло от­ве­де­но осо­бое по­ме­ще­ние вбли­зи мо­на­сты­ря. Де­ти участ­во­ва­ли и в мо­на­стыр­ском хо­ре. Пра­вый кли­рос со­сто­ял из два­дца­ти че­ло­век: ба­сы и те­но­ра на­би­ра­лись из мо­на­ше­ству­ю­щей бра­тии, а дис­кан­ты и аль­ты из де­тей мо­на­стыр­ской шко­лы.
Став ре­ген­том, Иван при­нял­ся за изу­че­ние тео­рии во­каль­ной и ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки, на­учил­ся иг­рать на скрип­ке и на фис­гар­мо­нии; иг­ра его на этих ин­стру­мен­тах хо­тя и не бы­ла про­фес­сио­наль­ной, но вполне до­ста­точ­ной для изу­че­ния во­ка­ла. В 1888 го­ду он из­дал нот­ный сбор­ник – дог­ма­ти­ки вось­ми гла­сов зна­мен­но­го рас­пе­ва. Бы­ло у него несколь­ко про­из­ве­де­ний соб­ствен­но­го со­чи­не­ния, но Иван по сми­ре­нию не стал их из­да­вать, и они все оста­лись в ру­ко­пи­си. Бу­дучи страст­ным лю­би­те­лем цер­ков­но­го пе­ния, он с необык­но­вен­ным рве­ни­ем ис­пол­нял по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ско­го ре­ген­та, за что стал по­лу­чать вы­го­во­ры от на­сто­я­те­ля, так как эта рев­ность не по ра­зу­му в ис­пол­не­нии мо­на­стыр­ско­го по­слу­ша­ния при­ве­ла к пе­чаль­ным по­след­стви­ям: Иван за­бо­лел ту­бер­ку­ле­зом, и у него от­кры­лось кро­во­те­че­ние. На­сто­я­тель при­гла­сил из Ва­лу­ек вра­ча и про­сил его взять­ся за ле­че­ние ре­ген­та. Врач по­со­ве­то­вал дли­тель­ный от­пуск. Ар­хи­манд­рит Иг­на­тий бла­го­сло­вил по­слуш­ни­ка от­пра­вить­ся в се­ми­ме­сяч­ный от­пуск, ко­то­рый ему долж­но бы­ло про­ве­сти в пу­те­ше­ствии по свя­тым ме­стам и Афо­ну.
В ян­ва­ре 1894 го­да Иван от­пра­вил­ся в Ки­ев, где про­жил неде­лю, мо­лясь у ки­ев­ских свя­тынь. В Ки­е­ве он по­лу­чил за­гра­нич­ный пас­порт для про­сле­до­ва­ния в Иеру­са­лим, на Афон и об­рат­но в Ки­ев и по же­лез­ной до­ро­ге про­ехал в Одес­су, где сел вме­сте с дру­ги­ми па­лом­ни­ка­ми на па­ро­ход, плыв­ший на Свя­тую Зем­лю. От Одес­сы до Яф­фы па­ро­ход шел две неде­ли. Пер­вая оста­нов­ка бы­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле, где па­ро­ход про­сто­ял двое су­ток. Боль­ше все­го по­слуш­ни­ка, да и всех па­лом­ни­ков, в Кон­стан­ти­но­по­ле по­ра­зил храм Свя­той Со­фии. До­ро­гой оста­нав­ли­ва­лись в Пи­ре­ях, Смирне, Алек­сан­дрии и в Бей­ру­те. Из Яф­фы по уз­ко­ко­лей­ной же­лез­ной до­ро­ге про­еха­ли в Иеру­са­лим, ку­да при­бы­ли 22 фев­ра­ля. Па­лом­ни­ков раз­ме­сти­ли в го­сти­ни­цах, ко­то­рые на­зы­ва­лись в то вре­мя Рус­ски­ми по­строй­ка­ми.
