Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937)

Священномученик Иоанн Ильинский, пресвитер 

 

Про­то­и­е­рей Иоанн Ев­фи­ми­е­вич Ильин­ский ро­дил­ся в 1846 го­ду в се­мье по­но­ма­ря. Вы­рос­ший в ве­ру­ю­щей пра­во­слав­ной се­мье, Иван, так же, как и его ро­ди­тель, ре­шил по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Церк­ви Хри­сто­вой. Для по­лу­че­ния ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния в 1864 го­ду бу­ду­щий пас­тырь по­сту­пил в Сим­бир­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. Его отец, про­стой сель­ский цер­ков­но­слу­жи­тель, да­же не об­ле­чен­ный в ду­хов­ный сан, но всю жизнь тру­див­ший­ся в ал­та­ре цер­ков­ном, ви­дел в сво­ем сыне то­го, ко­го Гос­подь из­брал для слу­же­ния Сво­ей Церк­ви. И по­это­му, хоть и не бу­дучи об­ла­да­те­лем боль­шо­го до­стат­ка, Ев­фи­мий Ильин­ский при­ло­жил все си­лы к то­му, чтобы его сын Иван по­лу­чил до­стой­ное ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. Ча­я­ния ро­ди­те­ля сбы­лись, и в 1870 го­ду Иван окон­чил обу­че­ние в Сим­бир­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии с ат­те­ста­том 2-го раз­ря­да. Од­на­ко по­сле окон­ча­ния обу­че­ния Иван Ев­фи­ми­е­вич не сра­зу ре­шил­ся пре­тен­до­вать на по­лу­че­ние ду­хов­но­го са­на. К то­му же, весь­ма се­рьез­но от­но­сясь к вы­бо­ру спут­ни­цы всей сво­ей даль­ней­шей жиз­ни, он не спе­шил об­за­во­дить­ся се­мьей. Имен­но по­это­му, не обре­ме­нен­ный брач­ны­ми уза­ми, сна­ча­ла он, сра­зу по окон­ча­нии се­ми­на­рии, три го­да тру­дил­ся зем­ским учи­те­лем. И его усерд­ное слу­же­ние де­лу на­род­но­го про­све­ще­ния, ко­то­ро­му И. Ильин­ский от­да­вал все свои си­лы, зна­ния и все свое вре­мя, не оста­лись неза­ме­чен­ны­ми. За успеш­ное и усерд­ное про­хож­де­ние долж­но­сти сель­ско­го учи­те­ля он был неод­но­крат­но от­ме­чен и по­ощ­рен сво­им на­чаль­ством, по­лу­чив от Ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния за это вре­мя три на­гра­ды.
В 1873 го­ду Иван Ев­фи­ми­е­вич на­ко­нец-то встре­тил ту, с ко­то­рой про­жи­вет за­тем в люб­ви и со­гла­сии 45 счаст­ли­вых лет. В этом го­ду он был об­вен­чан с 18-лет­ней Шу­роч­кой, бу­ду­щей сво­ей ма­туш­кой Алек­сан­дрой Ива­нов­ной. В том же 1873 го­ду ис­пол­ни­лось и за­вет­ное же­ла­ние Ива­на Ев­фи­ми­е­ви­ча — Прео­свя­щен­ным епи­ско­пом Сим­бир­ским и Сыз­ран­ским Ев­ге­ни­ем (Са­ха­ро­вым-Пла­то­но­вым) он был ру­ко­по­ло­жен сна­ча­ла во диа­ко­на, а спу­стя крат­кое вре­мя во свя­щен­ни­ка и на­прав­лен на слу­же­ние в с. То­мы­ло­во Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да, где и про­слу­жил 45 лет до са­мой сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Се­ло То­мы­ло­во бы­ло до­ста­точ­но боль­шим — в нем в 1913 го­ду бы­ло 285 дво­ров и бо­лее трех ты­сяч жи­те­лей. Кро­ме зем­ской шко­лы здесь бы­ло и ми­ни­стер­ское учи­ли­ще. С пер­во­го дня на­зна­че­ния на­сто­я­те­лем сво­е­го пер­во­го и един­ствен­но­го при­хо­да отец Иоанн со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной сель­ской шко­ле. Его неле­ност­ные тру­ды по обу­че­нию сель­ских де­ти­шек За­ко­ну Бо­жье­му бы­ли вновь от­ме­че­ны — в 1880 г. за успе­хи в на­род­ном про­све­ще­нии о. Иоанн удо­сто­ен бла­го­дар­но­сти епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства. Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что отец Иоанн поль­зо­вал­ся несо­мни­тель­ным ав­то­ри­те­том у сво­их со­бра­тьев-свя­щен­ни­ков. С 1895 по 1899 г. ба­тюш­ка был чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та, а с 1886 г. на про­тя­же­нии 14 лет был мис­си­о­не­ром бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га. С 1911 го­да отец Иоанн был мис­си­о­не­ром по Сим­бир­ско­му и Бу­ин­ско­му уез­дам. По­след­няя ука­зан­ная долж­ность от­ца Иоан­на бы­ла весь­ма зна­чи­ма. В мест­но­сти, где ба­тюш­ка нес свое слу­же­ние, бы­ло мно­же­ство рас­коль­ни­ков-бес­по­пов­цев, языч­ни­ков из чу­ваш и морд­вы. А по­это­му и де­я­тель­ность бла­го­чин­ни­че­ско­го мис­си­о­не­ра, воз­вра­ща­ю­ще­го в ло­но Пра­во­слав­ной Церк­ви за­блуд­ший на­род Бо­жий, бы­ла очень важ­на и столь же со­пря­же­на с мно­го­чис­лен­ны­ми труд­но­стя­ми. С 1901 г. ба­тюш­ка был за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­ной шко­ле гра­мо­ты. С 1893 по 1897 г. в То­мы­лов­ской мис­си­о­нер­ской шко­ле отец Иоанн че­ты­ре го­да со­сто­ял учи­те­лем для под­го­тов­ки сво­их при­хо­жан к борь­бе с рас­ко­лом. За вре­мя сво­е­го мно­го­лет­не­го слу­же­ния на при­хо­де в с. То­мы­ло­во отец Иоанн был удо­сто­ен сле­ду­ю­щих цер­ков­ных на­град: в 1884 г. он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1887 г. — ску­фьей, в 1894 г. — ка­ми­лав­кой. За обу­че­ние де­тей За­ко­ну Бо­жье­му в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и взрос­лых в шко­ле гра­мо­ты ба­тюш­ка был удо­сто­ен при­зна­тель­но­сти от на­чаль­ства Ка­зан­ско­го Учеб­но­го окру­га. За об­ра­ще­ние в Пра­во­сла­вие из рас­ко­ла 50-ти че­ло­век был удо­сто­ен вто­рич­ной бла­го­дар­но­сти. За ока­зан­ную по­мощь при­хо­жа­нам в го­ди­ну неуро­жая удо­сто­ен в 1901 г. бла­го­сло­ве­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да. В 1903 г. отец Иоанн был на­граж­ден ор­де­ном св. Ан­ны 3-й сте­пе­ни, а в 1906 г. — на­перс­ным кре­стом. В 1904 г. отец Иоанн по­лу­чил бла­го­дар­ность от Сим­бир­ско­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. В 1913 г. в честь со­ро­ка­лет­не­го свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
У от­ца Иоан­на и его су­пру­ги Алек­сан­дры Ива­нов­ны бы­ло ше­сте­ро де­тей. Со­глас­но по­служ­но­му спис­ку ба­тюш­ки за 1915 г. три его сы­на участ­во­ва­ли в бо­е­вых дей­стви­ях на фрон­тах Пер­вой ми­ро­вой вой­ны: стар­ший Вла­ди­мир (1875 г.р.) был вра­чом и по сво­ей про­фес­сии опе­ри­ро­вал во фрон­то­вых гос­пи­та­лях, Алек­сандр (1887 г.р.) во­е­вал в чине пра­пор­щи­ка, млад­ший Ни­ко­лай (1890 г.р.) в 1915 г. окон­чил Ки­ев­скую шко­лу пра­пор­щи­ков.
