Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Прор. Боговидца Моисея (1531 до Р.Х.)

 По смер­ти Иоси­фа – потом­ство Иа­ко­ва, от­ца его, в про­дол­же­ние несколь­ких сот лет на­столь­ко раз­мно­жи­лось в зем­ле еги­пет­ской, что вся она пе­ре­пол­ни­лась из­ра­иль­тя­на­ми, и во вре­мя вой­ны они од­ни мог­ли вы­ста­вить до ше­сти­сот ты­сяч че­ло­век вой­ска. То­гда царь еги­пет­ский стал опа­сать­ся, как бы на­род из­ра­иль­ский не со­еди­нил­ся с непри­я­те­ля­ми Егип­та и, же­лая сво­бо­ды, не во­ору­жил­ся бы про­тив него. Он при­ста­вил к из­ра­иль­тя­нам осо­бых над­зи­ра­те­лей, ко­им бы­ло вме­не­но в обя­зан­ность из­ну­рять их тяж­ки­ми ра­бо­та­ми. С осо­бен­ною же­сто­ко­стью му­чи­ли они из­ра­иль­тян, при­нуж­дая об­ра­ба­ты­вать зем­лю, де­лать кир­пи­чи и стро­ить го­ро­да, как ра­ди тще­сла­вия, так, в осо­бен­но­сти, для то­го, чтобы ско­рее ис­тре­бить ев­рей­ский на­род. Но чем бо­лее они озлоб­ля­лись про­тив из­ра­иль­тян и из­ну­ря­ли их, тем бо­лее те раз­мно­жа­лись: ибо они не мог­ли со­кра­тить чис­ла лю­дей, ко­их раз­мно­жить и воз­ве­ли­чить угод­но бы­ло Са­мо­му Бо­гу. И хо­тя царь дал тай­ное по­ве­ле­ние по­ви­валь­ным баб­кам, чтобы они при са­мом рож­де­нии умерщ­вля­ли ев­рей­ских мла­ден­цев муж­ско­го по­ла; но те, бо­ясь Бо­га, ща­ди­ли их. То­гда царь из­дал по всей еги­пет­ской зем­ле бес­че­ло­веч­ное по­ве­ле­ние, по ко­то­ро­му вся­кий, за­ме­тив­ший ев­рей­ско­го мла­ден­ца муж­ско­го по­ла, дол­жен был бро­сать его в ре­ку.

В то вре­мя жил там некий муж, по име­ни Амрам, из ко­ле­на Ле­ви­и­на, имев­ший же­ну из то­го же ко­ле­на, по име­ни Иоха­ве­ду; у них до се­го вре­ме­ни ро­ди­лись сын Аарон и дочь Ма­ри­ам. В то са­мое лю­тое вре­мя, ко­гда но­во­рож­ден­ные мла­ден­цы ев­рей­ские бы­ли ис­треб­ля­е­мы, у них ро­дил­ся вто­рой сын; ди­тя бы­ло так пре­крас­но, что мать, зная звер­ский за­кон об умерщ­вле­нии всех но­во­рож­ден­ных ев­рей­ских мла­ден­цев, скор­бе­ла о мла­ден­це и ре­ши­лась скрыть его у се­бя, что и де­ла­ла в про­дол­же­ние трех ме­ся­цев. Но по­том, так как она не мог­ла боль­ше скры­вать мла­ден­ца, то взя­ла кор­зин­ку, осмо­ли­ла ее, по­ло­жи­ла в ней ди­тя и по­ста­ви­ла в трост­ни­ке у бе­ре­га ре­ки. Сест­ра мла­ден­ца ста­ла в от­да­ле­нии на­блю­дать, что с ним бу­дет. И вы­шла дочь фа­ра­о­но­ва на ре­ку ку­пать­ся, а при­служ­ни­цы ее хо­ди­ли по бе­ре­гу ре­ки. Она уви­де­ла кор­зин­ку сре­ди трост­ни­ка и по­сла­ла ра­бы­ню свою взять ее. От­крыв кор­зин­ку и ви­дя в ней пла­чу­ще­го мла­ден­ца, она сжа­ли­лась над ним и ска­за­ла: «Это из ев­рей­ских де­тей». Ца­рев­на за­хо­те­ла усы­но­вить мла­ден­ца и най­ти ему кор­ми­ли­цу из ев­ре­ек. По ска­за­ни­ям Иоси­фа Фла­вия, при­во­ди­ли к най­ден­но­му мла­ден­цу мно­го кор­ми­лиц ев­рей­ских, но тот не при­ни­мал от них мо­ло­ка. То­гда Ма­ри­ам, сест­ра Мо­и­се­е­ва, осме­ли­лась по­дой­ти к до­че­ри фа­ра­о­но­вой и ска­за­ла ей:

– Не схо­дит ли мне и не по­звать ли к те­бе кор­ми­ли­цу из ев­ре­ек, чтобы она вскор­ми­ла те­бе мла­ден­ца?

Дочь фа­ра­о­но­ва от­ве­ча­ла ей «Схо­ди», – и та при­ве­ла к ней свою мать. И ска­за­ла ей дочь фа­ра­о­на:

– Возь­ми мла­ден­ца и вскор­ми его: я дам те­бе за это пла­ту.

Иоха­ве­да взя­ла мла­ден­ца, и тот при­льнул к ней, чув­ствуя в ней свою мать. Она кор­ми­ла его в сво­ем до­ме; ко­гда же мла­де­нец вы­рос, она при­ве­ла его к до­че­ри фа­ра­о­но­вой, ко­то­рая усы­но­ви­ла его и на­рек­ла имя ему: Мо­и­сей, «по­то­му что, – го­во­ри­ла она, – я из во­ды взя­ла его» (имя это по-еги­пет­ски озна­ча­ет во­ду).

В неко­то­рых древ­них ска­за­ни­ях по­вест­ву­ет­ся, буд­то од­на­жды дочь фа­ра­о­но­ва при­нес­ла Мо­и­сея к сво­е­му от­цу, и тот, иг­рая с ним, воз­ло­жил на его го­ло­ву ве­нец цар­ский, на ко­то­ром бы­ло неболь­шое из­ва­я­ние идо­ла; Мо­и­сей же, со­рвав ве­нец с го­ло­вы, бро­сил его на зем­лю и по­прал его сво­и­ми но­га­ми. Язы­че­ский жрец, ко­то­рый по­лу­чил пред­ска­за­ние от волх­вов, что ко­гда ро­дит­ся у из­ра­иль­тян вождь, то Еги­пет пре­тер­пит мно­го каз­ней, со­ве­то­вал фа­ра­о­ну убить мла­ден­ца, чтобы он, воз­рос­ши, не при­чи­нил ка­ко­го-ли­бо бед­ствия их стране. Но, по бла­го­из­во­ле­нию и устро­е­нию Бо­жию, дру­гие вос­ста­ли про­тив се­го, го­во­ря, что мла­де­нец сде­лал это не умыш­лен­но, по неве­де­нию. Для ис­пы­та­ния его мла­ден­че­ско­го неве­де­ния при­нес­ли го­ря­чих уго­льев, и он брал их и вла­гал в свои уста, от­че­го опа­лил свой язык и вслед­ствие это­го сде­лал­ся кос­но­языч­ным.

Ко­гда Мо­и­сей при­шел в воз­раст, дочь цар­ская при­ста­ви­ла к нему из­бран­ней­ших муд­ре­цов еги­пет­ских для обу­че­ния его всей пре­муд­ро­сти еги­пет­ской, и он был си­лен в сло­вах и де­лах, пре­взо­шед­ши в непро­дол­жи­тель­ное вре­мя сво­их учи­те­лей и сде­лав­шись лю­бим­цем ца­ря и всех бли­жай­ших его са­нов­ни­ков. Ко­гда же он узнал о сво­ем про­ис­хож­де­нии, что он – из­ра­иль­тя­нин, и по­знал Еди­но­го Бо­га, су­ще­го на небе­сах Со­зда­те­ля все­лен­ной, в Ко­е­го ве­ро­вал его на­род, то стал гну­шать­ся еги­пет­ско­го язы­че­ско­го нече­стия.

