Как подготовиться к Причастию?Таинство Причащения, или по гречески -ЕВХАРИСТИЯ ( в переводе - благодарение), занимает главное, центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Церкви. ...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938)

Сергей

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 июля 1878 го­да в се­ле Мыш­цы Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Лю­бо­муд­ро­ва. В 1899 го­ду, окон­чив три клас­са Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в со­бо­ре в го­ро­де Прон­ске. В 1906 го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Суш­ко­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а в 1916 го­ду — во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. Здесь он про­слу­жил до аре­ста. По­след­ний раз отец Сер­гий слу­жил в хра­ме 3 фев­ра­ля 1938 го­да, а 6 фев­ра­ля был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне.
Пред­се­да­тель Суш­ков­ско­го сель­со­ве­та дал по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД справ­ку, в ко­то­рой на­пи­сал, что свя­щен­ник ве­дет в се­ле контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию о том, что ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют церк­ви; ве­ру­ю­щим кол­хоз­ни­кам свя­щен­ник го­во­рил, чтобы они схо­ди­ли в сель­со­вет и по­про­си­ли для него раз­ре­ше­ние на хож­де­ния по до­мам кре­стьян с мо­леб­на­ми. Кро­ме то­го, от­ца Сер­гия об­ви­ня­ли в том, что, ко­гда в 1937 го­ду умер жив­ший в се­ле Суш­ко­во на по­кое епи­скоп Фе­о­до­сий (Га­ниц­кий), он при­гла­сил дру­гих свя­щен­ни­ков и на­род на по­гре­бе­ние ар­хи­пас­ты­ря.
Сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая от­ца Сер­гия в те­че­ние двух дней по­сле аре­ста, вдруг за­явил:
— В ав­гу­сте 1937 го­да вы устра­и­ва­ли в се­ле Суш­ко­во по­хо­ро­ны умер­ше­му ар­хи­ерею Га­ниц­ко­му. Рас­ска­жи­те об этом.
— Ар­хи­ерей Иван Фе­до­ро­вич Га­ниц­кий, ко­то­ро­му бы­ло око­ло вось­ми­де­ся­ти лет, слу­жил рань­ше в го­ро­де Ко­ломне, а го­да три на­зад, при­быв из ссыл­ки, по­се­лил­ся в се­ле Суш­ко­во. Он умер в пер­вых чис­лах мая, хо­ро­нил его я, как при­ход­ской свя­щен­ник; о его смер­ти я ни­ко­го не из­ве­щал и на­се­ле­нию не го­во­рил... Все­го из ду­хо­вен­ства бы­ло на по­хо­ро­нах пять че­ло­век. По­вто­ряю, ду­хо­вен­ство я не со­би­рал и на­род не опо­ве­щал.
— Сколь­ко при­мер­но бы­ло лю­дей во вре­мя обед­ни и на по­хо­ро­нах?
— На по­хо­ро­нах ар­хи­ерея и во вре­мя обед­ни бы­ло при­мер­но сто пять­де­сят че­ло­век.
— По ма­те­ри­а­лам след­ствия, вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи, что по­кой­ный ар­хи­ерей был свя­той, — вер­но это?
— Нет, та­ких слу­хов я не рас­про­стра­нял.
— Сколь­ко все­го па­ни­хид вы от­слу­жи­ли на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го?
— Я от­слу­жил на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го при­мер­но пять­де­сят па­ни­хид. Слу­жил и в церк­ви, и на мо­ги­ле.
— Вы ве­ру­ю­щих аги­ти­ро­ва­ли за то, чтобы они тре­бо­ва­ли раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та про­из­во­дить вам под­вор­ный об­ход с мо­леб­на­ми?
— В 1936 го­ду я сам по­шел в сель­со­вет в Суш­ко­ве с прось­бой раз­ре­шить мне слу­жить по при­хо­ду, но мне от­ве­ти­ли, что нель­зя. Ко­гда я со­слал­ся на ста­тью кон­сти­ту­ции, то мне под­твер­ди­ли, что нель­зя. Я по­шел в со­сед­ний сель­со­вет с этим же во­про­сом, но и там мне ска­за­ли то же са­мое. Не удо­вле­тво­рен­ный этим, я по­шел к про­ку­ро­ру с этим же во­про­сом, но тот мне от­ве­тил, что без раз­ре­ше­ния хо­дить нель­зя, — я и не хо­дил. А пе­ред ма­ем 1937 го­да цер­ков­ный ста­ро­ста спро­сил ме­ня, пой­ду ли я по при­хо­ду. Я ему от­ве­тил, что ес­ли сель­со­вет раз­ре­шит, то пой­ду. Ста­ро­ста по­шел в сель­со­вет, но ему раз­ре­ше­ния не да­ли. Боль­ше ни­кто не хо­дил и я ни­ко­го не по­сы­лал.
— Вы всю свою жизнь по­свя­ти­ли слу­же­нию в церк­вях по убеж­де­нию или из ма­те­ри­аль­ных вы­год? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Я слу­жу в церк­ви в со­от­вет­ствии со сво­и­ми убеж­де­ни­я­ми, — от­ве­тил отец Сер­гий.
— Вам из­вест­но, что ре­ли­гия, ко­то­рую вы про­по­ве­до­ва­ли, есть дур­ман для на­ро­да?
— Ре­ли­гию я дур­ма­ном для на­ро­да не счи­таю.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в мае 1937 го­да ве­ли аги­та­цию, что ар­хи­ерей Га­ниц­кий свя­той, ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вые по­хо­ро­ны и па­ни­хи­ды по по­кой­но­му свя­то­му ар­хи­ерею, уго­ва­ри­ва­ли на­род, чтобы тот брал в сель­со­ве­те раз­ре­ше­ние на об­ход по при­хо­ду с мо­леб­на­ми, что вы ру­га­ли ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства, вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да и аги­ти­ро­ва­ли про­тив со­вет­ской вла­сти на­се­ле­ние?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти сре­ди на­се­ле­ния не вел, ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства не ру­гал, вра­гов на­ро­да не вос­хва­лял и на­се­ле­ние за раз­ре­ше­ни­ем на об­ход при­хо­да в сель­со­вет не на­прав­лял.
8 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Лю­бо­муд­ров был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Материал взят с сайта Азбука веры

 

 

Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942): Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938) , Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938) , Сщмч. Александра пресвитера (1942)