Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Александр Орлов, пресвитер

 

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 6 ав­гу­ста 1885 го­да в се­ле Хо­ня­ти­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви Ва­си­лия Ильи­ча Ор­ло­ва. В 1901 го­ду Алек­сандр окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1909-м – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1911 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1920-го по 1923 год он учил­ся на есте­ствен­ном фа­куль­те­те Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В 1923 го­ду се­мья от­ца Алек­сандра по­се­ли­лась в се­ле Се­ме­нов­ском Ца­ри­цын­ской во­ло­сти в до­ме его те­стя, свя­щен­ни­ка Алек­сандра Кры­ло­ва, а сам он с 1924 го­да стал слу­жить в Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­во Мос­ков­ско­го уез­да (ныне один из рай­о­нов Моск­вы), од­новре­мен­но он слу­жил в мо­лит­вен­ном до­ме, из­дав­на су­ще­ство­вав­шем в со­сед­ней де­ревне Мат­ве­ев­ская, ко­то­рый был за­крыт под дав­ле­ни­ем вла­стей в 1929 го­ду.
К на­ча­лу 1932 го­да в ОГПУ ста­ли по­сту­пать до­но­сы, из ко­то­рых со­труд­ни­ки ОГПУ сде­ла­ли за­клю­че­ние, что в «се­ле Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­во… су­ще­ству­ет ан­ти­со­вет­ская груп­пи­ров­ка цер­ков­ни­ков, воз­глав­ля­е­мая свя­щен­ни­ком Ор­ло­вым… и свя­зан­ная с ан­ти­со­вет­ским эле­мен­том окрест­ных де­ре­вень – Мат­ве­ев­ская, Гла­ды­ше­во и др. На­зван­ная груп­пи­ров­ка ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию… Ор­лов… си­сте­ма­ти­че­ски об­ра­ба­ты­вал в ан­ти­со­вет­ском ду­хе часть мест­ных кре­стьян, ре­гу­ляр­но по­се­щая их под ви­дом бо­го­слу­же­ния». Все об­ви­не­ния бы­ли весь­ма некон­крет­ны, но уси­ли­ва­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и 10 фев­ра­ля 1932 го­да ру­ко­вод­ство Мос­ков­ско­го ОГПУ от­пра­ви­ло на­чаль­ни­ку Кун­цев­ско­го от­де­ле­ния ОГПУ рас­по­ря­же­ние – аре­сто­вать свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва и кре­стьян – чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. 12 фев­ра­ля свя­щен­ник и двое кре­стьян бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
На­ча­лись до­про­сы сви­де­те­лей и об­ви­ня­е­мых, свя­щен­ни­ка и кре­стьян, один из ко­то­рых по­ка­зал, что они, со­брав­шись в цер­ков­ной сто­рож­ке, пи­ли чай «и ве­ли раз­го­вор по­сле то­го, как про­чли в га­зе­те ста­тью о япо­но-ман­джур­ском кон­флик­те, где кто пер­вый на­чал го­во­рить, я не пом­ню, но сле­ду­ю­щее, что „ско­ро бу­дет вой­на, на нас идет Япо­ния, и нам при­дет­ся за­щи­щать гра­ни­цы, бу­дут брать опять на вой­ну, и кре­стья­нам при­дет­ся ту­го­ва­то“».
Был до­про­шен в ка­че­стве сви­де­те­ля от­вет­ствен­ный ис­пол­ни­тель Тро­и­це-Го­ле­ни­щев­ско­го сель­со­ве­та, ко­то­рый по­ка­зал, что кре­стьяне и свя­щен­ник, по всей ви­ди­мо­сти, за­ни­ма­ют­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. До­ка­за­тель­ством, по его мне­нию, яв­ля­ет­ся то, что он «лич­но ви­дел в щель за­кры­то­го ок­на став­ней из­нут­ри в сто­рож­ке церк­ви, по­сле все­нощ­ной, око­ло две­на­дца­ти ча­сов но­чи со­бра­лись свя­щен­ник Ор­лов, ста­ро­ста цер­ков­но­го со­ве­та, он же сто­рож», чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та, «сре­ди ка­ко­вых свя­щен­ник Ор­лов стал что-то го­во­рить, раз­ма­хи­вая ру­ка­ми, но ни­че­го слыш­но не бы­ло».
24 фев­ра­ля сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Алек­сандра, ко­то­рый, вы­слу­шав его во­про­сы, ска­зал: «В сво­ей пас­тыр­ской служ­бе кро­ме мо­лит­вы, слу­же­ния в хра­ме и ис­пол­не­ния треб в до­мах ве­ру­ю­щих… при Тро­иц­кой в Го­ле­ни­щах церк­ви не знаю ни­че­го. Рай­он де­я­тель­но­сти: се­ло Тро­иц­кое, де­рев­ни Гла­ды­ше­во, Ка­мен­ная Пло­ти­на, Мат­ве­ев­ская и сло­бо­да Па­ли­ха… Ни­ка­ких бе­сед на по­ли­ти­че­ские те­мы я не вел».
