Священномученик Амфилохий (Скворцов), Красноярский, епископ

 

Свя­щен­но­му­че­ник Ам­фи­ло­хий (в ми­ру Алек­сандр Яко­вле­вич Сквор­цов) ро­дил­ся 17 фев­ра­ля 1885 го­да в се­ле Норва­ши Ци­виль­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Яко­ва Ва­си­лье­ви­ча Сквор­цо­ва, у ко­то­ро­го бы­ло один­на­дцать де­тей – трое сы­но­вей и во­семь до­че­рей. Алек­сандр был са­мым млад­шим. Стар­шая его сест­ра вы­шла за­муж в Поль­ше еще до рож­де­ния Алек­сандра, и он ее ни­ко­гда не ви­дел. Один из его бра­тьев слу­жил свя­щен­ни­ком в Ка­зан­ской епар­хии. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в Че­бок­сар­ском ду­хов­ном учи­ли­ще.
С юных лет он чув­ство­вал при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни и хо­тел всту­пить в чис­ло бра­тии од­но­го из от­да­лен­ных мо­на­сты­рей еще учась в се­ми­на­рии. Ду­хов­ный отец, од­на­ко, по­со­ве­то­вал ему от­ло­жить на вре­мя это бла­гое на­ме­ре­ние и по­сту­пить в Ду­хов­ную ака­де­мию. Алек­сандр Яко­вле­вич по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и 22 мар­та 1907 го­да, на пер­вом кур­се ака­де­мии, был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ам­фи­ло­хий.
По­сле по­стри­га рек­тор ака­де­мии про­из­нес со­от­вет­ству­ю­щее слу­чаю сло­во, ска­зав, что на ос­но­ва­нии лич­но­го опы­та зна­ет то бла­го­дат­ное оза­ре­ние ду­ши, ка­кое бы­ва­ет по­сле по­стри­га, ко­то­рое на­все­гда со­хра­ня­ет­ся в ду­ше ино­ка. Об­ра­ща­ясь к мо­на­ху Ам­фи­ло­хию, рек­тор ска­зал, что су­ще­ству­ет три ви­да скор­бей: это скор­би, при­су­щие всем хри­сти­а­нам в их стрем­ле­нии к небес­но­му со­вер­шен­ству вслед­ствие несо­от­вет­ствия дей­стви­тель­но­сти иде­а­лу: «мно­ги­ми скор­б­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Цар­ствие Бо­жие» (Деян.14:22), эти скор­би спа­си­тель­ны; во-вто­рых, это скор­би уны­ния пе­ред вы­со­той Еван­гель­ско­го иде­а­ла. «Мо­на­хам при­сущ вто­рой вид скор­бей, и путь из­бав­ле­ния от них – это мо­лит­ва и со­зер­ца­ние при­ме­ров доб­ро­де­те­лей». И, в-тре­тьих, это скор­би пас­тыр­ские, ко­то­ры­ми стра­дал Хри­стос в са­ду Геф­си­ман­ском в ночь, в ко­то­рую был пре­дан за спа­се­ние ми­ра (Мф.26:38).
Один из сту­ден­тов ака­де­мии по­свя­тил но­во­по­стри­жен­но­му ино­ку сти­хо­тво­ре­ние:

Свер­ши­лось... для жиз­ни пре­крас­ной
Ты умер те­перь на­все­гда,
И мир с его пре­ле­стью, с по­хо­тью страст­ной,
За­крыл­ся сей­час от те­бя.

И про­шлое ста­ло да­ле­ким, да­ле­ким...
Лю­би­мое, ми­лое ста­ло чу­жим,
И дол­жен ид­ти ты пу­тем оди­но­ким,
Небес­ною ра­тью хра­ним.

Пус­кай в твою ду­шу мо­лит­ва свя­тая
От­ра­ду и сча­стье про­льет.
И, му­ки со­мне­ний в ду­ше уби­вая,
В оби­тель Хри­ста при­ве­дет.

В 1908 го­ду мо­нах Ам­фи­ло­хий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. На тре­тьем кур­се ака­де­мии, в 1909 го­ду, иеро­ди­а­кон Ам­фи­ло­хий был ко­ман­ди­ро­ван в Аст­ра­хан­скую кал­мыц­кую степь для изу­че­ния кал­мыц­ко­го язы­ка для даль­ней­шей де­я­тель­но­сти в Пра­во­слав­ной мис­сии сре­ди кал­мы­ков Аст­ра­хан­ской сте­пи.
Во вре­мя обу­че­ния в ака­де­мии ос­нов­ным по­слу­ша­ни­ем для от­ца Ам­фи­ло­хия ста­ла на­уч­ная де­я­тель­ность, в ко­то­рой про­яви­лись его недю­жин­ные та­лан­ты. Он в со­вер­шен­стве изу­чил кал­мыц­кий язык, а так­же всю ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся пе­ре­во­дов свя­щен­ных и бо­го­слу­жеб­ных тек­стов на этот язык, ко­то­рая к то­му вре­ме­ни бы­ла по­чти неиз­вест­на чи­та­те­лям, так как по боль­шей ча­сти хра­ни­лась в ви­де ру­ко­пис­ных до­ку­мен­тов в раз­лич­ных ар­хи­вах. Ре­зуль­та­том изу­че­ния этих ма­те­ри­а­лов яви­лась его ра­бо­та «Ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные пе­ре­во­ды на кал­мыц­кий язык как сред­ства мис­си­о­нер­ско­го воз­дей­ствия».
До­цент ака­де­мии иеро­мо­нах Гу­рий (Сте­па­нов) в от­зы­ве на ра­бо­ту иеро­ди­а­ко­на Ам­фи­ло­хия пи­сал: «Ав­тор дал нам... через раз­ра­бот­ку сы­ро­го, пре­иму­ще­ствен­но ар­хив­но­го, ма­те­ри­а­ла об­сто­я­тель­ное из­ло­же­ние ис­то­рии пе­ре­вод­че­ско­го де­ла на кал­мыц­кий язык, т. е. ввел нас в но­вую, до­се­ле весь­ма ма­ло из­вест­ную, об­ласть по ис­то­рии мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти сре­ди кал­мы­ков, и в этом за­клю­ча­ет­ся за­слу­га ав­то­ра и се­рьез­ное зна­че­ние его ра­бо­ты, как вно­ся­щей нечто цен­ное в ли­те­ра­ту­ру по ис­то­рии мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти и сви­де­тель­ству­ю­щей о пол­ной пра­во­спо­соб­но­сти ав­то­ра ра­бо­тать по сы­ро­му ма­те­ри­а­лу, из­вле­кая из него цен­ное со­дер­жа­ние, и си­сте­ма­ти­зи­ро­вать его как нечто цен­ное в ло­ги­че­ской свя­зи и си­сте­ма­ти­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти... что да­ет ав­то­ру пол­ное пра­во на сте­пень кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и ука­зы­ва­ет в нем се­рьез­но­го ра­бот­ни­ка в об­ла­сти ис­то­ри­че­ской на­у­ки».
