Здравствуйте, подскажите, что значит "Престольный праздник"? Как определяется какой праздник станет Престольным? Бабушка говорила, что в Храме в нашем городе два Престольных праздника. Так действительно бывает?Добрый день! Престольный праздник - это день празднования памяти какого-либо святого или великого праздника, в честь которых освящён престол в храме. Престол -это...
Cкажите пожалуйста,как молиться за болящего?Добрый день! За болящего надо обязательно молиться, а как, здесь есть несколько форм (если можно так выразиться) обращений к Богу. Прежде всего надо понимать, что...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Павел Ансимов, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 24 ав­гу­ста 1891 го­да в се­ле Че­ты­ре Буг­ра Аст­ра­хан­ско­го уез­да Аст­ра­хан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ге­ор­гия Ан­си­мо­ва. В 1906 го­ду Па­вел окон­чил Аст­ра­хан­ское епар­хи­аль­ное учи­ли­ще, в 1911 го­ду – Аст­ра­хан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию; здесь он учил­ся вме­сте с Пет­ром Ни­ко­ти­ным, ру­ко­по­ло­жен­ным впо­след­ствии во свя­щен­ни­ка, с ко­то­рым он всю жизнь со­хра­нял дру­же­ские от­но­ше­ния. В 1912 го­ду Па­вел же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, до­че­ри свя­щен­ни­ка Вя­че­сла­ва Сол­лер­тин­ско­го, на­сто­я­те­ля од­но­го из аст­ра­хан­ских хра­мов, и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Од­на­ко, же­ла­ние углу­бить бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние бы­ло на­столь­ко силь­ным, что он ре­шил, несмот­ря на свое се­мей­ное по­ло­же­ние, по­сту­пить в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и окон­чил ее в 1918 го­ду, в го­ды го­судар­ствен­ной раз­ру­хи и уже на­чав­ших­ся го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.
В 1921 го­ду отец Па­вел был при­гла­шен слу­жить в Успен­ский храм в ста­ни­цу Ла­дож­ская на Ку­ба­ни. В это вре­мя в юж­ных гу­бер­ни­ях стра­ны на­сту­пил го­лод, и се­мье свя­щен­ни­ка при­шлось мно­го ис­пы­тать ли­ше­ний, по­ка до­бра­лись до ста­ни­цы; бы­ва­ло, что они при­хо­ди­ли в ка­кое-ни­будь се­ло, ма­туш­ка вста­ва­ла про­сить ми­ло­сты­ню у хра­ма, и за­тем они дви­га­лись даль­ше. В 1923 го­ду храм в Ла­дож­ской был за­хва­чен об­нов­лен­ца­ми и вско­ре за­крыт, и от­цу Пав­лу при­шлось по­ки­нуть ста­ни­цу. В это вре­мя его тесть, свя­щен­ник Вя­че­слав Сол­лер­тин­ский, на­пи­сал из Моск­вы, что есть ме­сто ре­ген­та в Вве­ден­ском хра­ме в Чер­ки­зо­ве, и, ес­ли отец Па­вел же­ла­ет, то мо­жет за­нять это ме­сто. Он со­гла­сил­ся и с 1924 го­да стал слу­жить в этом хра­ме ре­ген­том.
В 1925 го­ду осво­бо­ди­лось ме­сто свя­щен­ни­ка в хра­ме Вве­де­ния на Вве­ден­ской пло­ща­ди в Москве, и отец Па­вел был на­зна­чен ту­да. Без­бож­ни­ки в те­че­ние несколь­ких лет, ис­поль­зуя ра­бо­чих элек­тро­лам­по­во­го за­во­да, бо­ро­лись за лик­ви­да­цию это­го хра­ма, за­яв­ляя, что им ну­жен клуб и клуб мож­но сде­лать из хра­ма, или во­об­ще храм сло­мать, а на его ме­сте вы­стро­ить но­вое зда­ние клу­ба. И в сво­ей де­я­тель­но­сти они до­би­лись успе­ха – в 1929 го­ду Вве­ден­ский храм был раз­граб­лен, а его зда­ние от­да­но под клуб.
В 1930 го­ду от­ца Пав­ла на­зна­чи­ли слу­жить свя­щен­ни­ком в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в По­кров­ском. При хра­ме бы­ла мо­на­ше­ская об­щи­на из се­стер за­кры­тых мос­ков­ских мо­на­сты­рей.
23 июня 1930 го­да отец Па­вел был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ор­га­ни­за­ции сест­ри­че­ства при хра­ме и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Во вре­мя за­клю­че­ния в тюрь­ме со­труд­ник ОГПУ пред­ло­жил ему оста­вить цер­ков­ное слу­же­ние. «На­пи­ши­те, что вы ухо­ди­те, – ска­зал он свя­щен­ни­ку, – мы вас возь­мем сче­то­во­дом, мо­ло­дые нам нуж­ны, а вы гра­мот­ный, мо­ло­дой». Отец Па­вел от­ка­зал­ся, и его же­сто­ко из­би­ли, за­тем на­ча­лось след­ствие.
