Добрый день,батюшка.Стыдно признаться,но я никогда не причащалась.Пожалуйста помогите мне советом,с чего начать.Когда в храме проходят исповеди и таинства причастия?Как подготовиться духовно и физически?Буду благодарна за ответ.Добрый день, Валентина!Прошу меня простить за очень долгое молчание.Итак, вы никогда не исповедовались и не причащались. Но это не ново. У нас, наверное, три...
Здравствуйте, подскажите, что значит "Престольный праздник"? Как определяется какой праздник станет Престольным? Бабушка говорила, что в Храме в нашем городе два Престольных праздника. Так действительно бывает?Добрый день! Престольный праздник - это день празднования памяти какого-либо святого или великого праздника, в честь которых освящён престол в храме. Престол -это...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Василий Архангельский, пресвитер

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1864 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. В 1884 го­ду Ва­си­лий Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и с 1885 по 1891 год слу­жил в хра­ме в се­ле Мат­ве­ев­ском По­доль­ско­го уез­да. В том же го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм Ах­тыр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ах­тыр­ка Хоть­ков­ской во­ло­сти Дмит­ров­ско­го уез­да. В де­рев­нях сво­е­го при­хо­да он ор­га­ни­зо­вал три цер­ков­но­при­ход­ских шко­лы. В 1914 го­ду отец Ва­си­лий был на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом, в 1919 го­ду – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков отец Ва­си­лий в 1920 го­ду был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем ме­ся­цам за­клю­че­ния услов­но по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. В 1925 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, а в 1929 го­ду – па­ли­цей.
В свя­зи с уси­ле­ни­ем го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в 1929 го­ду, со­труд­ни­ки ОГПУ с по­мо­щью осве­до­ми­те­лей ста­ли со­би­рать све­де­ния об от­це Ва­си­лии и на их ос­но­ва­нии вы­дви­ну­ли про­тив него об­ви­не­ние в том, что «свя­щен­ник ис­поль­зо­вал свой ав­то­ри­тет сре­ди ве­ру­ю­щих для ве­де­ния злост­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», а так­же в том, что он «по­все­мест­но, как в част­ных бе­се­дах, так и в про­по­ве­дях, ве­дет злост­ную ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­се­мит­скую аги­та­цию, за­тра­ги­вая по­ли­ти­че­ские те­мы», так что «даль­ней­шее пре­бы­ва­ние его на сво­бо­де име­ет от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние на на­стро­е­ние на­се­ле­ния к со­вет­ской вла­сти». В ночь со 2 на 3 сен­тяб­ря 1929 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
3 сен­тяб­ря бы­ла до­про­ше­на жи­тель­ни­ца де­рев­ни Ко­мя­ки­но, вхо­див­шей в при­ход от­ца Ва­си­лия. Она по­ка­за­ла, что 9 июля, ко­гда по до­мам в их де­ревне с мо­леб­на­ми хо­ди­ли свя­щен­ник с диа­ко­ном, ее до­ма не бы­ло, а ко­гда она при­шла, то узна­ла, что они толь­ко что ушли. Она по­сла­ла свою доч­ку за ни­ми. Отец Ва­си­лий при­шел и от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем ска­зал, что «нехо­ро­шо, что я из­бе­гаю свя­щен­ни­ка, так как этим я ли­ша­юсь Бо­жье­го бла­го­сло­ве­ния. Я ста­ла оправ­ды­вать­ся, го­во­ря, что сде­ла­ла это не по зло­му умыс­лу, а по­то­му, что у ме­ня не бы­ло де­нег. По­сле это­го он ска­зал: “Пло­хо, что неко­то­рые до­ма, на­слу­шав­шись боль­ше­ви­ков, от­ка­за­лись от икон, их за это по­стигнет Бо­жья ка­ра”. Он мне еще мно­го го­во­рил по-уче­но­му, так что я не мо­гу вам пе­ре­дать пол­но­стью его слов, так как не мо­гу вспом­нить».