Неко­то­рые ис­то­ри­ки пи­шут, что ко­гда ефи­оп­ляне во­е­ва­ли про­тив Егип­та, то Мо­и­сей, до­стиг­ший уже зре­ло­го воз­рас­та, был из­бран егип­тя­на­ми в во­е­на­чаль­ни­ки и бла­го­да­ря сво­е­му му­же­ству по­ра­зил непри­я­те­лей. Од­на­ко царь еги­пет­ский вме­сто бла­го­дар­но­сти еще бо­лее воз­не­на­ви­дел его, по­то­му что неко­то­рые из еги­пет­ских жре­цов в сво­ем волх­во­ва­нии про­ро­че­ство­ва­ли, что Мо­и­сей в бу­ду­щем на­ве­дет бед­ствия на Еги­пет, и со­ве­то­ва­ли ца­рю убить его. Под вли­я­ни­ем их вну­ше­ний царь дей­стви­тель­но за­мыс­лил убить Мо­и­сея, но не при­сту­пал к это­му тот­час же, не же­лая оскор­бить свою дочь и на­де­ясь най­ти за ним ка­кую-ли­бо ви­ну или до­ждать­ся бо­лее удоб­но­го вре­ме­ни.

Слу­чи­лось, что Мо­и­сей по­шел к сво­им со­оте­че­ствен­ни­кам, сы­нам Из­ра­иле­вым, и, осмат­ри­вая тяж­кие ра­бо­ты их, уви­дел, что егип­тя­нин бьет од­но­го ев­рея. За­ме­тив, что око­ло то­го ме­ста нет ни­ко­го по­сто­рон­не­го, он убил егип­тя­ни­на и скрыл те­ло его в пес­ке. На дру­гой день он опять вы­шел и, уви­дев двух ссо­ря­щих­ся ев­ре­ев, ска­зал то­му, кто на­чал ссо­ру:

– За­чем ты бьешь ближ­не­го сво­е­го?

А тот ска­зал:

– Кто по­ста­вил те­бя на­чаль­ни­ком и су­дьею над на­ми? Не ду­ма­ешь ли убить и ме­ня, как убил вче­ра егип­тя­ни­на?

Мо­и­сей, услы­хав это, ис­пу­гал­ся и ска­зал се­бе:

– Ве­ро­ят­но, все узна­ли об этом де­ле.

Фа­ра­он же, услы­шав об этом, хо­тел убить Мо­и­сея; но Мо­и­сей бе­жал от фа­ра­о­на и оста­но­вил­ся в зем­ле Ма­ди­ам­ской.

Уто­мив­шись от даль­не­го пу­ти, Мо­и­сей сел у ко­ло­де­зя. И вот при­шли к ко­ло­де­зю семь до­че­рей свя­щен­ни­ка Ма­ди­ам­ско­го Иофо­ра, ко­то­рые пас­ли ста­да от­ца сво­е­го. Они ста­ли на­пол­нять ко­ры­та во­дою, чтобы на­по­ить овец. Но при­шли пас­ту­хи дру­гих стад и ото­гна­ли их. То­гда Мо­и­сей встал и за­щи­тил де­виц, на­чер­пал им во­ды и на­по­ил овец их.

Де­ви­цы, воз­вра­тив­шись до­мой, рас­ска­за­ли от­цу сво­е­му, что ка­кой-то егип­тя­нин за­щи­тил их от пас­ту­хов и да­же на­чер­пал им во­ды и на­по­ил овец их. Иофор по­спе­шил при­гла­сить к се­бе Мо­и­сея, при­нял его в дом и по­том от­дал в за­му­же­ство ему дочь Сеп­фо­ру, от ко­то­рой Мо­и­сей имел двух сы­но­вей. Пер­во­го он на­звал Гир­са­мом, «по­то­му что, – го­во­рил он, – я стал при­шель­цем в чу­жой зем­ле», а вто­ро­го – Эли­е­зе­ром, ска­зав:

– «Бог от­ца мо­е­го был мне по­мощ­ни­ком и из­ба­вил ме­ня от ру­ки фа­ра­о­на».

Спу­стя дол­гое вре­мя умер царь еги­пет­ский. И вос­сте­на­ли сы­ны Из­ра­иле­вы от ра­бо­ты, и вопль их о тяж­ком иге вос­шел к Бо­гу. И услы­шал Бог сте­на­ние их, и вспом­нил Бог за­вет Свой с Ав­ра­амом, Иса­а­ком и Иа­ко­вом. И при­з­рел Бог на сы­нов че­ло­ве­че­ских и вос­хо­тел осво­бо­дить их.

Мо­и­сей пас овец у Иофо­ра, те­стя сво­е­го. Од­на­жды он про­вел ста­до да­ле­ко в пу­сты­ню и при­шел к го­ре Бо­жи­ей Хо­ри­ву. И вот явил­ся ему Ан­гел Гос­по­день в ог­нен­ном пла­ме­ни из сре­ды тер­но­во­го ку­ста, и уви­дел Мо­и­сей, что тер­но­вый куст го­рит ог­нем, но не сго­ра­ет.

Мо­и­сей ска­зал:

– Пой­ду, по­смот­рю на сие ве­ли­кое яв­ле­ние, от­че­го куст не сго­ра­ет?

Гос­подь же воз­звал к нему из сре­ды ку­ста:

– Мо­и­сей, Мо­и­сей!

Он от­ве­чал:

– Вот я, Гос­по­ди!

И ска­зал ему Бог:

– Не под­хо­ди сю­да; сни­ми обувь твою с ног тво­их, ибо ме­сто на ко­то­ром ты сто­ишь, есть зем­ля свя­тая.

И при­ба­вил при сем:

– Я – Бог от­цов ва­ших, Бог Ав­ра­ама, Бог Иса­а­ка и Бог Иа­ко­ва.

Мо­и­сей за­крыл ли­цо свое, по­то­му что бо­ял­ся воз­зреть на Бо­га.

- Я, – го­во­рил Гос­подь Мо­и­сею, – уви­дел стра­да­ние на­ро­да Мо­е­го в Егип­те, вопль от при­став­ни­ков его, и знаю скор­би его. И иду из­ба­вить его от ру­ки егип­тян и вы­ве­сти его из зем­ли сей и вве­сти его в зем­лю пло­до­нос­ную и про­стран­ную, в зем­лю ха­на­не­ев, хет­те­ев, амо­ре­ев, гер­ге­се­ев, фе­ре­зеев, еве­ев и ие­ву­се­ев, в зем­лю, те­ку­щую мле­ком и ме­дом. И вот, уже до­шел до ме­ня вопль сы­нов Из­ра­иле­вых, и Я ви­жу угне­те­ние, ка­ким угне­та­ют их егип­тяне. Итак пой­ди: Я по­шлю те­бя к фа­ра­о­ну, и ты вы­ве­ди из Егип­та на­род Мой, сы­нов Из­ра­иле­вых.

Мо­и­сей ска­зал Бо­гу:

– Кто я, чтобы мне ид­ти к фа­ра­о­ну и вы­ве­сти из Егип­та сы­нов Из­ра­иле­вых?

– Я бу­ду с то­бою, – от­ве­чал ему Бог, – и вот те­бе зна­ме­ние, что Я по­слал те­бя: ко­гда ты вы­ве­дешь на­род Мой из Егип­та, вы со­вер­ши­те слу­же­ние Бо­гу на сей го­ре.

Мо­и­сей ска­зал Бо­гу:

– Вот я при­ду к сы­нам Из­ра­иле­вым и ска­жу им: Бог от­цов ва­ших по­слал ме­ня к вам. А они ска­жут мне: как Ему имя? Что ска­зать мне им?

– Я есмь Су­щий, – от­ве­чал Бог Мо­и­сею, – так ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым: Гос­подь Бог от­цов ва­ших, Бог Ав­ра­ама, Бог Иса­а­ка, и Бог Иа­ко­ва по­слал ме­ня к вам. Вот имя Мое на ве­ки и па­мя­то­ва­ние о Мне из ро­да в род. Пой­ди, со­бе­ри ста­рей­шин Из­ра­иле­вых, и ска­жи им: Гос­подь Бог от­цов ва­ших явил­ся мне и ска­зал: Я по­се­тил вас… И вы­ве­ду вас от угне­те­ния еги­пет­ско­го, и они по­слу­ша­ют те­бя, и вы пой­де­те к ца­рю Еги­пет­ско­му, и ска­же­те ему: Иего­ва, Бог ев­рей­ский, при­звал нас, и так от­пу­сти нас в пу­сты­ню, на три дня пу­ти, чтобы при­не­сти жерт­ву Гос­по­ду Бо­гу на­ше­му. – Но Я знаю, что царь еги­пет­ский не поз­во­лит вам ид­ти. То­гда Я по­ра­жу Еги­пет чу­де­са­ми: и фа­ра­он при­нуж­ден бу­дет от­пу­стить вас.

– А ес­ли они не по­ве­рят мне, – воз­ра­зил Мо­и­сей, – и не по­слу­ша­ют го­ло­са мо­е­го и ска­жут: Гос­подь не яв­лял­ся те­бе?

