Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Петр Дьяконов, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Петр Дья­ко­нов ро­дил­ся 13 ян­ва­ря 1866 го­да в се­ле По­ло­зов­ском Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­о­до­ра Дья­ко­но­ва.
В 13 лет Петр по­сту­пил в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, про­учил­ся в ней 3 го­да и за­тем стал пев­чим Перм­ско­го ар­хи­ерей­ско­го хо­ра. Бла­го­да­ря его неза­у­ряд­ным му­зы­каль­ным спо­соб­но­стям вся его даль­ней­шая жизнь бы­ла так или ина­че свя­за­на с цер­ков­ным пе­ни­ем. «Чи­та­ет и по­ет вель­ми хо­ро­шо, по­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го», – зна­чит­ся в од­ном из его по­служ­ных спис­ков.
В 17 лет Петр Дья­ко­нов был по­свя­щен в сти­харь, а еще через три го­да Прео­свя­щен­ным Еф­ре­мом, епи­ско­пом Перм­ским, опре­де­лен пса­лом­щи­ком к перм­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му ка­фед­раль­но­му со­бо­ру. Но вско­ре, в июне 1887 го­да, Петр Фе­до­ро­вич пе­ре­ехал в Ека­те­рин­бург и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в один из круп­ней­ших хра­мов го­ро­да в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. В это же вре­мя он же­нил­ся на 17-лет­ней де­ви­це Оль­ге Ива­новне. В их се­мье ро­ди­лось несколь­ко де­тей, в том чис­ле до­че­ри Фа­и­на (1888) и Оль­га (1890).
Пер­во­на­чаль­но Воз­не­сен­ская цер­ковь, по­стро­ен­ная в 1770 го­ду, бы­ла де­ре­вян­ной. В 1792 го­ду бы­ло за­ло­же­но но­вое зда­ние бу­ду­ще­го Воз­не­сен­ско­го хра­ма. Этот ка­мен­ный двух­этаж­ный храм на­хо­дил­ся в трех­стах мет­рах к во­сто­ку от пер­во­го, на са­мом вы­со­ком ме­сте Воз­не­сен­ской гор­ки, там, где рань­ше бы­ла усадь­ба ос­но­ва­те­ля го­ро­да Ека­те­рин­бур­га, из­вест­но­го го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля ге­не­ра­ла В.Н.Та­ти­ще­ва. В 30-90-е го­ды XIX сто­ле­тия храм по­сто­ян­но пе­ре­стра­и­вал­ся, при­чем чис­ло при­де­лов воз­рос­ло с двух до ше­сти: в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня и Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и яв­ле­ния Ее Ка­зан­ской Ико­ны, в честь Свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го и Про­ро­ка Бо­жия Илии.
Через несколь­ко ме­ся­цев слу­же­ния, 1 ок­тяб­ря 1887 го­да, Петр Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен Прео­свя­щен­ным На­фа­наи­лом, епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским и Ир­бит­ским, в сан диа­ко­на. В те го­ды, ко­гда отец Петр слу­жил в Воз­не­сен­ском хра­ме, там со­сто­я­лось два тор­же­ства: в 1889 го­ду был освя­щен Ка­зан­ский при­дел, ко­то­рый до это­го мно­го лет оста­вал­ся недо­стро­ен­ным, а в 1890 го­ду чин освя­ще­ния со­вер­ши­ли и в Про­ро­ко-Или­ин­ском при­де­ле. Оба они рас­по­ла­га­лись на вто­ром эта­же со­бо­ра.
В 1891 го­ду отец Петр был пе­ре­ве­ден епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским и Ир­бит­ским По­ли­кар­пом для слу­же­ния к Ека­те­ри­нин­ско­му со­бо­ру.
По­стро­ен­ный в сти­ле си­бир­ско­го ба­рок­ко, храм этот яв­лял­ся од­ним из са­мых ве­ли­че­ствен­ных и жи­во­пис­ных стро­е­ний го­ро­да. На башне его кра­со­ва­лись боль­шие ста­рин­ные ча­сы с бо­ем, по ко­то­рым жи­те­ли све­ря­ли вре­мя. Воз­ве­ден со­бор был в 1750–1760-х го­дах на ме­сте пер­вой церк­ви Ека­те­рин­бур­га во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. В нем бы­ло че­ты­ре при­де­ла: в честь Свя­той Тро­и­цы, во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны, свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на и свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Са­мой по­чи­та­е­мой свя­ты­ней хра­ма яв­ля­лась часть мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, по­ме­щен­ная в ду­бо­вый ков­чег, вло­жен­ный в среб­ро­по­зла­щен­ную ра­ку. Пре­столь­ный празд­ник со­бо­ра – день свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны – со дня ос­но­ва­ния го­ро­да был од­ним из глав­ных го­род­ских тор­жеств.