На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ва­си­лия. Вы­слу­шав его во­про­сы, свя­щен­ник ска­зал: «Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей сре­ди кре­стьян я не за­ни­мал­ся, и раз­го­во­ров с кре­стья­на­ми на по­ли­ти­че­ские те­мы я не вел. Я не аги­ти­ро­вал кре­стьян и по­рвав­шим с цер­ко­вью не го­во­рил, что их сму­ти­ли боль­ше­ви­ки. Кни­гу Ни­лу­са, в ко­то­рой идет речь о про­то­ко­лах Си­он­ских муд­ре­цов, я не имел и не имею. Ни­лу­са я чи­тал лишь о мо­на­сты­рях. За­яв­ляю, что по­ли­ти­че­ски­ми во­про­са­ми я не ин­те­ре­су­юсь. Вы­пи­сы­вая жур­нал “Без­бож­ник”, я его чи­таю ис­клю­чи­тель­но с же­ла­ни­ем узнать, что пи­шут о ре­ли­гии. Мно­го­му из него я не ве­рю и не до­пус­каю мыс­ли, чтобы фак­ты, о ко­то­рых пи­шут в “Без­бож­ни­ке”, тво­ри­лись в на­шей сре­де».
12 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил диа­ко­на, Алек­сея Ар­хан­гель­ско­го, слу­жив­ше­го рань­ше в Хоть­ков­ском мо­на­сты­ре, с ко­то­рым отец Ва­си­лий хо­дил слу­жить мо­леб­ны, и тот по­ка­зал: «В раз­го­во­ре со мной свя­щен­ник Ар­хан­гель­ский дей­стви­тель­но вы­ра­жал недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, го­во­ря, что власть на­хо­дит­ся в ру­ках жи­дов: на­чи­ная от Сов­нар­ко­ма и до ни­зов всё де­ла­ют по их указ­ке, что пра­ви­тель­ство, объ­явив сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, всех ве­ру­ю­щих при­тес­ня­ет. Кро­ме то­го, в до­ме в де­ревне Ко­мя­ки­но он го­во­рил, что те до­ма, ко­то­рые не при­ни­ма­ют свя­щен­ни­ка, ли­ша­ют­ся Бо­жье­го бла­го­сло­ве­ния. Это от­то­го, что они на­слу­ша­лись боль­ше­ви­ков».
17 сен­тяб­ря со­труд­ни­ки ОГПУ до­про­си­ли еще од­ну жи­тель­ни­цу се­ла; от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, она ска­за­ла: «Я бы­ва­ла у свя­щен­ни­ка Ар­хан­гель­ско­го и ино­гда с ним раз­го­ва­ри­ва­ла. В его раз­го­во­рах что-ли­бо пло­хо­го о со­вет­ской вла­сти не бы­ло, он про­сто го­во­рил, что в на­сто­я­щее вре­мя ве­ра сре­ди на­ро­да па­да­ет и это при­ве­дет всех к пло­хо­му кон­цу. Раз­го­ва­ри­вая о войне, он мне го­во­рил, что луч­ше, ес­ли вой­ны не бу­дет».
23 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Ва­си­лия к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край по об­ви­не­нию «в ан­ти­со­вет­ской и ан­ти­се­мит­ской аги­та­ции». Отец Ва­си­лий был со­слан в го­род Ба­ра­бинск в За­пад­ной Си­би­ри, а за­тем пе­ре­ве­ден в Во­ло­год­скую об­ласть.
Ко­гда он осво­бо­дил­ся из ссыл­ки в 1932 го­ду, ему не поз­во­ле­но бы­ло се­лить­ся бли­же ста од­но­го ки­ло­мет­ра к Москве, и та­ким об­ра­зом он был на­зна­чен слу­жить в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ло Ти­ма­ше­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1935 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден мит­рой.
В 1937 го­ду на­чал­ся пе­ри­од са­мых бес­по­щад­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий был аре­сто­ван 22 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Во­ло­ко­лам­ске. Во вре­мя обыс­ка, ко­то­рый был про­ве­ден очень тща­тель­но, ни­че­го не на­шли кро­ме 17 се­реб­ря­ных со­вет­ских монет по 50 ко­пе­ек, ко­то­рые и бы­ли изъ­яты.