От­дох­нув от труд­но­го и дол­го­го пу­ти, Иван вме­сте с дру­ги­ми па­лом­ни­ка­ми пер­вым де­лом по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню, свя­той Гол­го­фе, а за­тем при­нял бла­го­сло­ве­ние у Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха Ге­ра­си­ма. На дру­гой день ка­ра­ван рус­ских па­лом­ни­ков в чис­ле око­ло че­ты­рех­сот че­ло­век, обе­ре­га­е­мый от ко­че­вых бе­ду­и­нов стра­жей Мис­сии, от­пра­вил­ся по свя­тым ме­стам: в Виф­ле­ем, к Мам­врий­ско­му ду­бу в Хев­рон, в Гор­няя, к Со­ро­ка­днев­ной го­ре, в Иери­хон, к ре­ке Иор­дан, в На­за­рет, Ти­ве­ри­а­ду, на Фа­вор­скую го­ру, в Ка­ну Га­ли­лей­скую, в го­род Наин, в Са­ма­рию и ко всем тем ме­стам, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Это пу­те­ше­ствие за­ня­ло три неде­ли. Вер­нув­шись в Иеру­са­лим, они око­ло неде­ли от­ды­ха­ли, а за­тем по­шли по­мо­лить­ся у свя­тых мест Иеру­са­ли­ма: на го­ре Еле­он­ской, в Геф­си­ма­нии, у Ов­чей ку­пе­ли. По­бы­ва­ли в древ­ней оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Ома­ро­вой ме­че­ти, сто­я­щей на ме­сте Со­ло­мо­но­ва хра­ма, в ар­мян­ских и ка­то­ли­че­ских хра­мах и мо­на­сты­рях. Так до­жи­ли до Страст­ной сед­ми­цы. В Ве­ли­кий Чет­верг Иван по­шел в Тро­иц­кий храм Рус­ской мис­сии при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. В этот день он так­же за­стал ли­тур­гию в гре­че­ском хра­ме Вос­кре­се­ния, ко­то­рую слу­жил Пат­ри­арх Ге­ра­сим. Пат­ри­арх со­вер­шал и об­ряд омо­ве­ния ног под от­кры­тым небом на пло­ща­ди с юж­ной сто­ро­ны Вос­кре­сен­ско­го хра­ма в со­слу­же­нии гре­че­ско­го и рус­ско­го ду­хо­вен­ства при мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии пра­во­слав­ных па­лом­ни­ков са­мых раз­ных на­цио­наль­но­стей: гре­ков, рус­ских, ара­бов, бол­гар, сер­бов и дру­гих. На утре­ню и ли­тур­гию в Ве­ли­кую Суб­бо­ту Иван по­шел в гре­че­ский храм Вос­кре­се­ния. Здесь же он встре­тил и ве­ли­кий празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Слу­жил Пат­ри­арх Ге­ра­сим вме­сте с мно­го­чис­лен­ным пра­во­слав­ным ду­хо­вен­ством, при­над­ле­жав­шим к са­мым раз­ным на­цио­наль­ным церк­вам. Ли­тур­гия за­кон­чи­лась в пять ча­сов утра. Ду­ша мо­ло­до­го па­лом­ни­ка бы­ла пол­на бла­го­дар­но­сти Бо­гу. По­жа­луй, еще ни­ко­гда его пе­ре­жи­ва­ния не бы­ли столь силь­ны и глу­бо­ки. Неиз­ре­чен­ное ду­хов­ное уте­ше­ние по­лу­чил он в этот неза­бвен­ный день Пас­хи Хри­сто­вой.
В два ча­са по­по­лу­дни Пат­ри­арх Ге­ра­сим в при­сут­ствии си­но­даль­ных ар­хи­ере­ев в пат­ри­ар­шей ре­зи­ден­ции хри­сто­со­вал­ся со всем пра­во­слав­ным ду­хо­вен­ством и на­ро­дом; за­тем от­слу­жил ве­ли­кую ве­чер­ню.
Пас­халь­ную сед­ми­цу Иван упо­тре­бил для то­го, чтобы по­кло­нить­ся в по­след­ний раз свя­тым ме­стам Иеру­са­ли­ма, так как по­ни­мал, что вряд ли Гос­подь спо­до­бит его вновь по­бы­вать здесь. На Свет­лой сед­ми­це он еще раз при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин. В Фо­ми­но вос­кре­се­нье он при­нял бла­го­сло­ве­ние у Пат­ри­ар­ха Ге­ра­си­ма и вме­сте с дру­ги­ми па­лом­ни­ка­ми вы­ехал в Яф­фу; через пять дней па­ро­ход до­ста­вил их на свя­тую го­ру Афон.
На Афоне Иван про­был три ме­ся­ца, про­жи­вая в раз­ных рус­ских мо­на­сты­рях и про­хо­дя в них раз­лич­ные по­слу­ша­ния: он пел, пе­ре­пи­сы­вал но­ты и де­лал мно­гое дру­гое, ис­клю­чая чте­ние при бо­го­слу­же­нии. Вбли­зи бе­ре­гов Афо­на он вме­сте с афон­ски­ми мо­на­ха­ми по­пал в шторм. Бу­ря бы­ла та­кая, что они ед­ва не по­гиб­ли. Все уси­лия упра­вить­ся с бар­ка­сом ока­зы­ва­лись тщет­ны. Он в лю­бую ми­ну­ту мог по­тер­петь кру­ше­ние. Толь­ко от Бо­га мож­но бы­ло ждать по­мо­щи. Иван со сле­за­ми взмо­лил­ся ко Гос­по­ду, чтобы Он из­вел их из этой бе­ды; мо­ли­лись и дру­гие. Гос­подь внял их мо­лит­ве, бар­кас остал­ся цел, но впо­след­ствии од­но вос­по­ми­на­ние о пе­ре­жи­той бу­ре при­во­ди­ло Ива­на в со­дро­га­ние.
