Добрый день,батюшка.Стыдно признаться,но я никогда не причащалась.Пожалуйста помогите мне советом,с чего начать.Когда в храме проходят исповеди и таинства причастия?Как подготовиться духовно и физически?Буду благодарна за ответ.Добрый день, Валентина!Прошу меня простить за очень долгое молчание.Итак, вы никогда не исповедовались и не причащались. Но это не ново. У нас, наверное, три...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Николай Цветков, протодиакон

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 8 мар­та 1879 го­да в се­ле Ни­коль­ском Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иоан­на Гле­бо­ви­ча Цвет­ко­ва. Хо­зяй­ство диа­ко­на Иоан­на со­сто­я­ло из до­ма, ко­ро­вы и участ­ка зем­ли в 14 де­ся­тин, но из-за то­го, что он стра­дал стра­стью ви­но­пи­тия, се­мья, в ко­то­рой бы­ло чет­ве­ро де­тей, по­сто­ян­но бед­ство­ва­ла. Зем­лю он не мог и не хо­тел об­ра­ба­ты­вать и сда­вал ее в арен­ду кре­стья­нам, а день­ги про­пи­вал.
Ни­ко­лай рос маль­чи­ком бла­го­че­сти­вым, и с дет­ства его меч­той ста­ло слу­же­ние Церк­ви. Уже с ран­не­го воз­рас­та он уде­лял се­рьез­ное вни­ма­ние сво­е­му ду­хов­но­му на­строю, и, чтобы вполне от­да­вать се­бе от­чет в том, ка­ков он в тот или иной мо­мент жиз­ни, Ни­ко­лай вел днев­ник, в ко­то­рый за­пи­сы­вал не толь­ко внеш­ние со­бы­тия, но и раз­лич­ные по­мыс­лы, а так­же де­лал за­мет­ки о цер­ков­ном бо­го­слу­же­нии, смысл ко­то­ро­го он все­гда ста­рал­ся уяс­нить для се­бя по­точ­ней. По­сколь­ку се­мья из-за стра­сти от­ца жи­ла бед­но, то в днев­ник по­пал и ри­су­нок пер­вых са­пог, ко­то­рые ку­пи­ли ему до­воль­но позд­но, ко­гда при­шла по­ра от­да­вать его учить­ся.
Ни­ко­лай Ива­но­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду. В 1901 го­ду в во­ло­ко­лам­ский со­бор по­тре­бо­вал­ся диа­кон с хо­ро­ши­ми пев­че­ски­ми дан­ны­ми. Вы­бор пал на Ни­ко­лая Ива­но­ви­ча, как толь­ко что окон­чив­ше­го Ду­хов­ную се­ми­на­рию и имев­ше­го пре­крас­ный го­лос. Его по­сва­та­ли де­ви­це Анне; она бы­ла си­ро­той и вос­пи­ты­ва­лась у дя­ди. Они об­вен­ча­лись, и вско­ре по­сле это­го он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к во­ло­ко­лам­ско­му со­бо­ру.
На­чав слу­жить в со­бо­ре, отец Ни­ко­лай взял к се­бе в дом пре­ста­ре­лых ро­ди­те­лей; отец про­дол­жал пить, в нетрез­вом со­сто­я­нии вел се­бя буй­но, и сы­ну при­шлось через страсть от­ца по­тер­петь мно­гие скор­би, так как это рас­стра­и­ва­ло мир­ное те­че­ние жиз­ни глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ной се­мьи. Несмот­ря на все уси­лия диа­ко­на Ни­ко­лая удер­жать от­ца от ви­но­пи­тия, они не увен­ча­лись успе­хом – диа­кон Иоанн стра­дал от этой стра­сти до са­мой смер­ти и скон­чал­ся в 1908 го­ду в нетрез­вом со­сто­я­нии. Та­кая смерть от­ца яви­лась уда­ром для бла­го­че­сти­во­го сы­на; с это­го мо­мен­та он со­вер­шен­но пе­ре­ме­нил об­раз жиз­ни и, уже не удо­вле­тво­ря­ясь ис­пол­не­ни­ем пред­пи­сан­ных цер­ков­ным уста­вом мо­литв, по­се­лил­ся в от­дель­ной ке­лье на ко­ло­кольне и по­вел жизнь пост­ни­че­скую и су­гу­бо мо­лит­вен­ную, ино­гда про­во­дя в мо­лит­ве всю ночь. Свою ма­лень­кую ком­нат­ку он всю за­ста­вил ико­на­ми, пре­вра­тив ее в мо­лен­ную. Бы­ло невоз­мож­но зем­ны­ми сред­ства­ми из­ме­нить участь по­чив­ше­го, не при­бе­гая к мо­лит­ве су­гу­бой и к де­лам бла­го­че­стия, не рев­нуя о том, чтобы пре­взой­ти пра­вед­ность «книж­ни­ков». Смерть свя­щен­но­слу­жи­те­ля – от­ца, вед­ше­го об­раз жиз­ни, не до­стой­ный сво­е­го зва­ния, по­бу­ди­ла диа­ко­на Ни­ко­лая с удво­ен­ной си­лой устре­мить­ся к жиз­ни пра­вед­ной и свя­той. Он стал по­мо­гать всем неиму­щим и страж­ду­щим. В окру­ге не бы­ло ни од­ной вдо­вы, ни од­но­го бед­ня­ка и по­пав­ше­го в бе­ду, ко­то­рым он бы не по­мог.
Ко­му по­шлет воз дров, ко­му одеж­ду, ко­му са­по­ги. Все ду­хо­вен­ство в со­бо­ре бы­ло ему обя­за­но сво­им ма­те­ри­аль­ным до­стат­ком. Ви­дя нуж­ду ко­го-ли­бо из свя­щен­ни­ков в про­дук­тах или в одеж­де, он неиз­мен­но вос­пол­нял за­ме­чен­ный недо­ста­ток. Весь до­ход ду­хо­вен­ства от­кла­ды­вал­ся в круж­ку и по­том де­лил­ся на всех. По­лу­чая свою часть, отец Ни­ко­лай ни­ко­гда не до­но­сил ее до до­ма, раз­да­вая все по до­ро­ге. Так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка его су­пру­га Ан­на Ни­ко­ла­ев­на не до­го­во­ри­лась, чтобы от­да­ва­ли все день­ги ей, так как у нее уже бы­ли две ма­лень­ких до­че­ри. Сре­ди окру­жа­ю­щих он стал ве­сти се­бя по­доб­но юро­ди­во­му. На мно­гие во­про­сы, ко­то­рые ему за­да­ва­ли, от­ве­чал за­гад­ка­ми и по­го­вор­ка­ми. Ко­гда с кем-ни­будь встре­чал­ся и раз­го­ва­ри­вал, то ча­сто дер­жал в ру­ке цве­ток и де­лал вид, буд­то ню­ха­ет его, ле­том – это бы­ли жи­вые цве­ты, а зи­мой – ис­кус­ствен­ные. Да­же на­хо­дясь в тюрь­ме, он все­гда, ко­гда ему да­ва­ли сви­да­ния, вы­хо­дил к при­шед­ше­му с цвет­ком в ру­ке.