До­че­ри от­ца Иоан­на про­дол­жи­ли де­ло сво­е­го ро­ди­те­ля на ни­ве на­род­но­го про­све­ще­ния: и стар­шая Ан­то­ни­на (1877 г.р.), и млад­шая Алек­сандра (1892 г.р.) ста­ли сель­ски­ми учи­тель­ни­ца­ми, а сред­няя дочь Ве­ра (1878 г.р.) бы­ла же­ной при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка.
Го­судар­ствен­ный боль­ше­вист­ский пе­ре­во­рот в 1917 го­ду и по­сле­до­вав­шая вслед за этим бра­то­убий­ствен­ная граж­дан­ская вой­на пе­ре­вер­ну­ли все в неко­гда мо­гу­ще­ствен­ной Рос­сий­ской Им­пе­рии. Бо­го­бор­че­ская сущ­ность при­шед­ших ко вла­сти в Рос­сии ре­во­лю­ци­о­не­ров и бун­та­рей про­яви­лась в первую оче­редь в от­но­ше­нии как к са­мой Церк­ви, так и к Ее слу­жи­те­лям. Убий­ство 72-лет­не­го от­ца Иоан­на Ильин­ско­го ста­ло од­ним из пер­вых по­доб­ных тра­ги­че­ских про­ис­ше­ствий в 1918 го­ду во вре­мя бо­ев меж­ду т.н. «ар­ми­ей бе­ло­че­хов» и вой­ска­ми Крас­ной Ар­мии.
О про­ис­хо­див­ших в то вре­мя со­бы­ти­ях в Сен­ги­ле­ев­ском уез­де в по­дроб­но­стях мож­но узнать из цер­ков­но-при­ход­ской ле­то­пи­си Бо­го­ро­ди­це-Ка­зан­ско­го хра­ма се­ла Ки­вать то­го же уез­да, ко­то­рую вел то­гда на­сто­я­тель этой церк­ви про­то­и­е­рей Ирак­лий Жем­чуж­ни­ков. Вот это по­вест­во­ва­ние. Се­ло То­мы­ло­во, где слу­жил отец Иоанн, и се­ло Ки­вать, где на­сто­я­тель­ство­вал отец Ирак­лий, на­хо­ди­лись на неболь­шом рас­сто­я­нии друг от дру­га, а по­се­му и все тра­ги­че­ские со­бы­тия и бы­ли опи­са­ны в ука­зан­ной ле­то­пи­си до­ста­точ­но по­дроб­но. Вот что со­об­щал ки­ват­ский свя­щен­ник:
«Про­тив боль­ше­ви­ков на ст. Без­во­дов­ка сто­я­ла ар­мия “че­хов” (от­ку­да взя­лась эта ар­мия и из ко­го она со­ста­ви­лась, я не знаю). Ко­гда ро­та боль­ше­ви­ков-крас­но­ар­мей­цев яви­лась в Ки­вать... ле­то­пи­сец (т.е. о. Ирак­лий. — о. А.С.) был при­го­во­рен крас­но­ар­мей­ца­ми за 36-лет­нюю жизнь, яко­бы «ку­ла­че­скую», к рас­стре­лу. Но, вер­но, «Бог не вы­даст, так сви­нья не съест». Преж­де чем рас­стре­ли­вать ме­ня, они по­чти по­го­лов­но опро­си­ли при­хо­жан, дей­стви­тель­но ли я оби­жаю их, и ко­гда это не под­твер­ди­лось, оста­ви­ли в по­кое.
