Добрый день.Подскажите пожалуйста,хочу освятить икону отданую мне в дар.Когда,точнее в какое время это можно сделать?Икону можно освятить в любой воскресный день, поскольку сразу после Божественной Литургии в нашем храме совершается водосвятий молебен и на нем освящаются иконы,...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня

 

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (в ми­ру Ма­рия Афа­на­сьев­на Чер­вя­ко­ва) ро­ди­лась в 1873 го­ду в го­ро­де Кур­ске. Отец ее за­ни­мал долж­ность эко­но­ма в Дво­рян­ском со­бра­нии го­ро­да Кур­ска. Неиз­вест­но, в ка­ком мо­на­сты­ре под­ви­за­лась Ма­рия Афа­на­сьев­на и где при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг, но в на­ча­ле два­дца­тых го­дов, ко­гда мно­гие мо­на­сты­ри бы­ли уже ра­зо­ре­ны, а их на­сель­ни­ки рас­се­я­ны по го­ро­дам и ве­сям со­вет­ской Рос­сии, она при­ня­ла по­стриг в схи­му с име­нем Алек­сандра в па­мять свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. К это­му вре­ме­ни схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра уже ста­ла хо­ро­шо из­вест­на пра­во­слав­ным как бла­го­че­сти­вая и про­зор­ли­вая ста­ри­ца. Все по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни она тя­же­ло бо­ле­ла, по­чти ослеп­ла, при­хо­дя­щих к ней она за­ча­стую мог­ла узнать толь­ко по го­ло­су, но все неду­ги и скор­би она пе­ре­но­си­ла с ве­ли­чай­шим сми­ре­ни­ем; для ве­ру­ю­щих ее дол­го­тер­пе­ние, неро­пот­ли­вость и сми­рен­ное при­ня­тие кре­ста Хри­сто­ва бы­ли об­раз­цом хри­сти­ан­ско­го умо­на­стро­е­ния. В мос­ков­ский дом, где она по­се­ли­лась, за со­ве­том и с прось­бой по­мо­лить­ся при­хо­ди­ло мно­же­ство на­ро­да – мо­на­хи и свя­щен­ни­ки мос­ков­ских церк­вей, бла­го­че­сти­вые ми­ряне; те, кто жил в дру­гих го­ро­дах, пи­са­ли ей пись­ма, за­да­вая во­про­сы, ис­пра­ши­вая бла­го­сло­ве­ния и про­ся по­мо­лить­ся. У нее в квар­ти­ре оста­нав­ли­ва­лись воз­вра­ща­ю­щи­е­ся из ссыл­ки свя­щен­ни­ки и по­сто­ян­но на­хо­ди­лось несколь­ко по­слуш­ниц, так что об­ра­зо­вы­ва­лась неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на и слу­жи­лась ли­тур­гия. На во­про­сы при­хо­дя­щих схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра от­ве­ча­ла, ис­поль­зуя кук­лы. Ве­ру­ю­щие по­мо­га­ли ей ма­те­ри­аль­но, но все, что она по­лу­ча­ла, она от­сы­ла­ла мно­гим и мно­гим нуж­да­ю­щим­ся, в ко­то­рых то­гда не бы­ло недо­стат­ка в обез­до­лен­ной и страж­ду­щей Ру­си, о чем сви­де­тель­ству­ют мно­гие пись­ма с вы­ра­же­ни­ем глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти и при­зна­тель­но­сти за ока­зан­ную ми­лость.
Один из свя­щен­но­и­но­ков пи­сал в от­вет на по­лу­чен­ную от схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры под­держ­ку: «Бо­го­лю­би­вая и мно­го­ува­жа­е­мая все­чест­ней­шая ма­туш­ка Алек­сандра! Шлю Вам глу­бо­кий чи­сто­сер­деч­ный при­вет и ни­жай­ший по­клон в сто­поч­ки Ва­ши... Спа­си Хри­стос за по­мощь на квар­тир­ку. О, как я бла­го­да­рен, не мо­гу Вам и вы­ра­зить сло­вом, что я чув­ствую за та­кую ма­те­рин­скую Ва­шу по­мощь мне в мо­ей кре­сто­нос­ной жиз­ни. Ни­чем не мо­гу от­бла­го­да­рить Вас, как толь­ко мо­лит­вой о Вас и день, и ночь, в хра­ме и до­ма... Пи­та­ние мое скуд­нень­кое, боль­ше ча­ем да су­ха­ри­ка­ми. Но за всё сла­ва Бо­гу. Еще раз вы­ра­жаю Вам, до­ро­гая ми­лая ма­туш­ка Алек­сандра, мою глу­бо­кую от пол­но­ты ду­ши бла­го­дар­ность за по­мощь... да воз­даст Вам Гос­подь бла­га­ми сво­и­ми и ми­ло­стя­ми, а в бу­ду­щей жиз­ни оби­те­ля­ми небес­ны­ми. О, как до­ро­га та­кая по­мощь в та­ком по­ло­же­нии... Про­шу, по­мя­ни­те и ме­ня, недо­стой­но­го, в сво­их свя­тых мо­лит­вах, да во­дво­рит­ся в мо­ей ду­ше мир и тер­пе­ние».