По­сле празд­ни­ка свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на Иван вме­сте с дру­ги­ми па­лом­ни­ка­ми от­пра­вил­ся с Афо­на в Рос­сию, ку­да при­был 5 ав­гу­ста. Празд­ник Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри он про­вел в По­ча­ев­ской Лав­ре, а 25 ав­гу­ста вер­нул­ся в на­чаль­ный пункт сво­е­го пу­те­ше­ствия – Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Здесь в кон­то­ре Па­ле­стин­ско­го об­ще­ства он оста­вил про­езд­ной би­лет об­ще­ства от Ки­е­ва по свя­тым ме­стам, на Афон и об­рат­но, ко­то­рый обо­шел­ся ему в трид­цать семь руб­лей пять­де­сят ко­пе­ек.
По­мо­лясь у ки­ев­ских свя­тынь, Иван от­пра­вил­ся в Ва­луй­ский мо­на­стырь и был встре­чен здесь с ра­до­стью на­сто­я­те­лем и бра­ти­ей. Пу­те­ше­ствие чрез­вы­чай­но бла­го­твор­но ска­за­лось на со­сто­я­нии его здо­ро­вья, на ро­ди­ну он вер­нул­ся бод­рым и пол­ным сил. На­сто­я­тель, зная о при­стра­стии юно­ши к мо­на­стыр­ско­му хо­ру и опа­са­ясь, как бы он вновь не рас­стро­ил свое здо­ро­вье, со­вер­шен­но осво­бо­дил его от кли­рос­но­го по­слу­ша­ния, бла­го­сло­вив быть ре­ген­том уче­ни­ка Ива­на, ино­ка Ни­ки­фо­ра (Шац­ко­го), а Ива­на сна­ча­ла на­зна­чил по­мощ­ни­ком по­ва­ра, по­том по­мощ­ни­ком тра­пез­но­го, по­том бла­го­сло­вил его быть зво­на­рем, а за­тем сно­ва сво­им ке­лей­ни­ком и учи­те­лем мо­на­стыр­ской шко­лы гра­мо­ты.
В 1896 го­ду Иван был офи­ци­аль­но за­чис­лен в чис­ло по­слуш­ни­ков мо­на­сты­ря. 20 де­каб­ря 1897 го­да на трид­цать тре­тьем го­ду жиз­ни Иван был по­стри­жен на­сто­я­те­лем, ар­хи­манд­ри­том Иг­на­ти­ем, в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Иг­на­тий. В 1898 го­ду епи­скоп Иосиф (Со­ко­лов) ру­ко­по­ло­жил его в Алек­се­ев­ском мо­на­сты­ре в сан иеро­ди­а­ко­на. Через два го­да епи­скоп Во­ро­неж­ский Ана­ста­сий (До­бра­дин) ру­ко­по­ло­жил его в Во­ро­неж­ском Мит­ро­фа­ньев­ском мо­на­сты­ре в сан иеро­мо­на­ха. С это­го вре­ме­ни по бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля он сно­ва стал управ­лять мо­на­стыр­ским хо­ром.
В 1900 го­ду на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­ту Иг­на­тию ис­пол­ни­лось семь­де­сят семь лет, ему все труд­нее ста­но­ви­лось управ­лять мо­на­сты­рем, и епар­хи­аль­ное на­чаль­ство на­зна­чи­ло иеро­мо­на­ха Иг­на­тия по­мощ­ни­ком на­сто­я­те­ля.
В 1908 го­ду вслед­ствие по­втор­но­го ухуд­ше­ния здо­ро­вья иеро­мо­нах Иг­на­тий с раз­ре­ше­ния на­сто­я­те­ля и епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства был от­пу­щен в пу­те­ше­ствие по свя­тым ме­стам Рос­сии. Он по­бы­вал в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой и Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­рах и в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре. Вос­ста­но­вив си­лы, он через пол­то­ра ме­ся­ца вер­нул­ся в род­ной мо­на­стырь. В 1910 го­ду здо­ро­вье его сно­ва рас­стро­и­лось, вра­чи, ле­чив­шие его в Ва­луй­ках, по­со­ве­то­ва­ли ему от­пра­вить­ся в пу­те­ше­ствие, и на­сто­я­тель бла­го­сло­вил по­ехать на Кав­каз. Иеро­мо­нах Иг­на­тий по­бы­вал на Но­вом Афоне, в Су­хум-Ка­ле, в Ко­ма­нах, в Но­во­рос­сий­ске и Крас­но­да­ре.
3 фев­ра­ля 1912 го­да скон­чал­ся ар­хи­манд­рит Иг­на­тий, и иеро­мо­нах Иг­на­тий был из­бран бра­ти­ей на­сто­я­те­лем Ва­луй­ско­го мо­на­сты­ря. Епар­хи­аль­ное на­чаль­ство утвер­ди­ло этот вы­бор, и 19 ап­ре­ля 1912 го­да он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, а впо­след­ствии – ар­хи­манд­ри­та. Те­перь то, что от­цу Иг­на­тию при­хо­ди­лось де­лать в те­че­ние две­на­дца­ти лет как по­мощ­ни­ку, он стал де­лать как на­сто­я­тель. Уже во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь, ко­гда мо­на­стырь был за­крыт, же­лая, чтобы со­хра­ни­лись о мо­на­сты­ре до­сто­вер­ные све­де­ния, он крат­ко за­пи­сал его ис­то­рию.
