Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Владимир Чекалов, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 10 июля 1880 го­да в се­ле Пух­ли­но Кимр­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Дмит­рия Че­ка­ло­ва. Вла­ди­мир окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был при­зван в ар­мию, где слу­жил в чине пра­пор­щи­ка; в 1904 го­ду был уво­лен в за­пас. В 1908 го­ду Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а за­тем в сан свя­щен­ни­ка и до кон­ца жиз­ни слу­жил в хра­мах Твер­ской епар­хии.
В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов он слу­жил в хра­ме в се­ле Ва­сю­ни­но Крас­но­холм­ско­го рай­о­на. Ко­гда на­ча­лось го­не­ние, от о. Вла­ди­ми­ра по­тре­бо­ва­ли за­пла­тить непо­силь­ный на­лог, про­из­воль­но на­зна­чен­ный пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та и ни­как не со­об­ра­зу­ю­щий­ся с ре­аль­ны­ми до­хо­да­ми свя­щен­ни­ка, что и ста­ло по­во­дом для изъ­я­тия все­го его иму­ще­ства. Опа­са­ясь даль­ней­ших пре­сле­до­ва­ний вла­стей, о. Вла­ди­мир в июне 1932 го­да пе­ре­ехал в се­ло Ни­кит­ское Ка­ля­зин­ско­го рай­о­на, на­де­ясь, что с ни­ще­го свя­щен­ни­ка ни­че­го не возь­мут, но здесь от него по­тре­бо­ва­ли, чтобы под­пи­сал­ся на за­ем в сто руб­лей. Од­новре­мен­но ОГПУ ста­ло со­би­рать о свя­щен­ни­ке све­де­ния, чтобы иметь воз­мож­ность его аре­сто­вать, и де­ло кон­чи­лось тем, что 3 ян­ва­ря 1933 го­да о. Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ка­ля­зин­скую тюрь­му.
На­ча­лись до­про­сы. Кое-кто по­ка­зал, буд­то о. Вла­ди­мир го­во­рил: «Вла­сти на­стро­и­ли ка­ких-то кол­хо­зов, управ­лять ими не уме­ют, и все это про­ис­хо­дит по­то­му, что и вы, пра­во­слав­ные, от­сту­пи­ли от Бо­га. Со­вет­ская власть, до­ду­мав­шись уни­что­жать кре­стьян, вы­ду­ма­ла рыть ка­нал, а это зна­чит, что все близ­ле­жа­щие де­рев­ни к Вол­ге бу­дут сно­сить, а вас ссы­лать в от­да­лен­ные ме­ста». «Свя­щен­ник Че­ка­лов в се­ло Ни­кит­ское при­был в июне ме­ся­це 1932 го­да. В де­каб­ре Че­ка­лов, го­во­ря в церк­ви про­по­ведь, кос­нул­ся слу­ха о сгно­е­нии кар­то­фе­ля в де­ревне Кар­пов­ке. По это­му во­про­су он го­во­рил: «Вот как жить без Бо­га, и все­гда при со­вет­ской вла­сти так бу­дет про­ис­хо­дить, сде­ла­ли ни се­бе ни лю­дям. Ес­ли бы не бы­ло кол­хо­зов, та­ко­го ко­ли­че­ства сгно­ен­ной кар­тош­ки не бы­ло, и нам то­гда жи­лось бы луч­ше"». Вы­зван­ный 9 ян­ва­ря на до­прос о. Вла­ди­мир, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал:
— В сен­тяб­ре, хо­дя по сбо­ру хле­ба по де­рев­ням, я при­хо­жа­нам го­во­рил: «Где я ра­бо­тал свя­щен­ни­ком, на ме­ня... на­ло­жи­ли очень ве­ли­кий на­лог, я его не вы­пол­нил, так у ме­ня ото­бра­ли все иму­ще­ство, сю­да пе­ре­ехал, и здесь... пред­се­да­тель сель­со­ве­та в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­вя­зал зай­му на сто руб­лей, а где их мне взять, на­до то­же от­сю­да уди­рать, вот при­шла жизнь, жи­ви да му­чай­ся, и все нас да­вит эта без­бож­ная власть». Я это недо­воль­ство вы­ска­зал по­то­му, что у ме­ня все ото­бра­ли. В при­во­ди­мых же мне еще фак­тах ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
