Что нужно сделать, чтобы покрестить ребенка?Необходимым условием для совершения таинства Крещения над ребёнком является подготовка родителей и крестных. Подготовка включает в себя принятие таинств...
Здравствуйте, подскажите, что значит "Престольный праздник"? Как определяется какой праздник станет Престольным? Бабушка говорила, что в Храме в нашем городе два Престольных праздника. Так действительно бывает?Добрый день! Престольный праздник - это день празднования памяти какого-либо святого или великого праздника, в честь которых освящён престол в храме. Престол -это...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер

В сло­бо­де Мсте­ре Вяз­ни­ков­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка был об­ра­зо­ван муж­ской Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. В 1722 го­ду, в пе­ри­од вла­де­ния эти­ми зем­ля­ми гра­фом Го­ло­ви­ным, в Мсте­ре сре­ди мест­ных жи­те­лей за­ро­ди­лось за­ня­тие ико­но­пи­сью, ко­то­рое при­нес сю­да мос­ков­ский ико­но­пи­сец А. Алек­се­ев. В 1844 го­ду мстер­ские зем­ли вме­сте с на­се­ля­ю­щи­ми их кре­стья­на­ми и ху­дож­ни­ка­ми-ико­но­пис­ца­ми пе­ре­шли во вла­де­ние гра­фа Па­ни­на. К это­му вре­ме­ни мстер­ские ико­но­пис­цы по­лу­чи­ли ши­ро­кую из­вест­ность, и их ста­ли ча­сто при­вле­кать к ра­бо­там по ре­став­ра­ции рос­пи­сей хра­мов и мо­на­сты­рей, и в осо­бен­но­сти древ­них икон. В на­ча­ле XVIII сто­ле­тия они за­ни­ма­лись ре­став­ра­ци­ей со­бо­ров Мос­ков­ско­го Крем­ля и мос­ков­ских мо­на­сты­рей.
1861 год по­ло­жил ко­нец кре­пост­но­му пра­ву, но мстер­ские ико­но­пис­цы не удо­вле­тво­ре­ны бы­ли по­лу­че­ни­ем лич­ной неза­ви­си­мо­сти и ре­ши­ли всем об­ще­ством вы­ку­пить Мстер­ское вла­де­ние у гра­фа. В те­че­ние два­дца­ти пя­ти лет мстер­цы вы­ку­па­ли вла­де­ние и на­ко­нец, упла­тив всю сум­му в 167200 руб­лей, по­лу­чи­ли пол­ную неза­ви­си­мость.
По тра­ди­ции ма­стер­ские в Мсте­ре бы­ли се­мей­ны­ми — Бра­ги­ных, Клы­ко­вых, Ку­тя­ги­ных, Бо­роз­ди­ных. По­след­няя бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на в Мсте­ре Пет­ром Куз­ми­чем Бо­роз­ди­ным. В ней ра­бо­та­ли чле­ны его се­мьи: семь сы­но­вей и пять до­че­рей. Ико­ны его ма­стер­ской поль­зо­ва­лись из­вест­но­стью и це­ни­лись за ис­кус­ность пись­ма да­же ста­ро­об­ряд­ца­ми. В се­мье мстер­ско­го ико­но­пис­ца Пет­ра Куз­ми­ча и ро­дил­ся в 1878 го­ду Иван Бо­роз­дин.
С ран­не­го дет­ства бла­го­дат­ный, но нелег­кий труд стал ос­но­вой его ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния в се­мье. К ше­сти го­дам, ко­гда маль­чик по­сту­пил в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, он уже осво­ил на­ча­ла ико­но­пис­но­го де­ла — мог го­то­вить са­мо­сто­я­тель­но крас­ки, грун­то­вать дос­ки, де­лать про­ри­си. В один­на­дцать лет Иван по­сту­пил в мстер­скую шко­лу ико­но­пи­са­ния, ко­то­рую успеш­но окон­чил в 1894 го­ду и по­лу­чил зва­ние ма­сте­ра-ико­но­пис­ца. Как и боль­шин­ство жи­те­лей Мсте­ры, се­мья Бо­роз­ди­ных бы­ла еди­но­вер­че­ской. В 1899 го­ду мстер­ское еди­но­вер­че­ское брат­ство на­пра­ви­ло Ива­на в Мос­ков­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, су­ще­ство­вав­шее при Все­х­свят­ском еди­но­вер­че­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рое он окон­чил с от­ли­чи­ем, и был остав­лен при мо­на­сты­ре пса­лом­щи­ком. В 1905 го­ду он же­нил­ся на Ирине, до­че­ри Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча Ота­ри­на, из­вест­но­го свя­щен­ни­ка-мис­си­о­не­ра и про­по­вед­ни­ка из се­ла Вар­ма­леи Ар­за­мас­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Вско­ре Иван Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Все­х­свят­ско­го еди­но­вер­че­ско­го мо­на­сты­ря. Здесь он про­слу­жил до его за­кры­тия в 1921 го­ду.
