Cкажите пожалуйста,Баптисты еретики или нет?Да, баптисты - это сектанты. За не имением времени даю краткую вырезку со ссылкой на подробный материал. Спаси Бог!Приверженцев одной из ветвей протестантской...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Петр Петриков, пресвитер

    

 

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1903 го­да в го­ро­де Мо­жай­ске Мос­ков­ской гу­бер­нии. Его отец, Сер­гей Пет­ро­вич Пет­ри­ков, ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Ен­ка­е­во Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии; в во­семь лет он остал­ся си­ро­той, ра­бо­тал ба­тра­ком и пас в се­ле скот, за­тем по­сту­пил в сол­да­ты, а по­сле окон­ча­ния служ­бы остал­ся в Москве. Доб­рые лю­ди по­мог­ли ему по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние, и он по­сту­пил ра­бо­тать на же­лез­ную до­ро­гу. Был сна­ча­ла сто­ро­жем, кон­тор­щи­ком, а за­тем по­мощ­ни­ком на­чаль­ни­ка стан­ции Туч­ко­во Алек­сан­дров­ской же­лез­ной до­ро­ги. Мать свя­щен­но­му­че­ни­ка Пет­ра, Та­тья­на Ми­хай­лов­на, про­ис­хо­ди­ла из се­мьи са­мар­ских куп­цов. Ко­гда Сер­гей Пет­ро­вич по­лу­чил долж­ность по­мощ­ни­ка на­чаль­ни­ка стан­ции, его се­мье вы­де­ли­ли боль­шой уча­сток зем­ли и по­мог­ли вы­стро­ить дом.
Ко­гда Пет­ру бы­ло во­сем­на­дцать лет, он об­ра­тил­ся к ко­мис­са­ру здра­во­охра­не­ния Н.А. Се­маш­ко с про­ше­ни­ем о со­дей­ствии в при­е­ме на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та: «Пер­вые го­ды жиз­ни мо­ей про­бе­жа­ли быст­ро, быст­ро... В 7 лет по­сту­пил я во 2-й класс при­ход­ско­го учи­ли­ща при стан­ции Ба­тюш­ко­во Алек­сан­дров­ской же­лез­ной до­ро­ги. В свя­зи с пе­ре­во­да­ми мо­е­го от­ца учил­ся я в Ба­тюш­ко­ве, Вязь­ме, Ку­бин­ке, за­тем по­сту­пил в ре­аль­ное в го­ро­де Мо­жай­ске, где и про­жил еще 7 лет вда­ли от се­мьи...
Осе­нью 1920 го­да очень хо­тел по­сту­пить на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет уни­вер­си­те­та; по­ме­ша­ла глав­ным об­ра­зом бо­лезнь от­ца: его к это­му вре­ме­ни раз­бил па­ра­лич... От­ца ле­чи­ли в уни­вер­си­тет­ских кли­ни­ках: те­перь слу­жит опять по­мощ­ни­ком за­ве­ду­ю­ще­го стан­ции Туч­ко­во.
Во вре­мя бо­лез­ни от­ца зи­мой 20-21 го­да про­бо­вал учить­ся те­ле­гра­фу: необес­пе­чен­ность се­мьи по­ме­ша­ла за­ня­ти­ям...
Мож­но при­ба­вить еще: я за­ни­мал­ся и за­ни­ма­юсь ис­кус­ства­ми – пи­шу сти­хи, очер­ки... ри­со­вал... но те­перь уже год не имею воз­мож­но­сти брать па­лит­ру; боль­ше дру­гих ви­дов ис­кусств люб­лю му­зы­ку, но за­ни­мать­ся му­зы­кой не бы­ло воз­мож­но­сти... Твор­че­ски-вдох­но­вен­ный, по­рыв­ный, со­знаю я и чув­ствую бли­зость цель­но­сти ду­шев­ной, так ска­зать; на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся и стро­го очер­чи­вать­ся лич­ность моя. Ис­точ­ни­ки веч­ной юно­сти и ра­до­сти от­кры­ва­ют­ся во мне...»