В 1910 го­ду иеро­ди­а­кон Ам­фи­ло­хий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха; в том же го­ду он окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и был остав­лен при ней на 1911-1912 учеб­ный год про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том при ка­фед­ре Ис­то­рии и об­ли­че­ния ла­ма­из­ма и мон­голь­ско­го язы­ка.
Иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий был од­ним из ак­тив­ных участ­ни­ков мис­си­о­нер­ских съез­дов, на ко­то­рых об­суж­да­лись во­про­сы пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слу­жеб­ных тек­стов на кал­мыц­кий язык. От­сут­ствие в то вре­мя ор­га­ни­зо­ван­ной кал­мыц­кой мис­сии при­во­ди­ло к то­му, что все пе­ре­во­ды осу­ществ­ля­лись от­дель­ны­ми мис­си­о­не­ра­ми, за­ча­стую не имев­ши­ми свя­зи друг с дру­гом, неоце­ни­мый опыт ко­то­рых оста­вал­ся невос­тре­бо­ван­ным, а пе­ре­во­ды за­бы­ва­лись по­сле смер­ти пе­ре­вод­чи­ков.
Вы­сту­пив на од­ном из съез­дов, иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий пред­ло­жил ор­га­ни­зо­вать по­сто­ян­но дей­ству­ю­щую кал­мыц­кую мис­сию, а так­же со­здать по­сто­ян­но дей­ству­ю­щую пе­ре­вод­че­скую ко­мис­сию, ко­то­рая долж­на бы­ла бы рас­пре­де­лять тек­сты сре­ди пе­ре­вод­чи­ков, рас­смат­ри­вать сде­лан­ные пе­ре­во­ды и уста­нав­ли­вать окон­ча­тель­ную ре­дак­цию, а так­же ре­цен­зи­ро­вать пе­ре­во­ды, ко­то­рые по­яв­ля­ют­ся по­ми­мо ко­мис­сии. Сде­лан­ные пе­ре­во­ды долж­ны быть пе­ре­да­ва­е­мы в шко­лы, в ко­то­рых про­ве­ря­лась бы их по­нят­ность для ино­род­цев, и толь­ко по­сле это­го пе­ре­во­ды долж­ны бы­ли пуб­ли­ко­вать­ся. Для то­го чтобы пуб­ли­ка­ция вы­ра­бо­тан­ных ко­мис­си­ей пе­ре­во­дов не за­дер­жи­ва­лась, ко­мис­сия долж­на об­ла­дать пра­вом вы­пус­кать их в свет без пред­ва­ри­тель­ной цен­зу­ры.
16 ав­гу­ста 1911 го­да иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность до­цен­та при ка­фед­ре Ис­то­рии и об­ли­че­ния ла­ма­из­ма и мон­голь­ско­го язы­ка.
13 ап­ре­ля 1912 го­да ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да он был ко­ман­ди­ро­ван на один год в Мон­го­лию для изу­че­ния ти­бет­ско­го язы­ка и ти­бет­ской ли­те­ра­ту­ры, ка­са­ю­щей­ся ла­ма­из­ма. В 1913 го­ду за кан­ди­дат­скую ра­бо­ту ему бы­ла при­суж­де­на пре­мия мит­ро­по­ли­та Иоси­фа. 23 мар­та 1913 го­да ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да по про­ше­нию иеро­мо­на­ха Ам­фи­ло­хия и по хо­да­тай­ству Со­ве­та Ака­де­мии ему бы­ла про­дле­на ко­ман­ди­ров­ка в Мон­го­лию еще на один год с обя­за­тель­ством по воз­вра­ще­нии из нее про­слу­жить в про­фес­сор­ской долж­но­сти в ака­де­мии не ме­нее пя­ти лет.
По воз­вра­ще­нии из ко­ман­ди­ров­ки он, кро­ме за­ня­тий на­у­кой и пре­по­да­ва­ния, стал ак­тив­но участ­во­вать в ра­бо­те ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ско­го му­зея в Ка­за­ни, став по­мощ­ни­ком ди­рек­то­ра. С 1913 го­да му­зей на­чи­на­ет слу­жить учеб­но-вспо­мо­га­тель­ным учре­жде­ни­ем для сту­ден­тов мис­си­о­нер­ско­го от­де­ле­ния, а с 1915 го­да – и для слу­ша­те­лей мис­си­о­нер­ских кур­сов. В дар му­зею иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий пре­под­нес бо­га­тую кол­лек­цию бо­лее чем из ста пред­ме­тов, при­ве­зен­ных им из Мон­го­лии. Это бы­ли изо­бра­же­ния буд­дист­ских бо­гов и бо­гинь на по­лотне, из тер­ра­ко­ты, брон­зы, де­ре­ва и па­пье-ма­ше, кси­ло­гра­фи­че­ские дос­ки для пе­ча­та­ния мо­литв, при­над­леж­но­сти ша­ман­ско­го куль­та, чет­ки, ки­тай­ские мо­не­ты и мно­гое дру­гое.
На­уч­ная и мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность иеро­мо­на­ха Ам­фи­ло­хия при­но­си­ла ви­ди­мые ре­зуль­та­ты. 3 но­яб­ря 1914 го­да в хра­ме Ка­зан­ской Ду­хов­ной ака­де­мии со­сто­я­лось ис­клю­чи­тель­но ред­кое для Ка­за­ни тор­же­ство – кре­ще­ние трех ки­тай­цев, ко­то­рые сво­им про­све­ще­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем к Бо­гу бы­ли це­ли­ком обя­за­ны от­цу Ам­фи­ло­хию. В 1915 го­ду за от­лич­ную и усерд­ную слу­жбу он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. Иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий был од­ним из та­лант­ли­вей­ших про­по­вед­ни­ков, и ему ча­ще дру­гих по­ру­ча­лось го­во­рить про­по­ве­ди во вре­мя бо­го­слу­же­ний в ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Ка­за­ни.
Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот про­из­вел на от­ца Ам­фи­ло­хия огром­ное впе­чат­ле­ние. Для него сра­зу ста­ли яс­ны ис­то­ри­че­ские мас­шта­бы про­ис­шед­ше­го со­бы­тия. Ми­ро­воз­зре­ние, ко­то­рое ис­по­ве­до­ва­ли но­вые вла­сти, бы­ло на­столь­ко необыч­ным, на­столь­ко не свя­зан­ным со всем ис­то­ри­че­ским про­шлым Рос­сии и с пра­во­сла­ви­ем, что его внед­ре­ние неми­ну­е­мо долж­но бы­ло при­ве­сти к пе­ре­во­ро­ту всей жиз­ни на­ро­да и стать для него ве­ли­чай­шим несча­стьем. Идео­ло­гия со­ци­а­лиз­ма, как ее уви­дел отец Ам­фи­ло­хий, бы­ла та­ко­ва, что при ис­по­ве­да­нии ее го­су­дар­ством пра­во­сла­вие долж­но быть ис­ко­ре­не­но. Осо­зна­ние то­го, что в ис­то­рии Рос­сии от­кры­ва­ет­ся но­вая стра­ни­ца, по­ста­ви­ло пе­ред ним во­прос и о его соб­ствен­ной даль­ней­шей судь­бе. Ему бы­ло яс­но, что вся­кая уче­ная и мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность бу­дет пре­кра­ще­на. Оста­вал­ся лич­ный по­двиг и мо­лит­ва – о се­бе и о на­ро­де.