28 фев­ра­ля Трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
В 1936 го­ду о. Вла­ди­мир вер­нул­ся на ро­ди­ну в Твер­скую об­ласть и стал слу­жить в хра­ме се­ла Вол­ко­ва. По­ло­же­ние при­ход­ских хра­мов те­перь ста­ло еще труд­нее, чем рань­ше, в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов. По все­му бы­ло вид­но, что вла­сти стре­мят­ся за­крыть их все и под лю­бым пред­ло­гом — будь то невы­пла­та за­дол­жен­но­сти за арен­ду хра­ма или не сде­лан­ный во­вре­мя по тре­бо­ва­нию вла­стей ре­монт; в этом слу­чае со­став­лял­ся акт, что ве­ру­ю­щие не спо­соб­ны со­дер­жать храм в по­ряд­ке или что он на­хо­дит­ся в ава­рий­ном со­сто­я­нии, а при­хо­жане не мо­гут при­ве­сти храм в по­ря­док. В та­ком слу­чае цер­ковь мог­ли отобрать и за­сы­пать в нее зер­но. Отец Вла­ди­мир ре­шил слу­жить до по­след­не­го, что бы его ни жда­ло впе­ре­ди, и в этом ему по­мо­га­ла его су­пру­га, На­деж­да Пав­лов­на, ко­то­рая ис­пол­ня­ла в хра­ме обя­зан­но­сти пса­лом­щи­цы.
23 июля 1937 го­да пред­се­да­тель Вол­ков­ско­го сель­со­ве­та и сек­ре­тарь, ко­то­рый од­новре­мен­но был в Вол­ко­ве комс­ор­гом, от­пра­ви­ли на­чаль­ни­ку рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД до­клад­ную за­пис­ку. В ней они пи­са­ли, что свя­щен­ник Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич Че­ка­лов и пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та Иван Ми­хе­е­вич Ми­хе­ев «ве­дут ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, как-то: в пер­вой по­ло­вине июня 1937 го­да пус­ка­ли брех­ню и объ­яв­ля­ли это са­мое во вре­мя слу­же­ния в церк­ви, яко­бы 20 июня се­го го­да бу­дет силь­ная гро­за и по­бьет все хле­ба, и кол­хоз­ни­ки оста­нут­ся без хле­ба, и по­бьет мно­го на­ро­ду, а пред­по­сы­лок к то­му, чтобы ожи­дать гро­зу, не бы­ло.
В на­сто­я­щее вре­мя цер­ковь ре­мон­ти­ру­ет­ся, несмот­ря на то, что она долж­на го­су­дар­ству обя­за­тель­ных пла­те­жей на сум­му 1679 руб­лей, и плюс к то­му бро­са­ют ре­пли­ку «на­зло со­вет­ской вла­сти», то есть, хо­тя мы и долж­ны обя­за­тель­ных пла­те­жей 1679 руб­лей, а цер­ковь от­ре­мон­ти­ру­ем. Цер­ковь ре­мон­ти­ру­ют, а день­ги не пла­тят.
Несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ние сель­со­ве­та не про­во­дить со­бра­ния цер­ков­ных со­ве­тов без его раз­ре­ше­ния, все же хоть неле­галь­ным пу­тем, но про­во­дят...»
27 июля на­чаль­ник рай­он­но­го НКВД при­е­хал в Вол­ков­ский сель­со­вет и пред­ло­жил од­но­му из под­пи­сав­ших до­нос, во­сем­на­дца­ти­лет­не­му комс­ор­гу, про­сле­до­вать с ним в дом свя­щен­ни­ка в ка­че­стве по­ня­то­го для обыс­ка и аре­ста по­след­не­го. При обыс­ке на­шли несколь­ко пи­сем, на­пи­сан­ных зна­ко­мы­ми о. Вла­ди­ми­ра, ко­то­рые и взя­ли. По­сле обыс­ка свя­щен­ни­ку бы­ло объ­яв­ле­но, что он аре­сто­ван, а за­тем его до­ста­ви­ли в Твер­скую тюрь­му.
На­ча­лись вы­зо­вы «де­жур­ных сви­де­те­лей». Од­но­го из них сле­до­ва­тель спро­сил:
— Рас­ска­жи­те о про­во­ди­мой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­вет­ской вла­сти со сто­ро­ны по­па вол­ков­ской церк­ви, Вла­ди­ми­ра Дмит­ри­е­ви­ча Че­ка­ло­ва.