“Ва­луй­ский мо­на­стырь ос­но­ван в 1615 го­ду стар­цем Кор­ни­ли­ем и его спо­движ­ни­ка­ми, име­на ко­их неиз­вест­ны, – пи­сал отец Иг­на­тий. – Сей мо­на­стырь от­сто­ит от го­ро­да Ва­лу­ек в трех вер­стах и рас­по­ло­жен на весь­ма хо­ро­шем ме­сте на по­лу­ост­ро­ве. С во­сточ­ной сто­ро­ны мо­на­стырь окайм­лен ро­ща­ми, где про­те­ка­ет ре­ка Ва­луй, а с за­пад­ной сто­ро­ны – ре­кой Оскол, за ко­то­рой тя­нут­ся це­пи гор с ве­ко­вы­ми ле­са­ми, от­ку­да от­кры­ва­ет­ся чуд­ная па­но­ра­ма окрест­но­стей го­ро­да Ва­лу­ек и са­мо­го мо­на­сты­ря.
Мо­на­сты­рю при­над­ле­жа­ло сто де­ся­тин ле­са с ро­ща­ми и во­семь­де­сят де­ся­тин лу­га. В ре­ках бра­тия ло­ви­ла ры­бу. На­сто­я­тель­ство­вал в Ва­луй­ском мо­на­сты­ре по­след­ние пять­де­сят лет ар­хи­манд­рит Иг­на­тий (Алек­се­ев­ский). Скон­чал­ся он на де­вя­но­стом го­ду жиз­ни и был по­гре­бен в огра­де мо­на­сты­ря близ ал­та­ря Успен­ско­го хра­ма. По­гре­бе­ние со­вер­ша­ли За­дон­ский ар­хи­манд­рит Алек­сандр и клю­чарь ар­хи­епи­ско­па Ана­ста­сия, про­то­и­е­рей Гри­го­рий Ал­фе­ров, про­то­и­е­реи и свя­щен­ни­ки раз­ных се­ле­ний Ва­луй­ско­го уез­да, сер­деч­но и глу­бо­ко по­чи­тав­шие по­чив­ше­го стар­ца за его бла­го­че­сти­вую жизнь, вме­сте с мо­на­стыр­ской бра­ти­ей, со мно­же­ством бо­го­моль­цев из при­мы­ка­ю­щих к мо­на­сты­рю се­ле­ний и раз­ной бед­но­той, для ко­то­рой по­кой­ный ста­рец был все­гдаш­ним кор­миль­цем и по­мощ­ни­ком в их жи­тей­ских нуж­дах. При сво­ей кон­чине ста­рец и мне, его пре­ем­ни­ку, за­ве­щал ни­ко­гда не остав­лять всех в нуж­дах су­щих: стран­ни­ков, ни­щих и убо­гих, что я, по за­ве­ту мо­е­го по­кой­но­го стар­ца и ду­хов­но­го вос­пи­та­те­ля, все­гда ста­рал­ся ис­пол­нять в точ­но­сти, до тех пор, по­ка сам во­лею су­деб Бо­жи­их не сде­лал­ся стран­ни­ком.
Бра­тии в мо­на­сты­ре бы­ло око­ло ста че­ло­век на раз­ных мо­на­стыр­ских по­слу­ша­ни­ях. Две­на­дцать иеро­мо­на­хов, шесть иеро­ди­а­ко­нов, че­ты­ре иерос­хи­мо­на­ха: Фео­к­тист, Филипп, Иоасаф, дру­гой Фео­к­тист – очень хо­ро­шей жиз­ни. Два схи­мо­на­ха ис­тин­ной мо­на­ше­ской жиз­ни – Па­хо­мий и Ан­то­ний – да бу­дет им Цар­ствие Небес­ное!
В мо­на­сты­ре бы­ли ма­стер­ские: са­пож­ная, порт­няж­ная, сто­ляр­ная, куз­неч­ная, сле­сар­ная. Во­дя­ная и па­ро­вая мель­ни­цы. Два са­да. Свеч­ной вос­ко­вой за­вод. Хлеб­ня, по­вар­ня, об­щая для всей бра­тии тра­пе­за, не ис­клю­чая и на­сто­я­те­ля. Эко­но­ми­че­ский двор для ра­бо­чей бра­тии, здесь же бы­ло по­ме­ще­ние для мой­ки и про­суш­ки бе­лья и то­му по­доб­ное.