При обыс­ке у свя­щен­ни­ка бы­ли взя­ты кон­спек­ты про­по­ве­дей, и сле­до­ва­тель стал о них спра­ши­вать. «Кон­спек­ты про­по­ве­дей, ото­бран­ные у ме­ня при обыс­ке, – от­ве­тил ему отец Па­вел, – при­над­ле­жат мне и на­пи­са­ны мною. На­пе­ча­тан­ные на пи­шу­щей ма­шин­ке про­по­ве­ди при­об­ре­те­ны мною у мо­на­ха, имя ко­то­ро­го я не знаю... Из ка­ко­го мо­на­сты­ря этот мо­нах, я не знаю. Сест­ри­че­ство при церк­ви Ни­ко­ло-По­кров­ской су­ще­ство­ва­ло до мо­е­го при­хо­да... В на­сто­я­щее вре­мя де­я­тель­ность сест­ри­че­ства сво­дит­ся к пе­нию на кли­ро­се…»
11 ав­гу­ста 1930 го­да сле­до­ва­тель ОГПУ вы­нес за­клю­че­ние по де­лу, на­пи­сав, что Ан­си­мов «об­ви­нял­ся в воз­глав­ле­нии неле­галь­но­го сест­ри­че­ства, за­ни­ма­ю­ще­го­ся на ре­ли­ги­оз­ной поч­ве ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью. В про­цес­се след­ствия ин­кри­ми­ни­ру­е­мое ему об­ви­не­ние не под­твер­ди­лось...» 12 ав­гу­ста 1930 го­да отец Па­вел был осво­бож­ден и вер­нул­ся к слу­же­нию в хра­ме. За рев­ност­ную и бес­по­роч­ную служ­бу он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В ночь с 28 на 29 де­каб­ря 1930 го­да отец Па­вел сно­ва был аре­сто­ван. Двум ста­же­рам-кур­сан­там на­до бы­ло сда­вать эк­за­мен и их «на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель» в ОГПУ пред­ло­жил им аре­сто­вать ка­ко­го-ни­будь по­па, обыс­кать его и, со­вер­шив неко­то­рые необ­хо­ди­мые юри­ди­че­ские дей­ствия, по­ло­жить их в ос­но­ву для сда­чи эк­за­ме­на. Та­ким прак­ти­че­ским экс­по­на­том для них стал отец Па­вел Ан­си­мов. Ста­же­ры про­ве­ли тща­тель­ный обыск на квар­ти­ре свя­щен­ни­ка, вскры­ли ки­о­ты и пе­ре­вер­ну­ли ико­ны, и по­сле обыс­ка ве­ле­ли про­щать­ся с род­ны­ми. Отец Па­вел по­про­щал­ся с се­мьей, и его уве­ли. Из тюрь­мы ОГПУ от­ца Пав­ла сра­зу же пре­про­во­ди­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му.
Ос­но­ва­ни­ем для про­ве­де­ния учеб­ных юри­ди­че­ских дей­ствий яви­лось до­не­се­ние осве­до­ми­те­ля, за­пи­сав­ше­го рас­сказ од­но­го из свя­щен­ни­ков, в ко­то­ром сре­ди дру­гих имен упо­ми­на­лось и имя от­ца Пав­ла Ан­си­мо­ва: «Ме­ня по­след­ний раз в ГПУ до­пра­ши­ва­ли ведь око­ло се­ми ча­сов под­ряд, – рас­ска­зал свя­щен­ник. – До­пра­ши­ва­ли чет­ве­ро. Всю под­но­гот­ную вскры­ли... зна­ют все ме­ло­чи, за­чем им та­кая моя по­дроб­ная био­гра­фия – да­же и не знаю... Че­го они ищут? Не пой­му. Как они не вер­тись, а все рав­но по­гиб­нут. Ко­гда – это во­прос. Или са­ми по­мрут, или их из­жи­вут. Ко­неч­но, мне не до­жить до кон­ца то­го или ино­го. Но кто-ни­будь, из мо­гу­щих до­жить до это­го мо­мен­та, по­пом­нит мои сло­ва. От­цу Пав­лу Ан­си­мо­ву отец Ми­ха­ил... пред­ла­га­ет пе­рей­ти к се­бе в цер­ковь на Бла­гу­шу. Но по-мо­е­му не сто­ит. Уж ес­ли бу­дут гнать, так ни­где не спа­сешь­ся. И бу­дет ли там луч­ше – во­прос. Каж­дый из нас свя­щен­ни­ков – слу­жи­те­лей Церк­ви – дол­жен оста­вать­ся до кон­ца на од­ном ме­сте, не по­ки­дать мать на­шу Цер­ковь, и осо­бен­но, ко­гда она боль­на, не пе­ре­хо­дить с ме­ста на ме­сто.