Се­маш­ко под­дер­жал юно­шу, и в 1921 го­ду Петр был при­нят на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Учась на вто­ром кур­се, он пе­ре­уто­мил­ся от за­ня­тий и тя­же­ло за­бо­лел. Ле­чил­ся он в ам­бу­ла­то­рии при же­лез­но­до­рож­ной боль­ни­це, и ле­че­ние про­дол­жа­лось око­ло двух лет. За эти го­ды в его ду­ше про­изо­шел пе­ре­во­рот. Ис­точ­ни­ки веч­ной юно­сти и ра­до­сти, су­ще­ство­ва­ние ко­то­рых он пред­чув­ство­вал рань­ше, на­шел он те­перь во Хри­сте.
В это вре­мя Петр по­зна­ко­мил­ся со стар­цем Нек­та­ри­ем Оп­тин­ским, ду­хов­ным сы­ном ко­то­ро­го стал, сбли­зил­ся с кру­гом мо­ло­дых лю­дей, и сре­ди них – с Ан­дре­ем Эльбсо­ном, так же, как и он, бес­ком­про­мисс­но ис­кав­шим ис­ти­ну в том мо­ре лжи, ко­то­рое все боль­шим мра­ком оку­ты­ва­ло стра­ну. В июне 1925 го­да епи­скоп Мо­жай­ский Бо­рис (Ру­кин) ру­ко­по­ло­жил Пет­ра в сан диа­ко­на, и в том же го­ду Ме­сто­блю­сти­тель Пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий Петр (По­лян­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка.
В Москве отец Петр по­на­ча­лу не имел при­хо­да и слу­жил ино­гда в хра­мах, где слу­жи­ли зна­ко­мые ему свя­щен­ни­ки, – на­при­мер, в хра­ме Алек­сан­дрий­ско­го по­дво­рья в Москве, где свя­щен­ни­ком был Ан­дрей Эльбсон. В мар­те 1931 го­да он был опре­де­лен в храм Ни­ко­лы в Клен­ни­ках, из­вест­ный дол­гим по­движ­ни­че­ским слу­же­ни­ем в нем про­то­и­е­рея Алек­сия Ме­че­ва, но про­слу­жил здесь лишь до 14 ап­ре­ля то­го же го­да. В этот день отец Петр был аре­сто­ван в чис­ле пя­ти­де­ся­ти свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов и ми­рян и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
На во­прос сле­до­ва­те­ля о его про­шлом отец Петр рас­ска­зал о сво­ем про­ис­хож­де­нии и обу­че­нии и о том, что при­нял сан свя­щен­ни­ка по внут­рен­не­му убеж­де­нию. Это­го для сле­до­ва­те­ля ока­за­лось до­ста­точ­ным, так как отец Петр сви­де­тель­ство­вал о се­бе как о че­ло­ве­ке, чуж­дом без­бож­но­му но­во­му строю.
5 июня 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Пет­ра к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, и он был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря. Ко­гда ста­ло из­вест­но ме­сто на­хож­де­ния ла­ге­ря, ту­да при­е­ха­ли мать и ду­хов­ная дочь свя­щен­ни­ка Ве­ра Пет­ров­на Ми­ро­но­вич, ко­то­рая впо­след­ствии ста­ла его ке­лей­ни­цей и по­мощ­ни­цей. По­се­лив­шись непо­да­ле­ку от ла­ге­ря, они ста­ли хло­по­тать об от­мене неспра­вед­ли­во­го при­го­во­ра, так как об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не толь­ко не бы­ло до­ка­за­но, но и во­про­са та­ко­го на след­ствии не ста­ви­лось, – и 17 сен­тяб­ря 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ по­ста­но­ви­ло осво­бо­дить свя­щен­ни­ка из-под стра­жи, ли­шив его пра­ва про­жи­ва­ния в две­на­дца­ти го­ро­дах сро­ком на три го­да.
Отец Петр по­сле осво­бож­де­ния по­се­лил­ся в го­ро­де Му­ро­ме и здесь в мае 1932 го­да сно­ва был аре­сто­ван. Сле­до­ва­тель на до­про­се 3 июня 1932 го­да за­дал свя­щен­ни­ку ряд во­про­сов, от­ве­ты на ко­то­рые отец Петр на­пи­сал соб­ствен­но­руч­но: «Шиф­ров ни­ка­ких не знаю (и ни­ка­ки­ми шиф­ра­ми не поль­зо­вал­ся). Бо­го­слу­же­ний у ме­ня на квар­ти­ре не со­вер­ша­лось (и уча­стия в них ни­кто не при­ни­мал).