У мо­на­сты­ря бы­ло во­семь ло­ша­дей, хо­ро­шие ого­ро­ды, хле­бо­па­ше­ской зем­ли не бы­ло. Бы­ло до два­дца­ти дой­ных ко­ров, кро­ме яло­вых и под­рост­ков с те­лят­ка­ми. Бы­ла хо­ро­шая па­се­ка – до трех­сот ко­лод. Бы­ла в мо­на­сты­ре жи­во­пис­ная ма­стер­ская и икон­ная ла­воч­ка. Вся­кий из бра­тии, не ис­клю­чая и на­сто­я­те­ля, обя­зан был по ме­ре сво­их сил тру­дить­ся на об­щую поль­зу в по­ло­жен­ное вре­мя и час, за что каж­дый был одет, обут, на­корм­лен и на­по­ен. Был свой мо­на­стыр­ский фельд­шер, ап­те­ка и при­ем­ный по­кой для боль­ных, вре­ме­на­ми на­ез­жал док­тор из Ва­лу­ек – для осви­де­тель­ство­ва­ния боль­ных и над­ле­жа­щих ука­за­ний фельд­ше­ру.
Хра­мов в мо­на­сты­ре бы­ло три: Успен­ский, Ни­ко­ла­ев­ский и Тра­пез­ный. Бра­тия мо­на­сты­ря еже­днев­но по­се­ща­ла служ­бу в хра­ме. Те из бра­тии, ко­то­рые бы­ли при­уро­че­ны к по­слу­ша­ни­ям в ма­стер­ских, от­сто­яв в церк­ви по­лу­нощ­ни­цу, при­кла­ды­ва­лись к свя­тым ико­нам и, при­няв бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля, ухо­ди­ли на свое по­слу­ша­ние, где и тру­ди­лись до зав­тра­ка, а по­том и до обе­ден­но­го вре­ме­ни, то есть до две­на­дца­ти ча­сов дня, а кли­рос­ная бра­тия, то есть пев­цы и чте­цы, вме­сте со свя­щен­но­слу­жа­щей бра­ти­ей и стар­ца­ми, уже не спо­соб­ны­ми к тру­ду, оста­ва­лись в хра­ме.
Утре­ня в мо­на­сты­ре на­чи­на­лась в три ча­са по­по­лу­но­чи, за­тем ран­няя обед­ня и мо­ле­бен с ака­фи­стом че­ред­но­му свя­то­му, по­сле мо­леб­на слу­жи­лась позд­няя ли­тур­гия, ко­то­рая окан­чи­ва­лась в две­на­дцать ча­сов дня; за­тем – звон на об­щую тра­пе­зу... По­сле обе­да от­дых до двух ча­сов по­по­лу­дни. В два ча­са дня все рас­хо­дят­ся по по­слу­ша­ни­ям до ше­сти ча­сов ве­че­ра. В че­ты­ре ча­са по­по­лу­дни звон к ве­черне, к ко­то­рой от­прав­ля­ет­ся кли­рос­ная бра­тия и свя­щен­но­слу­жи­те­ли; ве­чер­ня окан­чи­ва­ет­ся око­ло се­ми ча­сов ве­че­ра. В во­семь ча­сов – звон на ужин... По­сле ужи­на чи­та­лось об­щее мо­на­ше­ское пра­ви­ло, со­сто­яв­шее из трех ка­но­нов с ака­фи­ста­ми; по­сле него пе­лись всей бра­ти­ей крест­ные сти­хи­ры, во вре­мя пе­ния ко­то­рых бра­тия при­кла­ды­ва­лась ко кре­сту. За­тем, при­няв бла­го­сло­ве­ние у на­сто­я­те­ля, бра­тия рас­хо­ди­лась по ке­льям на ноч­ной от­дых до трех ча­сов утра.
Вос­крес­ные и празд­нич­ные бо­го­слу­же­ния на­чи­на­лись все­нощ­ным бде­ни­ем в шесть ча­сов ве­че­ра, ко­то­рое за­кан­чи­ва­лось око­ло две­на­дца­ти ча­сов но­чи. Ран­няя вос­крес­ная ли­тур­гия на­чи­на­лась в пять ча­сов утра, позд­няя в де­вять ча­сов и окан­чи­ва­лась в две­на­дцать ча­сов дня. По­сле служ­бы был обед и за­тем от­дых до ве­чер­ни.
На­сто­я­тель мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Иг­на­тий (Алек­се­ев­ский) стро­го при­дер­жи­вал­ся дан­но­го цер­ков­но­го уста­ва и во­об­ще дер­жал бра­тию стро­го. При­ме­ру его сле­до­вал и ар­хи­манд­рит Иг­на­тий (Би­рю­ков)”.
Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, ко­гда мно­гие муж­чи­ны из окру­жав­ших мо­на­стырь се­ле­ний ушли на фронт, отец Иг­на­тий пред­ло­жил взять на мо­на­стыр­ское обес­пе­че­ние их се­мьи. Мо­на­стырь ре­гу­ляр­но снаб­жал их одеж­дой, обу­вью, про­дук­та­ми и день­га­ми во все вре­мя вой­ны, и эти се­мьи не чув­ство­ва­ли ни в чем недо­стат­ка, имея от мо­на­сты­ря Бо­жие бла­го­сло­ве­ние, нрав­ствен­ную под­держ­ку и ма­те­ри­аль­ную по­мощь. Ко­гда по­сле пер­вых бо­ев ра­не­ные во­и­ны за­пол­ни­ли гос­пи­та­ли, мо­на­стырь пред­ло­жил при­нять их по­сле ока­за­ния необ­хо­ди­мой вра­чеб­ной по­мо­щи в гос­пи­та­ле к се­бе, рас­по­ло­жив в мо­на­стыр­ских го­сти­ни­цах и обес­пе­чив бес­плат­ной тра­пе­зой.