Гос­подь ска­зал: «Что это у те­бя в ру­ке?

Он от­ве­чал: «По­сох».

Гос­подь ска­зал: «Брось его на зем­лю».

Мо­и­сей бро­сил, и по­сох пре­вра­тил­ся в змея. Мо­и­сей по­бе­жал от него, но Бог по­ве­лел ему взять змея за хвост, и змей стал сно­ва жез­лом в его ру­ках.

Гос­подь ска­зал:

– Вот те­бе зна­ме­ние для то­го, чтобы по­ве­ри­ли те­бе, что явил­ся те­бе Гос­подь, Бог от­цов их. А ес­ли не по­ве­рят и се­му, то сде­лай еще вот что: по­ло­жи се­бе ру­ку за па­зу­ху.

Мо­и­сей по­ло­жил ру­ку за па­зу­ху, по­том вы­нул, и уви­дал, что она по­бе­ле­ла от про­ка­зы как снег. Гос­подь ве­лел по­ло­жить ему опять ру­ку за па­зу­ху, и она сно­ва ста­ла здо­ро­вою.

– Ес­ли не по­ве­рят и се­му чу­ду, – ска­зал Гос­подь, – то возь­ми во­ды из ре­ки и вы­лей на су­шу, и во­да сде­ла­ет­ся на су­ше кро­вью.

Мо­и­сей опять стал про­сить , чтобы Бог не по­сы­лал его, ибо он не ре­чист и кос­но­язы­чен.

Гос­подь ска­зал:

– А кто дал уста че­ло­ве­ку? Кто де­ла­ет немым или глу­хим, или зря­чим, или сле­пым? Не Я ли, Гос­подь Бог? И так пой­ди, и Я бу­ду при устах тво­их и на­учу те­бя, что те­бе го­во­рить.

Мо­и­сей про­дол­жал от­ка­зы­вать­ся и про­сил по­слать вме­сто него ко­го-ли­бо бо­лее спо­соб­но­го. То­гда Гос­подь раз­гне­вал­ся на Мо­и­сея и ска­зал:

– Раз­ве нет у те­бя Ааро­на бра­та? Я знаю, что он мо­жет го­во­рить вме­сто те­бя. И вот он вый­дет на­встре­чу к те­бе, и сви­да­ние с то­бою об­ра­ду­ет его. Ты бу­дешь ему го­во­рить и вла­гать сло­ва Мои в уста его, а Я бу­ду при устах тво­их и при устах его и бу­ду учить вас, что вам де­лать. И бу­дет го­во­рить он вме­сто те­бя к на­ро­ду и бу­дет тво­и­ми уста­ми, а ты бу­дешь ему вме­сто Бо­га. И жезл сей (ко­то­рый был об­ра­щен в змея) возь­ми в ру­ку твою: им ты бу­дешь тво­рить зна­ме­ния.

По­сле се­го Мо­и­сей воз­вра­тил­ся к Иофо­ру и ска­зал ему: «Я пой­ду в Еги­пет к бра­тьям сво­им, по­смот­рю, жи­вы ли еще они».

– Иди с ми­ром, – от­ве­чал Иофор.

И по­шел Мо­и­сей в Еги­пет без стра­ха, ибо тот царь, ко­то­рый хо­тел его убить, и все ис­кав­шие его по­ги­бе­ли уже умер­ли. На­встре­чу Мо­и­сею по по­ве­ле­нию Бо­жию вы­шел Аарон, ко­то­рый с ра­до­стью об­ло­бы­зал его. Мо­и­сей пе­ре­дал Ааро­ну все сло­ва Гос­под­ни. При­шед­ши в Еги­пет, они со­бра­ли всех ста­рей­шин Из­ра­иле­вых и по­ве­да­ли им все сло­ва, ко­то­рые го­во­рил Гос­подь Мо­и­сею, а Мо­и­сей со­тво­рил пред гла­зам их зна­ме­ния и чу­де­са. Из­ра­иль­тяне по­ве­ри­ли им и воз­ра­до­ва­лись, что Бог по­се­тил сы­нов Из­ра­иле­вых и при­з­рел на их стра­да­ние.

По­сле се­го Мо­и­сей и Аарон при­шли к фа­ра­о­ну и ска­за­ли ему:

– Так го­во­рит Гос­подь Бог Из­ра­илев: от­пу­сти на­род Мой, чтобы он со­вер­шил Мне празд­ник в пу­стыне.

Но фа­ра­он ска­зал:

– Кто та­кой Бог Из­ра­илев, чтобы я по­слу­шал­ся го­ло­са Его? Не знаю Гос­по­да, и из­ра­иль­тян я не от­пу­щу. И вы, Мо­и­сей и Аарон, к че­му от­вле­ка­е­те на­род от ра­бот? Сту­пай­те каж­дый на свою ра­бо­ту.

И немед­лен­но дал по­ве­ле­ние при­став­ни­кам над ев­ре­я­ми еще бо­лее угне­тать их тяж­кою ра­бо­тою и не да­вать им впредь со­ло­мы для де­ла­ния кир­пи­чей, ко­то­рую с той по­ры они долж­ны со­би­рать са­ми, но при этом уроч­но­го чис­ла кир­пи­чей у них не убав­ля­ли.

– Евреи, – го­во­рил царь, – празд­ны; по­то­му и кри­чат: мы пой­дем, при­не­сем жерт­ву Бо­гу на­ше­му.

По­сле се­го ев­ре­ев ста­ли угне­тать еще бо­лее. Отыс­ки­вая са­ми се­бе ма­те­ри­ал, они не успе­ва­ли при­го­то­вить по­ло­жен­но­го для них на каж­дый день чис­ла кир­пи­чей; за это би­ли ев­рей­ских над­зи­ра­те­лей и не при­ни­ма­ли от них ни­ка­ких объ­яс­не­ний, и те возо­пи­ли про­тив Мо­и­сея и Ааро­на, го­во­ря: «Су­ди вас Гос­подь за то, что вы сде­ла­ли нас нена­вист­ны­ми пред фа­ра­о­ном и ра­ба­ми его и да­ли в ру­ки им ору­жие, чтобы убить нас».

Мо­и­сей об­ра­тил­ся к Гос­по­ду и ска­зал:

– Гос­по­ди! Для че­го Ты под­верг­нул та­ко­му бед­ствию на­род сей, для че­го по­слал ме­ня? Ибо с то­го вре­ме­ни, как я при­шел к фа­ра­о­ну и стал го­во­рить име­нем Тво­им, он на­чал ху­же по­сту­пать с на­ро­дом.

Гос­подь от­ве­чал Мо­и­сею:

– Те­перь уви­дишь ты, что Я сде­лаю с фа­ра­о­ном: по дей­ствию ру­ки креп­кой он от­пу­стит сы­нов Из­ра­иле­вых, да­же вы­го­нит их из зем­ли сво­ей. Ска­жи им: Я, Гос­подь, вы­ве­ду вас из-под ига егип­тян, и спа­су вас, со­де­лаю вас Сво­им на­ро­дом и бу­ду вам Бо­гом, и вве­ду вас в ту зем­лю, ко­то­рую Я клял­ся дать Ав­ра­аму, Иса­а­ку и Иа­ко­ву, и дам вам ее в на­сле­дие.

Мо­и­сей пе­ре­ска­зал сло­ва сии сы­нам Из­ра­иле­вым, но они по сво­е­му ма­ло­ду­шию и тя­же­сти ра­бот не по­ве­ри­ли Мо­и­сею. То­гда Гос­подь по­ве­лел Мо­и­сею ид­ти к фа­ра­о­ну и ска­зать, чтобы он от­пу­стил сы­нов Из­ра­иле­вых из зем­ли сво­ей. Мо­и­сей от­ве­чал, что ес­ли уже сы­ны Из­ра­иле­вы не слу­ша­ют его, то как же по­слу­ша­ет его фа­ра­он, ко­гда и речь у него, Мо­и­сея, невнят­на.

На сие Гос­подь от­ве­чал ему:

– Я по­ста­вил те­бя как бы бо­же­ством фа­ра­о­ну, а Аарон, брат твой, бу­дет у те­бя про­ро­ком. Ты бу­дешь го­во­рить ему всё, что Я по­ве­лю те­бе, а брат твой бу­дет го­во­рить фа­ра­о­ну, чтобы он от­пу­стил из­ра­иль­тян. Но Я до­пу­щу, чтобы фа­ра­он вы­ка­зал свое упор­ство во всей си­ле и не слу­шал вас. За это Я про­ст­ру ру­ку Мою на Еги­пет и про­из­ве­ду над ним гроз­ный суд по­сред­ством чу­дес­ных каз­ней; то­гда узна­ют все егип­тяне, что Я – Бог! И вы­ве­ду сы­нов Из­ра­иле­вых из сре­ды их. А ес­ли фа­ра­он по­тре­бу­ет от вас до­ка­за­тель­ства, то ты ве­ли Ааро­ну бро­сить жезл, – и жезл сде­ла­ет­ся зме­ем.