Власть при­знаю, как го­во­рят, не за страх, а за со­весть. Все­гда ис­пол­нял все ка­сав­ши­е­ся ме­ня за­ко­но­по­ло­же­ния, – не знаю ни од­но­го слу­чая на­ру­ше­ния мною та­ко­вых. Поль­зу­юсь сво­бо­дой ве­рить во что мне угод­но, по ос­нов­но­му за­ко­ну стра­ны – кон­сти­ту­ции. Во всем про­ис­шед­шем в стране ви­жу пу­ти Про­мыс­ла Бо­жье­го, все­гда ве­ду­ще­го нас во бла­гое, да­ру­ю­ще­го все­гда нам по­лез­ное.
Цер­ковь – «не от ми­ра се­го». Мои ин­те­ре­сы – ин­те­ре­сы чи­сто ду­хов­ные: по­лу­че­ние бла­го­да­ти и при­об­ре­те­ние со­вер­шенств, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет Бог, в Ко­то­ро­го ве­рю. Во­про­са­ми по­ли­ти­ки ни­ко­гда не за­ни­мал­ся и в по­ли­ти­че­ских во­про­сах не раз­би­ра­юсь. Вла­сти под­чи­ня­юсь по со­ве­сти и го­тов по­жерт­во­вать для нее всем, чем толь­ко мо­гу, ес­ли это бу­дет нуж­но. Толь­ко ве­рой в Бо­га не мо­гу по­жерт­во­вать ни­ко­му, ес­ли ко­гда-ли­бо бу­дут это­го тре­бо­вать. От раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы про­шу ме­ня осво­бо­дить, так как в этих во­про­сах я ни­че­го не по­ни­маю».
17 ав­гу­ста 1932 го­да сле­до­ва­тель, вед­ший де­ло, по­ста­но­вил за недо­стат­ком след­ствен­но­го ма­те­ри­а­ла след­ствие пре­кра­тить и аре­сто­ван­ных осво­бо­дить. По­сле осво­бож­де­ния отец Петр жил до ле­та 1936 го­да в Му­ро­ме, а за­тем уехал на ро­ди­ну в Мо­жайск, ку­да вслед за ним при­е­ха­ла его ду­хов­ная дочь и где по­се­ща­ли его зна­ко­мые свя­щен­ни­ки и род­ные. Здесь отец Петр снял ком­на­ту, устро­ил в ней до­мо­вую цер­ковь и до са­мо­го аре­ста, по об­ра­зу древ­них, слу­жил ли­тур­гию, как слу­жи­ли в до­мах хри­сти­ан во вре­мя го­не­ний от языч­ни­ков.
Ле­том 1937 го­да воз­об­но­ви­лись мас­со­вые аре­сты ве­ру­ю­щих и ду­хо­вен­ства, но преж­де на­ча­ла этих го­не­ний со­труд­ни­ки НКВД при­ня­лись аре­сто­вы­вать тех свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и ми­рян, о ко­то­рых у них бы­ли ка­кие-ли­бо све­де­ния и ко­то­рых они по­до­зре­ва­ли в нело­яль­но­сти к со­вет­ской вла­сти, то есть тех, кто во­ца­рив­ше­е­ся на рус­ской зем­ле без­бо­жие счи­та­ли за ве­ли­чай­шее зло, гу­бя­щее рус­ский на­род. В фев­ра­ле-ап­ре­ле 1937 го­да в Москве бы­ло аре­сто­ва­но пол­то­ра де­сят­ка свя­щен­ни­ков и ми­рян, и сре­ди них – 10 ап­ре­ля 1937 го­да – отец Петр.
