Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как поступить, если взрослый человек решил покреститься?Если взрослый человек решил принять Таинство Крещения, ему необходимо подойти к священнику и поговорить с ним. Очень часто человек, который изъявляет желание...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Преподобномученик Анатолий (Ботвинников), иеромонах

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­то­лий (в ми­ру Ана­то­лий Ива­но­вич Бот­вин­ни­ков) ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1881 го­да в де­ревне Ко­па­ни Бы­хов­ско­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет, умер отец, и мать с сы­ном пе­ре­еха­ли в То­боль­скую гу­бер­нию, им да­ли зем­лю, они об­за­ве­лись хо­зяй­ством, и Ана­то­лий стал кре­стьян­ство­вать, как ко­гда-то его отец[1].
На­ча­лась Рус­ско-япон­ская вой­на, и Ана­то­лий был при­зван ря­до­вым на дей­стви­тель­ную во­ен­ную служ­бу. Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий он ока­зал­ся в Порт-Ар­ту­ре, был ра­нен; по­пал в плен, где про­был око­ло го­да; по­след­ствия ра­не­ния оста­лись на всю жизнь – у него бы­ла огра­ни­че­на по­движ­ность ру­ки и спи­ны.
По­сле за­клю­че­ния мир­но­го до­го­во­ра с Япо­ни­ей Ана­то­лий Ива­но­вич был от­пу­щен из пле­на и вер­нул­ся до­мой. Он ни­ко­гда рань­ше не по­мыш­лял о слу­же­нии Церк­ви, но вой­на, бли­зость смер­ти, ра­не­ние, жизнь в пле­ну сре­ди языч­ни­ков про­из­ве­ли пе­ре­во­рот в ду­ше мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­де­лив глав­ное – спа­се­ние сво­ей ду­ши; и он при­нял ре­ше­ние – ес­ли оста­нет­ся жив, то станет мо­на­хом.
В ап­ре­ле 1906 го­да он по­сту­пил в один из си­бир­ских мо­на­сты­рей. Здесь в те­че­ние несколь­ких лет он вы­пол­нял са­мые раз­лич­ные по­слу­ша­ния. В 1912 го­ду он был на­прав­лен в ка­че­стве пра­во­слав­но­го мис­си­о­не­ра в Ки­тай. Через год он вер­нул­ся в Рос­сию и по­сту­пил в Ни­ко­ло-Те­ре­бен­ский мо­на­стырь Твер­ской гу­бер­нии и здесь при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с остав­ле­ни­ем то­го же име­ни. В 1920 го­ду мо­нах Ана­то­лий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. Через год со­вет­ские вла­сти упразд­ни­ли мо­на­стырь, но оста­ви­ли храм, где он и про­дол­жал слу­жить. Через несколь­ко лет он был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха и в 1928 го­ду на­прав­лен в храм се­ла Со­ро­го­жье Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти, где его за­ста­ли го­не­ния на­ча­ла трид­ца­тых го­дов.
27 ок­тяб­ря 1930 го­да по­мощ­ник упол­но­мо­чен­но­го ОГПУ до­про­сил ком­со­моль­цев Со­ро­гож­ско­го сель­со­ве­та – юно­шу два­дца­ти че­ты­рех лет и де­вуш­ку два­дца­ти лет, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния про­тив при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка.
«27 ок­тяб­ря се­го го­да в раз­го­во­ре с Зо­ри­но­вым Ва­си­ли­ем Ми­хай­ло­ви­чем ху­то­ра При­быт­ко­во Строй­ков­ско­го сель­со­ве­та Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на по во­про­су о по­пах, церк­вах окру­жа­ю­ще­го рай­о­на и так да­лее по­след­ний мне за­явил, что его мать, при­дя до­мой из церк­ви, ска­за­ла ему, что 19 ок­тяб­ря се­го го­да, в вос­кре­се­нье, поп со­ро­гож­ской церк­ви Бот­вин­ни­ков ска­зал по­сле служ­бы про­по­ведь, а в про­по­ве­ди жа­ло­вал­ся, что ему ста­ло пло­хо жить, что со­вет­ская власть оби­жа­ет слу­жи­те­лей церк­ви на­ло­га­ми, что ему за то, что он слу­жи­тель церк­ви, при­шлось упла­тить непо­силь­ный на­лог. По сло­вам этой ма­те­ри, при­сут­ству­ю­щие в церк­ви бы­ли этим об­сто­я­тель­ством очень рас­стро­е­ны. Его мать, при­дя из церк­ви, на­бро­си­лась на него за то, что он ком­со­мо­лец и не ве­ру­ет в Бо­га, ру­гая всех ком­му­ни­стов на чем свет сто­ит за то, что они сжи­ва­ют «со све­та», по ее сло­вам, по­пов и ре­ли­гию. По­сле она про­си­ла де­нег у него для ока­за­ния по­мо­щи по­пу. Ве­ру­ю­щие как буд­то бы пу­сти­ли под­пис­ной лист по ока­за­нию по­мо­щи «по­стра­дав­ше­му ба­тюш­ке»[2].