Обод­рен­ные Са­мим Бо­гом, Мо­и­сей с Ааро­ном сно­ва пред­ста­ли пред фа­ра­о­ном и его слу­га­ми и сде­ла­ли, как по­ве­лел им Гос­подь. Аарон по­верг пред фа­ра­о­ном жезл свой, и жезл сде­лал­ся зме­ем. Фа­ра­он при­звал муд­ре­цов еги­пет­ских и ча­ро­де­ев, и те сде­ла­ли то же сво­и­ми ча­ра­ми; но жезл Ааро­нов по­гло­тил их жез­лы. И оже­сто­чи­лось серд­це фа­ра­о­на, и он не по­слу­шал их, как и пред­ре­кал Гос­подь, и не вос­хо­тел от­пу­стить ев­ре­ев. То­гда по по­ве­ле­нию Бо­жию Мо­и­сей и Аарон на­ча­ли на­во­дить каз­ни на зем­лю еги­пет­скую.

На дру­гой день Аарон по по­ве­ле­нию Мо­и­се­е­ву, взяв жезл свой, уда­рил им по во­де реч­ной в при­сут­ствии фа­ра­о­на и ра­бов его, и вся во­да в ре­ке пре­вра­ти­лась в кровь; ры­ба в ре­ке вы­мер­ла, и восс­мер­де­ла ре­ка, и егип­тяне не мог­ли пить во­ды из ре­ки. Вто­рой каз­нью бы­ли жа­бы: Аарон про­стер ру­ку на во­ды еги­пет­ские и из­вел из них жаб, ко­то­рые про­ник­ли в до­ма, в спаль­ни, на по­сте­ли, в пе­чи и кваш­ни, и на ца­ря, и на ра­бов, и на лю­дей его, и ни­где ни­ко­му не да­ва­ли по­коя. И по­кры­лась вся зем­ля еги­пет­ская жа­ба­ми, а ко­гда они по по­ве­ле­нию Мо­и­се­е­ву вы­мер­ли, егип­тяне со­бра­ли их в гру­ды, и восс­мер­де­ла вся зем­ля от вы­мер­ших и сгнив­ших жаб. Тре­тьею каз­нью бы­ли скни­пы на лю­дях и на ско­те, на фа­ра­оне и до­ме его и на ра­бах его, и поч­ва зем­ли еги­пет­ской вся ста­ла на­пол­нен­ной скни­па­ми. Чет­вер­тою каз­нью бы­ли пе­сьи му­хи. Пя­тою каз­нью бы­ла весь­ма тяж­кая яз­ва на ско­те по всей зем­ле еги­пет­ской. Ше­стой каз­нью бы­ли гной­ные вос­па­ли­тель­ные на­ры­вы на лю­дях и на ско­те. Седь­мою каз­нью был град и огонь меж­ду гра­дом и град тот по­бил всё, что толь­ко бы­ло под от­кры­тым небом: и тра­ву, и де­ре­вья, и скот, и лю­дей. Вось­мой каз­нью бы­ли са­ран­ча и гу­се­ни­цы, ко­то­рые по­жра­ли всю еги­пет­скую рас­ти­тель­ность. Де­вя­той каз­нью бы­ла трех­днев­ная тьма по всей зем­ле еги­пет­ской, на­столь­ко гу­стая, что и при огне не бы­ло све­та, так что ни­кто не мог ви­деть друг дру­га в про­дол­же­ние трех дней и ни­кто в это вре­мя не вста­вал с сво­е­го од­ра. Де­ся­той и по­след­ней каз­нью бы­ла смерть пер­вен­цев еги­пет­ских.

И все каз­ни сии, из ко­их ни од­на ни­сколь­ко не вре­ди­ла из­ра­иль­тя­нам, а толь­ко егип­тя­нам, бы­ли на­во­ди­мы Бо­гом чрез Мо­и­сея и Ааро­на за то, что фа­ра­он не хо­тел от­пу­стить лю­дей Бо­жи­их в пу­сты­ню для слу­же­ния Бо­гу; ибо, хо­тя он и несколь­ко раз обе­щал­ся от­пу­стить их из стра­ха пред каз­нью, но ко­гда казнь осла­бе­ва­ла, то сно­ва оже­сто­чал­ся и та­ким об­ра­зом не от­пус­кал их до де­ся­той каз­ни. Пе­ред де­ся­тою же каз­нью сы­ны Из­ра­иле­вы, со­об­раз­но с тем, как за­по­ве­дал им Мо­и­сей, вы­про­си­ли у егип­тян се­реб­ря­ные и зо­ло­тые со­су­ды и до­ро­гие одеж­ды, сколь­ко мог­ли уне­сти с со­бою.

По­том Мо­и­сей уста­но­вил сы­нам Из­ра­иле­вым, в па­мять ис­хо­да их из Егип­та, празд­ник Пас­хи по по­ве­ле­нию Гос­под­ню. Гос­подь ска­зал Мо­и­сею и Ааро­ну:

– Этот ме­сяц пусть бу­дет у вас пер­вым в го­ду. Ска­жи­те все­му об­ще­ству сы­нов Из­ра­иле­вых, чтобы в де­вя­тый день это­го ме­ся­ца каж­дое се­мей­ство от­де­ли­ло у се­бя из ста­да по од­но­му агн­цу. Аг­нец дол­жен быть без по­ро­ка, муж­ско­го по­ла, од­но­лет­ний. И пусть хра­нят его у вас до че­тыр­на­дца­то­го дня се­го ме­ся­ца. То­гда ве­че­ром пусть за­ко­лют агн­ца в каж­дом се­мей­стве. По­том пусть кро­вью его по­ма­жут оба ко­ся­ка и пе­ре­кла­ди­ну в тех до­мах, в ко­то­рых со­бе­рут­ся есть агн­ца. Есть же мя­со его на­доб­но не сва­рен­ным в во­де, а ис­пе­чен­ным на огне, с прес­ным хле­бом и горь­ки­ми тра­ва­ми. До утра не остав­ляй­те ни­че­го от него и ко­стей не раз­дроб­ляй­те, а что оста­нет­ся, со­жги­те ог­нем. Ешь­те с по­спеш­но­стью, пре­по­я­сав­шись и обув­шись, и с по­со­ха­ми в ру­ках. Это – Пас­ха Гос­под­ня. Я прой­ду в ночь сию по зем­ле еги­пет­ской и по­ра­жу вся­ко­го пер­вен­ца у егип­тян, от че­ло­ве­ка до ско­та, а ко­гда у вас уви­жу кровь на до­мах, – прой­ду ми­мо вас и не дам гу­би­те­лю вой­ти в до­ма ва­ши для по­ра­же­ния. И да бу­дет день сей па­мя­тен, и празд­нуй­те в оный празд­ник Гос­по­ду во все ро­ды ва­ши, как уста­нов­ле­ние веч­ное.

Со­глас­но по­ве­ле­нию Бо­жию в каж­дом се­мей­стве Из­ра­и­ля был от­де­лен и при­го­тов­лен к на­зна­чен­но­му вре­ме­ни аг­нец. У всех сы­нов Из­ра­иле­вых две­ри бы­ли по­ма­за­ны кро­вью и за­пер­ты; ни­кто не вы­хо­дил из них до утра. В пол­ночь Ан­гел по­губ­ля­ю­щий про­шел по Егип­ту и по­ра­зил всех пер­вен­цев еги­пет­ских, от пер­вен­ца фа­ра­о­но­ва до пер­вен­ца уз­ни­ка, за­клю­чен­но­го в тем­ни­це, и всех пер­во­род­ных до ско­та. У ев­ре­ев же всё бы­ло це­ло.

Но­чью встал фа­ра­он, и все его ра­бы, и все егип­тяне, и раз­дал­ся ве­ли­кий вопль по всей зем­ле еги­пет­ской, ибо не бы­ло до­ма, где не бы­ло бы мерт­ве­ца. Тот­час же фа­ра­он при­звал к се­бе Мо­и­сея и Ааро­на и ска­зал:

– Встань­те, вый­ди­те из сре­ды на­ро­да мо­е­го, вы и все сы­ны Из­ра­иле­вы, и пой­ди­те со­вер­ши­те слу­же­ние Гос­по­ду Бо­гу ва­ше­му, как го­во­ри­ли вы; возь­ми­те мел­кий и круп­ный скот. Иди­те и бла­го­сло­ви­те ме­ня.

