Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Николай Скворцов, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 13 июля 1875 го­да в се­ле Бу­ня­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Гри­го­рия Пав­ло­ви­ча Сквор­цо­ва и его су­пру­ги Юлии Ива­нов­ны. В 1895 го­ду Ни­ко­лай окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му свя­тых Кос­мы и Да­ми­а­на в се­ле Кос­мо­да­ми­ан­ском Мос­ков­ско­го уез­да.
В де­каб­ре 1917 го­да отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден в храм в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, что в Ле­фор­то­ве в Москве, где, несмот­ря на го­не­ния на Цер­ковь, рев­ност­но про­дол­жал слу­жить на­ро­ду Бо­жье­му. Ко­гда про­све­ще­ние све­том Хри­сто­вым бы­ло от на­ро­да вла­стя­ми от­ня­то и за­пре­ще­но пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия в шко­лах, отец Ни­ко­лай ор­га­ни­зо­вал пре­по­да­ва­ние в хра­ме, он при­влек несколь­ких пре­по­да­ва­те­лей, а из де­тей – всех же­ла­ю­щих. Уро­ки шли два ра­за в неде­лю, по вос­кре­се­ньям и чет­вер­гам. Уча­щих­ся со­би­ра­лось бо­лее де­ся­ти групп, и все груп­пы бы­ли раз­де­ле­ны по воз­рас­там. Ров­но в че­ты­ре ча­са дня все уча­щи­е­ся со­би­ра­лись во дво­ре око­ло хра­ма, за­тем при­хо­дил отец Ни­ко­лай и бла­го­слов­лял при­шед­ших; все шли в храм, и мо­ло­дежь, око­ло ста че­ло­век, под ру­ко­вод­ством от­ца Ни­ко­лая пе­ли «Ца­рю Небес­ный», за­тем де­ти по груп­пам рас­хо­ди­лись по раз­ным ме­стам хра­ма. Учи­лись стоя, так как не бы­ло ни сту­льев, ни ла­вок. У каж­дой груп­пы бы­ла своя пре­по­да­ва­тель­ни­ца, все за­ня­тия дли­лись чуть бо­лее ча­са; для са­мых ма­лень­ких, ко­то­рые еще не уме­ли чи­тать и пи­сать, они ве­лись сна­ча­ла на ос­но­ве ил­лю­стра­тив­но­го ма­те­ри­а­ла, дан­но­го в кни­гах рус­ско­го пе­да­го­га Кон­стан­ти­на Ушин­ско­го, а за­тем – хра­мо­вых икон, где де­ти долж­ны бы­ли узнать и рас­ска­зать об участ­ни­ках Свя­щен­ной ис­то­рии. Урок за­кан­чи­вал­ся об­щим пе­ни­ем «До­стой­но есть», а за­тем отец Ни­ко­лай всех бла­го­слов­лял, и де­ти рас­хо­ди­лись.
Вес­ной 1922 го­да од­но из за­ня­тий бы­ло неожи­дан­но от­ме­не­но, в этот день в Пет­ро­пав­лов­ский храм при­е­ха­ла ко­мис­сия по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Гру­зо­вик в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ных лю­дей въе­хал на цер­ков­ный двор, все при­хо­жане бы­ли вы­тес­не­ны за во­ро­та, и во­ро­та бы­ли за­пер­ты. Был за­крыт и храм, в ко­то­ром оста­ви­ли толь­ко свя­щен­ни­ка. На­ча­лось раз­граб­ле­ние свя­тынь. С икон сни­ма­лись се­реб­ря­ные ри­зы, за­би­ра­лись цер­ков­ные со­су­ды, из всех ме­тал­ли­че­ских со­су­дов был остав­лен толь­ко один. В гру­зо­ви­ке си­дел сол­дат, ко­то­рый при­ни­мал цер­ков­ные ве­щи, а у во­рот хра­ма был вы­став­лен ча­со­вой, ко­то­рый ни­ко­го не про­пус­кал на цер­ков­ный двор. Ко­гда без­бож­ни­ки уеха­ли и лю­ди смог­ли вой­ти внутрь, то вид раз­граб­лен­но­го хра­ма, икон, ли­шен­ных по­чти всех окла­дов, про­из­вел та­кое скорб­ное впе­чат­ле­ние, что мно­гие, упав на ко­ле­ни, за­пла­ка­ли.
По­сле это­го со­бы­тия пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия, хо­тя и про­дол­жа­лось, но уже недол­го, – в том же 1922 го­ду без­бож­ные вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Ни­ко­лая, об­ви­нив его в неза­кон­ном пре­по­да­ва­нии ре­ли­гии. Свя­щен­ник про­был в тюрь­ме неде­лю и был осво­бож­ден, но пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия к ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию де­тей и их ро­ди­те­лей бы­ло пре­кра­ще­но.
