Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Икон Божией Матери: Ченстоховской (I), "Благодатное Небо" (XIV) и Шестоковской (XVIII)

 Икона Богородицы Ченстоховская

 

Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка (па­мять 18 ок­тяб­ря). Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри. В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.

В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.

Впо­след­ствии, при за­во­е­ва­нии За­пад­ной Укра­и­ны по­ля­ка­ми, чу­до­твор­ная ико­на до­ста­лась поль­ско­му пра­ви­те­лю кня­зю Вла­ди­сла­ву Ополь­ско­му. Та­та­ры, вторг­нув­шись в пре­де­лы Рос­сии, оса­ди­ли за­мок Бельз. Упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей, князь Вла­ди­слав вы­нес свя­ты­ню из церк­ви и по­ста­вил на го­род­ской стене. Прон­зен­ный вра­же­ской стре­лой, чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил на­все­гда сле­ды ис­тек­шей кро­ви. Спу­стив­ша­я­ся то­гда на та­тар­ское вой­ско вре­до­нос­ная мгла за­ста­ви­ла их снять оса­ду зам­ка и уда­лить­ся в свои пре­де­лы. За­ступ­ни­ца Небес­ная в сон­ном ви­де­нии по­ве­ле­ла кня­зю пе­ре­не­сти чу­до­твор­ную ико­ну на Яс­ную го­ру Чен­сто­хов­скую. Ос­но­вав в 1352 го­ду мо­на­стырь на Яс­ной го­ре — (го­ре «сви­де­ния» — так ее на­зы­ва­ли за мно­же­ство про­ис­хо­див­ших там чу­дес), князь Вла­ди­слав пе­ре­нес в него чу­до­твор­ную свя­ты­ню, вве­рив ее на хра­не­ние мо­на­хам Па­у­лин­ско­го ор­де­на. Через несколь­ко лет оби­тель бы­ла ограб­ле­на гу­си­та­ми. Ли­шив ее всех со­кро­вищ, они хо­те­ли по­хи­тить и чу­до­твор­ный об­раз, но неви­ди­мая си­ла удер­жи­ва­ла ко­ней, и во­зок со свя­ты­ней не тро­нул­ся с ме­ста. В яро­сти один из гра­би­те­лей сбро­сил свя­тую ико­ну на зем­лю, а дру­гой уда­рил ме­чом по ли­ку. Тут же спра­вед­ли­вая ка­ра по­стиг­ла всех: пер­во­го разо­рва­ло на ча­сти, у вто­ро­го от­сох­ла ру­ка, осталь­ные упа­ли за­мерт­во или по­ра­же­ны бы­ли сле­по­тою.

В се­ре­дине XVII ве­ка швед­ский ко­роль Карл Х Гу­став, взяв Вар­ша­ву и Кра­ков, по­тер­пел по­ра­же­ние под Чен­сто­хов­ским мо­на­сты­рем на Яс­ной го­ре. По­мощь и за­ступ­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной обод­ри­ли по­ля­ков, а ко­роль Ян Ка­зи­мир, воз­вра­тясь во Львов, об­на­ро­до­вал ма­ни­фест, по ко­то­ро­му по­ру­чал свое го­су­дар­ство по­кро­ви­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вая Чен­сто­хов­ский Ее об­раз «Поль­ской Ко­роле­вой». Вой­на со шве­да­ми в 1656 го­ду за­кон­чи­лась для Поль­ши успеш­но.

Мно­же­ство чу­дес от Чен­сто­хов­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в осо­бой кни­ге, хра­ня­щей­ся в хра­ме Чен­сто­хов­ско­го мо­на­сты­ря. С этой ико­ны сде­ла­но бы­ло мно­го спис­ков как для ка­то­ли­че­ских, так и для пра­во­слав­ных хра­мов.

В 1813 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска во­шли в Чен­сто­хов­скую кре­пость, на­сто­я­тель и бра­тия Лав­ры под­нес­ли ге­не­ра­лу Са­ке­ну спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Ка­зан­ском со­бо­ре.

 


 

материал взят с сайта Азбука веры

Икон Божией Матери: Ченстоховской (I), "Благодатное Небо" (XIV) и Шестоковской (XVIII): Икона Богородицы «Благодатное Небо»: Икона Богородицы Шестоковская