Во вре­мя слу­же­ния в этом хра­ме 15 мая 1891 го­да отец Петр был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка с остав­ле­ни­ем на преж­ней диа­кон­ской ва­кан­сии. Вско­ре к его обя­зан­но­стям до­ба­ви­лось еще пре­по­да­ва­ние пе­ния в Ека­те­ри­нин­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. В то вре­мя в ней обу­ча­лось око­ло 30 маль­чи­ков, а впо­след­ствии, по­сле рас­ши­ре­ния школь­но­го по­ме­ще­ния, чис­ло уче­ни­ков воз­рос­ло до 60. Как пре­по­да­ва­тель пе­ния отец Петр, ви­ди­мо, вы­де­лял­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и усер­ди­ем. Так, в мае 1902 го­да, ко­гда по по­ста­нов­ле­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да во всех цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах Ека­те­рин­бур­га тор­же­ствен­но празд­но­вал­ся день па­мя­ти свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, имен­но свя­щен­ник Петр Дья­ко­нов был ре­ген­том хо­ра цер­ков­но-при­ход­ских школ, пев­ше­го на тор­же­ствен­ных бо­го­слу­же­ни­ях в Ека­те­ри­нин­ском со­бо­ре (10 мая на Все­нощ­ном бде­нии и 11 мая на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, со­вер­шен­ной мно­го­чис­лен­ным со­бо­ром ду­хо­вен­ства).
Ру­ко­во­дил отец Петр так­же и цер­ков­ным хо­ром. Пе­ред Ве­ли­ким по­стом 1898 го­да, на­при­мер, ему бы­ла по­ру­че­на под­го­тов­ка бла­го­тво­ри­тель­но­го ду­хов­но­го кон­цер­та. За свои рев­ност­ные тру­ды он в 1897 го­ду был удо­сто­ен на­граж­де­ния на­бед­рен­ни­ком.
В 1898 го­ду в Ека­те­рин­бур­ге бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны Епар­хи­аль­ные пе­да­го­ги­че­ские кур­сы, тор­же­ствен­ное от­кры­тие ко­то­рых со­сто­я­лось 16 июня в за­ле Епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. Отец Петр был на­зна­чен на кур­сах учи­те­лем пе­ния. А в ок­тяб­ре то­го же го­да он стал за­ве­ду­ю­щим жен­ской шко­лой во имя Пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, от­кры­той в Ека­те­ри­нин­ском при­хо­де. В то же вре­мя здесь на­ча­ла свою ра­бо­ту и об­щая шко­ла во имя про­ро­ка Бо­жия Илии.
В фев­ра­ле 1902 го­да отец Петр по­лу­чил на­зна­че­ние на слу­же­ние в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь Верх-Ней­вин­ско­го за­во­да Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да, но уже через две неде­ли он вновь был при­чис­лен сверх шта­та к Ека­те­ри­нин­ско­му со­бо­ру с от­ко­ман­ди­ро­ва­ни­ем для слу­же­ния в при­пи­сан­ной к нему церк­ви в честь Всех Свя­тых. Цер­ковь эта рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии Ми­хай­лов­ско­го клад­би­ща, в то вре­мя наи­бо­лее уда­лен­но­го от цен­тра го­ро­да и небо­га­то­го. В неболь­шой Все­х­свят­ской церк­ви ба­тюш­ка про­слу­жил несколь­ко ме­ся­цев, а 16 но­яб­ря 1902 го­да пе­ре­ехал в по­се­лок Верхне-Сал­дин­ский за­вод Вер­хо­тур­ско­го уез­да, для слу­же­ния в церк­ви во имя Свя­то­го Апо­сто­ла и Еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. Имен­но в этом по­сел­ке про­шла вся даль­ней­шая его жизнь, до са­мой му­че­ни­че­ской кон­чи­ны в 1918 го­ду.