Каж­дый год в июне ме­ся­це был обы­чай при­но­сить в Пет­ро­пав­лов­ский храм из Из­май­ло­ва Иеру­са­лим­скую чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, в па­мять об из­бав­ле­нии этих мест от ура­га­на, быв­ше­го в 1904 го­ду. Один крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной вы­хо­дил из Из­май­ло­ва, дру­гой шел ее встре­чать из хра­ма Пет­ра и Пав­ла. Ико­ну Бо­го­ро­ди­цы нес­ли во­семь че­ло­век, мно­гие спе­ши­ли то­гда по­мо­лить­ся. На эти тор­же­ства при­гла­ша­лись ар­хи­ереи, ча­ще дру­гих ар­хи­епи­ско­пы Иуве­на­лий (Мас­лов­ский) и Про­ко­пий (Ти­тов), с ко­то­рым у от­ца Ни­ко­лая сло­жи­лись близ­кие от­но­ше­ния. На­род лю­бил вла­ды­ку Про­ко­пия за его бла­го­че­стие, лас­ко­вость и про­сто­ту, и, бы­ва­ло, ко­гда он, про­ез­жая по ули­це, бла­го­слов­лял на­род, мно­гие ста­но­ви­лись на ко­ле­ни. Вви­ду боль­шо­го сте­че­ния на­ро­да во вре­мя слу­же­ния вла­ды­ки Про­ко­пия, про­по­ведь он чи­тал во дво­ре хра­ма, и ту­да спе­ци­аль­но вы­но­си­ли для него ка­фед­ру. В кон­це два­дца­тых го­дов эти крест­ные хо­ды бы­ли вла­стя­ми за­пре­ще­ны.
Отец Ни­ко­лай ча­сто при­гла­шал в Пет­ро­пав­лов­ский храм по­слу­жить и ска­зать про­по­ведь про­фес­со­ра Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Стра­хо­ва, и тот в вос­кре­се­нье, по­сле пе­ния ака­фи­ста пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», чи­тал лек­ции по ас­ке­ти­ке, ис­поль­зуя в них тру­ды свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на За­твор­ни­ка.
Как и мно­гие бла­го­че­сти­вые лю­ди, отец Ни­ко­лай лю­бил пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го и каж­дый год ле­том вме­сте с паст­вой со­вер­шал па­лом­ни­че­ство в Са­ров­ский и Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­сты­ри, и этот обы­чай в при­хо­де со­хра­нял­ся до тех пор, по­ка мо­на­сты­ри не бы­ли за­кры­ты. Со вре­ме­нем отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Несколь­ко раз от­ца Ни­ко­лая пы­та­лись от­стра­нить от на­сто­я­тель­ства, но при­хо­жане, зная его бес­ко­рыст­ное и са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние, вы­сту­па­ли в его за­щи­ту, и он оста­вал­ся на­сто­я­те­лем.
В 1925 го­ду на свя­щен­ни­ка до­нес­ли в ОГПУ, буд­то он во вре­мя по­гре­бе­ния по­кон­чив­шей са­мо­убий­ством учи­тель­ни­цы ска­зал, что она по­кон­чи­ла жизнь са­мо­убий­ством из-за го­не­ний на нее со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти. 28 ап­ре­ля 1925 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Од­на­ко вы­яс­ни­лось, что ни­че­го по­доб­но­го свя­щен­ник не го­во­рил, и он был осво­бож­ден и вер­нул­ся слу­жить в Пет­ро­пав­лов­ский храм.
В на­ча­ле 1937 го­да вла­сти про­ве­ли пе­ре­пись на­се­ле­ния, один из ее во­про­сов был о ве­ро­ис­по­ве­да­нии. К про­ве­де­нию пе­ре­пи­си бы­ли при­вле­че­ны сту­ден­ты, кое-кто из них бы­ли при­хо­жа­на­ми Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма, и неко­то­рым из них мно­го при­шлось на­пла­кать­ся, так их нещад­но ру­га­ло на­чаль­ство за то, что лю­ди за­пи­сы­ва­ют­ся пра­во­слав­ны­ми. В дей­стви­тель­но­сти, в то вре­мя мно­гие са­ми тре­бо­ва­ли, чтобы их за­пи­са­ли пра­во­слав­ны­ми, и да­же за­гля­ды­ва­ли в опрос­ный лист, так ли там за­пи­са­но. Ес­ли кто ма­ло­ду­ше­ство­вал и спра­ши­вал от­ца Ни­ко­лая, как быть, он твер­до все­гда от­ве­чал: «Пи­ши так, как есть на са­мом де­ле».
