Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как поступить, если взрослый человек решил покреститься?Если взрослый человек решил принять Таинство Крещения, ему необходимо подойти к священнику и поговорить с ним. Очень часто человек, который изъявляет желание...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Иоанн Васильев, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Иван Ива­но­вич Ва­си­льев) ро­дил­ся 18 июня 1876 го­да в де­ревне Ма­лая Ки­се­лен­ка Но­во­торж­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Не для зем­но­го кре­стьян­ско­го тру­да хо­те­лось при­го­то­вить сво­е­го сы­на Ива­ну Ва­си­лье­ву, а для небес­но­го — слу­же­ния Бо­гу и Его свя­той Церк­ви. В те вре­ме­на, ко­гда су­ще­ство­ва­ли со­слов­ные огра­ни­че­ния, не про­сто бы­ло дать кре­стьян­ским де­тям об­ра­зо­ва­ние в ду­хов­ном учеб­ном за­ве­де­нии, но отец Ива­на до­бил­ся сво­е­го, опре­де­лив сы­на в Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую тот окон­чил в 1898 го­ду. Через три го­да, в 1901 го­ду, Иван Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла Оси­по­ва Но­во­торж­ско­го уез­да. За усерд­ное слу­же­ние через несколь­ко лет он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Здесь, в се­ле Оси­по­во, про­шла без­вы­езд­но его жизнь до 1928 го­да, ко­гда он был пе­ре­ве­ден в це­лях укреп­ле­ния при­хо­да в храм се­ла Та­лож­ня Но­во­торж­ско­го уез­да.
До его при­ез­да ду­хов­ная жизнь в Та­ложне из-за нера­ди­во­сти свя­щен­ни­ка бы­ла в небре­же­нии. Отец Иоанн сра­зу же на­ла­дил ча­стые служ­бы не толь­ко в хра­ме, но и слу­же­ние мо­леб­нов в до­мах при­хо­жан. За каж­дой служ­бой он го­во­рил про­по­ведь, при­зы­вая пра­во­слав­ных к нрав­ствен­но­му со­вер­шен­ство­ва­нию и ду­хов­но­му воз­рож­де­нию; он объ­яс­нял сло­во Бо­жие так, чтобы оно ста­ло до­ступ­ным по­ни­ма­нию каж­до­го при­хо­жа­ни­на. Отец Иоанн при­зы­вал к частой мо­лит­ве, к вни­ма­тель­но­му от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щей че­ло­ве­ка дей­стви­тель­но­сти, на­учая по­ни­мать, что все слу­ча­ю­ще­е­ся с на­ми есть дей­ствия Про­мыс­ла Бо­жия, и как та­ко­вые име­ют глу­бо­кое зна­че­ние в де­ле спа­се­ния на­шей ду­ши. Во вре­мя служб о. Иоан­на храм стал на­пол­нять­ся мо­ля­щи­ми­ся, в дом Бо­жий по­тя­ну­лись лю­ди, чуть бы­ло не ото­шед­шие от ве­ры, в при­хо­жа­нах ста­ла вос­кре­сать лю­бовь ко хра­му и бо­го­слу­же­нию как ору­дию их соб­ствен­но­го спа­се­ния, служ­бы ста­ли вос­при­ни­мать­ся как нечто жи­ви­тель­ное и необ­хо­ди­мое, по­доб­но воз­ду­ху, без че­го мо­жет на­сту­пить ду­хов­ная смерть. Без­бож­ные вла­сти, ви­дя ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни в при­хо­де, ста­ли при­ни­мать свои ме­ры.
В 1929 го­ду един­ствен­ный в этих ме­стах член ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии на сель­ском схо­де по­ста­вил во­прос об от­мене празд­но­ва­ния цер­ков­ных празд­ни­ков — Ильи­на дня и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Про­тив та­ко­го пред­ло­же­ния вы­сту­пи­ли ста­ро­ста хра­ма Ан­то­ний Кузь­мин и кре­стьяне Бой­ков и Скач­ков. По­да­ли про­те­сту­ю­щие го­ло­са и мно­гие кре­стьяне с ме­ста, но вла­сти за­пи­са­ли ре­ше­ние со­бра­ния так, буд­то боль­шин­ство сто­ит за от­ме­ну.
На сле­ду­ю­щий день ста­ро­ста хра­ма со­брал при­хо­жан, ко­то­рые по­ста­но­ви­ли: про­дол­жать празд­но­ва­ние цер­ков­ных празд­ни­ков. Из сель­со­ве­та о. Иоан­ну бы­ло по­сла­но рас­по­ря­же­ние, чтобы он в эти празд­ни­ки от­ме­ни служ­бы, но свя­щен­ник про­игно­ри­ро­вал за­прет и про­дол­жал слу­жить по-преж­не­му.
