Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Петр Соловьев, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Под­лес­ная сло­бо­да Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Вве­ден­ской церк­ви Ти­мо­фея Со­ло­вье­ва, у ко­то­ро­го бы­ло пя­те­ро де­тей; двое из его сы­но­вей ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. Петр Ти­мо­фе­е­вич окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на Алек­сан­дре, до­че­ри свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Кед­ро­ва, слу­жив­ше­го в хра­ме во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Кар­та­шо­во. Впо­след­ствии у Пет­ра Ти­мо­фе­е­ви­ча и Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны ро­ди­лось пя­те­ро де­тей.
В июле 1896 го­да Петр Ти­мо­фе­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му, где слу­жил его тесть, свя­щен­ник Сте­фан Кед­ров. К это­му вре­ме­ни се­ло Кар­та­шо­во пе­ре­ста­ло су­ще­ство­вать, так как сли­лось с се­лом Астан­ки­но, где на­хо­ди­лась как са­ма цер­ковь, так и цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла и до­ма цер­ков­но­слу­жи­те­лей, и по­то­му все это ме­сто на­зы­ва­лось По­пов­ка. При­хо­жа­на­ми Ка­зан­ско­го хра­ма бы­ли жи­те­ли сел Астан­ки­но, Аста­по­во, Но­во­сел­ки, Вы­сел­ки и Но­вая де­рев­ня. В этом хра­ме отец Петр про­слу­жил на­сто­я­те­лем всю свою жизнь. Здесь он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным окру­га.
Се­мья от­ца Пет­ра бы­ла друж­ная, свя­щен­ник вос­пи­тал де­тей в люб­ви к хра­му и к сель­ско­му тру­ду, так что все кре­стьян­ские ра­бо­ты де­ти про­из­во­ди­ли вме­сте с от­цом. Са­ми па­ха­ли, ко­си­ли се­но для ско­ти­ны – до тех пор по­ка вла­сти не ото­бра­ли хо­зяй­ство и часть до­ма. Сре­ди жи­те­лей се­ла отец Петр поль­зо­вал­ся лю­бо­вью и ав­то­ри­те­том.
Во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 2 сен­тяб­ря 1937 го­да на ос­но­ва­нии бе­се­ды с пред­се­да­те­лем кол­хо­за в се­ле Астан­ки­но со­труд­ни­ки НКВД со­ста­ви­ли про­то­кол сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния. В 1936 го­ду пред­се­да­тель кол­хо­за буд­то бы при­шел в дом к свя­щен­ни­ку, чтобы про­сить его под­пи­сать­ся на го­судар­ствен­ный за­ём. Свя­щен­ник от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать­ся и ска­зал, что он со­вет­ской вла­сти по­мо­гать не бу­дет, так как она пре­сле­ду­ет свя­щен­но­слу­жи­те­лей и от­ня­ла у них все граж­дан­ские пра­ва. «Вы вот при­шли про­сить ме­ня под­пи­сать­ся на за­ём, а где же я день­ги возь­му, ко­гда нас со­вет­ская власть огра­би­ла и до сих пор это про­дол­жа­ет­ся? Нам не да­ют воз­мож­но­сти за­ра­ба­ты­вать сво­и­ми тру­да­ми, за­пре­щая хо­дить с мо­леб­на­ми по при­хо­ду». «В ян­ва­ре 1937 го­да я шел ми­мо до­ма по­па, – по­ка­зал пред­се­да­тель, – и, по­встре­чав­шись с ним, ска­зал: “По­ра бы от­ка­зать­ся от бо­го­слу­же­ния”. Но он на это за­явил: “Это­го ни­ко­гда не бу­дет. Я же пас­тырь Бо­жий; на­ши де­ды и пра­де­ды так жи­ли, и мы бу­дем так до­жи­вать. А что сей­час вре­мя та­кое тя­же­лое и смут­ное, оно, по­верь мне, из­ме­нит­ся”».