Со­труд­ни­ки НКВД фор­му­ли­ро­ва­ли пре­ступ­ную де­я­тель­ность аре­сто­ван­ных та­ким об­ра­зом: «По­сле при­ня­тия ста­лин­ской кон­сти­ту­ции участ­ни­ки контр­ре­во­лю­ци­он­ной неле­галь­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции ак­ти­ви­зи­ро­ва­ли свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, в фев­ра­ле 1937 го­да в го­ро­де Москве несколь­ко раз со­зы­ва­ли неле­галь­ные со­бра­ния участ­ни­ков контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции... Бы­ли при­ня­ты ре­ше­ния ак­ти­ви­зи­ро­вать... ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту сре­ди ве­ру­ю­щих... на­саж­дать на ме­стах контр­ре­во­лю­ци­он­ные ячей­ки из ду­хо­вен­ства, мо­на­ше­ства, воз­вра­тив­ших­ся из ссыл­ки... со­зда­вать тай­ные мо­лит­вен­ные зда­ния. В этих це­лях... бы­ло при­об­ре­те­но и арен­до­ва­но несколь­ко до­мов в го­ро­де Мо­жай­ске, Ма­лом Яро­слав­це, Ким­рах, где бы­ли по­се­ле­ны воз­вра­тив­ши­е­ся из ссыл­ки мо­на­ше­ство и ду­хо­вен­ство».
11 и 13 ап­ре­ля сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. На боль­шую часть во­про­сов отец Петр от­зы­вал­ся незна­ни­ем и пло­хой па­мя­тью. 10 мая сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка, за­дав по­чти те же во­про­сы. Но и на этот раз он так­же ото­звал­ся незна­ни­ем, ка­те­го­ри­че­ски за­явив, что ни­ка­ких по­ли­ти­че­ских раз­го­во­ров не вел.
Сле­до­ва­тель до­про­сил в ка­че­стве сви­де­те­ля од­но­го из жи­те­лей го­ро­да Мо­жай­ска, с ко­то­рым отец Петр по­зна­ко­мил­ся на эта­пе, и тот по­ка­зал, что свя­щен­ник со­вер­шал в сво­ей квар­ти­ре в Мо­жай­ске бо­го­слу­же­ния, на ко­то­рых в ка­че­стве пса­лом­щи­ка бы­ла его ду­хов­ная дочь, на этих же бо­го­слу­же­ни­ях при­сут­ство­ва­ли и за­ез­жав­шие к от­цу Пет­ру зна­ко­мые ему свя­щен­ни­ки. Он так­же по­ка­зал, что свя­щен­ник Петр Пет­ри­ков «при­над­ле­жит к так на­зы­ва­е­мо­му те­че­нию «ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви», ко­то­рое по сво­е­му со­дер­жа­нию яв­ля­ет­ся крайне ре­ак­ци­он­ным и ан­ти­со­вет­ским».
В июле ста­ло из­вест­но о пред­сто­я­щих но­вых мас­со­вых аре­стах, и по­то­му окон­ча­тель­ное ре­ше­ние уча­сти от­ца Пет­ра и всех аре­сто­ван­ных бы­ло от­ло­же­но. 26 ав­гу­ста был до­про­шен де­жур­ный сви­де­тель из чис­ла свя­щен­ни­ков, ко­то­рый по­ка­зал, что зна­ет Пет­ри­ко­ва как ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­но­го и нена­ви­дя­ще­го со­вет­скую власть и пар­тию.
21 сен­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. От­ца Пет­ра об­ви­ни­ли в том, что он буд­то бы «яв­лял­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-неле­галь­ной ор­га­ни­за­ции, яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем Мо­жай­ско­го фили­а­ла, ор­га­ни­зо­вы­вал тай­ную до­мо­вую цер­ковь у се­бя на квар­ти­ре, где пе­ри­о­ди­че­ски со­би­ра­лись его еди­но­мыш­лен­ни­ки из го­ро­да Моск­вы и из дру­гих мест».
26 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Петр Пет­ри­ков был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 27 сен­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 1». Тверь, 2005 год, стр. 187-193.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-5682.
ЦМАМ. Ф. 714, оп. 6, д. 1851.
ЦА ФСБ Рос­сии, д. Р-5593.
Ар­хив УФСБ Рос­сии по Вла­ди­мир­ской обл., д. П-540.
Газ. «Крас­ное Зна­мя». 27 ок­тяб­ря 2001 го­да.
Мос­ков­ский жур­нал. 2002. № 1. Н.А. Ма­ла­хо­ва.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня, Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер, Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер, Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер, Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер, Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит, Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер, Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер, Священномученик Иаков Леонович, пресвитер, Священномученик Николай Скворцов, пресвитер, Священномученик Николай Цветков, протодиакон, Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня, Мученица Людмила Петрова