В 1918 го­ду иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий уехал в Успен­ский муж­ской мо­на­стырь непо­да­ле­ку от Крас­но­яр­ска, где про­был до фев­ра­ля 1919 го­да, а за­тем вме­сте с пя­тью мо­на­ха­ми уехал на озе­ро Ти­бер­куль в Ми­ну­син­ском уез­де; здесь ими был ос­но­ван скит, в ко­то­ром они под­ви­за­лись два го­да.
В 1921 го­ду иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ле Бе­лый Яр. В сен­тяб­ре 1922 го­да епи­скоп Ени­сей­ский и Крас­но­яр­ский Зо­си­ма (Си­до­ров­ский) пе­ре­шел в об­нов­лен­че­ство и воз­гла­вил епар­хию уже в ка­че­стве об­нов­лен­че­ско­го ар­хи­ерея. Он хо­ро­шо знал иеро­мо­на­ха Ам­фи­ло­хия в быт­ность свою епи­ско­пом Ир­кут­ским; вы­звав его в Крас­но­ярск, он пред­ло­жил ему при­со­еди­нить­ся к об­нов­лен­цам. Иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий имел свое суж­де­ние об об­нов­лен­че­ском те­че­нии; изу­чив это яв­ле­ние еще в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя, он уже то­гда от­но­сил­ся к нему от­ри­ца­тель­но. В 1922 го­ду епи­скоп Зо­си­ма уво­лил его от управ­ле­ния при­хо­дом.
В то вре­мя за­кон­ной вла­сти в епар­хии не бы­ло; гла­ва Пра­во­слав­ной Церк­ви Пат­ри­арх Ти­хон был в Москве под аре­стом, и отец Ам­фи­ло­хий ре­шил по­ки­нуть об­нов­лен­че­ско­го ар­хи­ерея и в но­яб­ре 1922 го­да уехал в жен­ский мо­на­стырь на Ма­ту­ре, где про­жил око­ло по­лу­го­да. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с мо­на­хи­ней Вар­ва­рой (Ци­виле­вой), ко­то­рая ста­ла его ду­хов­ной до­че­рью и со­про­вож­да­ла его впо­след­ствии во всех пе­ре­ез­дах – и ко­гда он был на сво­бо­де, и ко­гда в узах.
По­сле то­го как об­нов­лен­цам ста­ло из­вест­но ме­сто про­жи­ва­ния от­ца Ам­фи­ло­хия, ко­то­рый поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди пра­во­слав­ных, он, чтобы из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний, уехал вме­сте с несколь­ки­ми мо­на­ха­ми и мо­на­хи­ня­ми в тай­гу, там они ос­но­ва­ли скит. В ок­тяб­ре 1923 го­да все они бы­ли аре­сто­ва­ны ОГПУ, но по­сколь­ку ни­ка­ких об­ви­ни­тель­ных ма­те­ри­а­лов про­тив них не ока­за­лось, они бы­ли вско­ре осво­бож­де­ны.
В июне 1924 го­да отец Ам­фи­ло­хий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ми­ну­син­ской клад­би­щен­ской церк­ви, на­хо­див­шей­ся в под­чи­не­нии пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея. Здесь отец Ам­фи­ло­хий от­кры­то вы­сту­пил про­тив об­нов­лен­цев, об­ли­чая их в от­ступ­ле­нии от пра­во­сла­вия. Об­нов­лен­цы по­пы­та­лись за­вла­деть клад­би­щен­ской цер­ко­вью и об­ра­ти­лись за по­мо­щью в ОГПУ, в ре­зуль­та­те че­го отец Ам­фи­ло­хий был аре­сто­ван, но за­тем осво­бож­ден за от­сут­стви­ем об­ви­ни­тель­но­го ма­те­ри­а­ла.
В фев­ра­ле 1925 го­да он был вы­зван в Моск­ву для хи­ро­то­нии в сан епи­ско­па. 8 мар­та 1925 го­да Пат­ри­арх Ти­хон во вре­мя ли­тур­гии в со­слу­же­нии с мит­ро­по­ли­том Пет­ром (По­лян­ским), ар­хи­епи­ско­па­ми Гу­ри­ем (Сте­па­но­вым) и Про­ко­пи­ем (Ти­то­вым) ру­ко­по­ло­жил его во епи­ско­па Крас­но­яр­ско­го. В ап­ре­ле то­го же го­да вла­ды­ка при­был в Крас­но­ярск, где сно­ва вы­сту­пил про­тив об­нов­лен­цев.
В это вре­мя сре­ди епи­ско­па­та воз­ник­ли раз­но­гла­сия, неко­то­рые из ар­хи­ере­ев по­счи­та­ли, что мит­ро­по­лит Сер­гий пре­вы­сил свои пол­но­мо­чия за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля. Воз­ник­ли раз­но­гла­сия по по­во­ду его «де­кла­ра­ции» и на­стой­чи­во­го по­же­ла­ния, чтобы по­ми­на­ние вла­стей ста­ло обя­за­тель­ным и об­щим во всех хра­мах Рос­сии. Епи­скоп Ам­фи­ло­хий счел, что фор­му­ла без­услов­но­го по­ми­на­ния вла­стей яв­ля­ет­ся ли­це­ме­ри­ем по от­но­ше­нию к без­бож­ни­кам и го­ни­те­лям. При встре­че с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем епи­скоп Ам­фи­ло­хий пред­ло­жил иную фор­му­лу по­ми­но­ве­ния: «Еще мо­лим­ся о стране на­шей и о вла­стех ея, да об­ра­тит Гос­подь их к ис­тин­но­му по­зна­нию свя­тыя ве­ры и об­ра­тит их на путь по­ка­я­ния». Мит­ро­по­лит Сер­гий не при­нял эту фор­му­ли­ров­ку, ска­зав, что на­ста­и­ва­ет на обя­за­тель­ном по­ми­но­ве­нии вла­стей в об­ще­при­ня­той фор­му­ли­ров­ке, но епи­скоп с этим не со­гла­сил­ся. Мит­ро­по­лит Сер­гий в ка­че­стве вы­хо­да из сло­жив­ше­го­ся по­ло­же­ния пред­ло­жил вла­ды­ке по­дать про­ше­ние об уволь­не­нии в за­штат, но не вы­став­лять на­сто­я­щую при­чи­ну раз­но­гла­сий, так как это для епи­ско­па бу­дет небез­опас­но, а на­пи­сать про­ше­ние об уволь­не­нии на по­кой по со­сто­я­нию здо­ро­вья. И хо­тя вла­ды­ка в тот мо­мент был со­вер­шен­но здо­ров, он при­нял пред­ло­же­ние мит­ро­по­ли­та и с этой фор­му­ли­ров­кой был уво­лен на по­кой.