Егип­тяне ста­ли по­нуж­дать из­ра­иль­тян, чтобы они ско­рее вы­шли из зем­ли их, ибо, го­во­ри­ли они, мы ина­че умрем все из-за них.

И по­нес на­род из­ра­иль­ский те­сто свое, преж­де неже­ли оно вскис­ло; кваш­ни их, за­вя­зан­ные в одеж­дах, бы­ли на пле­чах их, ибо они, по­нуж­да­е­мые егип­тя­на­ми, не мог­ли успеть при­го­то­вить в путь браш­на. Они вы­шли с се­реб­ром, зо­ло­том и дра­го­цен­но­стя­ми; с ни­ми вы­шло так­же мно­го при­шель­цев, мел­ко­го и круп­но­го ско­та. Чис­ло всех пе­ших му­жей, кро­ме до­мо­чад­цев и дру­гих при­шель­цев, до­сти­га­ло 600 000 че­ло­век. Мо­и­сей взял с со­бой ко­сти Иоси­фа, ко­то­рый умер в Егип­те и пред смер­тью, про­ро­че­ствен­ным ду­хом про­ви­дя бу­ду­щее, за­клял сы­нов Из­ра­иле­вых, го­во­ря: «По­се­тит вас Бог, и вы с со­бою вы­не­си­те ко­сти мои от­сю­да».

Гос­подь Бог шел пред из­ра­иль­тя­на­ми: све­тя им днем в стол­пе об­лач­ном, а но­чью в стол­пе ог­нен­ном, дабы ид­ти им днем и но­чью. Не от­лу­чал­ся столп днем и столп ог­нен­ный но­чью от ли­ца все­го на­ро­да.

Ко­гда ца­рю еги­пет­ско­му бы­ло воз­ве­ще­но, что на­род из­ра­иль­ский бе­жал, – об­ра­ти­лось серд­це его и ра­бов его про­тив на­ро­да се­го, и они ска­за­ли: «Что мы сде­ла­ли? за­чем от­пу­сти­ли из­ра­иль­тян, чтобы они не ра­бо­та­ли нам?». Фа­ра­он за­пряг ко­лес­ни­цу свою, и на­род свой взял с со­бою, шесть­сот ко­лес­ниц от­бор­ных и все про­чие ко­лес­ни­цы еги­пет­ские, и на­чаль­ни­ков над все­ми ни­ми. Они по­гна­лись за из­ра­иль­тя­на­ми и на­стиг­ли их, ко­гда они сто­я­ли ста­ном при мо­ре, но не мог­ли на­пасть на них: Ан­гел Бо­жий, шед­ший пред ста­ном сы­нов Из­ра­иле­вых, по­шел по­за­ди их, во­шел в сре­ди­ну меж­ду ста­ном еги­пет­ским и меж­ду ста­ном сы­нов Из­ра­иле­вых, и был об­ла­ком и мра­ком для од­них и осве­щал ночь для дру­гих, и не при­бли­зи­лись они друг к дру­гу. Мо­и­сей про­стер ру­ку свою на мо­ре, и Гос­подь по­гнал мо­ре силь­ным во­сточ­ным вет­ром, про­дол­жав­шим­ся всю ночь, и сде­лал мо­ре су­шею, и во­ды рас­сту­пи­лись. Из­ра­иль­тяне по­шли чрез мо­ре по су­ше; во­ды же бы­ли им сте­ною по пра­вую и по ле­вую сто­ро­ну. Егип­тяне по­гна­лись за ни­ми, и во­шли в сре­ди­ну мо­ря все ко­ни фа­ра­о­на, ко­лес­ни­цы его и всад­ни­ки его. По­сле то­го, как из­ра­иль­тяне бы­ли про­ве­де­ны чрез мо­ре, Мо­и­сей по по­ве­ле­нию Бо­жию про­стер ру­ку свою на мо­ре, и к утру во­да воз­вра­ти­лась в свое ме­сто, а егип­тяне бе­жа­ли на­встре­чу во­де. И по­то­пил Гос­подь егип­тян сре­ди мо­ря: воз­вра­тив­ша­я­ся во­да по­кры­ла ко­лес­ни­цы и всад­ни­ков все­го вой­ска фа­ра­о­но­ва, во­шед­ших за ни­ми в мо­ре, так что не оста­лось ни од­но­го из них. И из­ба­вил Гос­подь в день тот из­ра­иль­тян из рук егип­тян, ко­их уви­де­ли они мерт­вы­ми на бе­ре­гу мо­ря, вы­бро­сив­ше­го их те­ла на су­шу. То­гда из­ра­иль­тяне уви­де­ли в про­ис­шед­шем ру­ку ве­ли­кую, ко­то­рую явил Гос­подь над егип­тя­на­ми, и убо­ял­ся на­род Гос­по­да и по­ве­рил Ему и ра­бу Его Мо­и­сее. Мо­и­сей и сы­ны Из­ра­иле­вы, ра­ду­ясь и тор­же­ствуя, вос­пе­ли бла­годар­ствен­ную песнь Гос­по­ду:

«Пою Гос­по­ду, ибо Он вы­со­ко пре­воз­нес­ся; ко­ня и всад­ни­ка его вверг­нул в мо­ре…».

И Ма­ри­ам, сест­ра Мо­и­сея и Ааро­на, со­брав­ши жен из­ра­иль­ских, во­ди­ла с ни­ми хо­ры, взяв в ру­ку свою тим­пан; все они уда­ря­ли в тим­па­ны и под ее ру­ко­вод­ством пе­ли ту же песнь.

По­сле се­го Мо­и­сей по­вел из­ра­иль­тян от Черм­но­го мо­ря, и они всту­пи­ли в пу­сты­ню Сур; и шли они три дня по пу­стыне и не на­хо­ди­ли во­ды. Ко­гда же при­шли они в Мер­ру и на­шли там ис­точ­ник, то не мог­ли пить во­ды из него, ибо во­да бы­ла горь­ка. И воз­роп­тал на­род на Мо­и­сея, го­во­ря: «Что нам пить?». Мо­и­сей возо­пил к Гос­по­ду, и Гос­подь ука­зал ему де­ре­во; он бро­сил его в во­ду, – и во­да сде­ла­лась слад­кою. И ру­ко­во­дил Мо­и­сей из­ра­иль­тя­на­ми во вре­мя их пу­те­ше­ствий по раз­лич­ным пу­сты­ням в про­дол­же­ние со­ро­ка лет, ис­пра­ши­вая им от Бо­га всё бла­го­по­треб­ное. Ко­гда они воз­роп­та­ли на Мо­и­сея и Ааро­на из-за пи­щи, вспо­ми­ная мя­со, ко­то­рое ели в Егип­те, – Мо­и­сей умо­лил Бо­га, и Гос­подь одо­ждил их ман­ною и по­слал им пе­ре­пе­лов до­сы­та. Эту ман­ну ели из­ра­иль­тяне со­рок лет в ара­вий­ской пу­стыне, по­ка не во­шли в пре­де­лы обе­то­ван­ной им ха­на­ан­ской зем­ли. Ко­гда они воз­роп­та­ли из-за жаж­ды, Мо­и­сей из­вел им во­ду из кам­ня: он уда­рил жез­лом в ка­мень, и ис­тек ис­точ­ник во­ды. Ко­гда на из­ра­иль­тян сде­ла­ли на­па­де­ние ама­ли­ки­тяне, Мо­и­сей воз­двиг на мо­лит­ве ру­ки свои к Бо­гу, и из­ра­иль­тяне ста­ли одоле­вать и по­беж­дать вра­гов, вой­ска ко­то­рых и ис­тре­би­ли ме­чом со­вер­шен­но. И сколь­ко раз они ни про­гнев­ля­ли Бо­га в пу­стыне, – вся­кий раз Мо­и­сей умо­лял за них Гос­по­да, Ко­то­рый хо­тел ис­тре­бить их, ес­ли бы Мо­и­сей, из­бран­ный Его, не стал пред Ним, чтобы от­вра­тить ярость Его, да не по­гу­бит их!