В то вре­мя каж­дое ле­то ду­хо­вен­ство хо­ди­ло с крест­ны­ми хо­да­ми по окру­жа­ю­щим Во­ло­ко­ламск се­лам со скульп­тур­ным об­ра­зом Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, ко­то­рый ныне на­хо­дит­ся в церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Спи­ро­во. Свя­щен­ни­ки хо­ди­ли по оче­ре­ди, а из диа­ко­нов ча­ще все­го со­про­вож­дал чу­до­твор­ный об­раз отец Ни­ко­лай. Крест­ный ход про­хо­дил рас­сто­я­ние в де­сят­ки ки­ло­мет­ров, и в нем при­ни­ма­ли уча­стие лю­ди из са­мых от­да­лен­ных при­хо­дов, ку­да с крест­ным хо­дом не до­хо­ди­ли. Со­би­ра­лось по несколь­ку ты­сяч че­ло­век, ко­то­рые с пе­ни­ем мо­литв и ака­фи­ста Ни­ко­лаю Чу­до­твор­цу шли по се­лам, оста­нав­ли­ва­ясь в каж­дом для слу­же­ния мо­леб­нов. Ос­нов­ное тор­же­ство бы­ва­ло в Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ском мо­на­сты­ре. Из-за этих крест­ных хо­дов во всей окру­ге зна­ли чуд­но­го диа­ко­на – мо­лит­вен­ни­ка и по­движ­ни­ка. Та­кие ше­ствия, жизнь сре­ди на­ро­да, из­ли­вав­ше­го в мо­лит­вах свои бе­ды, нуж­ды и ча­я­ния, хо­ро­шо по­зна­ко­ми­ли от­ца Ни­ко­лая с жиз­нью про­сто­го на­ро­да, он ра­до­вал­ся его ра­до­стя­ми и пе­ча­лил­ся его пе­ча­ля­ми и не раз был сви­де­те­лем чу­дес, со­вер­шав­ших­ся по го­ря­чей мо­лит­ве страж­ду­щих.
За без­упреч­ное и рев­ност­ное слу­же­ние отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­ди­а­ко­на. По­движ­ни­че­ская жизнь, глу­бо­кое сми­ре­ние, мно­го­чис­лен­ные де­ла ми­ло­сер­дия, тво­ри­мые им, воз­во­ди­ли его ду­шу от си­лы в си­лу, и в кон­це кон­цов Гос­подь на­де­лил его да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний, и лю­ди в еще боль­шем чис­ле ста­ли при­хо­дить к от­цу Ни­ко­лаю, про­ся его мо­лит­вен­ной под­держ­ки и по­мо­щи.
Од­на­жды при­шла к нему сол­дат­ская вдо­ва Пе­ла­гия. Муж ее по­пал в плен в 1914 го­ду и там умер; она оста­лась с тре­мя ма­лы­ми детьми и жи­ла вме­сте с дву­мя бра­тья­ми, у ко­то­рых бы­ли свои се­мьи. Некая ста­руш­ка пред­ло­жи­ла Пе­ла­гии пе­рей­ти к ней в дом и до смер­ти опе­кать ее, чтобы по­сле смер­ти дом пе­ре­шел к Пе­ла­гии. Она по­шла по­со­ве­то­вать­ся к от­цу Ни­ко­лаю и спро­си­ла его, хо­ро­шо ли бу­дет, ес­ли она так по­сту­пит.
– Пе­ла­ге­юш­ка, хо­ро­шо-то хо­ро­шо, – ска­зал отец Ни­ко­лай, – очень хо­ро­шо. Но ты воз­дер­жись с недель­ку! Воз­дер­жись, по­до­жди! Са­мо де­ло по­ка­жет.
– С недель­ку? Ба­тюш­ка, как мно­го! – вос­клик­ну­ла она. Но все же по­слу­ша­лась. А через несколь­ко дней дом ста­руш­ки сго­рел. Сго­ре­ло бы и все иму­ще­ство вдо­вы, успей она пе­рей­ти в этот дом.
Жи­ла в тех ме­стах некая бла­го­че­сти­вая де­ви­ца, ко­то­рую зва­ли Еле­на. Она пе­ла в цер­ков­ном хо­ре и бы­ла очень на­бож­на. Од­на­жды она с хо­ром про­пе­ла ли­тур­гию и мо­ле­бен и вы­шла на цер­ков­ный двор. И вдруг услы­ша­ла, как ей с ко­ло­коль­ни отец про­то­ди­а­кон кри­чит: «Еле­на, вер­нись, я за­был те­бе по­да­рок дать в до­ро­гу. Толь­ко ты сей­час не раз­во­ра­чи­вай, а ко­гда при­дешь до­мой, раз­вер­ни». И он дал ей свер­ток, в ко­то­ром бы­ло все необ­хо­ди­мое для по­гре­бе­ния и све­чи. Через три дня Еле­на ско­ро­по­стиж­но скон­ча­лась.
Од­ной се­мье яви­лась необ­хо­ди­мость ехать за хле­бом в Ни­же­го­род­скую гу­бер­нию. Спро­си­ли у от­ца Ни­ко­лая, ехать или нет. Он ехать не по­со­ве­то­вал. Они, од­на­ко, по­еха­ли. По­езд до­шел до Ниж­не­го Нов­го­ро­да, а им на­до бы­ло ехать даль­ше, но как они ни пы­та­лись про­ехать даль­ше, им это не уда­лось и при­шлось вер­нуть­ся ни с чем.
Один из жи­те­лей Во­ло­ко­лам­ска по­ехал по де­лам в го­род Ржев и не вер­нул­ся. Про­шло уже до­воль­но вре­ме­ни, а его все не бы­ло. При­шла же­на про­пав­ше­го к от­цу про­то­ди­а­ко­ну и по­про­си­ла:
– По­мо­лись, про­пал муж, не знаю, что и слу­чи­лось!
– Он в пят­ни­цу при­е­дет, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
И дей­стви­тель­но, в пят­ни­цу при­бе­жа­ла эта жен­щи­на ска­зать, что ее муж вер­нул­ся.
Некая де­вуш­ка по­про­си­ла от­ца про­то­ди­а­ко­на бла­го­сло­вить ее на за­му­же­ство. Отец Ни­ко­лай не бла­го­сло­вил, но вме­сто то­го по­да­рил ей оберт­ку от кон­фе­ты «Ра­ко­вая шей­ка». Оби­де­лась де­вуш­ка: «Что я ма­лень­кая что ли, кар­тин­ку мне по­да­рил?» Не по­слу­ша­лась от­ца Ни­ко­лая и вы­шла за­муж. А через два го­да она умер­ла от ра­ка.