16 и 17 чис­ла ав­гу­ста про­шли спо­кой­но, а 18-го здесь про­ле­тел аэро­план око­ло 8-ми ча­сов утра. Чей это был аэро­план — крас­но­ар­мей­ский или чеш­ский — ни­кто из нас опре­де­лить не мог. Не опре­де­лил его и крас­но­ар­мей­ский на­блю­да­тель. Но толь­ко око­ло 2-х ча­сов по­по­лу­дни сде­ла­лась тре­во­га, сол­да­ты ста­ли го­то­вить­ся к бою. На во­про­сы, к ним об­ра­щен­ные, они от­ве­ча­ли: «Че­хи на­сту­па­ют, прячь­тесь в по­гре­ба, а у ко­го есть — в кла­до­вые». Дей­стви­тель­но, вско­ре по­ка­за­лись со сто­ро­ны Еделе­ва, с го­ры от То­мы­ло­ва... во­ору­жен­ные сол­да­ты, на­сту­пав­шие с трех сто­рон це­пя­ми, и через ка­ких-ни­будь чет­верть ча­са на­чал­ся бой, вы­ра­зив­ший­ся в стрель­бе из ру­жей и несколь­ких пу­ле­ме­тов. Ле­то­пи­сец с се­мей­ством на это вре­мя скрыл­ся в сво­ем са­ду в зи­мов­ни­ке для пчел. Стрель­ба про­дол­жа­лась не бо­лее ча­са, и крас­но­ар­мей­цы, как за­стиг­ну­тые врас­плох, вы­нуж­де­ны бы­ли от­сту­пить к Че­ка­ли­но.
По за­ня­тии Ки­ва­ти че­хи вско­ре ушли об­рат­но в То­мы­ло­во, а крас­но­ар­мей­цы за­ня­ли по­зи­цию — ча­стью в дуб­ра­ве, а ча­стью в клад­би­щен­ском бо­ру. В этом бою был убит на­по­вал крас­но­ар­мей­ский офи­цер-на­блю­да­тель и ра­нен один ря­до­вой, до­би­тый до смер­ти всту­пив­ши­ми че­ха­ми уже на ули­це в са­мой Ки­ва­ти. Офи­цер от­пет мною и по­хо­ро­нен на мест­ном клад­би­ще, а сол­да­та кто-то за­рыл без от­пе­ва­ния.
По­кой Ки­ва­ти, на­ру­шен­ный вступ­ле­ни­ем сол­дат 16 ав­гу­ста, вос­ста­но­вил­ся лишь то­гда, ко­гда вой­ска че­хов от­сту­пи­ли к Сыз­ра­ни, а вой­ска крас­но­ар­мей­цев за­ня­ли Сту­де­нец (се­ло в 20 вер­стах). Это бы­ло 12 сен­тяб­ря».
Итак, 12 сен­тяб­ря че­хи от­сту­пи­ли, и их вой­ска дви­ну­ли в сто­ро­ну Сыз­ра­ни. Штаб бе­ло­че­хов рас­по­ла­гал­ся в со­сед­нем с Ки­ва­тью се­ле То­мы­ло­во в до­ме мест­но­го про­то­и­е­рея Иоан­на Ильин­ско­го. При от­ступ­ле­нии штаб сна­ча­ла пе­ре­ме­стил­ся в с. Сту­де­нец, а за­тем и во­об­ще с дви­же­ни­ем всей ар­мии пе­ре­ба­зи­ро­вал­ся в сто­ро­ну Сыз­ра­ни. Од­новре­мен­но с от­сту­пав­ши­ми из То­мы­ло­во че­ха­ми в се­ло во­шли крас­но­ар­мей­цы.
13 сен­тяб­ря отец Иоанн в хра­ме со­вер­шил все­нощ­ное бде­ние в ка­нун празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста По окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния он был при­гла­шен на­пут­ство­вать боль­ную при­хо­жан­ку. Об­ла­чив­шись в епи­тра­хиль и по­ру­чи, с бла­го­го­ве­ни­ем на­дев на шею да­ро­но­си­цу, ба­тюш­ка вы­шел из хра­ма и на­пра­вил­ся в дом уми­рав­шей сво­ей при­хо­жан­ки.
Но толь­ко отец Иоанн вы­шел за во­ро­та хра­ма, к нему по­до­шли три крас­но­ар­мей­ца. Один из них ко­щун­ствен­но со­рвал с 72-лет­не­го ба­тюш­ки да­ро­но­си­цу со Свя­ты­ми да­ра­ми и со сло­ва­ми: «Хва­тит те­бе уже об­ма­ны­вать на­род — ты аре­сто­ван», от­бро­сил свя­ты­ню от се­бя прочь.