В 1923 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­пра­вил диа­ко­на Иоан­на в храм бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на, что в Гон­чар­ной сло­бо­де в Москве. Храм был из­ве­стен вы­да­ю­щи­ми­ся на­сто­я­те­ля­ми. До 1919 го­да на­сто­я­те­лем хра­ма был про­фес­сор Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рей Во­сто­ков. Про­по­ве­ди его бы­ли про­сты, убе­ди­тель­ны, со мно­ги­ми жи­вы­ми при­ме­ра­ми, по­нят­ные для слу­ша­те­лей всех со­сло­вий. По его на­сто­я­нию в хра­ме бы­ло вве­де­но об­щее пе­ние всех при­хо­жан. Для это­го всем при­сут­ству­ю­щим раз­да­ва­лись тек­сты. Он го­во­рил: «Вы при­шли в храм — дом Бо­жий — со­еди­нить­ся в мо­лит­ве с Бо­гом; мо­ли­тесь! Спа­се­ние Рос­сии в со­еди­не­нии с Бо­гом».
В 1919 го­ду на­сто­я­те­лем в хра­ме стал свя­щен­ник Сер­гий За­ка­тов. Еще бу­дучи се­ми­на­ри­стом, он участ­во­вал в ар­хео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках, про­во­див­ших­ся кня­зем Щер­ба­то­вым, со­зда­те­лем ис­то­ри­че­ско­го му­зея в Москве, ко­то­рый пред­ла­гал ему по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии по­сту­пить в ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут. Он по­слу­шал­ся со­ве­та, по­сле се­ми­на­рии за­кон­чил ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут, за­тем был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и сов­ме­щал свои пас­тыр­ские обя­зан­но­сти с пре­по­да­ва­ни­ем в ар­хео­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те. По­сле за­хва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми от­ца Сер­гия ста­ли вы­зы­вать на Лу­бян­ку, тре­буя, чтобы он оста­вил слу­же­ние в хра­ме, но свя­щен­ник не со­гла­сил­ся, В 1928 го­ду вла­сти за­яви­ли, что храм Кос­мы и Да­ми­а­на бу­дет раз­ру­шен. Отец Сер­гий всту­пил в борь­бу за храм, от­ста­и­вая его от за­кры­тия и раз­ру­ше­ния. До­ка­зы­вая ко­мис­сии Мос­со­ве­та куль­тур­ную и ис­то­ри­че­скую зна­чи­мость древ­не­го хра­ма и по­ка­зы­вая по­строй­ку XVI ве­ка, от­чет­ли­во вид­ную в верх­ней ча­сти хра­ма, отец Сер­гий упал с бал­ки. В ре­зуль­та­те по­лу­чен­ных травм он тя­же­ло за­бо­лел и в том же го­ду скон­чал­ся.
Отец Иоанн, ко­то­рый к то­му вре­ме­ни был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма Кос­мы и Да­ми­а­на. С ве­рой и убеж­ден­но­стью в право­те сво­е­го де­ла он му­же­ствен­но со­про­тив­лял­ся за­кры­тию хра­ма. Он пи­сал мно­го­чис­лен­ные про­те­сты вла­стям, со­би­рал под­пи­си ве­ру­ю­щих, не со­глас­ных с ре­ше­ни­ем вла­стей, но все бы­ло на­прас­но. В 1930 го­ду храм Кос­мы и Да­ми­а­на был за­крыт и вско­ре раз­ру­шен. Тя­же­ло пе­ре­жи­вая это со­бы­тие, отец Иоанн за­бо­лел. В это вре­мя он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в еди­но­вер­че­ский храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ро­гож­ском клад­би­ще и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Вре­мя по от­но­ше­нию к Церк­ви бы­ло раз­бой­ное, она бы­ла ли­ше­на ка­ких бы то ни бы­ло прав. Ме­сто рас­по­ло­же­ния хра­ма на клад­би­ще бы­ло глу­хим, и отец Иоанн, чтобы убе­речь храм от гра­би­те­лей, по­се­лил­ся при нем, вы­брав для жи­лья неболь­шую хо­лод­ную ком­на­ту на ко­ло­кольне, где хра­ни­лись ста­рые ико­ны. Ком­на­та бы­ла не при­спо­соб­ле­на для жи­лья; чтобы обо­гре­вать­ся зи­мой, отец Иоанн по­ста­вил в ней же­лез­ную печ­ку. Непо­да­ле­ку от хра­ма жи­ли глу­бо­ко ве­ру­ю­щие и пре­дан­ные церк­ви лю­ди — пса­лом­щик Фе­дор, из от­став­ных мо­ря­ков, и его же­на Вар­ва­ра.
Бес­по­ко­ясь об от­це, сы­но­вья свя­щен­ни­ка Ва­си­лий и Петр по­оче­ред­но оста­ва­лись с ним на ночь. Шел де­кабрь 1931 го­да. Отец Иоанн от­слу­жил все­нощ­ную и по обык­но­ве­нию вме­сте с пса­лом­щи­ком Фе­до­ром обо­шел храм, за­тем свя­щен­ник под­нял­ся на ко­ло­коль­ню в свою ком­на­ту, где в это вре­мя сын Ва­си­лий то­пил печь и го­то­вил на ней скуд­ный ужин. По­ужи­нав и под­бро­сив дров в печь, они лег­ли спать.