При­шла к от­цу Ни­ко­лаю некая Ан­на Ива­нов­на Су­ри­ко­ва, ко­то­рая тя­же­ло стра­да­ла от при­пад­ков. Отец Ни­ко­лай дал ей свя­той во­ды и ка­кой-то тра­вы и ве­лел вы­пить. Она вы­пи­ла и со­вер­шен­но ис­це­ли­лась, при­пад­ки не по­вто­ря­лись до кон­ца жиз­ни, и умер­ла она, ко­гда ей бы­ло да­ле­ко за во­семь­де­сят лет.
Од­на­жды при­нес­ли к от­цу Ни­ко­лаю де­воч­ку пя­ти лет, у ко­то­рой был па­ра­лич ног. Вра­чи от­ка­за­лись ее ле­чить, за­явив, что они бес­силь­ны и ни­чем по­мочь ей не мо­гут. Отец Ни­ко­лай по­слал мать с ре­бен­ком в со­бор от­слу­жить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». По­сле мо­леб­на де­воч­ка вы­здо­ро­ве­ла.
Сла­ва о по­движ­ни­ке, мо­лит­вы ко­то­ро­го угод­ны Бо­гу, ста­ла рас­хо­дить­ся все ши­ре, и с каж­дым го­дом все боль­ше лю­дей при­хо­ди­ло к от­цу Ни­ко­лаю. В окру­ге его по­чи­та­ли как свя­то­го и пра­вед­ни­ка.
Но при­шли к вла­сти без­бож­ни­ки, и на­ча­лись го­не­ния. В 1918 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Ни­ко­лая и за­ста­ви­ли чи­стить убор­ные в го­ро­де; они за­пря­га­ли его вме­сто ло­ша­ди, и он вы­во­зил из го­ро­да боч­ки с нечи­сто­та­ми. Им хо­те­лось опо­зо­рить то­го, ко­го на­род по­чи­тал свя­тым, но для него это бы­ла сла­ва и честь – по­стра­дать за Хри­ста. Пра­вед­ник со сми­ре­ни­ем пе­ре­но­сил все из­де­ва­тель­ства. В дья­воль­ской нена­ви­сти к Церк­ви без­бож­ни­ки од­на­жды аре­сто­ва­ли ико­ну-скульп­ту­ру свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая и за­клю­чи­ли ее в са­рай под за­мок, а с ней вме­сте по­ме­сти­ли в тот же са­рай про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая.
Но и это­го без­бож­ни­кам по­ка­за­лось ма­ло. Вбли­зи Во­ло­ко­лам­ска в де­ревне Ан­дре­ев­ской жил со­чи­ни­тель рас­ска­зов на те­му кре­стьян­ско­го бы­та Сер­гей Те­рен­тье­вич Се­ме­нов. В юно­сти он встре­тил­ся с пи­са­те­лем гра­фом Львом Тол­стым, ко­то­рый лест­но ото­звал­ся о пер­вых рас­ска­зах кре­стьян­ско­го юно­ши. Впо­след­ствии Се­ме­нов уехал в Ан­глию, в 1904-1905 го­дах жил у тол­стов­ца В.Г. Черт­ко­ва и при­со­еди­нил­ся к об­ще­ству тол­стов­цев, раз­де­лив их ре­ли­ги­оз­ное уче­ние. Ко­гда Се­ме­нов вер­нул­ся в Рос­сию, пра­ви­тель­ство аре­сто­ва­ло его за ан­ти­го­судар­ствен­ную про­па­ган­ду, и он был при­го­во­рен к ссыл­ке, ко­то­рая бы­ла за­ме­не­на раз­ре­ше­ни­ем на вы­езд за гра­ни­цу. Боль­ше­вист­ские идео­ло­ги пи­са­ли о нем как о вы­да­ю­щем­ся де­я­те­ле, ко­то­рый вер­нул­ся в де­рев­ню, чтобы «от­дать­ся в ней до кон­ца жиз­ни все­воз­мож­ной куль­тур­ной, про­све­ти­тель­ской, ре­фор­мист­ской ра­бо­те, бо­рясь со все­воз­мож­ны­ми пре­пят­стви­я­ми, бо­рясь с вла­стью ду­хов­ной тьмы, окру­жав­шей его, под­вер­га­ясь сыс­ку и пре­сле­до­ва­ни­ям цар­ской вла­сти, вы­слав­шей его на несколь­ко лет за гра­ни­цу за “вред­ное вли­я­ние на на­се­ле­ние”».
3 де­каб­ря 1922 го­да Се­ме­нов был убит неда­ле­ко от се­ла. В убий­стве бы­ли об­ви­не­ны мест­ный за­жи­точ­ный кре­стья­нин Гри­го­рий, од­но вре­мя быв­ший пред­се­да­те­лем мест­но­го со­ве­та, и его се­мья – же­на, сы­но­вья, до­че­ри, а так­же муж до­че­ри, на­чаль­ник рай­он­но­го от­де­ле­ния ми­ли­ции. Кре­стьяне, бу­дучи аре­сто­ван­ны­ми, при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми в убий­стве, объ­яс­нив, что мо­ти­вом убий­ства яви­лось мно­го­лет­нее пре­сле­до­ва­ние и до­мо­га­тель­ство Се­ме­но­вым же­ны Гри­го­рия, Агра­фе­ны, за­кон­чив­ше­е­ся из­ме­ной му­жу. Во­ин­ству­ю­щие без­бож­ни­ки ре­ши­ли пре­вра­тить этот про­цесс из уго­лов­но­го в ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный и аре­сто­ва­ли вме­сте с убий­ца­ми про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая, зная, что на­род по­чи­та­ет его за свя­то­го. Ос­но­ва­ни­ем для об­ви­не­ния яви­лось зна­ком­ство Агра­фе­ны с от­цом Ни­ко­ла­ем и то, что она ез­ди­ла к нему за со­ве­том, как по­пра­вить неустрой­ство и от­сут­ствие ми­ра в се­мье. «И ска­зал ей один раз во­ло­ко­лам­ский со­бор­ный дья­кон, – пи­са­ла ме­сяц спу­стя по­сле убий­ства цен­траль­ная га­зе­та “Прав­да”, – по­чи­та­ют его все за свя­то­го:
– На­до внут­рен­не­го вра­га из­ве­сти».