Ба­тюш­ке не да­ли да­же снять с се­бя бо­го­слу­жеб­ное об­ла­че­ние и про­стить­ся со сво­и­ми до­мо­чад­ца­ми, а так, в чем он был, от­ца Иоан­на под кон­во­ем уве­ли на стан­цию Без­во­дов­ка. Ба­тюш­ку це­лую ночь до­пра­ши­ва­ли в штаб­ном ва­гоне, на­хо­дя­щем­ся на стан­ции. Утром, око­ло 10 ча­сов, ва­гон ото­гна­ли в ту­пик, а свя­щен­ни­ка вы­ве­ли из него, и в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ных крас­но­ар­мей­цев по­ве­ли в сто­ро­ну ле­са. Здесь, в чет­вер­ти вер­сты от же­лез­но­до­рож­но­го по­лот­на, на опуш­ке ле­са, ба­тюш­ку рас­стре­ля­ли. Убий­цы, вы­рыв неглу­бо­кую яму, сбро­си­ли в нее те­ло му­че­ни­ка, и чуть при­крыв его зем­лей, оста­ви­ли здесь без вся­ко­го по­гре­бе­ния. Ве­ро­ят­ней все­го крас­но­ар­мей­цы об­ви­ни­ли от­ца Иоан­на в по­соб­ни­че­стве бе­ло­че­хам, так как их штаб рас­по­ла­гал­ся в до­ме от­ца про­то­и­е­рея. Так в празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня рев­ност­ный слу­жи­тель у Пре­сто­ла Бо­жия взо­шел на свою Гол­го­фу и при­нял нетлен­ный му­че­ни­че­ский ве­нец.
Дол­гое вре­мя се­мья уби­ен­но­го ба­тюш­ки ни­че­го не зна­ла о судь­бе от­ца Иоан­на. И лишь в ок­тяб­ре ме­ся­це ма­туш­ке Алек­сан­дре Ива­новне уда­лось узнать о му­че­ни­че­ской кон­чине сво­е­го су­пру­га и ме­сте на­хож­де­ния его те­ла. 25 ок­тяб­ря 1918 го­да се­мья рас­стре­лян­но­го боль­ше­ви­ка­ми от­ца про­то­и­е­рея об­ра­ти­лась в Сим­бир­ский гу­бис­пол­ком с прось­бой дать воз­мож­ность по­хо­ро­нить от­ца Иоан­на по хри­сти­ан­ско­му об­ря­ду. Од­на­ко ни­ка­ко­го от­ве­та род­ные му­че­ни­ка не по­лу­чи­ли.
9 сен­тяб­ря 1918 г. сын от­ца Иоан­на Алек­сандр вновь об­ра­ща­ет­ся к вла­стям с прось­бой дать воз­мож­ность от­петь сво­е­го ро­ди­те­ля и со­вер­шить его до­стой­ное по­гре­бе­ние, так как его те­ло «до сих пор ле­жит за­ры­тым не бо­лее как на 2 чет­вер­ти в глу­би­ну» (чуть боль­ше по­лу­мет­ра). Сын уби­ен­но­го про­то­и­е­рея на­по­ми­на­ет гу­берн­ским вла­стям о том, что де­ло о рас­стре­ле его от­ца рас­смат­ри­ва­ет­ся вла­стя­ми с 25 ок­тяб­ря 1918 го­да, т.е уже по­чти год, од­на­ко до се­го вре­ме­ни се­мья от­ца Иоан­на не мо­жет до­бить­ся раз­ре­ше­ния на за­хо­ро­не­ние остан­ков рас­стре­лян­но­го ба­тюш­ки. «Про­шу Гу­бис­пол­ком, — пи­сал да­лее Алек­сандр Ива­но­вич, — вы­дать раз­ре­ше­ние на по­хо­ро­ны от­ца в свя­зи с непри­част­но­стью его к контр­ре­во­лю­ци­о­не­рам (как мне уст­но со­об­щил пред­се­да­тель След­ствен­ной ко­мис­сии Ор­лов­ский)».
К со­жа­ле­нию, не уда­лось об­на­ру­жить ни­ка­ких до­ку­мен­тов, в ко­то­рых бы­ло бы ска­за­но о раз­ре­ше­нии на по­гре­бе­ние рас­стре­лян­но­го свя­щен­ни­ка, а так­же о ме­сте и вре­ме­ни его со­вер­ше­ния. Мож­но лишь пред­по­ло­жить, что та­кое раз­ре­ше­ние бы­ло все же по­лу­че­но и те­ло му­че­ни­ка до­стой­но бы­ло пре­да­но зем­ле на при­ход­ском клад­би­ще с. То­мы­ло­во.