Меж­ду тем Иофор, тесть Мо­и­се­ев, услы­шав, что сде­лал Бог для Мо­и­сея и на­ро­да из­ра­иль­ско­го при ис­хо­де их из Егип­та, взял Сеп­фо­ру, же­ну Мо­и­се­е­ву, и обо­их сы­но­вей его и от­пра­вил­ся с ни­ми к го­ре Хо­ри­ву, у ко­то­рой из­ра­иль­тяне рас­по­ло­жи­лись сво­и­ми шатра­ми. Мо­и­сей вы­шел к нему на­встре­чу и по­сле вза­им­но­го при­вет­ствия рас­ска­зал ему о всем, что сде­лал Гос­подь с фа­ра­о­ном и со все­ми егип­тя­на­ми за Из­ра­и­ля, и о всех труд­но­стях, кои встре­ти­ли их на пу­ти. Иофор ра­до­вал­ся, слы­ша о бла­го­де­я­ни­ях, ко­то­рые Бог явил Из­ра­и­лю, про­сла­вил Бо­га, из­ба­вив­ше­го свой на­род из-под вла­сти егип­тян, ис­по­ве­дал пред все­ми, что Гос­подь ве­лик, па­че всех бо­гов, и при­нес Ему жерт­вы.

На дру­гой день Мо­и­сей сел су­дить на­род, на­род сто­ял пред ним с утра до ве­че­ра.

Ви­дя сие, Иофор за­ме­тил Мо­и­сею, что он на­прас­но утруж­да­ет так се­бя и на­род, ибо ему од­но­му слиш­ком тя­же­ло это де­ло.

– По­слу­шай слов мо­их, – го­во­рил Иофор, – будь для на­ро­да по­сред­ни­ком пред Бо­гом и пред­став­ляй Бо­гу де­ла его; на­учай сы­нов Из­ра­иле­вых уста­вам Бо­жи­им и за­ко­нам Его, ука­зы­вай им путь Его, по ко­то­ро­му они долж­ны ид­ти, и де­ла, ко­то­рые они долж­ны де­лать; и вы­бе­ри се­бе лю­дей спо­соб­ных, бо­я­щих­ся Бо­га, лю­дей прав­ди­вых, нена­ви­дя­щих ко­рысть, и по­ставь их над на­ро­дом ты­ся­че­на­чаль­ни­ка­ми, сто­на­чаль­ни­ка­ми, пя­ти­де­ся­тина­чаль­ни­ка­ми, и де­ся­то­на­чаль­ни­ка­ми, и пись­мо­во­ди­те­ля­ми; пусть они су­дят на­род во вся­кое вре­мя и о вся­ком важ­ном де­ле до­но­сят те­бе, а все ма­лые де­ла су­дят са­ми: и бу­дет те­бе лег­че, и они вме­сте с то­бой по­не­сут бре­мя.

Мо­и­сей по­слу­шал­ся те­стя сво­е­го, по­сле че­го Иофор вско­ре про­стил­ся с ним и воз­вра­тил­ся в зем­лю свою.

В са­мое но­во­лу­ние тре­тье­го ме­ся­ца по ис­хо­де из­ра­иль­тян из Егип­та при­шли они в пу­сты­ню Си­най­скую и рас­по­ло­жи­лись ста­ном про­тив го­ры. Мо­и­сей взо­шел на Си­най, и Гос­подь воз­звал к нему с го­ры, по­велев воз­ве­стить из­ра­иль­тя­нам от Сво­е­го име­ни: «Вы ви­де­ли, что Я сде­лал с егип­тя­на­ми, и как Я но­сил вас, как бы на ор­ли­ных кры­льях, и при­нес вас к Се­бе. Ес­ли вы бу­де­те слу­шать­ся гла­са Мо­е­го и со­блю­дать за­вет Мой, то бу­де­те Мо­им из­бран­ным на­ро­дом пред все­ми дру­ги­ми, и бу­де­те у Ме­ня цар­ством свя­щен­ным и на­ро­дом свя­тым».

На­род изъ­явил го­тов­ность ис­пол­нить всё, что ни по­ве­лит Бог. То­гда Гос­подь по­ве­лел Мо­и­сею освя­тить на­род и двух­днев­ным очи­ще­ни­ем при­го­то­вить его к тре­тье­му дню. На тре­тий день с утра по­слы­ша­лись гро­мы, ста­ли свер­кать мол­нии, и гу­стая тьма об­ло­жи­ла го­ру; раз­да­вал­ся труб­ный звук, ко­то­рый ста­но­вил­ся силь­нее и силь­нее. Весь на­род тре­пе­тал. И по­вел его Мо­и­сей из ста­на в сре­те­ние Гос­по­ду; все оста­но­ви­лись у по­дош­вы го­ры. Го­ра со всех сто­рон окру­же­на бы­ла чер­тою, пе­ре­сту­пать ко­то­рую бы­ло за­пре­ще­но под стра­хом смер­ти. На­род ви­дел, что го­ра Си­най с са­мых ос­но­ва­ний сво­их ко­леб­лет­ся, и от нее вос­хо­дит дым, как бы от пе­чи; по­то­му что на нее в гу­стом об­ла­ке и в огне со­шел Гос­подь. Мо­и­сей же и Аарон по по­ве­ле­нию Бо­жию ста­ли на го­ре в ви­ду на­ро­да.

То­гда весь на­род услы­шал го­лос Иего­вы:

– «Я Гос­подь, Бог твой, Ко­то­рый вы­вел те­бя из зем­ли Еги­пет­ской, из до­ма раб­ства; да не бу­дет у те­бя дру­гих бо­гов пред ли­цем Мо­им. Не де­лай се­бе ку­ми­ра и ни­ка­ко­го изо­бра­же­ния то­го, что на небе ввер­ху, и что на зем­ле вни­зу, и что в во­де ни­же зем­ли; не по­кло­няй­ся им и не слу­жи им, ибо Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, на­ка­зы­ва­ю­щий де­тей за ви­ну от­цов до тре­тье­го и чет­вер­то­го ро­да, нена­ви­дя­щих Ме­ня, и тво­ря­щий ми­лость до ты­ся­чи ро­дов лю­бя­щим Ме­ня и со­блю­да­ю­щим за­по­ве­ди Мои. Не про­из­но­си име­ни Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, на­прас­но, ибо Гос­подь не оста­вит без на­ка­за­ния то­го, кто про­из­но­сит имя Его на­прас­но. Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его; шесть дней ра­бо­тай и де­лай [в них] вся­кие де­ла твои, а день седь­мой – суб­бо­та Гос­по­ду, Бо­гу тво­е­му: не де­лай в оный ни­ка­ко­го де­ла ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни ра­бы­ня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни вся­кий] скот твой, ни при­шлец, ко­то­рый в жи­ли­щах тво­их; ибо в шесть дней со­здал Гос­подь небо и зем­лю, мо­ре и все, что в них, а в день седь­мой по­чил; по­се­му бла­го­сло­вил Гос­подь день суб­бот­ний и освя­тил его. По­чи­тай от­ца тво­е­го и мать твою, [чтобы те­бе бы­ло хо­ро­шо и] чтобы про­дли­лись дни твои на зем­ле, ко­то­рую Гос­подь, Бог твой, да­ет те­бе. Не уби­вай. Не пре­лю­бо­дей­ствуй. Не кра­ди. Не про­из­но­си лож­но­го сви­де­тель­ства на ближ­не­го тво­е­го. Не же­лай до­ма ближ­не­го тво­е­го; не же­лай же­ны ближ­не­го тво­е­го, [ни по­ля его,] ни ра­ба его, ни ра­бы­ни его, ни во­ла его, ни ос­ла его, [ни вся­ко­го ско­та его,] ни­че­го, что у ближ­не­го тво­е­го».

По­сле се­го ста­рей­ши­ны Из­ра­иле­вы вы­сту­пи­ли пред Мо­и­се­ем и ска­за­ли:

– Вот, Бог по­ка­зал нам сла­ву Свою, мы слы­ша­ли и го­лос его из сре­ды ог­ня… Мы чув­ству­ем, что невоз­мож­но ни­ка­ко­му смерт­но­му су­ще­ству слы­шать Бо­га прис­но­жи­ву­ще­го, как слы­шим мы, и остать­ся в жи­вых. Луч­ше при­сту­пи ты и слу­шай всё, что ска­жет те­бе Бог наш, и пе­ре­ска­зы­вай нам: мы бу­дем слу­шать и ис­пол­нять.

– Не бой­тесь, – ска­зал Мо­и­сей, – Бог ис­пы­ты­ва­ет вас, чтобы, на­ве­дя на вас страх Свой, удер­жать вас от пре­ступ­ле­ния за­по­ве­дей Сво­их.