По­сле от­ре­че­ния Го­су­да­ря от пре­сто­ла и об­ра­зо­ва­ния вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства в мо­на­сты­ре был про­из­ве­ден обыск, а на­сто­я­тель аре­сто­ван. Под аре­стом от­ца Иг­на­тия про­дер­жа­ли неде­лю, но по­сколь­ку ни­че­го предо­су­ди­тель­но­го в мо­на­сты­ре не на­шли, он был от­пу­щен на сво­бо­ду.
По­сле за­хва­та вла­сти в стране боль­ше­ви­ка­ми, в мар­те 1918 го­да ар­хи­манд­рит Иг­на­тий был вы­зван в Ва­луй­ский ис­пол­ком к пред­се­да­те­лю Рын­ди­ну, ко­то­рый по­тре­бо­вал, чтобы на­ут­ро бы­ла до­став­ле­на на нуж­ды со­вет­ской вла­сти вся мо­на­стыр­ская на­лич­ность. Вла­сти по­тре­бо­ва­ли, чтобы мо­на­стырь вы­пла­тил во­семь­сот ты­сяч руб­лей кон­три­бу­ции, а бра­тия – де­сять ты­сяч руб­лей. От­цу ар­хи­манд­ри­ту был вру­чен ман­дат для объ­яв­ле­ния бра­тии ре­ше­ния со­вет­ской вла­сти, а так­же вме­сте с ним в мо­на­стырь был от­прав­лен пред­ста­ви­тель вла­сти, ко­то­рый дол­жен был по­всю­ду со­про­вож­дать на­сто­я­те­ля и участ­во­вать в под­сче­те всех мо­на­стыр­ских сумм.
По воз­вра­ще­нии в оби­тель отец Иг­на­тий вы­звал бра­тию в на­сто­я­тель­ские по­кои, объ­явил о ре­ше­нии со­вет­ской вла­сти и ска­зал: “Бо­го­лю­би­вые мои бра­тия! Сло­во Бо­жие учит нас: вся­кая ду­ша вла­с­тем да по­ви­ну­ет­ся; несть вла­сти не от Бо­га, и про­ти­вя­щи­е­ся вла­сти – Бо­жию ве­ле­нию про­ти­вят­ся. По­се­му, во ис­пол­не­ние при­ка­за вла­сти, мы долж­ны сию же ми­ну­ту при­сту­пить к уче­ту всей мо­на­стыр­ской на­лич­но­сти, так­же и на­шей брат­ской сум­мы при уча­стии здесь пе­ред на­ми пред­сто­я­ще­го пред­ста­ви­те­ля вла­сти и, по уче­те сум­мы, долж­ны до­ста­вить ее пол­но­стью в ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет”.
Мо­на­хи вы­ра­зи­ли свое со­гла­сие, по­сле че­го из­бран­ные от бра­тии вме­сте с ар­хи­манд­ри­том Иг­на­ти­ем и пред­ста­ви­те­лем вла­сти при­сту­пи­ли к уче­ту мо­на­стыр­ских средств, ко­то­рых в сум­ме ока­за­лось все­го де­сять ты­сяч сто пять руб­лей. Утром сле­ду­ю­ще­го дня все бы­ло пред­став­ле­но на­сто­я­те­лем в Ва­луй­ский ис­пол­ком.
Од­на­ко на­па­де­ния на мо­на­стырь и пре­сле­до­ва­ния мо­на­хов по­сле это­го не пре­кра­ти­лись. Через три дня по­сле этих со­бы­тий бы­ло со­вер­ше­но на­па­де­ние на оби­тель. Ча­сов в де­сять ве­че­ра груп­па из трид­ца­ти во­ору­жен­ных лю­дей во­рва­лась в мо­на­стырь и при­сту­пи­ла к в по­ис­кам, как они го­во­ри­ли, ору­жия и зо­ло­та. Обыск был на­чат с ке­льи на­сто­я­те­ля, а за­тем обыс­ка­ли ке­льи всей бра­тии, но ни­че­го не на­шли. Озлоб­лен­ные бес­по­лез­но­стью по­ис­ков, они, угро­жая ору­жи­ем, за­пре­ти­ли мо­на­хам вы­хо­дить из ке­лий, по­тре­бо­ва­ли от­крыть со­бор и при­ве­ли ту­да от­ца Иг­на­тия. Отец Иг­на­тий стал на ко­ле­ни и мо­лил­ся, а раз­бой­ни­ки, при­ста­вив два ре­воль­ве­ра к его го­ло­ве, тре­бо­ва­ли, чтобы он ска­зал, где спря­та­но мо­на­стыр­ское зо­ло­то.