Тра­ге­дия убий­ства от­ца Иоан­на усу­гу­би­лась и тем, что все иму­ще­ство ба­тюш­ки по­сле его кон­чи­ны бы­ло ча­стич­но раз­граб­ле­но, а ча­стич­но кон­фис­ко­ва­но ко­ми­те­том бед­но­ты. Од­ну ко­ро­ву из хо­зяй­ства свя­щен­ни­ка уве­ли на ка­кой-то двор, а вто­рую про­сто за­ре­за­ли. Се­мья ба­тюш­ки хо­да­тай­ство­ва­ла так­же хоть о ча­стич­ном воз­вра­те по­хи­щен­но­го иму­ще­ства, так как по­сле смер­ти от­ца Иоан­на его су­пру­га и дочь оста­лись без средств к су­ще­ство­ва­нию.
Толь­ко спу­стя год по­сле убий­ства от­ца про­то­и­е­рея, 13 сен­тяб­ря 1919 го­да, со­сто­я­лось рас­по­ря­ди­тель­ное за­се­да­ние Сим­бир­ско­го ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла, в по­вест­ке ко­то­ро­го зна­чил­ся во­прос «О свя­щен­ни­ке Иоанне Ильин­ском, об­ви­ня­е­мом в контр­ре­во­лю­ции». Три­бу­на­лом бы­ло при­ня­то сле­ду­ю­щее ре­ше­ние: «Ре­во­лю­ци­он­ный три­бу­нал, рас­смот­рев де­ло о свя­щен­ни­ке Иоанне Ильин­ском, об­ви­ня­е­мом в контр­ре­во­лю­ции, и вви­ду то­го, что нет до­ста­точ­но­го ма­те­ри­а­ла по об­ви­не­нию свя­щен­ни­ка Ильин­ско­го в контр­ре­во­лю­ции, а так­же, при­ни­мая во вни­ма­ние, что по­след­ний рас­стре­лян неиз­вест­ны­ми, фа­ми­лии ко­их уста­но­вить не пред­ста­ви­лось воз­мож­ным, про­из­вод­ством пре­кра­тить. Кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство долж­но быть воз­вра­ще­но се­мье». Ка­ра­тель­ный ор­ган боль­ше­ви­ков, ко­им яв­лял­ся озна­чен­ный три­бу­нал, спу­стя год по­сле му­че­ни­че­ской смер­ти от­ца Иоан­на вы­нуж­ден был кон­ста­ти­ро­вать факт от­сут­ствия ка­ких— ли­бо по­ли­ти­че­ских мо­ти­вов, став­ших при­чи­ной рас­стре­ла свя­щен­ни­ка без, как го­во­рит­ся, су­да и след­ствия. Не толь­ко «до­ста­точ­ных ма­те­ри­а­лов», но и ка­ких-ли­бо иных све­де­ний о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­то­и­е­рея Иоан­на Ильин­ско­го у три­бу­на­ла не бы­ло. И быть та­ко­вых про­сто не мог­ло. Пре­ста­ре­лый за­слу­жен­ный про­то­и­е­рей, всю свою жизнь от­дав­ший про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия, люб­ви и ми­ро­лю­бия, ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к по­ли­ти­че­ским со­бы­ти­ям, по­тря­сав­шим Рос­сию в то вре­мя, не имел. За что же рас­стре­ля­ли от­ца Иоан­на? От­вет на этот во­прос со­дер­жит­ся в сло­вах од­но­го из крас­но­ар­мей­цев, аре­сто­вав­ших свя­щен­ни­ка и над­ру­гав­ших­ся не толь­ко над се­до­гла­вым слу­жи­те­лем Церк­ви, но са­мое страш­ное — над Свя­ты­ми Да­ра­ми, с ко­то­ры­ми тот на­прав­лял­ся для по­след­не­го на­пут­ствия и при­ча­ще­ния боль­ной сво­ей при­хо­жан­ки. «Хва­тит те­бе уже об­ма­ны­вать на­род», — про­из­нес за­ра­жен­ный иде­я­ми бе­сов­ско­го ма­те­ри­а­лиз­ма сол­дат. Вот в этом и за­клю­ча­лась вся ви­на от­ца Иоан­на — по­доб­но иудей­ским пер­во­свя­щен­ни­кам, на­звав­шим