Уво­лив­шись, епи­скоп Ам­фи­ло­хий в июле 1928 го­да при­был в се­ло Ан­жуль Та­штып­ско­го рай­о­на Ха­кас­сии, где в то вре­мя жи­ли мо­на­хи­ни неболь­шо­го Ма­тур­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром пе­ред ре­во­лю­ци­ей бы­ло трид­цать на­сель­ниц. В 1926 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, и часть мо­на­хинь по­се­ли­лась в се­ле Ан­жуль. Вла­ды­ка хо­ро­шо знал мо­на­хинь еще с то­го вре­ме­ни, ко­гда слу­жил в этих ме­стах, бу­дучи иеро­мо­на­хом, мно­гие из них бы­ли его ду­хов­ны­ми детьми. В се­ле Ан­жуль об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь из де­ся­ти че­ло­век во гла­ве с епи­ско­пом Ам­фи­ло­хи­ем. В се­ле был храм, где слу­жил се­ми­де­ся­ти­лет­ний иеро­мо­нах Се­ра­фим (Бе­ре­стов). Во вре­мя бо­го­слу­же­ний епи­скоп сто­ял в ал­та­ре; сам он слу­жил в до­маш­ней церк­ви, ко­то­рая бы­ла устро­е­на в его ке­лье, мо­на­хи­ни пе­ли на кли­ро­се в хра­ме и в до­маш­ней церк­ви.
Вся жизнь мо­на­хинь бы­ла устро­е­на стро­го по мо­на­стыр­ско­му уста­ву. Каж­дый день они при­но­си­ли ис­по­ве­да­ние по­мыс­лов. Вла­ды­ка вел с ни­ми бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­ные те­мы – о Еван­ге­лии, о пра­во­сла­вии. Ве­лись бе­се­ды и о совре­мен­ном по­ло­же­нии Церк­ви при без­бож­ной вла­сти. Все об­суж­да­лось с цер­ков­ной точ­ки зре­ния, в све­те Свя­щен­но­го Пи­са­ния и уче­ния Хри­сто­ва.
В это вре­мя на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция и при­ну­ди­тель­ная ор­га­ни­за­ция кол­хо­зов. Мно­гие кре­стьяне бы­ли вы­сла­ны, а все их иму­ще­ство ото­бра­но, остав­ши­е­ся от­ка­зы­ва­лись вхо­дить в кол­хо­зы. Вла­сти в при­ну­ди­тель­ном по­ряд­ке по­сы­ла­ли кре­стьян и вме­сте с ни­ми мо­на­хинь на ле­со­за­го­тов­ки, при­чем за­да­ние да­ва­ли за­ве­до­мо неис­пол­ни­мое, и мо­на­хи­ни от­ка­за­лись вы­ехать на ра­бо­ту в лес. Уви­дев, что мо­на­хи­ни не по­еха­ли, от­ка­за­лись ехать в лес и кре­стьяне.
ОГПУ про­из­ве­ло рас­сле­до­ва­ние, на до­про­сы бы­ли вы­зва­ны кре­стьяне, и хо­тя ни­че­го предо­су­ди­тель­но­го они о епи­ско­пе и мо­на­хи­нях не по­ка­за­ли, вла­сти со­ста­ви­ли за­клю­че­ние о су­ще­ство­ва­нии в се­ле неле­галь­но­го мо­на­сты­ря и о том, что кре­стьяне не идут в кол­хо­зы из-за об­ще­ния с мо­на­хи­ня­ми.
30 ап­ре­ля 1931 го­да епи­скоп Ам­фи­ло­хий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му при Ми­ну­син­ской ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии, вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны иеро­мо­нах Се­ра­фим и все на­сель­ни­цы мо­на­ше­ской об­щи­ны. Толь­ко мо­на­хине Вар­ва­ре уда­лось скрыть­ся от ОГПУ и из­бе­жать аре­ста. Ее по­про­бо­ва­ли най­ти, но по­ис­ки не увен­ча­лись успе­хом, лич­ность мо­на­хи­ни-кре­стьян­ки по­ка­за­лась слиш­ком незна­чи­тель­ной, и вла­сти пре­кра­ти­ли по­ис­ки, удо­вле­тво­рив­шись аре­стом ар­хи­ерея, свя­щен­ни­ка и дру­гих мо­на­хинь.
Вла­сти ин­те­ре­со­ва­лись не столь­ко по­ли­ти­че­ской по­зи­ци­ей епи­ско­па, сколь­ко – цер­ков­ной. Сре­ди про­че­го сле­до­ва­тель спро­сил, ка­ко­во от­но­ше­ние епи­ско­па к по­сла­нию Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, на­пи­сан­но­му им неза­дол­го до смер­ти.
Вла­ды­ка от­ве­тил: «Я со­мне­вал­ся в его под­лин­но­сти, а по­то­му впредь до вы­яс­не­ния всех об­сто­я­тельств его по­яв­ле­ния я не счи­тал воз­мож­ным вы­ска­зать­ся о нем по­ло­жи­тель­но: да или нет, тем бо­лее что со сто­ро­ны цер­ков­ной вла­сти, ко­то­рой я под­чи­нял­ся, не бы­ло про­яв­ле­но ка­кой-ли­бо ини­ци­а­ти­вы в смыс­ле при­ме­не­ния в жиз­ни вы­ска­зан­ных в нем по­ло­же­ний, не бы­ло к нам предъ­яв­ле­но ка­ких-ли­бо опре­де­лен­ных тре­бо­ва­ний и со сто­ро­ны граж­дан­ской вла­сти. А по­то­му я лич­но и, как мне бы­ло из­вест­но, боль­шин­ство пра­во­слав­ных епи­ско­пов вы­жи­да­ли, что из это­го по­сле­ду­ет, чтобы ре­а­ги­ро­вать на него опре­де­лен­но. Но так как о нем со­вер­шен­но за­молк­ли, этой опре­де­лен­но­сти от­но­ше­ния к ука­зан­но­му по­сла­нию, как с мо­ей сто­ро­ны, так и со сто­ро­ны все­го ду­хо­вен­ства, не по­тре­бо­ва­лось.
От­но­си­тель­но ВЦС, или так на­зы­ва­е­мых «гри­го­ри­ан­цев», я дол­жен ска­зать, что я к по­яв­ле­нию его от­нес­ся от­ри­ца­тель­но. При­чи­на мо­е­го от­ри­ца­тель­но­го от­но­ше­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что я по­яв­ле­ние его счи­тал неза­кон­ным, а по­то­му непри­ем­ле­мым. Хо­тя мит­ро­по­лит Петр Кру­тиц­кий как буд­то в один мо­мент и за­яв­лял, что он пе­ре­да­ет это­му ВЦС пол­но­ту цер­ков­ной вла­сти, – как это вы­яс­ни­лось по­сле, это про­изо­шло вви­ду его неосве­дом­лен­но­сти о по­ло­же­нии цер­ков­ных дел во­об­ще – он в это вре­мя на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии, – то он впо­след­ствии от это­го фак­та пе­ре­да­чи ВЦС цер­ков­ной вла­сти от­ка­зал­ся. И мы по­се­му име­ли пол­ное пра­во не при­зна­вать этот ВЦС и от­но­сить­ся к нему от­ри­ца­тель­но.