При аре­сте у от­ца Ни­ко­лая был изъ­ят его днев­ник, в ко­то­ром он де­лал за­пи­си не толь­ко о внеш­них со­бы­ти­ях жиз­ни, но глав­ным об­ра­зом за­пи­сы­вал по­мыс­лы, хо­ро­шо по­ни­мая, что толь­ко тот бу­дет успе­шен в борь­бе с вра­гом спа­се­ния че­ло­ве­ка – дья­во­лом, кто по­би­ва­ет его на под­сту­пах, ко­гда он при­сту­па­ет к че­ло­ве­ку, на­шеп­ты­вая те или иные гре­хов­ные по­мыс­лы, пы­та­ясь во­влечь в бе­се­ду с со­бой и от­влечь от Гос­по­да.
Все об­ви­ня­е­мые, од­на­ко, несмот­ря на уси­лия сле­до­ва­те­лей, ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лись при­знать на­ли­чие ка­ких бы то ни бы­ло ре­ли­ги­оз­ных мо­ти­вов в убий­стве. «Вы в Бо­га ве­ру­е­те?» – спро­сил сле­до­ва­тель Гри­го­рия. Тот толь­ко вы­ру­гал­ся в от­вет.
В кон­це ап­ре­ля 1923 го­да вы­езд­ная сес­сия Мос­ков­ско­го Гу­берн­ско­го су­да в Во­ло­ко­лам­ске рас­смот­ре­ла де­ло в пуб­лич­ном за­се­да­нии. Суд про­дол­жал­ся в те­че­ние двух дней с утра и до позд­не­го ве­че­ра, и его ход осве­щал­ся в цен­траль­ных га­зе­тах. Про­цесс про­хо­дил в го­род­ском те­ат­ре. Про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая при­во­ди­ли на суд под уси­лен­ным кон­во­ем, но в за­ле су­да он си­дел от­дель­но от осталь­ных об­ви­ня­е­мых. Цен­траль­ная га­зе­та «Из­ве­стия» так опи­сы­ва­ла этот про­цесс. Од­ним из по­след­них был до­про­шен про­то­ди­а­кон во­ло­ко­лам­ско­го со­бо­ра Цвет­ков. Его в окру­ге счи­та­ют чуть ли не за свя­то­го. Он раз­да­вал бед­ным де­ви­цам «счаст­ли­вые» руб­ли­ки. И был так­же все­об­щим мо­лит­вен­ни­ком. В дан­ном де­ле пред­ва­ри­тель­ным след­стви­ем бы­ло вы­яс­не­но, что Цвет­ков неод­но­крат­но от­зы­вал­ся о по­кой­ном Се­ме­но­ве как о чер­но­книж­ни­ке и че­ло­ве­ке, в ко­то­ром си­дит дья­вол. Да­вая по­ка­за­ния су­ду, про­то­ди­а­кон от­ри­ца­ет ка­кое-ли­бо уча­стие в под­стре­ка­тель­стве к убий­ству. Он буд­то бы все­гда про­по­ве­до­вал идею все­про­ще­ния и люб­ви к ближ­не­му. Все же, в кон­це кон­цов, под­су­ди­мо­му при­хо­дит­ся при­знать­ся, что он от­но­сил­ся враж­деб­но к тол­стов­ско­му уче­нию и недо­люб­ли­вал Се­ме­но­ва, ко­то­рый был по­сле­до­ва­те­лем и рас­про­стра­ни­те­лем это­го уче­ния.
На суд за­щи­той бы­ли вы­зва­ны кре­стьяне, ко­то­рые пы­та­лись по­ка­зать в поль­зу про­то­ди­а­ко­на Цвет­ко­ва, ха­рак­те­ри­зуя его доб­рым, от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком, по­мо­гав­шим бед­ным и обез­до­лен­ным.
Стар­шая дочь Гри­го­рия Ве­ра по­ка­за­ла, что хо­ди­ла к во­ло­ко­лам­ско­му свя­то­му про­то­ди­а­ко­ну Цвет­ко­ву, ко­то­рый ска­зал ей о Се­ме­но­ве: «Раз он сво­их де­тей не кре­стит, в цер­ковь не хо­дит, икон до­ма не дер­жит, ста­ло быть, в нем дья­вол, дья­воль­ская си­ла».
Спро­шен­ный о том, про­то­ди­а­кон от­ве­тил: «Не упом­ню... мо­жет, и го­во­рил на­счет дья­во­ла... Счаст­ли­вые руб­ли да­вал мо­ло­дым де­ви­цам... и ста­рым де­вам, мно­го­дет­ным...» Су­дья, про­чи­тав от­ры­вок из днев­ни­ка, в ко­то­ром про­то­ди­а­кон за­пи­сал свои по­мыс­лы, стал спра­ши­вать, ка­ким об­ра­зом он со­гре­шил с де­ви­цей. Отец Ни­ко­лай в от­вет на это вздох­нул и спро­сил: «А там как на­пи­са­но, в по­мыс­лах или на де­ле?»
Су­дья сно­ва стал за­чи­ты­вать от­рыв­ки из днев­ни­ка по­движ­ни­ка, ста­ра­ясь его вся­че­ски вы­сме­ять. Отец Ни­ко­лай спо­кой­но и с до­сто­ин­ством от­ве­чал, что в днев­ни­ке из­ло­же­ны его мыс­ли. Он уже не пы­тал­ся оправ­дать­ся, он ви­дел, что его ре­ши­ли осу­дить, и при­нял все про­ис­хо­дя­щее как во­лю Бо­жию. Он не под­хо­дил но­вой вла­сти, и она ре­ши­ла его уни­что­жить. Де­вять ча­сов со­ве­щал­ся суд, преж­де чем при­нять ре­ше­ние о ви­нов­но­сти и сте­пе­ни на­ка­за­ния под­су­ди­мых. На­ко­нец был за­чи­тан при­го­вор, в ко­то­ром об­ви­ня­е­мые бы­ли при­го­во­ре­ны к де­ся­ти, де­вя­ти и вось­ми го­дам за­клю­че­ния. Про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния и к трем го­дам ссыл­ки.
По­сле при­го­во­ра отец Ни­ко­лай со­дер­жал­ся в тюрь­ме в Во­ло­ко­лам­ске. В это вре­мя умер­ла от ти­фа его стар­шая дочь, ко­то­рой был то­гда два­дцать один год. Отец Ни­ко­лай про­сил адми­ни­стра­цию тюрь­мы от­пу­стить его про­стить­ся с до­че­рью, но ему не поз­во­ли­ли, и дочь по­хо­ро­ни­ли без от­ца.
Вско­ре про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая пе­ре­ве­ли из Во­ло­ко­лам­ска в пе­ре­сыль­ную тюрь­му в Москве, а за­тем – в Ле­фор­тов­скую тюрь­му, где он про­был шесть лет, из них два го­да – в оди­ноч­ной ка­ме­ре. Зи­мой ка­ме­ра не отап­ли­ва­лась и сте­ны по­кры­ва­лись ине­ем. Вме­сто отоп­ле­ния, вно­си­ли жа­ров­ню с го­ря­щи­ми уго­лья­ми, ко­то­рая да­ва­ла ма­ло теп­ла, но за­то нещад­но ча­ди­ла, и от угар­но­го ды­ма вско­ре на­чи­на­ла бо­леть го­ло­ва.