Ка­мен­ный Иоан­но-Бо­го­слов­ский храм, по­стро­ен­ный в 1896 го­ду, удив­лял кра­со­той сво­е­го внут­рен­не­го убран­ства. Ду­бо­вые ико­но­ста­сы цен­траль­но­го и бо­ко­вых при­де­лов бы­ли укра­ше­ны ху­до­же­ствен­ной резь­бой из ли­пы и изящ­ны­ми ко­лон­на­ми, сте­ны по­кры­ты ве­ли­ко­леп­ны­ми рос­пи­ся­ми и ор­на­мен­та­ми ху­дож­ни­ка В.Звез­ди­на.
В сен­тяб­ре 1909 го­да отец Петр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма, и вско­ре на­граж­ден ка­ми­лав­кой. Неза­дол­го до ре­во­лю­ции он стал так­же чле­ном Нижне-Сал­дин­ско­го мис­си­о­нер­ско­го ко­ми­те­та Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
На­сту­пил 1917 год – пе­ре­лом­ный в ис­то­рии Рос­сии. При­бли­зи­тель­но через ме­сяц по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та в Верхне-Сал­дин­ском за­во­де был со­здан Со­вет ра­бо­чих, кре­стьян­ских и сол­дат­ских де­пу­та­тов; в ян­ва­ре 1918 го­да – на­цио­на­ли­зи­ро­ван ме­тал­лур­ги­че­ский за­вод. Вес­ной то­го же го­да в за­вод­ском по­сел­ке на­ча­лось уско­рен­ное фор­ми­ро­ва­ние крас­но­гвар­дей­ских от­ря­дов, их обу­че­ние про­во­ди­лось на цен­траль­ной пло­ща­ди. Впо­след­ствии часть их вли­лась в про­сла­вив­ший­ся сво­и­ми звер­ства­ми 1-й Кре­стьян­ский ком­му­ни­сти­че­ский полк, пе­ре­име­но­ван­ный в де­каб­ре 1918 го­да в полк Крас­ных ор­лов.
В мае 1918 го­да про­изо­шло вы­ступ­ле­ние про­тив со­вет­ской вла­сти Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са, по­сле че­го граж­дан­ская вой­на охва­ти­ла прак­ти­че­ски весь Урал. Че­хо­сло­ва­ки дви­ну­лись в двух на­прав­ле­ни­ях: на Омск и на Ека­те­рин­бург. 25 июля они всту­пи­ли в сто­ли­цу Ура­ла. В сен­тяб­ре на­ча­лись бои за Ниж­ний Та­гил, по­ло­же­ние крас­ных ста­но­ви­лось все ху­же.
Хо­тя бо­ев в Верхне- и Нижне-Сал­дин­ских за­во­дах не бы­ло, об­ста­нов­ку в этих по­сел­ках мож­но бы­ло на­звать во­ен­ной: через них, в осо­бен­но­сти через Нижне-Сал­дин­ский за­вод, непре­стан­но про­хо­ди­ли во­ин­ские ча­сти. В сен­тяб­ре от­сту­пал через этот по­се­лок 1-й Кре­стьян­ский ком­му­ни­сти­че­ский полк. Вот как опи­сы­вал это вре­мя быв­ший бо­ец пол­ка, а впо­след­ствии мар­шал Со­вет­ско­го Со­ю­за, Ф.И.Го­ли­ков: «Несколь­ко су­ток сто­им в Ниж­ней Сал­де. Бе­лые ве­дут се­бя ти­хо. <…> Ниж­няя Сал­да – боль­шой за­вод­ской по­се­лок. На глав­ной ули­це есть да­же де­ре­вян­ный тро­туар. Полк по­пол­ня­ет­ся. При­бы­ли две ро­ты ки­тай­ских доб­ро­воль­цев, а на стан­ции Ясаш­ная влил­ся в наш полк доб­ро­воль­че­ский от­ряд тов[ари­ща] Пав­ло­ва. Сил у нас те­перь боль­ше, и на­стро­е­ние луч­ше. Вче­ра со­сто­я­лась пол­ко­вая пар­тий­ная кон­фе­рен­ция. Го­во­ри­ли о за­да­чах пол­ка и вы­бра­ли ру­ко­вод­ство парт­кол­лек­ти­ва». Опи­са­ние вполне про­за­и­че­ское, нет в нем ни­че­го необыч­но­го или на­сто­ра­жи­ва­ю­ще­го, од­на­ко, ви­ди­мо, имен­но в эти «несколь­ко су­ток» на стан­ции Ниж­няя Сал­да, яв­ляв­шей­ся то­гда ту­пи­ко­вой, крас­ны­ми бы­ли со­вер­ше­ны звер­ские рас­пра­вы над мир­ным на­се­ле­ни­ем. При спеш­ном от­ступ­ле­нии 1-го Кре­стьян­ско­го ком­му­ни­сти­че­ско­го пол­ка под на­тис­ком бе­лых, по вос­по­ми­на­ни­ям ста­ро­жи­лов, его бой­ца­ми бы­ло рас­стре­ля­но мно­же­ство лю­дей, ко­то­рые со­чув­ство­ва­ли бе­ло­гвар­дей­ским вой­скам, в том чис­ле свя­щен­но­слу­жи­те­лей, взя­тых в за­лож­ни­ки из раз­лич­ных мест гу­бер­нии.