В тот же день был до­про­шен де­жур­ный сви­де­тель, кре­стья­нин из Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­ва, от­бы­вав­ший при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты по ме­сту жи­тель­ства за непо­став­ку сель­ско­хо­зяй­ствен­ных за­го­то­вок; он дал об­шир­ные по­ка­за­ния о свя­щен­ни­ке и обо всех жи­те­лях се­ла, ко­то­рые, по его мне­нию, бы­ли до­ста­точ­но за­жи­точ­ны или име­ли ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния, ко­то­рых мож­но бы­ло бы под­верг­нуть ре­прес­си­ям со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти.
По­сле до­про­сов сви­де­те­лей сно­ва был до­про­шен свя­щен­ник, он по­ка­зал, что им «про­во­ди­лись бе­се­ды в при­сут­ствии… упол­но­мо­чен­ных груп­пой ве­ру­ю­щих по хо­зяй­ствен­ной ча­сти на те­му чи­сто хо­зяй­ствен­ных во­про­сов, в ча­сти ан­ти­со­вет­ских бе­сед я в корне от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
Для под­креп­ле­ния об­ви­не­ния был вы­зван пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­рый по­ка­зал, что в ав­гу­сте 1930 го­да в сель­со­вет при­шел «свя­щен­ник Ор­лов, дер­жа в ру­ках Ко­декс за­ко­нов, и в при­сут­ствии кре­стьян се­го се­ла в ко­ли­че­стве се­ми-вось­ми че­ло­век… стал го­во­рить: „То­ва­рищ Гвоз­дев, вы непра­виль­но… об­ло­жи­ли ме­ня на­ло­га­ми, вот у ме­ня име­ет­ся Ко­декс, возь­ми и про­чи­тай, его ведь со­зда­ва­ла со­вет­ская власть, в нем ука­за­но од­но, а ты де­ла­ешь дру­гое“. По­сле че­го на­чал сам за­чи­ты­вать от­дель­ные пунк­ты Ко­дек­са; при­сут­ству­ю­щие кре­стьяне его в этом под­дер­жи­ва­ли. Од­на из при­сут­ству­ю­щих жен­щин… го­во­ри­ла: „Во­об­ще-то те­перь ни­ка­кой прав­ды нет и вез­де все ложь и об­ман, по­са­дят со­вет­ских ра­бот­ни­ков, са­ми ни­че­го не по­ни­ма­ют и во­ро­ча­ют, кто как хо­чет“. В вы­ше­ука­зан­ном по­ве­де­нии свя­щен­ник Ор­лов в при­сут­ствии… кре­стьян се­ла Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­во под­ры­вал ав­то­ри­тет мест­ной вла­сти се­ла».
Член цер­ков­но­го со­ве­та, вы­зван­ный в ка­че­стве сви­де­те­ля, по­ка­зал, что ни­ка­ких про­по­ве­дей ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра отец Алек­сандр не про­из­но­сил, а лишь го­во­рил, что он, как пас­тырь, при­зы­ва­ет их сле­до­вать при­ме­ру Иису­са Хри­ста, ча­ще са­мим хо­дить в цер­ковь и при­вле­кать к церк­ви дру­гих, кто се­бя за­явил со­сто­я­щи­ми в при­хо­де Тро­иц­ко­го хра­ма.
17 ап­ре­ля 1932 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, 8 мая то­го же го­да трой­ка при ПП ОГПУ по­ста­но­ви­ла осво­бо­дить кре­стьян, ли­шив их на три го­да пра­ва про­жи­ва­ния в неко­то­рых рай­о­нах и об­ла­стях, а свя­щен­ни­ка при­го­во­ри­ла к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Мед­ве­жье­горск на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.
Вер­нув­шись в 1934 го­ду из за­клю­че­ния, отец Алек­сандр по­се­лил­ся сна­ча­ла в се­ле Те­ре­мец Мих­нев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, в 1935 го­ду он пе­ре­ехал в се­ло Гер­ги­ев­ский По­гост Клин­ско­го рай­о­на, а за­тем в се­ло Пав­лов­ская Сло­бо­да Ист­рин­ско­го рай­о­на. В 1936 го­ду скон­чал­ся его тесть, свя­щен­ник Алек­сандр Кры­лов, и отец Алек­сандр пе­ре­ехал в се­ло Се­ме­нов­ское, где все эти го­ды жи­ла его се­мья. К это­му вре­ме­ни он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Храм в се­ле был за­крыт, но все зна­ли от­ца Алек­сандра и об­ра­ща­лись к нему для со­вер­ше­ния треб, и он ни­ко­му не от­ка­зы­вал.
На­сту­пил 1937 год, ко­гда го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь уси­ли­лись и изыс­ки­вал­ся лю­бой пред­лог для аре­ста свя­щен­ни­ков. Про­то­и­е­рей Алек­сандр был аре­сто­ван 10 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
14 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний!
– Ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не со­сто­ял и не со­стою, – от­ве­тил отец Алек­сандр.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь. След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми, изоб­ли­ча­ю­щи­ми вас в том, что вы по воз­вра­ще­нии из конц­ла­ге­ря про­дол­жа­е­те ве­сти контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность про­тив со­вет­ской вла­сти. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