Через неко­то­рое вре­мя адми­ни­стра­ция тюрь­мы поз­во­ли­ла пе­ре­дать уз­ни­ку икон­ки, вос­ко­вые све­чи, кое-ка­кие кни­ги; в тюрь­ме он мно­го мо­лил­ся и впол­го­ло­са слу­жил мо­леб­ны. Ему раз­ре­ши­ли ве­сти пе­ре­пис­ку. Ве­ру­ю­щая бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка од­на­жды на­пи­са­ла ему: «Я хо­чу под­ра­жать свя­тым де­вам». «Вы пи­ше­те мне, что вы хо­ти­те под­ра­жать свя­тым де­вам, – на­пи­сал в от­вет отец Ни­ко­лай. – Это гор­дость, гор­дость. Нам бы хоть немно-ож­ко быть по­хо­жи­ми на них».
В 1929 го­ду про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай был по ам­ни­стии осво­бож­ден. За вре­мя его за­клю­че­ния вла­сти ото­бра­ли дом, где жи­ли его же­на с до­че­рью, и они уеха­ли в Моск­ву. Отец Ни­ко­лай по­се­лил­ся в се­ле Яро­по­лец непо­да­ле­ку от Во­ло­ко­лам­ска у сво­е­го бра­та, диа­ко­на Сер­гия, слу­жив­ше­го в мест­ном хра­ме. За­тем он жил у сво­их ду­хов­ных де­тей то в Москве, то в Во­ло­ко­лам­ске, то в се­ле Пар­фень­ко­во, опа­са­ясь на­хо­дить­ся на од­ном ме­сте про­дол­жи­тель­ное вре­мя, чтобы не под­верг­нуть непри­ят­но­стям при­ютив­ших его хо­зя­ев. Весть об осво­бож­де­нии про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая быст­ро об­ле­те­ла окрест­но­сти, лю­ди ста­ли ид­ти к нему, про­ся по­мо­лить­ся, ис­пра­ши­вая со­ве­та. Вско­ре об этом узна­ли вла­сти и ис­ка­ли удоб­но­го слу­чая, чтобы аре­сто­вать пра­вед­ни­ка.
24 сен­тяб­ря 1931 го­да пред­се­да­тель Пар­фень­ков­ско­го сель­со­ве­та Ва­си­лий Юдин при­шел в дом пред­се­да­те­ля цер­ков­но­го со­ве­та Ка­зан­ской церк­ви в се­ле Пар­фень­ко­во Ма­рии Ши­ша­е­вой, у ко­то­рой в то вре­мя оста­но­вил­ся отец Ни­ко­лай, и аре­сто­вал его. Вме­сте с ним бы­ла аре­сто­ва­на на­сель­ни­ца уже за­кры­то­го Бо­ро­дин­ско­го мо­на­сты­ря Прас­ко­вья Бу­ле­е­ва, ко­то­рая при­шла в этот день к Ма­рии, чтобы по­мочь ей убрать кар­то­фель. Ко­гда узна­ли об аре­сте от­ца Ни­ко­лая и по­слуш­ни­цы, к до­му Ма­рии ста­ли при­хо­дить ве­ру­ю­щие, пы­та­ясь убе­дить пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та осво­бо­дить ни в чем не по­вин­ных лю­дей, и го­во­ри­ли ему: «За­чем за­би­ра­ешь на­ше­го от­ца, он ни­ко­му ни­чем не ме­ша­ет».
В тот же день пред­се­да­тель сель­со­ве­та от­пра­вил аре­сто­ван­ных к упол­но­мо­чен­но­му Во­ло­ко­лам­ско­го ОГПУ, по­слав с ни­ми со­про­во­ди­тель­ную за­пис­ку, в ко­то­рой пи­сал: «На­сто­я­щие гос­по­да дер­жа­ли проч­ную связь с пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та Ма­ри­ей Ши­ша­е­вой, ка­ко­вая во вре­мя аре­ста устро­и­ла це­лую де­мон­стра­цию. По­дроб­но мы мо­жем по­го­во­рить по­сле, на­едине, но толь­ко, по­жа­луй­ста, из­бавь­те нас от этих го­стей, ко­то­рые дер­жат всю несо­зна­тель­ную бед­но­ту в сво­их ру­ках».
Аре­сто­ван­ные про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай и по­слуш­ни­ца Прас­ко­вья бы­ли за­клю­че­ны в Во­ло­ко­лам­скую тюрь­му. 29 сен­тяб­ря вла­сти до­про­си­ли от­ца Ни­ко­лая. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Ни­ко­лай ска­зал: «Ма­рия Вла­ди­ми­ров­на Ши­ша­е­ва по­про­си­ла ме­ня за­ехать к ней день­ка на два, то есть до 25 сен­тяб­ря. Я ис­пол­нил ее прось­бу и оста­но­вил­ся у нее. Про­быв у нее два дня, я был за­дер­жан пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та и от­прав­лен в ми­ли­цию. Со мной вме­сте бы­ла за­дер­жа­на Прас­ко­вья Ни­ко­ла­ев­на Буле­ва из се­ла Га­ру­ти­но, ко­то­рая ра­бо­та­ла у Ма­рии Вла­ди­ми­ров­ны Ши­ша­е­вой. Ме­ня мно­гие же­ла­ли по­ви­дать и по­го­во­рить со мной, но из-за бо­яз­ни – раз­го­ва­ри­вать осте­ре­га­лись, чтобы не по­вре­дить мне».
Сле­до­ва­тель спро­сил, ка­ко­во от­но­ше­ние про­то­ди­а­ко­на к совре­мен­ным ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти на се­ле. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «В на­сто­я­щее вре­мя всю­ду и вез­де стро­ят­ся кол­хо­зы, но на­се­ле­ние в си­лу сво­ей тем­но­ты к кол­хо­зам от­но­сит­ся недо­вер­чи­во; при­чем кол­хо­зы на­до бы раз­ви­вать мед­лен­нее, на­до бы­ло бы по­ка­зать один хо­ро­ший кол­хоз, а за­тем стро­ить дру­гие. Так­же я счи­таю, что на­се­ле­ние не со­всем под­го­тов­ле­но к ор­га­ни­за­ции кол­хо­зов в си­лу куль­тур­ной от­ста­ло­сти».