По­том Мо­и­сей всту­пил в мрак, озна­ме­но­ван­ный бли­жай­шим при­сут­стви­ем Иего­вы, и там при­нял от Него раз­лич­ные за­ко­ны, от­но­сив­ши­е­ся к цер­ков­но­му и граж­дан­ско­му бла­го­устрой­ству на­ро­да Бо­жия и, со­шед­ши с го­ры, пе­ре­дал всё, ска­зан­ное Гос­по­дом, на­ро­ду и за­пи­сал всё это в кни­гу. На дру­гой день утром Мо­и­сей со­ору­дил под го­рою жерт­вен­ник из зем­ли и по­ста­вил око­ло него две­на­дцать кам­ней, по чис­лу две­на­дца­ти ко­лен Из­ра­иле­вых, и при­нес Бо­гу все­со­жже­ния и бла­годар­ствен­ные жерт­вы из за­клан­ных тель­цов и коз­лов, от ли­ца все­го на­ро­да, ко­то­рый обе­щал при сем ис­пол­нять всё, что по­ве­лел Гос­подь. По­том Гос­подь ска­зал Мо­и­сею:

– Взой­ди ко Мне на го­ру и будь там, и дам те­бе скри­жа­ли ка­мен­ные, и за­кон, и за­по­ве­ди, ко­то­рые Я на­пи­сал для на­уче­ния на­ро­да.

Мо­и­сей с по­мощ­ни­ком сво­им в де­ле слу­же­ния, Иису­сом, сы­ном На­ви­на, взо­шел на Си­най, и по­кры­ло об­ла­ко го­ру, и сла­ва Гос­под­ня осе­ни­ла ее, и по­кры­ва­ло Си­най об­ла­ко в про­дол­же­ние ше­сти дней, а в седь­мой Гос­подь воз­звал к Мо­и­сею, и тот взо­шел на са­мую вер­ши­ну, где пре­бы­вал со­рок дней и со­рок но­чей. В сие вре­мя он по­лу­чил на­став­ле­ние, ка­ким об­ра­зом устро­ить ски­нию или по­ход­ный храм, в ко­то­ром на­род дол­жен при­но­сить жерт­вы и воз­но­сить мо­лит­вы к Бо­гу. По окон­ча­нии со­ро­ка дней Гос­подь дал ему две скри­жа­ли, на ко­то­рых пер­стом Бо­жи­им на­чер­та­ны бы­ли все те де­сять за­по­ве­дей, ко­то­рые Гос­подь из­рек вслух все­го на­ро­да.

Меж­ду тем на­род, ви­дя, что Мо­и­сей дол­го не схо­дит с го­ры, со­брал­ся к Ааро­ну и по­тре­бо­вал, чтобы он сде­лал им бо­га, ко­то­рый бы шел пред ни­ми, «по­то­му что, – го­во­ри­ли они, – с Мо­и­се­ем что-ни­будь слу­чи­лось». Они при­нес­ли ему зо­ло­тые серь­ги сво­их жен и до­че­рей, и Аарон сде­лал им из зо­ло­та изо­бра­же­ние тель­ца. На­род го­во­рил: «Вот бог, ко­то­рый вы­вел нас из зем­ли еги­пет­ской». И на дру­гой день на жерт­вен­ни­ке пред тель­цом при­нес­ли жерт­вы, ста­ли пить, есть и иг­рать. И раз­гне­вал­ся на них Бог, и ска­зал Он Мо­и­сею, что сей же­сто­ко­вый­ный на­род, ко­то­ро­го из­вел Он из Егип­та, со­вра­тил­ся с пу­ти, пре­сту­пил за­по­ве­ди Бо­жии и по­кло­ня­ет­ся лож­но­му бо­гу. Мо­и­сей стал мо­лить­ся за на­род, и Бог внял его хо­да­тай­ству. Спу­стив­шись к по­дош­ве го­ры, Мо­и­сей и Иисус На­вин уви­да­ли тель­ца и пляс­ки. Мо­и­сей вос­пла­ме­нил­ся гне­вом и, бро­сив скри­жа­ли, раз­бил их под го­рою в ви­ду все­го на­ро­да. По­том взял тель­ца, ко­то­ро­го они сде­ла­ли, раз­бил его и стер в пыль, ко­то­рую вы­сы­пал в те­ку­щий с го­ры по­ток, и в по­срам­ле­ние ру­ко­тво­рен­но­му бо­же­ству за­ста­вил из­ра­иль­тян пить ту во­ду. Аарон в от­вет на упре­ки Мо­и­сея из­ви­нял се­бя необуз­дан­но­стью и упор­ством буй­но­го на­ро­да, и Мо­и­сей уви­дел, что на­ро­ду нечем оправ­дать се­бя. Он стал в во­ро­тах ста­на и вос­клик­нул:

– Кто остал­ся вер­ным Гос­по­ду, – иди ко мне!

И со­бра­лись к нему все сы­ны Ле­ви­и­ны. Мо­и­сей по­ве­лел каж­до­му из них прой­ти с ме­чом по ста­ну и об­рат­но и уби­вать вся­ко­го, кто встре­тит­ся. И па­ли до трех ты­сяч че­ло­век из чис­ла ви­нов­ных.

На дру­гой день Мо­и­сей опять взо­шел на го­ру, по­верг­ся пред Бо­гом и, по­стясь со­рок дней и но­чей, умо­лял за грех на­ро­да, го­во­ря:

– Ес­ли Ты не про­стишь гре­ха их, то из­гладь и ме­ня из Тво­ей кни­ги, в ко­то­рую впи­са­ны у Те­бя пред­на­зна­чен­ные для веч­но­го бла­жен­ства.

Гос­подь от­ве­чал, что из­гла­дит из кни­ги Сво­ей со­гре­шив­ших пред Ним, и, по­веле­вая Мо­и­сею ве­сти на­род в обе­то­ван­ную зем­лю, дал знать, что не бу­дет уже со­пут­ство­вать ему осо­бен­ным бла­го­во­ле­ни­ем. На­род, услы­шав сию угро­зу, за­ры­дал, и все воз­ло­жи­ли на се­бя по­ка­ян­ные одеж­ды. Мо­и­сей усу­гу­бил мо­лит­вы, и Бог воз­вра­тил из­ра­иль­тя­нам Свое бла­го­во­ле­ние.

По­сле се­го Мо­и­сей был удо­сто­ен на Си­нае ви­деть сла­ву Гос­под­ню.

– Ли­ца Мо­е­го, – ска­зал ему Гос­подь, – нель­зя те­бе ви­деть, по­то­му что че­ло­век не мо­жет уви­деть Ме­ня и остать­ся в жи­вых. Но Я про­ве­ду пред то­бою всю сла­ву Мою и воз­гла­шу имя: Иего­ва… Ко­гда же бу­дет про­хо­дит сла­ва Моя, Я по­став­лю те­бя в рас­се­лине ска­лы и по­крою те­бя ру­кою Мо­ею, до­ко­ле не прой­ду. И ко­гда сни­му ру­ку Мою, ты уви­дишь Ме­ня сза­ди, а Ли­цо Мое не бу­дет ви­ди­мо те­бе.

При сем Мо­и­сей по­лу­чил по­ве­ле­ние на­пи­сать сло­ва за­ве­та в кни­гу и при­нял опять скри­жа­ли, на ко­то­рых Бог сно­ва на­чер­тал те же де­сять за­по­ве­дей, ко­то­рые бы­ли за­пи­са­ны на преж­них.

Со­зер­ца­ние сла­вы Бо­жи­ей оста­ви­ло след на ли­це Мо­и­сея. Ко­гда он со­шел с го­ры, Аарон и все из­ра­иль­тяне бо­я­лись по­дой­ти к нему, ви­дя, как си­я­ет ли­цо его. Мо­и­сей по­до­звал их и со­об­щил им всё, что за­по­ве­дал ему Бог. По­сле се­го он по­ло­жил се­бе на ли­це по­кры­ва­ло, ко­то­рое сни­мал толь­ко то­гда, ко­гда пред­сто­ял пред Бо­гом.