20 сен­тяб­ря к сек­ре­та­рю Се­ме­нов­ско­го сель­со­ве­та при­шел со­труд­ник НКВД, ко­то­рый по­тре­бо­вал дать справ­ку на свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва. Сек­ре­тарь ни­ко­гда не ви­де­ла свя­щен­ни­ка и ни­че­го о нем не зна­ла, но под дик­тов­ку со­труд­ни­ка НКВД на­пи­са­ла ее, по­ста­ви­ла пе­чать, а за пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та тот впо­след­ствии рас­пи­сал­ся сам. Он про­дик­то­вал ей, что свя­щен­ник «без раз­ре­ше­ния сель­ско­го со­ве­та со­вер­ша­ет об­хо­ды по до­мам ве­ру­ю­щих и неве­ру­ю­щих жи­те­лей се­ла… Во вре­мя об­хо­дов в каж­дом до­ме вел аги­та­цию за по­се­ще­ние церк­ви… В июле 1936 го­да про­кла­ды­ва­лась шос­сей­ная до­ро­га через ста­рое клад­би­ще, на­ме­ча­лось пе­ре­не­се­ние гро­бов на но­вое клад­би­ще спе­ци­аль­ны­ми людь­ми… Во­пре­ки это­му свя­щен­ник Ор­лов аги­ти­ро­вал жи­те­лей се­ла Се­ме­нов­ское без ве­до­ма сель­ско­го со­ве­та… пе­ре­но­сить гро­бы в ин­ди­ви­ду­аль­ном по­ряд­ке. Этим со­здал па­ни­ку у на­се­ле­ния, и все взрос­лые жи­те­ли по аги­та­ции Ор­ло­ва со­бра­лись на клад­би­ще, вы­ры­ва­ли мо­ги­лы и пе­ре­во­зи­ли гро­бы без са­ни­тар­но­го над­зо­ра на дру­гое клад­би­ще… С ве­ли­ким тру­дом уда­лось сель­ско­му со­ве­ту убе­дить саги­ти­ро­ван­ных свя­щен­ни­ком Ор­ло­вым граж­дан пре­кра­тить па­ни­че­ское пе­ре­ме­ще­ние гро­бов. Со­здан­ной Ор­ло­вым па­ни­кой… в кол­хо­зе бы­ла со­рва­на ра­бо­та в те­че­ние двух дней. К вы­пол­не­нию обя­за­тельств по сель­ско­му со­ве­ту Ор­лов от­но­сит­ся враж­деб­но, так до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни им не вы­пол­не­но обя­за­тель­ство по мя­со­по­став­ке за 1936-1937 го­да».
В этой справ­ке не бы­ло ни сло­ва прав­ды, од­на­ко все это бы­ло при­ня­то к све­де­нию, как в дей­стви­тель­но­сти быв­шее и слу­жа­щее к его об­ви­не­нию. Вы­зван­ные де­жур­ные сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что свя­щен­ник упре­кал ве­ру­ю­щих, что они не по­се­ща­ют цер­ковь, при­зы­вал ма­те­рей во­дить де­тей в храм, мо­лить­ся Бо­гу, во вре­мя про­по­ве­ди го­во­рил о стра­да­ни­ях Хри­ста и во­об­ще о стра­да­ни­ях. Под­пи­са­ли сви­де­те­ли по­ка­за­ния и о том, что свя­щен­ник со­здал па­ни­че­ское на­стро­е­ние сре­ди на­се­ле­ния в свя­зи с пе­ре­но­сом клад­би­ща, хо­тя он не толь­ко не при­сут­ство­вал при этом, но это бы­ло и невоз­мож­но, оче­вид­но опас­но и чре­ва­то аре­стом, как вме­ша­тель­ство в де­ла го­судар­ствен­ных учре­жде­ний.
20 сен­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, 25 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель в по­след­ний раз вы­звал свя­щен­ни­ка на до­прос.
– Вы под­твер­жда­е­те по­ка­за­ния, дан­ные ва­ми на до­про­сах? – спро­сил он.
– По­ка­за­ния, дан­ные мною на след­ствии, я под­твер­ждаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
9 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ор­лов был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря (13 ок­тяб­ря).


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Мос­ков­ские Епар­хи­аль­ные Ве­до­мо­сти № 11-12 за 2007 год

Биб­лио­гра­фия

Ду­бин­ский А.Ю. Мос­ков­ская Ду­хов­ная се­ми­на­рия. Ал­фа­вит­ный спи­сок вы­пуск­ни­ков 1901-1917 го­дов (крат­кий ге­не­а­ло­ги­че­ский спра­воч­ник). М., 1998. С. 60.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54898, д. П-51274.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937): Священномученик Петр Соловьев, пресвитер, Священномученик Вячеслав Занков, пресвитер, Священномученик Петр Пушкинский, пресвитер, Священномученик Симеон Лилеев, пресвитер, Священномученик Василий Гурьев, пресвитер, Священномученик Серафим Василенко, протодиакон, Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня, Мученик Алексий Серебренников, Мученик Матфей Соловьев, Мученица Аполлинария Тупицына