В тот же день был до­про­шен пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­рый за­явил, буд­то бы свя­щен­ник го­во­рил ему: «Со­вет­ская власть при­вык­ла нас гра­бить и до сих пор не пе­ре­ста­ет де­лать это. За­кон­но или неза­кон­но, а вам все по­да­вай. Нам вы вос­пре­ща­е­те хо­дить с мо­леб­на­ми по при­хо­ду, а мы толь­ко на это и жи­вем, меж­ду тем, со­глас­но но­вой кон­сти­ту­ции, мы впра­ве это де­лать. Вы от на­ро­да ута­и­ва­е­те, что в но­вой кон­сти­ту­ции на­пи­са­но от­но­си­тель­но ре­ли­гии». «В мае 1937 го­да свя­щен­ник при­зы­вал на­се­ле­ние не счи­тать­ся с ра­бо­та­ми в кол­хо­зе и хо­дить в цер­ковь, – по­ка­зал пред­се­да­тель, – он го­во­рил: “Вас ни­кто не мо­жет при­ну­дить ра­бо­тать в кол­хо­зе в празд­ни­ки, и ни­кто не мо­жет при­тес­нять вас за ва­ши ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния. Со­глас­но про­из­ве­ден­ной пе­ре­пи­си, го­су­дар­ство учло, что ве­ру­ю­щих по­ка име­ет­ся боль­шин­ство, и нам нуж­но про­во­дить в жизнь то, что предо­ста­ви­ла нам со­вет­ская власть в но­вой кон­сти­ту­ции, – сво­бо­ду ре­ли­гии. Нуж­но боль­ше са­мим по­се­щать храм Бо­жий и при­вле­кать тех, кто ото­шел, и в осо­бен­но­сти мо­ло­дежь”. В июле 1937 го­да при про­ве­де­нии под­пис­ки на за­ём в мо­ем при­сут­ствии свя­щен­ник Со­ло­вьев ска­зал: “Мы мно­го по­мо­га­ем со­вет­ской вла­сти, а нам от это­го нет ни­ка­ких улуч­ше­ний. Но чтобы вы боль­ше не при­ста­ва­ли, я мо­гу по­жерт­во­вать де­сять руб­лей. Вы с нас про­си­те на за­ём, а са­ми нам по при­хо­ду хо­дить вос­пре­ща­е­те, а я бы вам то­гда по­жерт­во­вал не де­сять руб­лей, а сто”».
8 сен­тяб­ря 1937 го­да НКВД вы­пи­сал ор­дер на арест свя­щен­ни­ка. Со­труд­ни­ки НКВД при­е­ха­ли к нему до­мой в се­ло Астан­ки­но, но не за­ста­ли его и при­шли к пред­се­да­те­лю кол­хо­за спро­сить, где свя­щен­ник. Тот ска­зал, что, ве­ро­ят­нее все­го, он на­хо­дит­ся у сво­е­го зя­тя в Ко­ломне. Со­труд­ни­ки НКВД на­пра­ви­лись ту­да. Дочь от­ца Пет­ра Клав­дия по окон­ча­нии епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща в Ря­за­ни ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей в шко­ле в се­ле Но­во­сел­ки. Ее муж, свя­щен­ник Сер­гий Ко­чу­ров, слу­жил в хра­ме про­ро­ка Бо­жия Илии в Ко­ломне; он был аре­сто­ван позд­нее, в 1940 го­ду. 8 сен­тяб­ря отец Сер­гий и Клав­дия празд­но­ва­ли име­ни­ны до­че­ри На­та­лии. Был на име­ни­нах и отец Петр; во вре­мя празд­но­ва­ния он был аре­сто­ван и пре­про­вож­ден под кон­во­ем в тюрь­му.
На след­ствии про­то­и­е­рей Петр дер­жал­ся му­же­ствен­но и с боль­шим до­сто­ин­ством, и, как по­чти все­гда бы­ва­ло в та­ких слу­ча­ях, пред­ста­ви­те­ли без­бож­ных вла­стей, на­толк­нув­шись на непо­ко­ле­би­мую ве­ру свя­щен­ни­ка и го­тов­ность от­ста­и­вать свои убеж­де­ния до кон­ца, огра­ни­чи­лись все­го лишь од­ним до­про­сом.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние не всту­пать в кол­хоз, то есть ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю.
– След­ствию из­вест­но, что вы вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю, так как ни­ко­гда ни­че­го по­доб­но­го я не вы­ска­зы­вал.
– След­ствию так­же из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти не при­знаю.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Петр Со­ло­вьев был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 75-79.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П560095.
На­си­лов Д.М. Вос­по­ми­на­ния. Ру­ко­пись.
Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игу­мен. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Кн. 6. Тверь, 2002.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937): Священномученик Вячеслав Занков, пресвитер, Священномученик Петр Пушкинский, пресвитер, Священномученик Симеон Лилеев, пресвитер, Священномученик Василий Гурьев, пресвитер, Священномученик Александр Орлов, пресвитер, Священномученик Серафим Василенко, протодиакон, Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня, Мученик Алексий Серебренников, Мученик Матфей Соловьев, Мученица Аполлинария Тупицына