Мц. Феодосии девы (307-308). Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Прп. Иллирика

Мученица Феодосия Тирская, Кесарийская (Палестинская), дева 

 

О свя­той Фе­о­до­сии Тир­ской[1] Ев­се­вий[2], епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской[3], сви­де­тель-оче­ви­дец, со­об­ща­ет сле­ду­ю­щее: «В то вре­мя как в стране на­шей вот уже пять лет про­дол­жа­лось го­не­ние, под­ня­тое на хри­сти­ан нече­сти­вы­ми идо­ло­по­клон­ни­ка­ми, в сем­на­дца­тый день ме­ся­ца ап­ре­ля, в са­мый день празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, од­на бла­го­че­сти­вая и бо­го­бо­яз­нен­ная де­ви­ца из на­ше­го го­ро­да, – го­во­рит Ев­се­вий, – ро­дом из Ти­ра, не имев­шая еще и во­сем­на­дца­ти лет, по­до­шла к хри­сти­а­нам-уз­ни­кам, на­хо­див­шим­ся в пре­то­рии; в это вре­мя хри­сти­ане с дерз­но­ве­ни­ем рас­суж­да­ли меж­ду со­бою о Цар­ствии Бо­жи­ем; по­дой­дя к ним, Фе­о­до­сия на­ча­ла про­сить их по­мя­нуть ее пред Гос­по­дом, ко­гда они, окон­чив свой стра­даль­че­ский по­двиг, пред­ста­нут Бо­гу. Во­и­ны же, уви­дав де­ви­цу, по­кло­нив­шу­ю­ся уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, схва­ти­ли ее и, как бы сде­лав­шую ка­кой дур­ной по­сту­пок, по­влек­ли к иге­мо­ну Урва­ну на до­прос. Иге­мон, ис­пол­нив­шись ве­ли­кой яро­сти и гне­ва, при­ка­зал му­чить ее лю­ты­ми му­ка­ми. Ее реб­ра и сос­цы бы­ли ис­тер­за­ны же­лез­ны­ми ког­тя­ми, так что мя­со со­шло с нее до ко­стей; по­том му­че­ни­цу Хри­сто­ву, еще жи­вую, с ра­дост­ным ли­цом тер­пев­шую му­че­ния, иге­мон при­ка­зал уто­пить в мо­ре».

Так го­во­рит Ев­се­вий, ви­дев­ший всё сво­и­ми гла­за­ми.

Кро­ме то­го, при­бав­ля­ют, что сия свя­тая му­че­ни­ца Хри­сто­ва Фе­о­до­сия по­сле по­топ­ле­ния в мо­ре бы­ла из­вле­че­на Ан­ге­ла­ми из во­ды на су­шу со­вер­шен­но жи­вою. И хо­ди­ла свя­тая, но­ся на ру­ках сво­их ка­мень, при­вя­зан­ный к шее ее. По­том свя­тая бы­ла сно­ва взя­та языч­ни­ка­ми. ко­то­рые и при­ве­ли ее в су­ди­ли­ще. Свя­тая Фе­о­до­сия бы­ла при­го­во­ре­на на съе­де­ние зве­рей, но она пре­бы­ла со­вер­шен­но невре­ди­мой от них. На­ко­нец му­чи­тель при­ка­зал усечь ее ме­чем. Во вре­мя усек­но­ве­ния свя­той ви­де­ли го­лу­би­цу, вы­ле­тев­шую из уст ее, си­яв­шую как зо­ло­то и воз­но­сив­шу­ю­ся к небе­сам[4]. Ко­гда на­сту­пи­ла ночь, свя­тая му­че­ни­ца яви­лась ро­ди­те­лям сво­им вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми свя­ты­ми де­ва­ми; об­ле­че­на бы­ла свя­тая в одеж­ду бо­лее бе­лую, чем снег; в ру­ке у нее был зо­ло­той крест, а на го­ло­ве ве­нок; при этом свя­тая ска­за­ла ро­ди­те­лям сво­им:

– Вот ви­ди­те, сколь ве­ли­ка сла­ва и бла­го­дать Хри­ста мо­е­го! Вот ви­ди­те, как ве­ли­ка сла­ва, ко­то­рой вы ме­ня хо­те­ли ли­шить!