пе­ред Пи­ла­том Сы­на Бо­жия лже­цом, без­бож­ни­ки-боль­ше­ви­ки об­ви­ни­ли во лжи про­по­ве­дав­ше­го Хри­сто­ву ис­ти­ну свя­щен­ни­ка. И, по­доб­но одер­жи­мым ду­хом нече­стия и зло­бы иуде­ям, тре­бо­вав­шим рас­пя­тия Спа­си­те­ля, от­рек­ши­е­ся от ве­ры сво­их от­цов и пред­ков рус­ские лю­ди пре­да­ли смер­ти то­го, кто учил их сле­до­вать за Хри­стом. По­кры­вая убийц, чле­ны три­бу­на­ла ука­за­ли, что отец про­то­и­е­рей был рас­стре­лян «неиз­вест­ны­ми ли­ца­ми», хо­тя, без­услов­но, до­под­лин­но мож­но бы­ло опре­де­лить, и от­ряд ка­кой крас­но­ар­мей­ской ча­сти за­нял в сен­тяб­ре ме­ся­це се­ло То­мы­ло­во, и кто аре­сто­вал ба­тюш­ку, и кто це­лую ночь из­де­вал­ся над ним в штаб­ном ва­гоне. В та­ком ва­гоне про­стые сол­да­ты не ез­ди­ли. А зна­чит, три­бу­на­лу бы при­шлось на­звать име­на вы­со­ко­по­став­лен­ных боль­ше­вист­ских чи­нов, по при­ка­зу ко­то­рых утром на опуш­ке ле­са и был рас­стре­лян свя­щен­ник-му­че­ник. Смерть же свя­щен­ни­ка для ком­му­ни­стов не бы­ла столь уж зна­чи­мым со­бы­ти­ем, из-за ко­то­ро­го нуж­но бы­ло бы под­ни­мать шум и на­зы­вать име­на ис­тин­ных убийц.
Та­ким об­ра­зом, власть при­зна­ла неза­кон­ность убий­ства от­ца Иоан­на, но скры­ла са­мих зло­де­ев, со­вер­шив­ших это пре­ступ­ле­ние. Не су­мев обос­но­вать рас­стрел свя­щен­ни­ка да­же пре­сло­ву­той «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью», ре­во­лю­ци­он­ные вла­сти­те­ли тем са­мым под­твер­ди­ли, что му­че­ни­че­ская кон­чи­на про­то­и­е­рея Иоан­на Ильин­ско­го свер­ши­лась лишь по при­чине слу­же­ния се­го пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой, а един­ствен­ной ви­ной стра­даль­ца яви­лось его 45-лет­нее слу­же­ние у Пре­сто­ла Гос­под­ня в од­ном и том же хра­ме.
Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Иоан­на Ильин­ско­го, про­то­и­е­рея То­мы­лов­ско­го со­вер­ша­ет­ся 15/28 сен­тяб­ря и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской.


Со­ста­ви­тель про­то­и­е­рей Алек­сий Ска­ла.

«Свя­тые, в зем­ле Сим­бир­ской про­си­яв­шие». Улья­новск, 2009 год, 77–85 стр.

 


 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937): Преподобномученица Евдокия (Ткаченко), монахиня: Священномученик Андрей Ковалев, пресвитер: Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер: Священномученик Григорий Троицкий, пресвитер: Священномученик Иоанн Яковлев, пресвитер: Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков), архимандрит: Священномученик Димитрий Игнатенко, пресвитер: Священномученик Иоанн Бороздин, пресвитер: Священномученик Иаков Леонович, пресвитер: Священномученик Петр Петриков, пресвитер: Священномученик Николай Скворцов, пресвитер: Священномученик Николай Цветков, протодиакон: Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня: Мученица Людмила Петрова