В мо­на­сты­ре не бы­ло ни­ко­гда зо­ло­тых ве­щей, и лишь неко­то­рые бо­го­слу­жеб­ные со­су­ды бы­ли се­реб­ря­ны­ми. Все день­ги уже бы­ли взя­ты вла­стя­ми. Разъ­ярен­ные мол­ча­ни­ем на­сто­я­те­ля, на­па­дав­шие ста­ли стре­лять над его го­ло­вой. За­тем вы­ве­ли ар­хи­манд­ри­та Иг­на­тия на па­перть, раз­де­ли и, оста­вив сто­ять на мо­ро­зе, от­пра­ви­лись обыс­ки­вать но­ме­ра мо­на­стыр­ской го­сти­ни­цы, за­брав из цер­ков­ных кру­жек несколь­ко най­ден­ных ко­пе­ек. Юно­ша-по­слуш­ник под угро­зой рас­пра­вы при­нес по­след­нюю вы­руч­ку от про­да­жи све­чей, ко­то­рой на­бра­лось пять­де­сят два руб­ля. В два ча­са но­чи на­па­дав­шие, за­брав день­ги, по­ки­ну­ли мо­на­стырь.
В 1924 го­ду вла­сти за­кры­ли мо­на­стырь. Отец Иг­на­тий уехал в го­род Би­рюч, где неко­то­рое вре­мя жил у род­ствен­ни­ков. Но дол­го ли про­жи­вешь в род­ном до­ме по­сле со­ро­ка лет жиз­ни в мо­на­сты­ре? В 1925 го­ду в Во­ро­неж при­был ве­ли­кий свя­ти­тель и по­движ­ник, лю­би­мый и чти­мый на­ро­дом, ар­хи­епи­скоп Петр (Зве­рев). 4 ян­ва­ря 1926 го­да ар­хи­манд­рит Иг­на­тий при­е­хал в Во­ро­неж. Но к слу­же­нию он при­сту­пил не сра­зу: за­болев ти­фом, он про­ле­жал в бо­лез­ни бо­лее двух ме­ся­цев. Ар­хи­епи­скоп Петр на­зна­чил его на ме­сто, ко­то­рое наи­бо­лее со­от­вет­ство­ва­ло да­ро­ва­ни­ям от­ца Иг­на­тия и на­ме­ре­ни­ям вла­ды­ки при­влечь на­род к уча­стию в бо­го­слу­же­нии: он по­ста­вил его ру­ко­во­дить цер­ков­ным на­род­ным хо­ром.
Ле­том 1929 го­да ар­хи­манд­рит Иг­на­тий по­про­сил от­пуск вви­ду по­шат­нув­ше­го­ся здо­ро­вья. По­лу­чив от­пуск, он от­пра­вил­ся в го­род За­донск, где оста­но­вил­ся у сво­ей пле­мян­ни­цы, и про­жил здесь око­ло двух недель. Из За­дон­ска отец Иг­на­тий ре­шил по­ехать в Ки­ев, чтобы по­мо­лить­ся у ки­ев­ских свя­тынь, но, слов­но пред­чув­ствуя свой близ­кий арест, спер­ва за­ду­мал по­се­тить все те ме­ста, с ко­то­ры­ми бы­ла свя­за­на его жизнь. Он при­е­хал в Ва­луй­ки и оста­но­вил­ся у сво­е­го пле­мян­ни­ка. Про­жил он здесь два дня и оба дня на­дол­го ухо­дил мо­лить­ся к сте­нам мо­на­сты­ря, в ко­то­ром про­шли его от­ро­че­ство, юность и зре­лая жизнь и где он учил­ся хри­сти­ан­ско­му бла­го­че­стию. За­тем отец Иг­на­тий по­ехал в Ки­ев, где, оста­но­вив­шись у зна­ко­мых, про­жил три дня, осмат­ри­вая хра­мы и мо­лясь у ки­ев­ских свя­тынь.
По­сле воз­вра­ще­ния в Во­ро­неж отец Иг­на­тий про­слу­жил неде­лю и по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии его на по­кой.