«В фев­ра­ле ме­ся­це я бы­ла на по­чте, ку­да при­шел и Бот­вин­ни­ков, где за­явил, что «со­вет­ская власть при рас­ку­ла­чи­ва­нии гра­бит, вот и ме­ня огра­би­ла то­же»[3].
Со­труд­ник ОГПУ счел по­доб­но­го ро­да «по­ка­за­ния» вполне до­ста­точ­ны­ми, и 5 но­яб­ря иеро­мо­нах Ана­то­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му. По­сколь­ку ни­ка­ких дру­гих све­де­ний о нем ОГПУ не име­ло, упол­но­мо­чен­ный, не уточ­няя, за что его аре­сто­ва­ли, по­про­сил свя­щен­ни­ка рас­ска­зать о се­бе. Иеро­мо­нах Ана­то­лий ска­зал, что про­ис­хо­дит из кре­стьян, во­е­вал сол­да­том в Рус­ско-япон­скую вой­ну, а все осталь­ное вре­мя под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре и свя­щен­ни­ком на при­хо­де[4].
Отец Ана­то­лий уже был аре­сто­ван, а сле­до­ва­тель еще в те­че­ние трех по­сле­ду­ю­щих дней со­би­рал до­ка­за­тель­ства о его ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, опра­ши­вая жи­те­лей се­ла. Вот что ему уда­лось со­брать: «В ап­ре­ле ме­ся­це те­ку­ще­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник «Пас­ху» поп со­ро­гож­ской церк­ви Бот­вин­ни­ков, бу­дучи в де­ревне Халь­ко­во, сре­ди при­сут­ству­ю­щих кре­стьян го­во­рил, что «со­ро­гож­ская цер­ковь, граж­дане, ста­рая и ско­ро раз­ва­лит­ся, слу­жить в ней нель­зя, на­до хло­по­тать об от­кры­тии Алек­се­ев­ской церк­ви». Даль­ше он, об­ра­ща­ясь к ним, го­во­рил: «Ве­ру­ю­щие, не бро­сай­те цер­ковь, не верь­те бас­ням, что нет Бо­га. Бог есть, вспом­ни­те, бу­дет суд, вос­крес­нут жи­вые и мерт­вые, и всем греш­ни­кам по­па­дет по за­слу­гам, по­па­дут они в ге­ен­ну ог­нен­ную»[5].
«При­бли­зи­тель­но в ок­тяб­ре ме­ся­це это­го го­да моя мать, при­дя из со­ро­гож­ской церк­ви, ста­ла рас­ска­зы­вать мне, что поп Бот­вин­ни­ков со сле­за­ми на гла­зах по­сле служ­бы в церк­ви вы­сту­пал с про­по­ве­дью, в ко­то­рой го­во­рил: «Со­вет­ская власть об­ди­ра­ет церк­ви, на­ла­гая боль­шие на­ло­ги на свя­щен­ство, и ста­ло труд­но жить»[6].
Вы­зван­ная на до­прос мать сви­де­тель­ни­цы, еще неста­рая жен­щи­на, от­ве­ти­ла на во­про­сы сле­до­ва­те­ля ла­ко­нич­но: «При­бли­зи­тель­но в ок­тяб­ре ме­ся­це се­го го­да я, бу­дучи в церк­ви, слы­ша­ла, что поп Бот­вин­ни­ков, вы­сту­пая в про­по­ве­ди, пла­кал, го­во­ря, что жить при со­вет­ской вла­сти ста­ло труд­но»[7].
Неко­то­рые же и во­об­ще от­ка­зы­ва­лись что-ли­бо по­ка­зы­вать, го­во­ря, что они зна­ют о про­по­ве­ди о. Ана­то­лия толь­ко по­на­слыш­ке. Со­брав все эти све­де­ния, сле­до­ва­тель 18 но­яб­ря до­про­сил о. Ана­то­лия.