На сле­ду­ю­щий день со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та. Он по­ка­зал, что про­то­и­е­рей Ва­си­лий, «от­быв срок на­ка­за­ния, про­жи­ва­ет в се­ле Ти­ма­ше­во, си­сте­ма­ти­че­ски за­ни­ма­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью, на­прав­лен­ной на срыв ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью и пар­ти­ей. 22 сен­тяб­ря 1937 го­да в мо­мент про­ве­де­ния аре­ста и обыс­ка он за­явил, что вы зря у ме­ня что-то ище­те, пи­сем от Троц­ко­го у ме­ня не най­де­те, да и что бы­ло, я все по­жег в печ­ке, и сей­час вам у ме­ня ни­че­го не най­ти. Ар­хан­гель­ский сре­ди кол­хоз­ни­ков за­ни­ма­ет­ся аги­та­ци­ей. Ле­том в мо­ем при­сут­ствии и кол­хоз­ни­ков го­во­рил, что всем пло­хо жи­вет­ся в кол­хо­зе, по­то­му что не ста­ли жить в со­от­вет­ствии с Бо­жьим Пи­са­ни­ем, Бо­га за­бы­ли, в цер­ковь пе­ре­ста­ли хо­дить, а все слу­ша­ют ком­му­ни­стов, ко­то­рые до­ве­дут до то­го, что с го­ло­ду бу­де­те дох­нуть как му­хи, хлеб на по­лях ско­ро ро­дить­ся не бу­дет. Вес­ной 1937 го­да во вре­мя про­ве­де­ния проб­но­го вы­ез­да в кол­хо­зе Ар­хан­гель­ский, ука­зы­вая на кол­хоз­ные брига­ды, за­явил: “Гля­ди­те, сколь­ко их оста­лось, по­се­вов мно­го, а на­ро­да нет, все, что и по­се­я­но, им не убрать, а ес­ли и убе­рут, то все рав­но ни­че­го не по­лу­чат – все го­су­дар­ство за­бе­рет, а кол­хоз­ни­ки по­лу­чат толь­ко со­ло­му. Вот и иди­те в кол­хоз­ни­ки, ра­бо­тай­те за­да­ром”».
Сле­до­ва­тель на до­про­се по­тре­бо­вал от от­ца Ва­си­лия:
– Дай­те по­ка­за­ния о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Ко­гда у вас де­ла­ли обыск при ва­шем аре­сте, вы за­яви­ли, что пи­сем к Троц­ко­му и от Троц­ко­го вы не най­де­те, я их все сжег. Объ­яс­ни­те след­ствию, по­че­му вы так за­яви­ли.
– Ко­гда у ме­ня де­ла­ли обыск, то, ко­гда осмат­ри­ва­ли цер­ков­ные кни­ги, я за­явил, шу­тя, что пи­сем Троц­ко­го вы не най­де­те, я их все сжег.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и на­чаль­ник Во­ло­ко­лам­ско­го от­де­ле­ния НКВД на­пи­сал в ха­рак­те­ри­сти­ке се­ми­де­ся­ти­трех­лет­не­го свя­щен­ни­ка, что тот хо­тя и по­жи­лой, но физи­че­ски креп­кий. 11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 155-160.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938): Преподобномученик Леонид (Молчанов), игумен, Священномученик Всеволод Смирнов, пресвитер, Священномученик Александр Воздвиженский, пресвитер, Священномученик Сергий Розанов, пресвитер, Священномученик Алексий Сибирский, пресвитер, Священномученик Петр Воскобойников, пресвитер, Священномученик Василий Колоколов, пресвитер, Преподобномученик Анатолий (Ботвинников), иеромонах, Преподобномученик Евфросин (Антонов), иеромонах, Мученик Иаков Блатов, Преподобномученик Иннокентий (Мазурин), иеродиакон