Сии сло­ва ска­за­ла свя­тая по­то­му, что ро­ди­те­ли ее, за­ме­тив в ней же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста, вся­че­ски пре­пят­ство­ва­ли ей в этом; но она тай­но от них по­спе­ши­ла к уз­ни­кам Хри­сто­вым, и, как мы ска­за­ли, бы­ла взя­та на му­че­ние и увен­ча­на от По­дви­го­по­лож­ни­ка сво­е­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Бо­га на­ше­го.

29 мая празд­ну­ет­ся пе­ре­не­се­ние ее мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль, а позд­нее в Ве­не­цию.


При­ме­ча­ния

[1] Ро­ди­ною свя­той му­че­ни­цы Фе­о­до­сии был го­род Тир. Тир рас­по­ло­жен у се­ве­ро-во­сточ­ных бе­ре­гов Мерт­во­го мо­ря на юго-за­пад­ном склоне Га­ла­ад­ской гор­ной це­пи.

[2] Ев­се­вий, епи­скоп Ке­са­рий­ский (жил с 268 г. по 340 г.), – из­вест­ный цер­ков­ной ис­то­рик, по­ло­жив­ший на­ча­ло цер­ков­ной ис­то­рии; от­ли­чал­ся боль­шою уче­но­стью. Ему при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие со­чи­не­ния: 1) «Цер­ков­ная ис­то­рия», до­ве­де­на от вре­мен апо­столь­ских до 324 г.; де­лит­ся на 10 книг; 2) «Жизнь Кон­стан­ти­на»; со­сто­ит из 4 книг и пред­став­ля­ет пря­мое про­дол­же­ние «Цер­ков­ной ис­то­рии», 3) «Хро­но­гра­фия». Кро­ме то­го, Ев­се­вию при­над­ле­жат мно­гие мел­кие со­чи­не­ния апо­ло­ге­ти­че­ско­го, по­ле­ми­че­ско­го и эк­зе­ге­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра

[3] Ке­са­рия Па­ле­стин­ская на­хо­ди­лась на во­сточ­ном бе­ре­гу Сре­ди­зем­но­го мо­ря. В древ­ние вре­ме­на Ке­са­рия бы­ла ре­зи­ден­ци­ей рим­ских про­ку­ра­то­ров и цен­тром об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­ни стра­ны. В ис­то­рии хри­сти­ан­ской Церк­ви Ке­са­рия Па­ле­стин­ская за­ме­ча­тель­на тем, что здесь впер­вые был от­крыт языч­ни­кам до­ступ в Цер­ковь Хри­сто­ву апо­сто­лом Пет­ром, кре­стив­шим сот­ни­ка Кор­ни­лия (Деян.10). Здесь же про­ис­хо­дил по­след­ний суд над апо­сто­лом Пав­лом, по­сле ко­то­ро­го он был от­прав­лен в Рим (Деян.26-27). – В Па­ле­стине бы­ла еще дру­гая Ке­са­рия, в от­ли­чие от на­сто­я­щей на­зы­вав­ша­я­ся Филип­по­вой. Она на­хо­ди­лась у ис­то­ков Иор­да­на.

[4] Кон­чи­на свя­той му­че­ни­цы по­сле­до­ва­ла в 307 г. или в 308 г. 6 ап­ре­ля. 29-е мая есть день пе­ре­не­се­ния ее мо­щей. Мо­щи свя­той му­че­ни­цы бы­ли пе­ре­не­се­ны пер­во­на­чаль­но в Кон­стан­ти­но­поль, а по­том в Ве­не­цию.

 

 


 

материал взят с сайта Азбука веры

Мц. Феодосии девы (307-308). Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Прп. Иллирика: Мученики Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик: Преподобный Иллирик чудотворец