Од­ной из ста­рин­ных бла­го­че­сти­вых тра­ди­ций пра­во­слав­ных лю­дей бы­ло со­вер­ше­ние па­лом­ни­честв к свя­ты­ням, в част­но­сти ко свя­тым ис­точ­ни­кам. Од­ним из та­ких был в то вре­мя ис­точ­ник в се­ле Ко­си­но под Моск­вой, сю­да при­хо­ди­ло мно­го ве­ру­ю­щих по­мо­лить­ся и взять во­ды. Ко­гда спра­ши­ва­ли схи­мо­на­хи­ню Алек­сан­дру, ку­да пой­ти еще по­мо­лить­ся, чтобы по­лу­чить ис­це­ле­ние от те­лес­ной немо­щи, то она все­гда со­ве­то­ва­ла пой­ти на свя­тые ис­точ­ни­ки в Ко­си­но. Кро­ме то­го, и в Филях, где жи­ла схи­мо­на­хи­ня, ею бы­ли ука­за­ны че­ты­ре чу­до­твор­ных ис­точ­ни­ка, из ко­то­рых она бра­ла во­ду са­ма и со­ве­то­ва­ла брать ве­ру­ю­щим. Вла­стя­ми та­кие па­лом­ни­че­ства рас­це­ни­ва­лись как пре­ступ­ле­ние, и впо­след­ствии эти со­ве­ты схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры бы­ли по­став­ле­ны ей в ви­ну.
Схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра бы­ла аре­сто­ва­на 26 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. 2 сен­тяб­ря она бы­ла до­про­ше­на.
– Вы на­хо­ди­тесь без опре­де­лен­ных за­ня­тий, на ка­кие же сред­ства вы су­ще­ству­е­те? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Сред­ства­ми к су­ще­ство­ва­нию слу­жат мне при­но­ше­ния, ко­то­рые я по­лу­чаю от сво­их по­чи­та­те­лей.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди сво­их по­чи­та­те­лей вы­да­ва­ли се­бя за бла­жен­ную и про­зор­ли­вую. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я се­бя за бла­жен­ную и про­зор­ли­вую не вы­да­ва­ла, но не от­ри­цаю, что ме­ня счи­та­ли бла­жен­ной и про­зор­ли­вой.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди сво­их по­чи­та­те­лей рас­про­стра­ня­ли раз­лич­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи и за­ни­ма­лись вра­че­ва­ни­ем. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Не от­ри­цаю, ко мне об­ра­ща­лись за по­мо­щью и раз­лич­ны­ми со­ве­та­ми, но я боль­ных не вра­че­ва­ла; за со­ве­та­ми ко мне об­ра­ща­лись боль­ше все­го по се­мей­ным де­лам, чтобы я по­мог­ла в се­мей­ной жиз­ни, у од­них муж пьет, у дру­гих бро­сил се­мью. Я им ре­ко­мен­до­ва­ла боль­ше ува­жать му­жей, боль­ше мо­лить­ся, де­тей вос­пи­ты­вать в стра­хе Гос­под­нем и учить их сло­ву Бо­жию. О со­вет­ской вла­сти я го­во­ри­ла, что со­вет­ская власть по­сла­на нам в на­ше на­ка­за­ние.
Один из де­жур­ных сви­де­те­лей, свя­щен­ник, да­вая по­ка­за­ния со­труд­ни­ку НКВД о схи­мо­на­хине Алек­сан­дре спу­стя ме­сяц по­сле ее аре­ста, ска­зал: «В при­сут­ствии сво­их по­чи­та­те­лей бла­жен­ная Алек­сандра вы­ска­зы­ва­ла и тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния. Так, в мо­ем при­сут­ствии воз­ник раз­го­вор о ге­ро­ях Со­вет­ско­го Со­ю­за. Бла­жен­ная Алек­сандра за­яви­ла: “Ге­ро­ем был бы тот, кто с аэро­пла­на бро­сил бы бом­бу на пра­ви­те­лей во вре­мя их де­мон­стра­ции, то­гда все бы сво­бод­но вздох­ну­ли. И он был бы на­цио­наль­ным ге­ро­ем”».
Схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра бы­ла об­ви­не­на в том, что «яв­ля­лась ак­тив­ной участ­ни­цей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы. В контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях вы­да­ва­ла се­бя за бла­жен­ную, про­во­ди­ла мас­со­вый при­ем ве­ру­ю­щих... Вы­ска­зы­ва­ла тер­ро­ри­сти­че­ские и фа­шист­ские на­стро­е­ния, сво­их по­чи­та­те­лей скло­ня­ла к при­ня­тию тай­но­го мо­на­ше­ства. У нее на квар­ти­ре со­вер­ша­лись тай­ные бо­го­слу­же­ния и тай­ные по­стри­же­ния в мо­на­ше­ство».
8 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла схи­мо­на­хи­ню Алек­сан­дру к рас­стре­лу. Схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра (Чер­вя­ко­ва) бы­ла рас­стре­ля­на на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 117-121.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-76575, т. 1, 2.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937): Священномученик Петр Соловьев, пресвитер, Священномученик Вячеслав Занков, пресвитер, Священномученик Петр Пушкинский, пресвитер, Священномученик Симеон Лилеев, пресвитер, Священномученик Василий Гурьев, пресвитер, Священномученик Александр Орлов, пресвитер, Священномученик Серафим Василенко, протодиакон, Мученик Алексий Серебренников, Мученик Матфей Соловьев, Мученица Аполлинария Тупицына