— Поп вол­ков­ской церк­ви, Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич Че­ка­лов, за про­во­ди­мую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти был су­дим ор­га­на­ми ОГПУ, по от­бы­тии на­ка­за­ния при­был в 1936 го­ду в се­ло Вол­ко­во.
— Вы укло­ни­лись от кон­крет­ных фак­тов контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти Че­ка­ло­вым, след­ствие тре­бу­ет от­ве­та по су­ще­ству за­дан­но­го вам во­про­са.
— В мае 1937 го­да Че­ка­лов в зда­нии церк­ви со­би­рал чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та и дру­гих граж­дан, сре­ди ко­то­рых про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти и го­во­рил, что на­ста­ло вре­мя, ко­гда ре­ли­гия долж­на вос­крес­нуть, ибо она со­зда­на Бо­гом, а не со­вет­ской вла­стью, и все граж­дане долж­ны от­ста­и­вать пра­ва ре­ли­гии, ко­то­рые по­пи­ра­ют­ся со­вет­ской вла­стью. В ре­зуль­та­те аги­та­ции уве­ли­чи­ва­ет­ся по­се­ще­ние церк­ви на­се­ле­ни­ем, кро­ме то­го, Че­ка­лов в июле 1937 го­да сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния со­би­рал сред­ства на вос­ста­нов­ле­ние церк­ви. Че­ка­лов го­во­рил, что со­вет­ская власть не име­ет пра­ва пре­пят­ство­вать укреп­ле­нию ре­ли­гии.
— Что вам из­вест­но о неле­галь­ном сбо­ре средств сре­ди на­се­ле­ния на вос­ста­нов­ле­ние церк­ви се­ла Вол­ко­ва со сто­ро­ны цер­ков­но­го ста­ро­сты Ми­хе­е­ва Ива­на Ми­хе­е­ви­ча? — спро­сил сле­до­ва­тель пред­се­да­те­ля кол­хо­за.
— Цер­ков­ный ста­ро­ста се­ла Вол­ко­ва, Ми­хе­ев Иван Ми­хе­е­вич, в июле ме­ся­це 1937 го­да, хо­ро­шо не пом­ню ка­ко­го чис­ла, при­хо­дил ко мне на дом и про­сил де­нег на вос­ста­нов­ле­ние церк­ви. Я ему от­ве­тил, что де­нег у ме­ня нет и пла­тить не бу­ду. Кро­ме то­го, цер­ков­ный ста­ро­ста Ми­хе­ев для неле­галь­но­го сбо­ра де­неж­ных средств на цер­ковь, по­сы­лал чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та; сколь­ко ими со­бра­но де­нег, я хо­ро­шо не знаю, так как этим во­про­сом не ин­те­ре­су­юсь.
Сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, на­пи­сав­ше­го до­нос и участ­во­вав­ше­го в аре­сте свя­щен­ни­ка, сле­до­ва­тель ре­шил не утруж­дать вы­зо­вом и пе­ре­пи­сал его до­нос в ви­де до­про­са — во­про­сов и от­ве­тов, и сам за него рас­пи­сал­ся.
27 июля сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в про­во­ди­мой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил.
— Вы след­ствию го­во­ри­те неправ­ду. След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет от вас дать по­ка­за­ния по су­ще­ству за­дан­но­го вам во­про­са.
— По­вто­ряю, что с мо­ей сто­ро­ны ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив пар­тии и со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил.
— Вы в мае ме­ся­це 1937 го­да, а за­тем в июле 1937 го­да сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет от вас по­ка­за­ний по су­ще­ству за­дан­но­го во­про­са.
— В мае 1937 го­да и в июле 1937 го­да сре­ди на­се­ле­ния ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив по­ли­ти­ки пар­тии и со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил.
— При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
— Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии не при­знаю и по­вто­ряю, ни­ка­кой аги­та­ции не вел.
27 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Че­ка­лов был рас­стре­лян через несколь­ко дней, 1 ок­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Игу­мен Да­мас­кин. «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937): Священномученик Петр Дьяконов, пресвитер, Священномученик Амфилохий (Скворцов), Красноярский, епископ, Священномученик Иоанн Васильев, пресвитер, Священномученик Борис Боголепов, пресвитер, Священномученик Михаил Скобелев, пресвитер, Священномученик Вениамин Благонадеждин, пресвитер, Священномученик Константин Твердислов, пресвитер, Мученик Сергий Ведерников