В это же вре­мя, без су­да и след­ствия, ли­шен­ные хри­сти­ан­ско­го на­пут­ствия, вме­сте встре­ти­ли свою смерть от рук крас­но­ар­мей­цев и свя­щен­ни­ки Верхне-Сал­дин­ско­го за­во­да отец Петр Дья­ко­нов и отец Алек­сий Куз­не­цов. Они бы­ли уби­ты 1 ок­тяб­ря 1918 го­да на са­мой окра­ине Нижне-Сал­дин­ско­го за­во­да, близ же­лез­но­до­рож­ной стан­ции. Толь­ко через несколь­ко дней, 9 ок­тяб­ря 1918 го­да, стра­даль­цы бы­ли от­пе­ты в Иоан­но-Бо­го­слов­ском хра­ме по­сел­ка Верхне-Сал­дин­ский за­вод и пре­да­ны хри­сти­ан­ско­му по­гре­бе­нию. Отец Петр, пя­те­ро рас­стре­лян­ных кре­стьян, а так­же на­чаль­ник Верхне-Сал­дин­ской же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Б.И.Лыт­ков­ский бы­ли по­хо­ро­не­ны на при­ход­ском клад­би­ще, а отец Алек­сий – в цер­ков­ной огра­де.
Все­го же с 1 по 9 ок­тяб­ря 1918 го­да, толь­ко со­глас­но дан­ным мет­ри­че­ской кни­ги, крас­ны­ми бы­ло рас­стре­ля­но око­ло 30 жи­те­лей Верхне-Сал­дин­ской во­ло­сти, млад­ше­му из ко­то­рых – Ми­ха­и­лу Пан­те­ле­е­ву – ис­пол­ни­лось лишь 14 лет…
Ко­гда по­след­ний крас­но­ар­мей­ский от­ряд по­ки­нул рай­он, мно­гие жи­те­ли по­сел­ка хле­бом-со­лью встре­ча­ли от­ря­ды Бе­лой ар­мии, ду­хо­вен­ство вы­шло из церк­ви с ико­на­ми. В Иоан­но-Бо­го­слов­ском хра­ме был от­слу­жен бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. На­ча­лось рас­сле­до­ва­ние зло­де­я­ний крас­но­ар­мей­цев. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, на ме­сте убий­ства со­тен лю­дей близ же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Ниж­няя Сал­да от­кры­ва­лось ужа­са­ю­щее зре­ли­ще: сме­шан­ная с кро­вью зем­ля, от­руб­лен­ные го­ло­вы… По­сле про­ве­де­ния рас­сле­до­ва­ния на ме­сте это­го мас­со­во­го за­хо­ро­не­ния был уста­нов­лен по­клон­ный де­ре­вян­ный крест.
Через год, ле­том 1919 го­да, этот рай­он был сно­ва за­нят ча­стя­ми Крас­ной ар­мии. На ме­сте рас­стре­ла устро­и­ли ско­то­бой­ню, и лишь спу­стя 87 лет там вновь был уста­нов­лен по­клон­ный крест, со­вер­ше­на па­ни­хи­да по невин­но уби­тым.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр Дья­ко­нов про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии 17 июля 2002 го­да.

Ис­точ­ник: http://orthodox.etel.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937): Священномученик Амфилохий (Скворцов), Красноярский, епископ, Священномученик Иоанн Васильев, пресвитер, Священномученик Борис Боголепов, пресвитер, Священномученик Михаил Скобелев, пресвитер, Священномученик Владимир Чекалов, пресвитер, Священномученик Вениамин Благонадеждин, пресвитер, Священномученик Константин Твердислов, пресвитер, Мученик Сергий Ведерников