Сле­до­ва­тель со­об­щил, что про­то­ди­а­ко­на об­ви­ня­ют в том, что он се­ял слу­хи о при­ше­ствии ан­ти­хри­ста, и спро­сил, что он мо­жет ска­зать по это­му по­во­ду. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «Раз­би­рая на­сто­я­щее по­ло­же­ние в стране, мож­но от­ме­тить два при­зна­ка при­ше­ствия ан­ти­хри­ста на зем­лю. Пер­вый – это по­яв­ле­ние нена­ви­сти друг к дру­гу. Ча­сто мож­но слы­шать, ко­гда че­ло­ве­ка осу­ди­ли на во­семь лет, не со­жа­ле­ние о нем, а та­кие, на­при­мер, вы­ра­же­ния: “Ма­ло, на­до бы осу­дить на де­сять лет”. И вто­рой при­знак – со­вер­шен­но про­па­ла лю­бовь друг к дру­гу. В на­сто­я­щее вре­мя по­се­ще­ние церк­ви по срав­не­нию с до­ре­во­лю­ци­он­ным вре­ме­нем силь­но со­кра­ти­лось. Я счи­таю, что глав­ной при­чи­ной сла­бо­го по­се­ще­ния церк­ви яв­ля­ет­ся за­пре­ще­ние свя­щен­ни­кам про­по­ве­до­вать сло­во Бо­жие. Через со­бе­се­до­ва­ние с ве­ру­ю­щи­ми, а так­же через про­по­ведь мно­гие та­лант­ли­вые ора­то­ры мог­ли бы хо­ро­шо разъ­яс­нить Бо­жие уче­ние, но они мол­чат из-за бо­яз­ни аре­ста». «Я счи­таю, что наш во­ло­ко­лам­ский со­бор, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай на по­след­ний ин­те­ре­су­ю­щий сле­до­ва­те­ля во­прос, – за­кры­ли не по ре­ше­нию ве­ру­ю­щих, он ве­ру­ю­щим не ме­шал, а про­сто за­кры­ли по ре­ше­нию вла­сти».
За несколь­ко дней пе­ред до­про­сом от­ца Ни­ко­лая бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, в ос­нов­ном это бы­ли офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­те­ли со­вет­ской вла­сти в се­ле. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та в се­ле Яро­по­лец Ми­ха­ил Ка­ру­лин ска­зал: «Мо­наш­ка Бу­ле­е­ва рас­про­стра­ня­ла слу­хи по се­ле­ни­ям о том, что из тя­же­лой нево­ли вер­нул­ся “свя­той” отец Ни­ко­лай, то есть Ни­ко­лай Ива­но­вич Цвет­ков, ко­то­рый по сво­ей свя­то­сти пред­ска­зы­ва­ет о бу­ду­щем. Еже­днев­но к Цвет­ко­ву со­би­ра­лось по ве­че­рам до два­дца­ти жен­щин, и он го­во­рил им: “Тя­же­лые на­сту­пи­ли вре­ме­на, ан­ти­христ спу­стил сво­их слуг на зем­лю за пре­гре­ше­нья люд­ские; каж­до­днев­но, еже­час­но слу­ги ан­ти­хри­ста за­пу­ты­ва­ют в свои се­ти пре­гре­шив­ших лю­дей. На­до боль­ше мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и не впа­дать в ис­ку­ше­ние”. Мно­гие жен­щи­ны за­да­ва­ли во­про­сы о том, как им быть, всту­пать в кол­хоз или нет, на что про­то­ди­а­кон Цвет­ков го­во­рил: “Кол­хо­зы по­сла­ны на на­шу зем­лю за ве­ли­кие на­ши гре­хи, кол­хоз ве­дет к ра­зо­ре­нию пра­во­слав­ной ве­ры. На­до осте­ре­гать­ся всту­пать в него”. В си­лу этой аги­та­ции про­то­ди­а­ко­на Цвет­ко­ва с вес­ны се­го го­да по ок­тябрь ме­сяц рост кол­лек­ти­ви­за­ции по все­му Яро­по­лец­ко­му рай­о­ну идет очень мед­лен­но. Эта аги­та­ция силь­но дей­ству­ет на ре­ли­ги­оз­ную часть жен­щин, и в ре­зуль­та­те этой аги­та­ции по се­ле­нию Га­ру­ти­но рост кол­лек­ти­ви­за­ции сто­ит на ме­сте, сла­бо по­сту­па­ют хле­бо­за­го­тов­ки, са­мо­об­ло­же­ние и стра­хо­вые пла­те­жи».
Пред­се­да­тель Пар­фень­ков­ско­го сель­со­ве­та, аре­сто­вав­ший от­ца Ни­ко­лая, Ва­си­лий Юдин, по­ка­зал про­тив него: «Ни­ко­лай Ива­но­вич Цвет­ков и мо­наш­ка Прас­ко­вья Ни­ко­ла­ев­на Бу­ле­е­ва в се­ле Пар­фень­ко­во ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, ис­поль­зуя для этой це­ли ре­ли­ги­оз­ную часть жен­щин и муж­чин. По ве­че­рам к Цвет­ко­ву при­хо­ди­ли жен­щи­ны, в ос­нов­ном бед­няч­ки. В ре­зуль­та­те этой аги­та­ции в се­ле Пар­фень­ко­во рост кол­лек­ти­ви­за­ции сто­ит на ме­сте. На со­бра­ни­ях еди­но­лич­ни­ков, а так­же на об­щих со­бра­ни­ях ча­сто по во­про­су кол­лек­ти­ви­за­ции слыш­ны та­кие воз­гла­сы: “Кол­хоз – это бар­щи­на, в кол­хо­зе бу­дет го­лод, в него мы не пой­дем. У нас нет ни­че­го, мы по­ги­ба­ем с го­ло­ду, а вы нас оби­ра­е­те”. В ре­зуль­та­те контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты Цвет­ко­ва и Бу­ле­е­вой в се­ле Пар­фень­ко­во до сих пор не со­бран сов­хоз, сла­бо по­сту­па­ют стра­хо­вые пла­те­жи, не вы­пол­не­ны за­го­тов­ки, са­мо­об­ло­же­ние про­ве­де­но с боль­ши­ми труд­но­стя­ми и упла­та по са­мо­об­ло­же­нию по­сту­па­ет сла­бо, рост кол­лек­ти­ви­за­ции сто­ит на ме­сте».
26 ок­тяб­ря 1931 го­да со­сто­ял­ся рас­ши­рен­ный пле­нум Пар­фень­ков­ско­го сель­со­ве­та, на ко­то­ром Юдин сде­лал до­клад. В ито­ге пле­нум по­ста­но­вил: «При­ни­мая во вни­ма­ние до­клад о под­поль­ной ра­бо­те Цвет­ко­ва и Бу­ле­е­вой, про­сим... ОГПУ изо­ли­ро­вать дан­ных граж­дан из на­ше­го рай­о­на, как ак­тив­ных ра­бот­ни­ков ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра, тор­мо­зя­щих в про­дол­же­ние го­да рост кол­лек­ти­ви­за­ции се­ле­ния Пар­фень­ко­во».