В ГПУ ме­ня в по­след­ний раз во­ди­ли по ка­ким-то ко­ри­до­рам под­валь­ных и дру­гих эта­жей, преж­де чем по­пасть мне на до­прос. Уж за­чем это нуж­но бы­ло, ни­как не мо­гу до­ду­мать­ся. А об­рат­но очень быст­ро я вы­шел во двор и по­том на ули­цу... Но зна­ют они всё. От­дать спра­вед­ли­вость – тон­ко и уме­ло ра­бо­та­ют! А са­мое глав­ное, силь­ное мо­раль­ное дей­ствие про­из­во­дит пре­бы­ва­ние в этом злач­ном ме­сте».
18 ян­ва­ря 1931 го­да бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние об осво­бож­де­нии от­ца Пав­ла, и в тот же день он был осво­бож­ден из Бу­тыр­ской тюрь­мы. Вой­дя в дом, свя­щен­ник встал пе­ред ико­на­ми и, по­мо­лив­шись, ска­зал: «Я те­перь по­нял, что Гос­подь да­ет мне неко­то­рое вре­мя еще по­слу­жить».
В 1931 го­ду храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в По­кров­ском был без­бож­ни­ка­ми за­крыт, и на­ча­лось его раз­ру­ше­ние. На гру­зо­вой ма­шине к хра­му под­ка­ти­ли ра­бо­чие и ста­ли сни­мать с ку­по­ла крест. На­ки­ну­ли на крест ве­рев­ки и ста­ли рас­ка­чи­вать, но он дол­го не под­да­вал­ся; в это вре­мя по­шел дождь, и это страш­но раз­дра­жи­ло без­бож­ни­ков, так как им те­перь при­шлось мок­нуть на кры­ше. На­ко­нец им уда­лось вы­дер­нуть и сбро­сить крест, и он, рас­ка­чи­ва­ясь, по­вис пе­ре­вер­ну­тым, и с него, как сле­зы, сте­ка­ли кап­ли до­ждя. Отец Па­вел смот­рел на ги­бель хра­ма, в ко­то­ром еще недав­но со­вер­ша­лась Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия и про­слав­лял­ся Тво­рец и Гос­подь, а те­перь тво­ре­ние ру­га­лось Ему и про­кли­на­ло Твор­ца. По­шел силь­ный дождь; крест, со­рвав­шись, упал. Зда­ние хра­ма без­бож­ни­ки впо­след­ствии при­спо­со­би­ли под хле­бо­за­вод.
С 1932-го по 1935 год отец Па­вел слу­жил в хра­ме Вос­кре­се­ния на Се­ме­нов­ском клад­би­ще до его за­кры­тия, а за­тем пе­ре­шел слу­жить в храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в Из­май­лов­ском. В хра­ме от­цу Пав­лу доб­ро­хот­но по­мо­га­ло мно­го мо­ло­дых лю­дей, и свя­щен­ник при­вет­ство­вал их сло­вом уте­ше­ния в неболь­ших за­пи­соч­ках.
«При­вет­ствую ма­лень­кую Же­ню, – пи­сал он од­ной та­кой при­хо­жан­ке. – Пусть ны­неш­ний день на­пом­нит те­бе о том счаст­ли­вом, невин­ном дет­стве, ко­гда ду­ша бы­ла чи­ста, и все мыс­ли бы­ли хо­ро­ши и свет­лы, и дай Гос­подь, чтобы при­ча­ще­ние Свя­тых Та­ин об­но­ви­ло твою ду­шу и со­де­ла­ло ее чи­стой и мо­ло­дой, спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать Бо­жию та­кой, ка­кая она есть. Бу­ду, как и все­гда, мо­лить Бо­га, да огра­дит Он те­бя от всех зол и всех жиз­нен­ных невзгод, при­вле­чет к Се­бе для спа­се­ния тво­ей ду­ши. Дай Гос­по­ди, чтобы твое хри­сти­ан­ское серд­це по­сто­ян­но го­ре­ло лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним и по­буж­да­ло де­лать толь­ко доб­рое и хо­ро­шее, из­бе­гая ху­до­го. Хра­ни те­бя Бог. Греш­ный мо­лит­вен­ни­ки доб­ро­же­ла­тель про­то­и­е­рей Па­вел Ан­си­мов. 1936 год».