В от­но­ше­нии Том­ско­го мит­ро­по­ли­та Ди­мит­рия (Бе­ли­ко­ва) – мое от­но­ше­ние к объ­яв­лен­ной им ав­то­ке­фа­лии то­же бы­ло от­ри­ца­тель­ным, по­то­му что по­доб­ные вы­ступ­ле­ния от­дель­ных епи­ско­пов без бла­го­сло­ве­ния на то выс­шей цер­ков­ной вла­сти счи­та­ют­ся, по при­ня­тым пра­ви­лам на­ше­го Цер­ков­но­го управ­ле­ния, ан­ти­ка­но­нич­ны­ми. Что ка­са­ет­ся упо­мя­ну­то­го здесь на до­про­се фак­та, что это сде­ла­но с бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Пет­ра Кру­тиц­ко­го, то я о по­доб­ном фак­те слы­шу здесь впер­вые.
Что ка­са­ет­ся пред­ло­жен­но­го мне во­про­са – по­че­му я в Ан­жу­ле вел за­мкну­тый об­раз жиз­ни, я дол­жен от­ве­тить так: бу­дучи уво­лен­ным на по­кой, я не имел пра­ва вме­ши­вать­ся в цер­ков­ную жизнь в епар­хии, где был свой епи­скоп, в дан­ном слу­чае епи­скоп Ди­мит­рий, это бы­ло бы в цер­ков­ном от­но­ше­нии ан­ти­ка­но­нич­ным, это с од­ной сто­ро­ны. С дру­гой сто­ро­ны, пе­ре­нес­ши од­ну ссыл­ку, я, из­бе­гая вся­кой цер­ков­ной де­я­тель­но­сти и да­же вся­ких лич­ных зна­комств и сно­ше­ний, хо­тел предо­хра­нить се­бя от воз­мож­ных по­до­зре­ний со сто­ро­ны вла­сти и тем из­бе­жать, мо­жет быть, вто­рич­ной ссыл­ки, и по­то­му круг мо­их сно­ше­ний был за­мкнут толь­ко окру­жав­ши­ми ме­ня мо­на­хи­ня­ми и пе­ре­пиской с неболь­шим кру­гом лиц. В Ан­жу­ле нас, мо­на­хов и мо­на­хинь, бы­ло де­сять че­ло­век, и жизнь на­ша бы­ла по су­ще­ству мо­на­стыр­ской. Ка­ко­го-ли­бо раз­ре­ше­ния от вла­стей мы не име­ли, по­то­му что нам да­же в го­ло­ву не при­хо­ди­ло, что нуж­но на это иметь раз­ре­ше­ние вла­стей. Бо­го­слу­же­ния у нас про­хо­ди­ли по боль­шим празд­ни­кам и от­ча­сти по вос­кре­се­ньям, ко­гда я был здо­ров, без раз­ре­ше­ния вла­стей, так как я счи­тал, что для се­бя я слу­жить имею пра­во».
29 июня сле­до­ва­тель в по­след­ний раз до­про­сил епи­ско­па. Вла­ды­ка Ам­фи­ло­хий ска­зал: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Объ­яс­няю, что аги­та­ции не про­во­дил, но не от­ри­цаю, что я вы­ра­жаю несо­чув­ствие к со­вет­ской вла­сти».
16 но­яб­ря 1931 го­да епи­скоп Ам­фи­ло­хий был при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. Мо­на­хи­ни бы­ли при­го­во­ре­ны к пя­ти го­дам ссыл­ки в Во­сточ­ную Си­бирь.
15 де­каб­ря 1931 го­да вла­ды­ка при­был эта­пом в Ма­ри­инск в рас­по­ря­же­ние Управ­ле­ния Си­бир­ских ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей. Сю­да к нему при­е­ха­ла мо­на­хи­ня Вар­ва­ра, ко­то­рая пе­ре­да­ла вла­ды­ке по­сыл­ку. То­гда же она отыс­ка­ла и со­слан­ных мо­на­хинь и так­же пе­ре­да­ла им по­сыл­ки.
В на­ча­ле июня 1932 го­да епи­скоп Ам­фи­ло­хий был пе­ре­ве­зен в Но­во­куз­нецк и по­ме­щен в Оси­нов­ское от­де­ле­ние Си­б­ла­га, от­ку­да на­пи­сал мо­на­хине Вар­ва­ре, чтобы она при­вез­ла ему су­ха­рей. В од­ном из пи­сем он на­пи­сал ей о тя­же­лой жиз­ни в ла­ге­ре, о на­чаль­ни­ке ла­ге­ря, ко­то­рый вы­сту­па­ет его от­кры­тым вра­гом, так что на­де­ять­ся при­хо­дит­ся толь­ко на Бо­га. Он про­сил ее по­се­тить епи­ско­па Иоаса­фа (Уда­ло­ва), на­хо­див­ше­го­ся в за­клю­че­нии в со­сед­нем ла­ге­ре, и спро­сить, как жи­вет он и дру­гие зак­лю­чен­ные. Мо­на­хи­ня Вар­ва­ра в свою оче­редь на­пи­са­ла ему о цер­ков­ной жиз­ни в Ми­ну­син­ске, о том, что в Ми­ну­син­ске ОГПУ аре­сто­ва­ло всех свя­щен­ни­ков и мо­на­ше­ству­ю­щих. Неко­то­рые свя­щен­ни­ки бы­ли аре­сто­ва­ны за то, что не при­ня­ли пред­ло­же­ние ОГПУ о пе­ре­хо­де в об­нов­лен­че­ство.
При­е­хав в Оси­нов­ку, мо­на­хи­ня Вар­ва­ра сня­ла ком­на­ту и по­сто­ян­но по­мо­га­ла про­дук­та­ми вла­ды­ке Ам­фи­ло­хию и неко­то­рым дру­гим зак­лю­чен­ным – епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам, про­да­вая по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки остав­ши­е­ся его ве­щи, и вско­ре от всех ве­щей оста­лись лишь са­мо­вар, че­мо­дан с бе­льем и ря­са, все осталь­ное бы­ло про­да­но или по­ме­ня­но на про­дук­ты.