25 но­яб­ря 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая Цвет­ко­ва и по­слуш­ни­цу Прас­ко­вью Бу­ле­е­ву к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
По­сле то­го как при­го­вор стал из­ве­стен, ве­ру­ю­щие Во­ло­ко­лам­ска на­пра­ви­ли про­ше­ние в Свя­щен­ный Си­нод, чтобы он по­хо­да­тай­ство­вал пе­ред ВЦИКом об осво­бож­де­нии про­то­ди­а­ко­на Ни­ко­лая. В этом пись­ме они пи­са­ли: «Про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай Цвет­ков во вре­мя сво­е­го 20-лет­не­го слу­же­ния в со­бо­ре го­ро­да Во­ло­ко­лам­ска все­гда был для нас при­ме­ром ис­крен­ней ве­ры в Бо­га, кро­то­сти, воз­дер­жа­ния и бла­го­го­вей­но­го слу­же­ния; но осо­бен­но он явил при­мер апо­столь­ско­го тер­пе­ния во вре­мя за­клю­че­ния в тюрь­мах с 1923 по 1929 год. Сло­ва “ка­кая тем­ни­ца не име­ла те­бя уз­ни­ком” от­ча­сти при­ме­ни­мы и к нему: он си­дел в Во­ло­ко­лам­ском до­ме за­клю­че­ния, за­тем в Мос­ков­ских тюрь­мах: в Со­коль­ни­ках, в Та­ган­ке; осо­бен­но дол­гое, ше­сти­лет­нее, за­клю­че­ние он, Цвет­ков, про­вел в Ле­фор­тов­ском изо­ля­то­ре, тер­пя двух­лет­нее пре­бы­ва­ние в оди­ноч­ной хо­лод­ной ка­ме­ре, от­че­го он за­сту­дил но­ги и у него по­яви­лись ра­ны. Все это он тер­пел, под­ра­жая апо­сто­лу, ска­зав­ше­му: “Я но­шу яз­вы Гос­по­да Иису­са на те­ле мо­ем” (Гал.6:17). Кро­ме бо­лез­ни и хо­ло­да Цвет­ков нес физи­че­ские тру­ды при кол­ке дров для отоп­ле­ния, при пе­ре­но­се дров и ка­мен­но­го уг­ля на но­сил­ках с ули­цы в кор­пус, при­хо­ди­лось пе­ре­но­сить и меш­ки с кар­то­фе­лем в под­вал осе­нью, а так­же брев­на и кир­пи­чи во вре­мя стро­и­тель­ства тю­рем­ных по­стро­ек. Эти по­след­ние ра­бо­ты бы­ли воз­ла­га­е­мы на него в на­ка­за­ние за то, что он пи­сал мно­го пи­сем, ис­пол­нен­ных ду­хов­но­го уте­ше­ния и укреп­ляв­ших ве­ру­ю­щих в бла­го­че­стии. В на­сто­я­щее вре­мя про­то­ди­а­кон Цвет­ков сно­ва за­клю­чен в Во­ло­ко­лам­ске, бу­дучи осуж­ден на трех­лет­нее пре­бы­ва­ние в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мы, ве­ру­ю­щие го­ро­да Во­ло­ко­лам­ска и Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, ни­жай­ше про­сим чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да хо­да­тай­ство­вать пред ВЦИКом об осво­бож­де­нии про­то­ди­а­ко­на Цвет­ко­ва из за­клю­че­ния на поль­зу нас, ве­ру­ю­щих, оси­ро­тев­ших без сво­их пас­ты­рей».
Из Во­ло­ко­лам­ской тюрь­мы отец Ни­ко­лай пи­сал пись­ма ве­ру­ю­щим, на­сколь­ко поз­во­ля­ли об­сто­я­тель­ства. Неза­дол­го до празд­ни­ка Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ему бы­ло раз­ре­ше­но сви­да­ние с по­слуш­ни­цей Прас­ко­вьей, ко­то­рая, зная, что отец Ни­ко­лай стра­да­ет от бо­лез­ни ног, свя­за­ла и пе­ре­да­ла ему чул­ки. В за­пис­ке он на­пи­сал ей:
«Бла­го­да­рю, мой ми­ло­чек, за празд­нич­ный по­да­ро­чек.
“Ан­ге­ли вхож­де­ние Пре­чи­стыя ви­дев­ше уди­ви­ша­ся, ка­ко Де­ва вни­де во свя­тая свя­тых”.
Здрав­ствуй­те, моя незло­би­вая Па­ша!
Шлю празд­нич­ное при­вет­ствие и бла­го­дар­ность за по­се­ще­ние и дра­го­цен­ный по­да­рок – чу­лоч­ки. Тут, моя ми­лоч­ка, шерсть и ни­точ­ка. Как вас бла­го­да­рить?
Пред­ла­гаю вам за­гад­ку о лю­би­мом вам лен­ке. Би­ли ме­ня, би­ли, кло­чья­ми рва­ли, ко­ло­ти­ли, ко­ло­ти­ли, по по­лю ва­ля­ли, под ключ за­пи­ра­ли, на стол са­жа­ли. И от­гад­ку: лен, пря­жа, холст, ска­терть.
На­род­ная пес­ня о льне: всем се­лом на за­гон под июнь се­ять лен, ты ро­дись-ро­дись си­лен и си­лен и дли­нен, во­лок­ни­стый бе­лый лен. Как под цвет от­цве­тешь, по­жел­те­ешь и по­спе­ешь, мы по осе­ни при­дем, дер­гать бу­дем, обо­бьем, око­ло­тим се­ме­на – по­лу­чи, хо­зя­ин, на! А хо­зяй­ке во­лок­но и зи­мой ве­ре­те­но.
За но­вень­кий по­да­рок при­ла­гаю три но­вень­кие бу­маж­ки, рубле­вые но­вые».
13 де­каб­ря отец Ни­ко­лай был от­прав­лен из Во­ло­ко­лам­ской тюрь­мы в Бу­тыр­скую в Москве, а за­тем – в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря в Си­би­ри. Усло­вия со­дер­жа­ния здесь бы­ли су­ро­вые. Неко­то­рые за­клю­чен­ные, зная о без­от­вет­но­сти от­ца Ни­ко­лая на при­чи­ня­е­мое ему зло, поль­зо­ва­лись этим, чтобы об­лег­чить свое по­ло­же­ние. Од­на­жды некий за­клю­чен­ный до­нес на от­ца Ни­ко­лая, буд­то тот на­ру­шил ла­гер­ный ре­жим. И хо­тя это бы­ло неправ­дой, за­клю­чен­ный по­лу­чил неко­то­рое об­лег­че­ние в усло­ви­ях со­дер­жа­ния, а про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай был за­клю­чен в кар­цер, ко­то­рый не отап­ли­вал­ся, и ес­ли днем, ко­гда при­гре­ва­ло солн­це, еще мож­но бы­ло со­греть­ся, то при на­ступ­ле­нии но­чи кар­цер ста­но­вил­ся лед­ни­ком. Толь­ко усерд­ная мо­лит­ва и физи­че­ская за­кал­ка спас­ли его от смер­ти. Отец Ни­ко­лай еще на сво­бо­де при­учил се­бя ко вся­ко­го ро­да ли­ше­ни­ям. Зи­мой, несмот­ря на лю­тый мо­роз, мог да­же ку­пать­ся в ре­ке.