В 1930 го­ду вла­сти сде­ла­ли по­пыт­ку за­крыть храм за нена­доб­но­стью буд­то он ма­ло по­се­ща­ем и на­се­ле­ние в нем не нуж­да­ет­ся. Но не та­ков был этот при­ход, при­хо­жане лю­би­ли храм и по­чи­та­ли сво­е­го свя­щен­ни­ка. Ту же бы­ло со­бра­но мно­же­ство под­пи­сей, и храм уда­лось от­сто­ять.
При­хо­жане за год слу­же­ния у них о. Иоан­на ис­кренне по­лю­би­ли его, взя­ли на свое по­пе­че­ние и храм, и свя­щен­ни­ка с его су­пру­гой Ели­за­ве­той (их един­ствен­ный сын был взрос­лым и жил в дру­гом го­ро­де), во­зя дро­ва для отоп­ле­ния хра­ма и до­ма свя­щен­ни­ка, своевре­мен­но вно­ся день­ги для упла­ты на­ло­гов. И ба­тюш­ка, при­хо­дя в сель­со­вет, доб­ро­душ­но го­во­рил «Спа­си­бо, что ста­рые лю­ди по­мо­га­ют, а то ина­че бы при­шлось за­крыть храм».
В де­каб­ре 1930 го­да вла­сти все же ре­ши­ли до­бить­ся за­кры­тия хра­ма. Для до­сти­же­ния этой це­ли они вы­ста­ви­ли та­кую сум­му на­ло­га за поль­зо­ва­ние цер­ков­ным зда­ни­ем, что ни свя­щен­ни­ку, ни при­хо­жа­нам вне­сти ее бы­ло невоз­мож­но, тем бо­лее что боль­шин­ство при­хо­жан о. Иоан­на бы­ли людь­ми бед­ны­ми, а в са­мой два­дцат­ке со­сто­я­ли по­чти од­ни бед­ня­ки, с ко­то­рых взять бы­ло нече­го и, со­от­вет­ствен­но, вы­слать их под тем пред­ло­гом что они ку­ла­ки, невоз­мож­но. При­чем на этот раз вла­сти за­пре­ти­ли сбор средств для упла­ты на­ло­га, а так­же и сбор под­пи­сей про­тив за­кры­тия хра­ма и уже го­то­вы бы­ли празд­но­вать свою по­бе­ду.
По­сле бо­го­слу­же­ния о. Иоанн объ­явил, что от церк­ви тре­бу­ют упла­ты на­ло­га, в про­тив­ном слу­чае храм бу­дет за­крыт. Вы­сту­пил со сво­им сло­вом пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та Ан­то­ний Кузь­мин, ко­то­рый ска­зал, что цер­ковь и ра­да бы за­пла­тить все на­ло­ги, но в цер­ков­ной кас­се нет столь­ких де­нег. Сре­ди при­сут­ству­ю­щих сра­зу же на­чал­ся сбор де­нег. Пер­вой по­ло­жи­ла пять руб­лей са­мая бед­ная из при­хо­жа­нок Ма­рия Фе­до­ров­на из де­рев­ни Шев­ко­во, а за нею ста­ли жерт­во­вать и все осталь­ные, и в те­че­ние по­лу­ча­са при­хо­жане, пол­ные ре­ши­мо­сти от­сто­ять храм, со­бра­ли нуж­ную сум­му.
На­сту­пил 1931 год, а служ­бы в хра­ме про­дол­жа­лись, несмот­ря на все ухищ­ре­ния без­бож­ни­ков. Но это бы­ло вре­мя уже­сто­че­ния го­не­ний. Еще 14 фев­ра­ля 1929 го­да цен­траль­ная власть из­да­ла обя­за­тель­ную для ис­пол­не­ния все­ми мест­ны­ми са­тра­па­ми ди­рек­ти­ву, в ко­то­рой, в част­но­сти, бы­ло ска­за­но: «Цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции ис­поль­зу­ют труд­но­сти со­ци­а­ли­сти­че­ско­го стро­и­тель­ства в це­лях мо­би­ли­за­ции ре­ак­ци­он­ных и ма­ло­со­зна­тель­ных эле­мен­тов стра­ны...