12 де­каб­ря 1932 го­да вла­ды­ка был от­прав­лен ра­бо­тать на Шу­шта­леп­скую штраф­ную ко­ман­ди­ров­ку, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Ел­бан­скую штраф­ную груп­пу. В этих ме­стах за­клю­чен­ные ра­бо­та­ли в шах­тах на до­бы­че уг­ля, ра­бо­та про­хо­ди­ла в тя­же­лых усло­ви­ях, при жиз­ни в хо­лод­ных ба­ра­ках на го­лод­ном пай­ке и бы­ла вдвойне тя­же­ла. В од­ном из пи­сем мо­на­хине Вар­ва­ре вла­ды­ка пи­сал, что «пи­та­ние в ла­ге­ре пло­хое, со­би­ра­ем кар­то­фель­ные очист­ки и им бы­ва­ем ра­ды».
Епи­ско­па по­ме­сти­ли сре­ди за­клю­чен­ных по бы­то­вым ста­тьям и уго­лов­ни­ков. В ла­ге­ре про­цве­та­ло по­валь­ное во­ров­ство. Но вла­ды­ка, несмот­ря на тя­же­лые усло­вия за­клю­че­ния, не уны­вал, ча­сто бе­се­до­вал с за­клю­чен­ны­ми, и в кон­це кон­цов его бе­се­ды при­ве­ли к то­му, что в их ба­ра­ке во­ров­ство пре­кра­ти­лось, неко­то­рые из за­клю­чен­ных об­ра­ти­лись к Бо­гу и ста­ли усерд­но мо­лить­ся. Ко­гда один из за­клю­чен­ных об­ра­тил вни­ма­ние ар­хи­ерея на бла­гие пло­ды, к ко­то­рым при­ве­ла его пас­тыр­ская де­я­тель­ность в ла­ге­ре, вла­ды­ка от­ве­тил, что как бы ни был тя­жел крест ны­неш­ней жиз­ни, но он в первую оче­редь дол­жен ис­пол­нить свой пас­тыр­ский долг.
В на­ча­ле 1933 го­да ла­гер­ная адми­ни­стра­ция вы­дви­ну­ла про­тив за­клю­чен­но­го ду­хо­вен­ства но­вые об­ви­не­ния в свя­зи с тем, что ею бы­ли по­лу­че­ны све­де­ния о том, что епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки, ока­зав­шись в од­ном ла­ге­ре и ра­бо­тая вме­сте на од­них шах­тах, под­дер­жи­ва­ют дру­же­ские от­но­ше­ния и по­мо­га­ют друг дру­гу.
Этот факт адми­ни­стра­ция ла­ге­ря по­счи­та­ла до­ста­точ­ным для до­ка­за­тель­ства на­ли­чия в ла­ге­ре контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции. Со­об­ра­же­ние, по­че­му свя­щен­ни­ков сле­до­ва­ло аре­сто­вать имен­но сей­час, воз­ник­ло еще и по­то­му, что у неко­то­рых из них под­хо­дил к кон­цу срок за­клю­че­ния, меж­ду тем как вла­сти смот­ре­ли на непо­кор­ное без­бож­но­му идо­лу ду­хо­вен­ство как на сво­их непри­ми­ри­мых вра­гов и уже ре­ши­ли их не осво­бож­дать, до­бав­ляя каж­дый раз по ис­те­че­нии сро­ка по несколь­ку лет за­клю­че­ния.
28 ап­ре­ля 1933 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли епи­ско­па Ам­фи­ло­хия, и он был за­клю­чен в штраф­ной изо­ля­тор в Оси­нов­ском ла­ге­ре. То­гда же бы­ли аре­сто­ва­ны по­мо­гав­шая ему в ла­ге­ре мо­на­хи­ня Вар­ва­ра, шесть че­ло­век из за­клю­чен­но­го ду­хо­вен­ства и ми­ря­нин-кре­стья­нин. Всем им бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, в ор­га­ни­за­ции ан­ти­со­вет­ской груп­пы и в на­ме­ре­нии бе­жать из ла­ге­ря. На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил мо­на­хи­ню Вар­ва­ру, и за­тем ее до­пра­ши­ва­ли еще несколь­ко раз. Ска­зав, что по­зна­ко­ми­лась с епи­ско­пом Ам­фи­ло­хи­ем, ко­гда тот был в мо­на­сты­ре, она ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась под­твер­ждать до­мыс­лы сле­до­ва­те­лей, буд­то она пе­ре­да­ва­ла слу­хи о контр­ре­во­лю­ци­он­ных вос­ста­ни­ях в Си­би­ри, о со­про­тив­ле­нии кре­стьян со­зда­нию кол­хо­зов и то­му по­доб­ном. Свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с епи­ско­пом, а так­же и с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми она опи­са­ла как ис­клю­чи­тель­но цер­ков­ные, не име­ю­щие от­но­ше­ния к по­ли­ти­ке.
22 мая сле­до­ва­тель до­про­сил епи­ско­па Ам­фи­ло­хия, в первую оче­редь ин­те­ре­су­ясь его по­ли­ти­че­ски­ми взгля­да­ми и тем, как он от­но­сит­ся к со­вет­ской вла­сти. Вла­ды­ка от­ве­тил, что Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию встре­тил не со­чув­ствен­но, а ско­рее пас­сив­но-враж­деб­но. Не со­чув­ствуя со­вет­ской вла­сти, он ждал ка­ких-ли­бо ослож­не­ний, ко­то­рые мог­ли бы спо­соб­ство­вать его осво­бож­де­нию из то­го тя­же­ло­го по­ло­же­ния, в ко­то­ром он ока­зал­ся. При­чем пе­ре­ме­ны эти мог­ли про­изой­ти не из-за внут­рен­не­го пе­ре­во­ро­та, ко­то­рый в дан­ный мо­мент невоз­мо­жен, а из-за ослож­не­ния в меж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ке. Од­на­жды, пе­ред 15-й го­дов­щи­ной Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, он на оси­нов­ской пло­щад­ке го­во­рил, что мо­жет быть ам­ни­стия в от­но­ше­нии ду­хо­вен­ства, и в осо­бен­но­сти епи­ско­па­та, так как это про­из­ве­ло бы впе­чат­ле­ние на ве­ру­ю­щих и про­из­ве­ло бы со­от­вет­ству­ю­щий эф­фект за гра­ни­цей, со­здав по­ло­жи­тель­ное впе­чат­ле­ние о со­вет­ской вла­сти, так как яви­лось бы ил­лю­стра­ци­ей то­го, что в СССР нет го­не­ния на Цер­ковь.
1 ав­гу­ста вла­сти до­про­си­ли епи­ско­па в по­след­ний раз. Вла­ды­ка на за­дан­ные ему сле­до­ва­те­лем во­про­сы от­ве­тил: «Ра­нее при до­про­сах я утвер­ждал, что яв­ля­юсь про­тив­ни­ком со­вет­ской вла­сти и су­ще­ству­ю­щий строй мо­им убеж­де­ни­ям и иде­ям враж­де­бен. Сей­час я сно­ва за­яв­ляю, что со­вет­ской вла­сти и ее укла­ду я же­лаю па­де­ния, в этом на­хо­жу воз­мож­ность вос­ста­нов­ле­ния пра­виль­ной ду­хов­ной жиз­ни на­ро­да. Эти взгля­ды я вы­ска­зы­вал сво­им ду­хов­ным еди­но­мыш­лен­ни­кам, быв­шим вме­сте со мною в ла­ге­ре. Вли­я­ние на ла­гер­ни­ков я ока­зы­вал ис­клю­чи­тель­но ду­хов­но­го ха­рак­те­ра, вну­шая ла­гер­ни­кам ре­ли­ги­оз­ное на­стро­е­ние – быть в лич­ной ла­гер­ной жиз­ни тер­пе­ли­вы­ми, не роп­тать, быть по­кор­ны­ми сво­ей судь­бе, усмат­ри­вая во всем во­лю Бо­жию».