Мо­и­сей объ­явил сы­нам Из­ра­иле­вым во­лю Бо­жию о ски­нии и при­сту­пил к ее со­ору­же­нию, по­ру­чив его ука­зан­ным Бо­гом ху­дож­ни­кам, по об­раз­цу, ви­ден­но­му им на Си­нае во вре­мя со­ро­ка­днев­но­го на нем пре­бы­ва­ния. Из­ра­иль­тяне же при­но­си­ли щед­рые по­жерт­во­ва­ния зо­ло­том, се­реб­ром, ме­дью, шер­стью, вис­со­ном, ко­жа­ми, де­ре­вья­ми, аро­ма­та­ми, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и всем, кто чем мог. Ко­гда ски­ния бы­ла го­то­ва и освя­ще­на со все­ми при­над­леж­но­стя­ми еле­ем по­ма­за­ния, об­ла­ко по­кры­ло ее и на­пол­ни­ло всю ски­нию, так что сам Мо­и­сей не мог вой­ти в нее. И по­ста­вил Мо­и­сей внут­ри ски­нии ки­вот за­ве­та, око­ван­ный зо­ло­том, в ко­то­рый вло­жил зо­ло­тую стам­ну с ман­но, жезл Ааро­нов про­цвет­ший и скри­жа­ли за­ве­та, а над ки­во­том по­ста­вил изо­бра­же­ние двух зо­ло­тых хе­ру­ви­мов и устро­ил всё необ­хо­ди­мое для жерт­во­при­но­ше­ний и все­со­жже­ний. По­том Мо­и­сей уста­но­вил для из­ра­иль­тян празд­ни­ки и но­во­ме­ся­чия и по­ста­вил им свя­щен­ни­ков и ле­ви­тов, из­брав для слу­же­ния Бо­гу, по Его по­ве­ле­нию, всё ко­ле­но Ле­ви­и­но и от­дав его в рас­по­ря­же­ние Ааро­на и сы­но­вей его.

Мно­го иных зна­ме­ний и чу­дес со­тво­рил раб Бо­жий Мо­и­сей, мно­го при­ло­жил по­пе­че­ний об из­ра­иль­тя­нах, мно­го дал им за­ко­нов и ра­зум­ных рас­по­ря­же­ний; обо всём этом со­об­ща­ет­ся в на­пи­сан­ных им в свя­щен­ных кни­гах: в кни­ге Ис­хо­да, Ле­вит, Числ и Вто­ро­за­ко­ния; в сих кни­гах по­дроб­но опи­сы­ва­ет­ся его жи­тие и тру­ды, ко­то­рые он подъ­ял на се­бя во вре­мя управ­ле­ния сы­на­ми Из­ра­иле­вы­ми.

Ко­гда из­ра­иль­тяне при­шли к го­ре Амо­рей­ской в Ка­дис-Вар­ни, Мо­и­сей ска­зал им, что зем­ля, ко­то­рую Гос­подь от­дал им в на­сле­дие, те­перь пе­ред ни­ми; но из­ра­иль­тяне по­же­ла­ли по­слать преж­де со­гля­да­та­ев осмот­реть зем­лю, и по по­ве­ле­нию Бо­жию Мо­и­сей вы­брал из на­чаль­ни­ков Из­ра­иле­вых по од­но­му че­ло­ве­ку от каж­до­го ко­ле­на, в том чис­ле и Иису­са На­ви­на, для обо­зре­ния зем­ли Ха­на­ан­ской. Воз­вра­тив­шись, по­слан­ные рас­ска­за­ли, что зем­ля та обиль­на пло­да­ми, па­жи­тя­ми, ско­том и пче­ла­ми, но неко­то­рые из них ис­пу­га­лись жи­те­лей той стра­ны, от­ли­чав­ших­ся необык­но­вен­ным ро­стом и си­лою, и со­ве­то­ва­ли из­ра­иль­тя­нам воз­вра­тить­ся в Еги­пет, чтобы не по­гиб­нуть от амо­ре­ев; Иису­са же На­ви­на и дру­гих, ко­то­рые убеж­да­ли ид­ти в ту пре­крас­ную зем­лю, из­ра­иль­тяне хо­те­ли по­бить кам­ня­ми. Но Бог по мо­лит­ве Мо­и­сея про­стил из­ра­иль­тя­нам грех их, а ви­нов­ные в воз­му­ще­нии бы­ли по­ра­же­ны вне­зап­ною смер­тью.

В даль­ней­шем пу­ти сы­ны Из­ра­иле­вы по­ка­за­ли опять ма­ло­ду­шие свое и ста­ли жа­ло­вать­ся и роп­тать на Бо­га. То­гда Гос­подь по­слал ядо­ви­тых змей, жа­ла ко­их бы­ли смер­то­нос­ны, и умер­ло от них мно­го сы­нов Из­ра­иле­вых. На­род сми­рил­ся и ка­ял­ся в том, что со­гре­шил про­тив Бо­га и воз­роп­тал на Мо­и­сея. То­гда Мо­и­сей по­мо­лил­ся, чтобы Гос­подь ото­гнал от них змей, и Гос­подь ска­зал ему: «Сде­лай змея и по­весь его на шест: то­гда, кто бы ни был уязв­лен, пусть толь­ко взглянет на него – и оста­нет­ся жив». Мо­и­сей по­ве­сил на ше­сте мед­ное изо­бра­же­ние змея, по­сле че­го все уязв­лен­ные, кто с ве­рою взи­рал на сие изо­бра­же­ние, оста­ва­лись невре­ди­мы­ми.

Так ру­ко­во­дил Мо­и­сей на­ро­дом из­ра­иль­ским по пу­ти в зем­лю Ха­на­ан­скую, спа­сая его сво­и­ми мо­лит­ва­ми и чу­де­са­ми от раз­лич­ных бед­ствий и на­ка­за­ний Бо­жи­их.

Мо­и­сею са­мо­му бы­ло опре­де­ле­но уме­реть вне зем­ли обе­то­ван­ной. Ко­гда при­бли­зи­лось вре­мя его кон­чи­ны, Гос­подь пред­воз­ве­стил ему о ско­ром его пре­став­ле­нии и ска­зал:

– Взой­ди на го­ру Ава­рим, ко­то­рая на­хо­дит­ся в зем­ле мо­авит­ской, про­тив Иери­хо­на, и по­смот­ри на зем­лю ха­на­ан­скую, ко­то­рую Я даю во вла­де­ние сы­нам Из­ра­иле­вым, и умри на го­ре той, и при­ло­жись к на­ро­ду тво­е­му, как умер Аарон, брат твой, на го­ре Ор, и при­ло­жил­ся к на­ро­ду сво­е­му, за то, что вы со­гре­ши­ли про­тив Ме­ня сре­ди сы­нов Из­ра­иле­вых при во­дах Ме­ри­вы в Ка­ди­се, в пу­стыне Син, за то, что не яви­ли свя­то­сти Мо­ей сре­ди сы­нов Из­ра­иле­вых; пред со­бою ты уви­дишь зем­лю, ко­то­рую Я даю сы­нам Из­ра­иле­вым, но сам не вой­дешь ту­да.

Пред сво­ею смер­тью Мо­и­сей бла­го­сло­вил сы­нов Из­ра­иле­вых, каж­дое ко­ле­но осо­бо, про­ро­че­ствуя о бу­ду­щих судь­бах. По­сле се­го по по­ве­ле­нию Бо­жию он взо­шел на го­ру, и по­ка­зал ему Гос­подь всю зем­лю Га­ла­ад­скую до Да­на, и всю зем­лю Неф­фа­ли­мо­ву, и всю зем­лю Еф­ре­мо­ву и Ма­нас­си­и­ну, и всю зем­лю Иуди­ну, да­же до са­мо­го За­пад­но­го мо­ря и по­лу­ден­ной стра­ны и рав­ни­ны до­ли­ны Иери­хо­на, го­ро­да пальм, до Си­го­ра. И умер там Мо­и­сей, раб Гос­по­день, в зем­ле мо­авит­ской, по сло­ву Гос­под­ню. Те­ло его по­греб­ли в до­лине зем­ли мо­авит­ской про­тив Веф-Фе­го­ра, и ни­кто ни­ко­гда не узнал ме­ста по­гре­бе­ния его. Мо­и­сею бы­ло сто два­дцать лет, ко­гда он умер; но зре­ние его не при­ту­пи­лось, и кре­пость в нем не ис­то­щи­лась. Из­ра­иль­тяне по­чти­ли кон­чи­ну Мо­и­сея трид­ца­ти­днев­ным пла­чем. И не бы­ло бо­лее у из­ра­иль­тян про­ро­ка та­ко­го, как Мо­и­сей, ко­то­ро­го Гос­подь знал ли­цом к ли­цу, по всем зна­ме­ни­ям и чу­де­сам, со­вер­шен­ным им пред гла­за­ми все­го Из­ра­и­ля.

Мо­лит­ва­ми свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея да из­ба­вит Гос­подь и нас от вся­кой скор­би, и да все­лит нас в веч­ные се­ле­ния, из­ве­дя из Егип­та – мно­го­бед­ствен­но­го ми­ра се­го! Аминь.


 

материал взят с сайта Азбука веры