Око­ло ча­са но­чи пса­лом­щик Фе­дор встал и еще раз обо­шел храм; не за­ме­тив ни­че­го по­до­зри­тель­но­го, он вер­нул­ся до­мой и уснул. И ви­дит во сне, как к нему под­хо­дит отец Иоанн Крон­штадт­ский, порт­рет ко­то­ро­го у него ви­сел на стене, и го­во­рит: «Ча­до Фе­дор, пой­ди, по­мо­ги сво­е­му свя­щен­ни­ку, ему пло­хо!» А немно­го по­го­дя к нему по­до­шла же­на Вар­ва­ра и, рас­тол­кав его, го­во­рит: «Фе­дя, вста­вай, мне сей­час ви­де­ние бы­ло, при­шел Ба­тюш­ка Крон­штадт­ский и на­ка­зы­вал: «Раз­бу­ди Фе­до­ра, иди­те, по­мо­ги­те ва­ше­му свя­щен­ни­ку"».
Они быст­ро оде­лись и по­бе­жа­ли к ко­ло­кольне. Две­ри бы­ли на за­по­ре, они ста­ли сту­чать, и этот их стук при­дал сил Ва­си­лию, он до­брал­ся до две­ри, от­крыл ее и упал, толь­ко и успев ска­зать: «Иди­те ско­рее к от­цу, я его вы­та­щил на пло­щад­ку — мы уго­ре­ли».
Гос­подь хра­нил Сво­е­го пас­ты­ря, про­то­и­е­рей Иоанн про­слу­жил в Ни­коль­ском хра­ме семь лет; за каж­дой служ­бой он про­по­ве­до­вал, объ­яс­нял смысл цер­ков­ных мо­литв, убеж­дал мо­лить­ся при­леж­ней, че­му сам был при­ме­ром. Так про­дол­жа­лось до осе­ни 1937 го­да. В ночь с 5 на 6 сен­тяб­ря отец Иоанн был аре­сто­ван в ком­на­те на ко­ло­кольне. При­шед­шие утром сы­но­вья об­на­ру­жи­ли, что все ве­щи в ком­на­те пе­ре­вер­ну­ты, а по­стель и по­душ­ка — в кро­ви.
Про­то­и­е­рей Иоанн был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Все об­ви­не­ния и во­про­сы бы­ли стан­дарт­ны­ми.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы... бу­дучи ан­ти­со­вет­ски на­стро­е­ны, вос­пи­ты­ва­ли ве­ру­ю­щих в ан­ти­со­вет­ском ду­хе...
— Не мо­гу вспом­нить, ко­гда бы это я за­ни­мал­ся вос­пи­та­ни­ем ве­ру­ю­щих во враж­деб­ном ду­хе... — от­ве­тил отец Иоанн.
— Вы го­во­ри­ли окру­жа­ю­щим о яко­бы су­ще­ству­ю­щем го­не­нии на ре­ли­гию в СССР...
— Я до­пус­каю, что мог бы ска­зать... но... без спе­ци­аль­ной це­ли...
День за днем шли до­про­сы. Сле­до­ва­те­ли упря­мо скло­ня­ли свя­щен­ни­ка к при­зна­нию сво­ей ви­ны и, ве­ро­ят­но, при­бе­га­ли для это­го к пыт­кам. 14 сен­тяб­ря со­сто­ял­ся по­след­ний до­прос.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих... вы­ра­жа­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью.
— Я дей­стви­тель­но вы­ра­жал недо­воль­ство... я от­ри­ца­тель­но от­но­шусь к дей­стви­ям со­вет­ской вла­сти от­но­си­тель­но цер­ков­ных во­про­сов, счи­таю, что хра­мы за­кры­ва­ют­ся без со­гла­сия ве­ру­ю­щих, ссы­ла­ют­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ко­то­рые об­ре­ка­ют­ся на вы­ми­ра­ние.
— В ре­зуль­та­те че­го сло­жи­лись ва­ши ан­ти­со­вет­ские убеж­де­ния?
— Мои убеж­де­ния от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти сло­жи­лись в пер­вые го­ды ре­во­лю­ции, так как со­вет­ская власть ухуд­ши­ла усло­вия жиз­ни ду­хо­вен­ства, я и сам на­чи­ная с 1928 го­да вы­нуж­ден жить в от­ры­ве от се­мьи, и в этом, я счи­таю, ви­но­ва­та со­вет­ская власть.
В тот же день бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, где свя­щен­ни­ку бы­ло по­став­ле­но в ви­ну, что он «рас­про­стра­нял лож­ные слу­хи о яко­бы су­ще­ству­ю­щем в СССР го­не­нии на ре­ли­гию». 26 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Бо­роз­дин был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день —27 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня, Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер, Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер, Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер, Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер, Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит, Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер, Священномученик Иаков Леонович, пресвитер, Священномученик Петр Петриков, пресвитер, Священномученик Николай Скворцов, пресвитер, Священномученик Николай Цветков, протодиакон, Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня, Мученица Людмила Петрова