С каж­дым го­дом уже­сто­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В 1937 го­ду к су­пру­ге от­ца Ни­ко­лая по­до­шел со­труд­ник НКВД, по­став­лен­ный на­блю­дать за цер­ко­вью, по фа­ми­лии Тру­шин и ска­зал, чтобы она уго­во­ри­ла му­жа не хо­дить по ули­це в ря­се, а пе­ре­оде­вать­ся в «пар­ти­ку­ляр­ное пла­тье». Она пе­ре­да­ла от­цу Ни­ко­лаю раз­го­вор с со­труд­ни­ком НКВД, и он, по­ду­мав, ска­зал: «Зна­ешь, ма­моч­ка, ес­ли я бу­ду хо­дить в ря­се, то ме­ня аре­сту­ют и стро­го на­ка­жут, а ес­ли бу­ду хо­дить в “пар­ти­ку­ляр­ном пла­тье”, то то­же на­ка­жут и оди­на­ко­во стро­го. Так что пусть уж оста­ет­ся ря­са».
В ап­ре­ле 1937 го­да свя­щен­ни­ка пе­ре­ве­ли слу­жить в Зна­мен­скую цер­ковь в Пе­ро­во, но он про­слу­жил здесь недол­го – 29 ав­гу­ста 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми о том, что при ис­пол­не­нии треб на Немец­ком клад­би­ще вы ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих. Вы это под­твер­жда­е­те? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Я это от­ри­цаю, ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я сре­ди ве­ру­ю­щих не вел, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми о том, что вы на квар­ти­ре сво­их по­чи­та­те­лей тай­но пре­по­да­е­те За­кон Бо­жий де­тям школь­но­го воз­рас­та. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я это не под­твер­ждаю. За­кон Бо­жий я ни­ко­му не пре­по­да­вал.
– Ко­му вы ока­зы­ва­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь?
– Де­неж­ную по­мощь я ока­зы­вал сест­ре и сто­я­щим на па­пер­ти ста­рым лю­дям.
На до­про­сы ста­ли вы­зы­вать­ся сви­де­те­ли, был вы­зван ста­ро­ста Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма, от ко­то­ро­го сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал, чтобы он оха­рак­те­ри­зо­вал про­то­и­е­рея Ни­ко­лая с по­ли­ти­че­ской сто­ро­ны, но ста­ро­ста от­ка­зал­ся это де­лать и был немно­го­сло­вен. «С по­ли­ти­че­ской сто­ро­ны я его оха­рак­те­ри­зо­вать не мо­гу, так как я с ним встре­чал­ся ред­ко, раз­го­ва­ри­вать с ним не при­хо­ди­лось», – ска­зал он.
Был вы­зван на до­прос при­хо­жа­нин Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма, он по­ка­зал, что отец Ни­ко­лай «поль­зо­вал­ся у ве­ру­ю­щих боль­шим ав­то­ри­те­том, ор­га­ни­зо­вы­вал во­круг об­щи­ны де­тей, об­щи­ну дер­жал в ру­ках и, ко­гда был пе­ре­ве­ден в дру­гой при­ход в Пе­ро­во, то ве­ру­ю­щие на­ше­го при­хо­да устро­и­ли ему про­во­ды и пла­ка­ли».
Так­же был до­про­шен свя­щен­ник хра­ма Пет­ра и Пав­ла Дмит­рий Цвет­ков, ко­то­ро­го до­воль­но ча­сто вы­зы­ва­ли в НКВД в ка­че­стве де­жур­но­го сви­де­те­ля да­вать по­ка­за­ния про­тив сво­их со­бра­тьев. Он по­ка­зал: «Сквор­цов неле­галь­но сре­ди де­тей пре­по­да­вал За­кон Бо­жий. Од­на­жды ко мне об­ра­ти­лись две де­воч­ки с во­про­сом, что се­го­дня чи­та­лось в церк­ви. На мой во­прос, за­чем им это на­до знать, они от­ве­ти­ли, что их бу­дет спра­ши­вать ба­тюш­ка Ни­ко­лай. Счи­таю, что Сквор­цов рас­про­стра­нял сре­ди на­се­ле­ния, и осо­бен­но несо­вер­шен­но­лет­них, неле­галь­ную цер­ков­ную ли­те­ра­ту­ру. Я лич­но сам ви­дел у од­ной из де­во­чек... кни­гу, вы­пу­щен­ную свя­щен­ни­ком Пет­ро­вым, а та­кой кни­гой мог снаб­дить толь­ко Сквор­цов».
К кон­цу сен­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 26 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Сквор­цов был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 27 сен­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 180-185.

Биб­лио­гра­фия

ЦА ФСБ Рос­сии. Д. Р-25271.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 18824.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня, Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер, Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер, Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер, Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер, Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит, Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер, Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер, Священномученик Иаков Леонович, пресвитер, Священномученик Петр Петриков, пресвитер, Священномученик Николай Цветков, протодиакон, Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня, Мученица Людмила Петрова