20 ок­тяб­ря 1933 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и де­ло на­прав­ле­но в Кол­ле­гию ОГПУ для вне­су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства. Од­на­ко про­ку­рор при ОГПУ не со­гла­сил­ся с вы­во­да­ми след­ствия и на­пи­сал, что ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы с ор­га­ни­за­ци­он­но офор­мив­шей­ся плат­фор­мой не су­ще­ство­ва­ло. Как вид­но из ма­те­ри­а­лов след­ствия, все об­ви­ня­е­мые при­над­ле­жа­ли, по мне­нию про­ку­ро­ра, к «цер­ков­ной вер­хуш­ке» с твер­до уко­ре­нив­шей­ся непри­ми­ри­мо­стью к со­вет­ской вла­сти.
Бу­дучи осуж­ден­ным­и за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, они по вполне по­нят­ным при­чи­нам об­ща­лись меж­ду со­бой: мо­ли­лись; со­би­ра­ясь вме­сте, осуж­да­ли от­дель­ные ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти, льсти­ли се­бя на­деж­да­ми на ско­рое осво­бож­де­ние от по­стиг­ше­го их «несча­стья». По­это­му они не долж­ны при­вле­кать­ся за ор­га­ни­зо­ван­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Но по­сколь­ку у неко­то­рых из них ско­ро кон­ча­ет­ся срок от­бы­тия ме­ры со­ци­аль­ной за­щи­ты, то им, как ли­цам, не ис­пра­вив­шим­ся и про­яв­ля­ю­щим яв­ную враж­деб­ность к со­вет­ской вла­сти, необ­хо­ди­мо про­длить со­дер­жа­ние в кон­цен­тра­ци­он­ных ла­ге­рях пу­тем до­пол­ни­тель­но­го ре­ше­ния Кол­ле­гии ОГПУ. Что ка­са­ет­ся Вар­ва­ры (Ци­виле­вой), то она, на­хо­дясь под пол­ным ре­ли­ги­оз­ным вли­я­ни­ем епи­ско­па Сквор­цо­ва, по­мо­га­ла ему про­дук­та­ми и пе­ре­да­чей пи­сем, тем не со­вер­ши­ла уго­лов­но на­ка­зу­е­мо­го пре­ступ­ле­ния, и де­ло о ней под­ле­жит пре­кра­ще­нию.
28 ян­ва­ря 1934 го­да Кол­ле­гия ОГПУ по­ста­но­ви­ла уве­ли­чить срок на­ка­за­ния епи­ско­пу Ам­фи­ло­хию на один год, а Вар­ва­ру (Ци­виле­ву) осво­бо­дить. Вла­ды­ка был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в по­се­лок Яя Ке­ме­ров­ской об­ла­сти.
30 ап­ре­ля 1937 го­да окон­чил­ся срок за­клю­че­ния епи­ско­па. Вы­пи­са­ли уже и справ­ку о его осво­бож­де­нии, но его са­мо­го не осво­бо­ди­ли.
2 июня 1937 го­да бы­ли до­про­ше­ны два лже­сви­де­те­ля, ко­то­рые со­гла­си­лись под­пи­сать по­ка­за­ния про­тив епи­ско­па, что буд­то бы он ска­зал, что смот­рит на кон­сти­ту­цию как на пу­стой раз­го­вор, что она ни­че­го не при­не­сет и ожи­дать впе­ре­ди ни­че­го хо­ро­ше­го нель­зя. И хо­тя он ско­ро и осво­бож­да­ет­ся, но ни­че­го хо­ро­ше­го не ожи­да­ет, и, ско­рее все­го, при­дет­ся еще си­деть в ла­ге­рях. Те­перь нуж­но каж­до­му быть го­то­вым стать му­че­ни­ком за ве­ру. Епи­скоп го­во­рил, что на­род за­му­чен и боль­ше тер­петь не мо­жет. В де­рев­нях не хва­та­ет про­по­вед­ни­ков, ко­то­рые от­кры­то, не бо­ясь от­вет­ствен­но­сти, от­кры­ва­ли бы гла­за на­се­ле­нию на об­ман и на­ду­ва­тель­­ство, ко­гда луч­ших и чест­ных лю­дей пря­чут в тюрь­мы, остав­ляя жу­ли­ков; и это по­то­му, что лег­че то­гда са­мим во­ро­вать, ибо убий­цы и во­ры сто­ят у вла­сти и ве­дут стра­ну к пол­но­му раз­ва­лу.
На ос­но­ва­нии этих ма­те­ри­а­лов 4 июня 1937 го­да про­тив епи­ско­па бы­ло от­кры­то но­вое «де­ло», при­чи­ны воз­буж­де­ния ко­то­ро­го бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны адми­ни­стра­ци­ей ла­ге­ря сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Учи­ты­вая, что у Скво­р­цо­ва кон­ча­ет­ся срок на­ка­за­ния и он из ла­ге­ря под­ле­жит осво­бож­де­нию и что, бу­дучи на во­ле, сно­ва бу­дет про­во­дить контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, за­клю­чен­но­го Сквор­цо­ва из ла­ге­ря не осво­бож­дать и немед­лен­но при­сту­пить к след­ствию по его де­лу, предъ­явив ему об­ви­нение».
7 июня в ба­ра­ке, где жил вла­ды­ка, был про­из­ве­ден обыск, при ко­то­ром бы­ли об­на­ру­же­ны лист по­мян­ни­ка и ду­бо­вые до­щеч­ки, из ко­то­рых вла­ды­ка вы­резáл кре­сти­ки. Это бы­ли все остав­ши­е­ся у него лич­ные ве­щи, за ис­клю­че­ни­ем дан­ных ему в поль­зо­ва­ние ла­ге­рем. Все его иму­ще­ство со­сто­я­ло из брюк, гим­на­стер­ки, ру­ба­хи, по­ло­тен­ца, те­ло­грей­ки и рем­ня.
В тот же день вла­ды­ке бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние и сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал, чтобы он рас­пи­сал­ся под по­ста­нов­ле­ни­ем о предъ­яв­ле­нии об­ви­не­ния. Вы­слу­шав про­чи­тан­ное, вла­ды­ка ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся его под­пи­сы­вать, так как счи­тал се­бя неви­нов­ным. На сле­ду­ю­щий день со­сто­ял­ся до­прос.