Ве­ли­кая ве­ра, вер­ность Хри­сту и Его Церк­ви жи­ли в серд­це иеро­мо­на­ха-ис­по­вед­ни­ка, не при­ем­лю­ще­го ни лу­ка­вых мыс­лей, ни лу­ка­во­го жи­тия.
«Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии не при­знаю, – от­ве­тил о. Ана­то­лий, – и до­ба­вить что-ли­бо не имею»[8].
1 де­каб­ря по­мощ­ник упол­но­мо­чен­но­го со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, где свя­щен­ни­ку вме­ня­лось в пре­ступ­ле­ние рас­про­стра­не­ние «лож­ных слу­хов сре­ди кре­стьян­ства о яко­бы про­из­во­ди­мом го­не­нии со­вет­ской вла­стью на цер­ковь и слу­жи­те­лей куль­та»[9]. 10 де­каб­ря 1930 го­да Трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Ана­то­лия к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь[10].
Та­ких, как о. Ана­то­лий, ни­ко­гда не осво­бож­да­ли рань­ше сро­ка, ука­зан­но­го в при­го­во­ре, а толь­ко день в день, на­де­ясь, что, по­пав на ка­торж­ные ра­бо­ты, они умрут в ла­ге­ре. Отец Ана­то­лий, несмот­ря на бо­лезнь – след­ствие ра­не­ния, вы­жил и в 1934 го­ду по­лу­чил при­ход в се­ле Дуб­ров­ском Бру­сов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти.
Ни­че­го не из­ме­ни­лось в его от­но­ше­нии к вы­со­ко­му пас­тыр­ско­му слу­же­нию – он так же рев­ност­но слу­жил, по-преж­не­му про­по­ве­до­вал и неуто­ми­мо окорм­лял ду­хов­но сво­их при­хо­жан. И ему все спо­соб­ство­ва­ло во бла­гое. В это вре­мя свя­щен­но­слу­жи­те­ли про­слав­ля­ли Гос­по­да по­дви­гом ис­по­вед­ни­че­ским и му­че­ни­че­ством, в них про­слав­ля­лась зла­то­зар­ная и ду­хо­нос­ная свя­тая Русь как неотъ­ем­ле­мая во свя­тых сво­их часть Цар­ства Небес­но­го.
Иеро­мо­нах Ана­то­лий про­слу­жил на сво­ем но­вом при­хо­де в се­ле Дуб­ров­ском три с по­ло­ви­ной го­да.
15 ок­тяб­ря 1937 го­да о. Ана­то­лий был аре­сто­ван, и на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– След­ствию точ­но из­вест­но о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, рас­ска­жи­те са­ми об этом по­дроб­но.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю[11].
При опро­се сви­де­те­лей сле­до­ва­те­лю по­чти не уда­лось со­брать по­ка­за­ний про­тив свя­щен­ни­ка. Го­во­ри­ли толь­ко, что он срав­ни­вал до­ре­во­лю­ци­он­ную и но­вую жизнь и не был сто­рон­ни­ком го­судар­ствен­ных зай­мов.
По­сле аре­ста и до­про­са свя­щен­ник был за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Бе­жец­ка. Спу­стя немно­го вре­ме­ни, 11 но­яб­ря, Трой­ка НКВД вы­нес­ла по­ста­нов­ле­ние о его рас­стре­ле. Иеро­мо­нах Ана­то­лий был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да[12].


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 3». Тверь. 2001. С. 339–341

При­ме­ча­ния

[1] Ар­хив УФСБ РФ по Твер­ской обл. Арх. № 5330-С. Л. 9.
[2] Там же. Л. 2.
[3] Там же. Л. 3.
[4] Там же. Л. 9.
[5] Там же. Л. 4.
[6] Там же. Л. 5.
[7] Там же. Л. 7.
[8] Там же. Л. 14.
[9] Там же. Л. 16.
[10] Там же. Л. 18.
[11] Там же. Арх. № 21702-С. Л. 6, 12.
[12] Там же. Л. 17-18.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938): Преподобномученик Леонид (Молчанов), игумен, Священномученик Всеволод Смирнов, пресвитер, Священномученик Александр Воздвиженский, пресвитер, Священномученик Сергий Розанов, пресвитер, Священномученик Алексий Сибирский, пресвитер, Священномученик Василий Архангельский, пресвитер, Священномученик Петр Воскобойников, пресвитер, Священномученик Василий Колоколов, пресвитер, Преподобномученик Евфросин (Антонов), иеромонах, Мученик Иаков Блатов, Преподобномученик Иннокентий (Мазурин), иеродиакон