В на­ча­ле 1930 го­да ОГПУ от­кры­ло про­тив во­ро­неж­ско­го ду­хо­вен­ства след­ствен­ное де­ло. Сре­ди мно­гих дру­гих был аре­сто­ван и ар­хи­манд­рит Иг­на­тий. Пас­ху 1930 го­да он встре­тил в тюрь­ме. Вме­сте с ним в ка­ме­ре бы­ли свя­щен­ни­ки, мо­на­хи и ми­ряне, и в част­но­сти про­то­и­е­рей Алек­сандр Ар­хан­гель­ский и свя­щен­ник Фе­о­дор Яко­влев. На­чи­ная с Ве­ли­ко­го Чет­вер­га Страст­ной сед­ми­цы они со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ние утром и ве­че­ром – по тем немно­гим кни­гам, ко­то­рые бы­ли с ни­ми в тюрь­ме, и по па­мя­ти. Свя­щен­ни­че­ский крест из ки­па­ри­са был толь­ко у про­то­и­е­рея Алек­сандра Ар­хан­гель­ско­го. Слу­жа­щий свя­щен­ник на­де­вал этот крест, епи­тра­хиль, в ка­че­стве ко­то­рой слу­жи­ло по­ло­тен­це, и на­чи­на­ли слу­жить. В Ве­ли­кую Суб­бо­ту с во­ли пе­ре­да­ли пар­чо­вую епи­тра­хиль, и был от­слу­жен во­до­свят­ный мо­ле­бен, в кон­це ко­то­ро­го один из свя­щен­ни­ков, об­ра­ща­ясь к уз­ни­кам ка­ме­ры, ска­зал:
– По­здрав­ляю вас с на­сту­па­ю­щим празд­ни­ком Пас­хи и же­лаю всем вам встре­тить его в доб­ром здра­вии. Вам, бра­тья-иереи, же­лаю и в даль­ней­шем быть твер­ды­ми за­щит­ни­ка­ми ве­ры пра­во­слав­ной, а вы, – об­ра­тил­ся он к за­клю­чен­ным кре­стья­нам, – долж­ны при­об­щить­ся Свя­тых Та­ин, по­то­му что ни­кто из нас не зна­ет, ко­гда на­сту­пит на­ша смерть; здесь есть мно­го свя­щен­ни­ков, у ко­то­рых вы мо­же­те ис­по­ве­дать­ся.
Ве­че­ром в суб­бо­ту бы­ли освя­ще­ны ку­ли­чи, и за­тем до две­на­дца­ти ча­сов но­чи уз­ни­ки чи­та­ли по оче­ре­ди Де­я­ния апо­сто­лов. Уда­лось до­стать мас­ло и устро­ить лам­па­ду. В две­на­дцать ча­сов но­чи про­пе­ли “Хри­стос вос­кре­се” и ста­ли укла­ды­вать­ся спать. Пас­халь­ную служ­бу от­слу­жи­ли в вос­кре­се­нье утром по­сле по­вер­ки. Вся ка­ме­ра при­ча­ща­лась. По­сле служ­бы при­кла­ды­ва­лись ко кре­сту, ко­то­рый дер­жал ар­хи­манд­рит Иг­на­тий, хри­сто­со­ва­лись и по­лу­ча­ли ку­со­чек освя­щен­но­го ку­ли­ча. В суб­бо­ту и вос­кре­се­нье свя­щен­ни­ки по­лу­чи­ли пе­ре­да­чи, ко­то­рые бы­ли рас­пре­де­ле­ны меж­ду все­ми уз­ни­ка­ми ка­ме­ры. Та­ким же по­ряд­ком про­шла служ­ба и на вто­рой день Пас­хи.
Ар­хи­манд­рит Иг­на­тий был об­ви­нен в том, что он яв­лял­ся “фак­ти­че­ским ру­ко­во­ди­те­лем мо­на­ше­ства Цен­траль­ной Чер­но­зем­ной об­ла­сти, через ко­то­рое вел сре­ди ве­ру­ю­щей мас­сы ан­ти­кол­хоз­ную и ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию”. Отец Иг­на­тий ви­нов­ным се­бя не при­знал. 28 июля 1930 го­да на за­се­да­нии Кол­ле­гии ОГПУ слу­ша­лось “де­ло”, по ко­то­ро­му об­ви­ня­лось трид­цать во­семь че­ло­век, в том чис­ле и ар­хи­манд­рит Иг­на­тий. Он был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь. Через год Кол­ле­гия ОГПУ из­ме­ни­ла при­го­вор, по­ста­но­вив вы­слать его на весь остав­ший­ся срок в Се­вер­ный край. Ар­хи­манд­ри­ту Иг­на­тию бы­ло то­гда шесть­де­сят шесть лет. Усло­вия ссыл­ки ока­за­лись непо­силь­ны­ми для тя­же­ло боль­но­го ар­хи­манд­ри­та, и через пол­то­ра го­да, 27 сен­тяб­ря 1932 го­да, на празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Иг­на­тий скон­чал­ся.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 4». Тверь. 2004. С. 368-378

Биб­лио­гра­фия

Во­ро­неж­ский вест­ник цер­ков­но­го еди­не­ния. Во­ро­неж, 1918. № 18. С. 20, 24.
Про­то­пре­сви­тер М. Поль­ский. Но­вые му­че­ни­ки Рос­сий­ские. Т. 2. Джор­дан­вилл, 1957. С. 189-190.
Ар­хив УФСБ РФ по Во­ро­неж­ской обл. Арх. № П-24705. Т. 1, л. 30, 87а; Т. 2, л. 171, 174-175; Т. 3, л. 350-352; Т. 4, л. 423-30, 492.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня, Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер, Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер, Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер, Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер, Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер, Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер, Священномученик Иаков Леонович, пресвитер, Священномученик Петр Петриков, пресвитер, Священномученик Николай Скворцов, пресвитер, Священномученик Николай Цветков, протодиакон, Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня, Мученица Людмила Петрова