– Вам предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что вы ла­гер­ни­кам вы­ка­зы­ва­ли недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем, го­во­ри­ли, что кон­сти­ту­ция на­ро­ду ни­че­го не при­не­сет и ожи­дать от нее ни­че­го нель­зя. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю, – от­ве­тил вла­ды­ка.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, на­хо­дясь в Яй­ском от­дель­ном ла­гер­ном пунк­те и ра­бо­тая в 8-м це­ху швей­ной фаб­ри­ки кон­тро­ле­ром, сре­ди ла­гер­ни­ков го­во­ри­ли: «При со­вет­ской вла­сти вы толь­ко и мо­же­те по­лу­чить ки­пя­ток, а при Ни­ко­лае бы­ло все». Под­твер­жда­е­те вы­ска­зан­ную ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту?
– Не под­твер­ждаю. Это­го я не го­во­рил.
– Вы, об­суж­дая ста­лин­скую кон­сти­ту­цию и про­во­дя па­рал­лель меж­ду кон­сти­ту­ци­ей и Биб­ли­ей, го­во­ри­ли ла­гер­ни­кам: «Как Биб­лия несет сча­стье и ра­дость уте­ше­ния че­ло­ве­ку, так ста­лин­ская кон­сти­ту­ция при­но­сит зло че­ло­ве­ку, ибо это об­ман». Под­твер­жда­е­те эти контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры?
– Не под­твер­ждаю. Это­го я ни­ко­гда не го­во­рил. И во­об­ще я о кон­сти­ту­ции ни с кем не раз­го­ва­ри­вал.
– При обыс­ке у вас изъ­ят спи­сок с име­на­ми с за­го­лов­ка­ми «о здра­вии» и «о упо­ко­е­нии». Рас­ска­жи­те, у ко­го вы его взя­ли и для че­го.
– Этот спи­сок с име­на­ми мне пе­ре­да­ла при осво­бож­де­нии из ла­ге­ря Баш­мач­ко­ва, ко­то­рая по­про­си­ла ме­ня по­мо­лить­ся за сво­их род­ствен­ни­ков. Я это и де­лал.
– Как мно­го вам да­ва­ли та­ких спис­ков с име­на­ми, за ко­их вы мо­ли­лись, и что вы за это по­лу­ча­ли от лиц, ко­то­рые да­ва­ли эти спис­ки?
– Кро­ме это­го спис­ка у ме­ня дру­гих спис­ков не бы­ло, а за этот я ни­че­го не по­лу­чил.
– У вас при обыс­ке изъ­яты де­ре­вян­ные ду­бо­вые до­щеч­ки. Рас­ска­жи­те, для ка­кой це­ли вы их хра­ни­ли.
– По осво­бож­де­нии из ла­ге­ря я хо­тел из этих ду­бо­вых пла­шек де­лать кре­сти­ки и в труд­ный мо­мент мог бы дать нуж­да­ю­щим­ся в них.
– Зна­чит, по осво­бож­де­нии из ла­ге­ря вы хо­те­ли неле­галь­но рас­про­стра­нять кре­сти­ки, этим су­ще­ство­вать и неле­галь­но ве­сти ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду?
– Су­ще­ство­вать за счет кре­сти­ков я не хо­тел и рас­про­стра­не­ние их в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве за пре­ступ­ле­ние не счи­таю, так как они мог­ли быть пред­на­зна­че­ны для близ­ких мне лю­дей.
По­сле до­про­сов сле­до­ва­те­ли устро­и­ли вла­ды­ке оч­ные став­ки со лже­сви­де­те­ля­ми. Но и здесь вла­ды­ка ка­те­го­ри­че­ски от­верг при­пи­сы­ва­е­мые ему вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые, хо­тя и име­ли ви­ди­мость прав­ды, им не про­из­но­си­лись: хо­ро­шо зная об­ста­нов­ку в ла­ге­ре, епи­скоп пред­по­чи­тал не ве­сти бе­сед на по­ли­ти­че­ские те­мы, но толь­ко ес­ли кто спра­ши­вал о ве­ре, то­му от­ве­чал.
20 сен­тяб­ря 1937 го­да Трой­ка УНКВД по За­пад­но-Си­бир­ско­му краю при­го­во­ри­ла вла­ды­ку к рас­стре­лу. Епи­скоп Ам­фи­ло­хий (Сквор­цов) был рас­стре­лян 1 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 6». Тверь. 2002. С. 195-209

Биб­лио­гра­фия

Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1907. Ап­рель. С. 587–588; 1910. Сен­тябрь. С. 430; 1911. Июль-ав­густ. С. 15-17; Сен­тябрь. С. 430; Но­ябрь. С. 611-626; 1912. Ян­варь. С. 9-11; Март. С. 61-74; Июнь. С. 860; 1914. Ян­варь. С. 31; 1915. Май. С. 271-275. 1916. Ян­варь. С. 22, 45, 61, 63. Но­ябрь-де­кабрь.
Цер­ков­ные ве­до­мо­сти. 1911. № 23. С. 216.
От­чет о со­сто­я­нии Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии за 1909-1910 уч. год. С. 23-24, 46.
От­чет о со­сто­я­нии Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии за 1910-1911 уч. год. С. 23.
От­чет о со­сто­я­нии Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии за 1912-1913 уч. год. С. 18, 22.
Про­то­ко­лы за­се­да­ний со­ве­та Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии за 1907 г., с. 98;
за 1908 г., с. 127; за 1909 г., с. 63, 122; за 1910 г., с. 136, 139, 165; за 1911 г., с. 53, 147, 163, 165-166; за 1912 г., с. 5; за 1913 г., с. 9-11.
Имен­ной спи­сок рек­то­ров и ин­спек­то­ров Ду­хов­ных Ака­де­мий и Се­ми­на­рий на 1917 год. С. 34.
Из­ве­стия по Ка­зан­ской епар­хии. 1912. № 16. С. 525; 1914. № 48. С. 1514, 1555; 1915. № 21. С. 695; № 46. С. 1217; 1916. № 45-46. С. 1028.
Мит­ро­по­лит Ма­ну­ил (Ле­ме­шев­ский). Рус­ские пра­во­слав­ные иерар­хи. Куй­бы­шев, 1966. Ма­ши­но­пись. Ч. 1. С. 170-172.
За Хри­ста по­стра­дав­шие. Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 1917-1956. Кн. 1. М., 1997. С. 75-76.
Ар­хив УФСБ РФ по Но­во­си­бир­ской обл. Арх. № 22888-СО.
Ар­хив УФСБ РФ по Ке­ме­ров­ской обл. Арх. № П-12486.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937): Священномученик Петр Дьяконов, пресвитер, Священномученик Иоанн Васильев, пресвитер, Священномученик Борис Боголепов, пресвитер, Священномученик Михаил Скобелев, пресвитер, Священномученик Владимир Чекалов, пресвитер, Священномученик Вениамин Благонадеждин, пресвитер, Священномученик Константин Твердислов, пресвитер, Мученик Сергий Ведерников