Ко­гда при­хо­жане спра­ши­ва­ли от­ца Пав­ла, что та­кое сча­стье, осо­бен­но в тя­же­лое вре­мя го­не­ний, ко­гда на их гла­зах ру­ши­лось все, отец Па­вел го­во­рил: «Сча­стье – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­до­вать­ся все­му, что да­ет ему Гос­подь».
В 1937 го­ду осве­до­ми­те­ли до­нес­ли, что «свя­щен­ник до­пус­кал ан­ти­со­вет­ские тол­ко­ва­ния в сво­их про­по­ве­дях». Осе­нью то­го же го­да отец Па­вел был аре­сто­ван и вме­сте с ним груп­па ве­ру­ю­щих. Со­труд­ни­ки НКВД в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии пи­са­ли о них: «В 4-й от­дел УГБ УНКВД Мос­ков­ской об­ла­сти по­сту­пи­ли све­де­ния о том, что в го­ро­де Москве су­ще­ству­ет ши­ро­ко раз­ветв­лен­ная контр­ре­во­лю­ци­он­ная фа­шист­ская груп­па цер­ков­ни­ков, со­сто­я­щая в боль­шин­стве сво­ем из мо­на­хов, быв­ших лю­дей и лиц без опре­де­лен­ных за­ня­тий. Груп­пу воз­глав­ля­ет поп Ан­си­мов Па­вел Ге­ор­ги­е­вич; контр­ре­во­лю­ци­он­ная фа­шист­ская груп­па про­во­дит от­кры­тую контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую аги­та­цию, вос­хва­ляя фа­ши­стов, рас­про­стра­ня­ет раз­но­го ро­да лож­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне и яко­бы ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти, о тя­же­лом ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии тру­дя­щих­ся в СССР, о яко­бы су­ще­ству­ю­щем в СССР го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство, ко­то­рое без­вин­но осуж­да­ют и вы­сы­ла­ют в от­да­лен­ные ме­ста СССР, где по­след­них под­вер­га­ют пыт­кам и му­че­ни­ям».
Отец Па­вел об­ви­нял­ся в том, что «воз­глав­лял контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую груп­пу цер­ков­ни­ков, снаб­жал участ­ни­ков по­след­ней контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­рой по­гром­но-ан­ти­се­мит­ско­го со­дер­жа­ния – кни­гой Ни­лу­са “Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов”. Сре­ди окру­жа­ю­щих... рас­про­стра­нял раз­но­го ро­да лож­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы су­ще­ству­ю­щем в СССР го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство...»
Отец Па­вел был аре­сто­ван 2 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Мое от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти ло­яль­ное, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Рас­ска­жи­те о кру­ге ва­ших зна­ко­мых, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
Отец Па­вел на­звал в ка­че­стве зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка Пет­ра Ни­ко­ти­на, с ко­то­рым он вел дру­же­ские от­но­ше­ния и был зна­ком еще со вре­ме­ни обу­че­ния в се­ми­на­рии, в трид­ца­тых го­дах отец Петр слу­жил в хра­ме пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Ро­гож­ской сло­бо­де. Так­же отец Па­вел ска­зал, что зна­ет свя­щен­ни­ков, с ко­то­ры­ми слу­жил в Из­май­лов­ском хра­ме, а так­же при­хо­жан, аре­сто­ван­ных с ним.
– Ска­жи­те, у ко­го вы лич­но про­из­во­ди­ли тай­ные бо­го­слу­же­ния и кре­ще­ния на квар­ти­ре?
– Тай­ных бо­го­слу­же­ний и кре­ще­ний на квар­ти­рах ве­ру­ю­щих мне про­из­во­дить не при­хо­ди­лось ни­ко­гда.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми, что вы про­из­во­ди­ли бо­го­слу­же­ния и кре­ще­ния на квар­ти­рах ве­ру­ю­щих, след­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, тай­ных бо­го­слу­же­ний и кре­ще­ний я не про­из­во­дил.
– Рас­ска­жи­те о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
– Ни­ко­гда ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел и не ве­ду.
От­ве­чая на по­след­ний во­прос сле­до­ва­те­ля, отец Па­вел ска­зал:
– Все предъ­яв­лен­ные мне об­ви­не­ния я от­ри­цаю.
19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пав­ла к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Па­вел Ан­си­мов был рас­стре­лян 21 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 216-224.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937): Священномученик Константин Черепанов, пресвитер, Священномученик Димитрий Русинов, пресвитер, Священномученик Нестор Панин, пресвитер, Священномученик Феодор Чичканов, пресвитер, Священномученик Константин Немешаев, пресвитер, Священномученик Виктор Климов, пресвитер, Священномученик Илия Рылько, пресвитер, Священномученик Иосиф Сченснович, диакон, Преподобномученик Алексий (Задворнов), иеромонах