С уси­ле­ни­ем клас­со­вой борь­бы в де­ревне, как од­на из форм этой клас­со­вой борь­бы, осо­бен­но уси­ли­ва­ет­ся де­я­тель­ность ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций сре­ди ре­ак­ци­он­ных и ма­ло­со­зна­тель­ных про­сло­ек кре­стьян­ства. Де­я­тель­но­стью ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в ан­ти­со­вет­ской ра­бо­те ку­ла­че­ство, ча­сто ис­поль­зуя цер­ков­ные со­ве­ты как ап­па­ра­ты сво­е­го вли­я­ния пе­ре­вы­бо­ров в со­ве­ты, аги­ти­руя про­тив сда­чи хле­ба за­го­то­ви­тель­ным ор­га­нам, про­тив со­вет­ской шко­лы, кол­лек­ти­ви­за­ции, со­ци­а­ли­сти­че­ско­го пе­ре­устрой­ства сель­ско­го хо­зяй­ства, про­тив де­я­тель­но­сти пар­тии, ком­со­мо­ла, юно­ше­ско­го дви­же­ния, на­шей ра­бо­ты сре­ди жен­щин и про­тив дру­гих об­ще­ствен­ных и куль­тур­ных ме­ро­при­я­тий сов-вла­сти и пар­тии...
Нар­ко­му Вну­дел и ОГПУ. Не до­пус­кать ни­ко­им об­ра­зом на­ру­ше­ния со­вет­ско­го за­ко­но­да­тель­ства ре­ли­ги­оз­ны­ми об­ще­ства­ми, имея в ви­ду, что ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся един­ствен­ной ле­галь­но дей­ству­ю­щей контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ци­ей, име­ю­щей вли­я­ние на мас­сы...»2
Ни о. Иоанн, ни кре­стьяне, чле­ны цер­ков­ной два­дцат­ки, не зна­ли о при­ни­ма­е­мых на их счет ука­зах, ко­то­рые не за­мед­ли­ли осу­ще­ствить­ся прак­ти­че­ски. Ра­но утром 11 мар­та 1931 го­да свя­щен­ник се­ла Та­лож­ня о. Иоанн и пя­те­ро наи­бо­лее ак­тив­ных в цер­ков­ном от­но­ше­нии кре­стьян бы­ли аре­сто­ва­ны. Не на­де­ясь на то, что они ого­во­рят се­бя, ОГПУ не спе­ши­ло их и до­пра­ши­вать, не предъ­яв­ля­ло им и об­ви­не­ние. А тем вре­ме­нем до­пра­ши­ва­ли тех, кто сто­ял за без­ого­во­роч­ное за­кры­тие хра­ма. Их от­ве­ты неиз­беж­но об­ре­ка­ли свя­щен­ни­ков и ве­ру­ю­щих кре­стьян на арест: «Счи­таю, что даль­ней­шее пре­бы­ва­ние Кузь­ми­на (пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та) в об­ще­стве с его по­ли­ти­че­ски­ми взгля­да­ми на со­вет­скую власть не до­пу­сти­мо». И так о каж­дом из аре­сто­ван­ных кре­стьян. Толь­ко в кон­це ап­ре­ля ОГПУ до­про­си­ло об­ви­ня­е­мых. Отец Иоанн Ва­си­льев, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал:
— Сам я со­вет­скую власть при­знаю и вы­пол­няю все ее тре­бо­ва­ния. В мо­мент мо­е­го пе­ре­ез­да в се­ло Та­лож­ня пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та был граж­да­нин се­ла Ку­зов­ко­ва Кузь­мин Ан­тон Его­ро­вич; с Кузь­ми­ным я встре­чал­ся толь­ко по де­лам служ­бы, за­хо­дил к нему в дом толь­ко во вре­мя ис­пол­не­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, ни­ка­ких раз­го­во­ров у ме­ня с ним по во­про­сам кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства, хле­бо­за­го­то­вок и о по­ли­ти­ке со­вет­ской вла­сти, про­во­ди­мой в де­ревне, не бы­ло. Сам я ни­ка­ких под­пи­сей сре­ди ве­ру­ю­щих с про­те­стом про­тив за­кры­тия церк­ви не со­би­рал и не мо­гу ска­зать, со­би­рал ли их кто из чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та, так как мне об этом ни­че­го из­вест­но не бы­ло. Про­по­ве­ди я в церк­ви го­во­рил, но ка­сал­ся во­про­сов толь­ко ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го ха­рак­те­ра; за­яв­ле­ний и об­ра­ще­ний с мо­ей сто­ро­ны к ве­ру­ю­щим о том, что ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют хра­мы, слу­жи­те­лей куль­та об­ла­га­ют непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, са­жа­ют в тюрь­мы, ни­ко­гда не бы­ло. Ви­ну свою в том, что яко­бы я, слу­жа в церк­ви, об­ра­щал­ся к ве­ру­ю­щим со сло­вом, что ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют церк­ви, оби­ра­ют нас непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, са­жа­ют в тюрь­мы, не при­знаю и за­яв­ляю, что это­го с мо­ей сто­ро­ны до­пу­ще­но не бы­ло, и во­об­ще раз­го­во­ров ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра с при­хо­жа­на­ми я не вел.