Все по­ме­ще­ния, в ко­то­рых бы­ли раз­ме­ще­ны за­клю­чен­ные в этом ла­ге­ре, пред­став­ля­ли со­бой па­лат­ки с же­лез­ной печ­кой по­се­ре­дине. Кто был по­силь­ней и по­наг­лей, те устра­и­ва­лись око­ло печ­ки, осталь­ные мерз­ли у об­ле­де­не­лых бре­зен­то­вых стен. В ла­ге­ре отец Ни­ко­лай слыл за Бо­жье­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не от­ста­и­вал свое физи­че­ское ме­сто под солн­цем, но ко­то­ро­го не вся­кий ре­шал­ся оби­деть.
Од­на­жды за­клю­чен­ным да­ли по «уро­ку» – об­ра­бо­тать по боль­шо­му участ­ку зем­ли. За невы­пол­не­ние за­да­ния ли­ша­ли пай­ка. Все спра­ви­лись с за­да­ни­ем, один отец Ни­ко­лай от­стал, и то­гда один из за­клю­чен­ных, та­та­рин, ко­то­рый свою ра­бо­ту за­кон­чил, при­нял­ся де­лать ра­бо­ту от­ца Ни­ко­лая и с успе­хом за­кон­чил ее. За­клю­чен­ны­ми это бы­ло со­чте­но за яв­ное чу­до и про­яв­ле­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей, так как нор­ма бы­ла ед­ва по­силь­ной для од­но­го че­ло­ве­ка.
В Ма­ри­ин­ском ла­ге­ре отец Ни­ко­лай был нема­ло уте­шен встре­чей с мо­на­хи­ня­ми из Во­ло­ко­лам­ска, ко­то­рых от­пра­ви­ли от­бы­вать за­клю­че­ние в этот ла­герь. По­на­ча­лу они, и столк­нув­шись с ним, его не узна­ли. Он был одет в лох­мо­тья, од­на но­га у него бы­ла в са­по­ге, а на дру­гую на­дет ла­поть, а са­пог ви­сел за спи­ной, так как он не мог его на­деть из-за ра­ны на но­ге, ко­то­рая в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни его му­чи­ла и не под­да­ва­лась ни­ка­ко­му ле­че­нию. Встре­тив­шись и узнав друг дру­га, они неко­то­рое вре­мя пла­ка­ли от ра­до­сти и не мог­ли оста­но­вить­ся в изъ­яс­не­нии чувств, за­тем мо­на­хи­ни про­мы­ли ра­ну и, до­быв чи­стых тря­пиц, пе­ре­вя­за­ли ее. Они сши­ли про­то­ди­а­ко­ну некое по­до­бие про­сты­ни и оде­я­ла и ку­пи­ли в ла­гер­ном ларь­ке еды. Утром сле­ду­ю­ще­го дня отец Ни­ко­лай им со­об­щил: «При­шел хо­рек и все уво­лок». По­чти все три го­да за­клю­че­ния отец Ни­ко­лай оста­вал­ся без ла­гер­но­го пай­ка, неред­ко у него от­ни­ма­ли и скуд­ный ла­гер­ный обед, остав­ляя его ни с чем. Отец Ни­ко­лай все это сми­рен­но пе­ре­но­сил и го­во­рил об этих слу­ча­ях: «Я мо­гу тер­петь, а они нет».
18 июня 1934 го­да про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай был осво­бож­ден из Ма­ри­ин­ско­го ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря и 27 июня при­е­хал в Во­ло­ко­ламск; неко­то­рое вре­мя он жил здесь у сво­их ду­хов­ных де­тей, за­тем у бра­та диа­ко­на и у сво­их ду­хов­ных де­тей в се­лах.
27 ав­гу­ста 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его. Пер­вое вре­мя он со­дер­жал­ся во вре­мен­ной тюрь­ме, устро­ен­ной вла­стя­ми в од­ном из сел. 6 сен­тяб­ря упол­но­мо­чен­ный НКВД до­про­сил про­то­ди­а­ко­на.
– Чем вы за­ни­ма­е­тесь в на­сто­я­щее вре­мя? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Опре­де­лен­но­го ме­ста и за­ня­тий я в на­сто­я­щее вре­мя не имею. Ни в ка­кой церк­ви я бо­го­слу­же­ние не со­вер­шаю, но от сво­е­го са­на я не от­ка­зал­ся.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы это?
– Вый­дя из за­клю­че­ния, я раз­го­ва­ри­вал с ве­ру­ю­щи­ми, ко­гда они об­ра­ща­лись ко мне за со­ве­та­ми и с жа­ло­ба­ми на тя­же­лую жизнь. Я им под­твер­ждал, что жизнь на­ста­ла тя­же­лая, и го­во­рил, что нуж­но на­де­ять­ся на Бо­га и Его по­мощь, мо­лить­ся, чтобы Бог из­ба­вил нас от даль­ней­ших тя­го­стей.
По­сле до­про­са про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Здесь 22 сен­тяб­ря уже дру­гой сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил его, за­дав все­го два во­про­са.
– При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции?
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
– Вы ли­ша­лись из­би­ра­тель­ных прав?
– Все вре­мя был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав. Все иму­ще­ство бы­ло кон­фис­ко­ва­но по су­ду в 1922 го­ду.
26 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­ди­а­кон Ни­ко­лай Цвет­ков был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 27 сен­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 32-49.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П537194, д. П565948.
«Из­ве­стия». 1922, 7 де­каб­ря; 1923, 24 ап­ре­ля, 27 ап­ре­ля.
«Прав­да». 1923. 11 ян­ва­ря, 12 ян­ва­ря, 4 мая.
Вла­ди­славлев И.В. Ли­те­ра­ту­ра ве­ли­ко­го де­ся­ти­ле­тия (1917-1927). Т. 1. М., 1928.
Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игу­мен. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Кн. 5. Тверь, 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня, Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер, Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер, Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер, Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер, Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит, Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер, Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер, Священномученик Иаков Леонович, пресвитер, Священномученик Петр Петриков, пресвитер, Священномученик Николай Скворцов, пресвитер, Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня, Мученица Людмила Петрова