Аре­сто­ван­ные вме­сте со свя­щен­ни­ком пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та Ан­то­ний Кузь­мин и кре­стьяне Си­ме­он Тур­бан­ский, Ила­ри­он Яко­влев так­же не при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми. 18 июля 1931 го­да Трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла о. Иоан­на и пред­се­да­те­ля цер­ков­но­го со­ве­та Ан­то­ния Кузь­ми­на к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан с от­прав­кой эта­пом, Си­мео­на Тур­бан­ско­го и Ила­ри­о­на Яко­вле­ва — к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан с от­прав­кой эта­пом. Ан­то­нию Кузь­ми­ну бы­ло в это вре­мя шесть­де­сят пять лет, и вряд ли ему уда­лось пе­ре­жить этап и ссыл­ку.
Отец Иоанн про­был в ссыл­ке день в день и вер­нул­ся на ро­ди­ну в Твер­скую епар­хию в се­ре­дине 1936 го­да. По­сле тя­же­лых усло­вий за­клю­че­ния, из­ну­ри­тель­ной ссыл­ки, хо­ро­шо зная, за что он при­нял эти стра­да­ния, он, как мно­гие му­че­ни­ки пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ства, пе­ре­но­сил эти стра­да­ния ра­ду­ясь. Не упря­мое упор­ство бы­ло в его же­ла­нии не со­лгать, не по­кри­вить ду­шой, а пе­ре­жи­ва­ния ра­дост­но­го со­при­ча­стия стра­да­ни­ям сон­ма увен­чан­ных Хри­стом свя­тых му­че­ни­ков, и ему, как и дру­гим, Гос­подь про­тя­нул Свою дес­ни­цу, и са­ми стра­да­ния бы­ли уже не страш­ны.!»
Вер­нув­шись на ро­ди­ну, о. Иоанн по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на слу­же­ние в хра­ме се­ла Яко­но­во, при­чем ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг толь­ко укре­пил свя­щен­ни­ка в ре­ши­мо­сти с рев­но­стью по­слу­жить Бо­гу и вве­рен­ной его по­пе­че­нию пастве. Око­ло го­да про­слу­жил о. Иоанн в хра­ме Бо­жи­ем. 5 ав­гу­ста 1937 го­да пред­се­да­тель Яко­нов­ско­го сель­со­ве­та по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД на­пи­сал за­яв­ле­ние, где про­сил «при­нять ме­ры воз­дей­ствия к слу­жи­те­лю ре­ли­ги­оз­но­го куль­та Яко­нов­ской церк­ви Ва­си­лье­ву Ива­ну Ива­но­ви­чу, ко­то­рый за­ни­мал­ся аги­та­ци­ей сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния...»
В тот же день свя­щен­ник был аре­сто­ван и за­клю­чен в Твер­скую тюрь­му. Про­тив него лже­сви­де­тель­ство­ва­ли лишь пред­ста­ви­те­ли мест­ных вла­стей — пред­се­да­тель сель­со­ве­та и бри­га­дир кол­хо­за. Ни­кто из кре­стьян не со­гла­сил­ся ого­во­рить свя­щен­ни­ка.
13 ав­гу­ста по­сле ис­тя­за­ний го­ло­дом и бес­сон­ни­цей сле­до­ва­тель НКВД до­про­сил свя­щен­ни­ка:
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков Яко­нов­ско­го сель­со­ве­та си­сте­ма­ти­че­ски ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те вы это?
— Не при­знаю; контр­ре­во­лю­ци­он­ной, ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я сре­ди кол­хоз­ни­ков не вел.
— В июле ме­ся­це 1937 го­да вы сре­ди кол­хоз­ни­ков де­рев­ни Ма­ли­но­во от­кры­то вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные мыс­ли про­тив под­пи­си на за­ем и ве­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне. При­зна­е­тесь в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю, по­доб­ных раз­го­во­ров у ме­ня не бы­ло, это я от­ри­цаю.
10 сен­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но и де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД, ко­то­рая 29 сен­тяб­ря при­го­во­ри­ла о. Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Ва­си­льев был рас­стре­лян 1 ок­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937): Священномученик Петр Дьяконов, пресвитер, Священномученик Амфилохий (Скворцов), Красноярский, епископ, Священномученик Борис Боголепов, пресвитер, Священномученик Михаил Скобелев, пресвитер, Священномученик Владимир Чекалов, пресвитер, Священномученик Вениамин Благонадеждин, пресвитер, Священномученик Константин Твердислов, пресвитер, Мученик Сергий Ведерников