Добрый день! Поясните пожалуйста, в чем смысл водосвятных молебнов? Для чего освещается вода на них? Какие бывают молебны? В каких случаях их заказывают? Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...
Другие вопросы
Задайте свой вопрос

Священномученик Николай Искровский, пресвитер

       

 

17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.
Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши – се­ле Ис­кров­ка – вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.
Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.
В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.
Ко­гда же при­шло вре­мя освя­тить храм, царь при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, пе­ре­одев­шись в му­жиц­кую одеж­ду.
Впо­след­ствии, по со­гла­со­ва­нию с о. Иоан­ном Крон­штадт­ским, он пред­ло­жил за­ме­нить свя­щен­ни­ка в по­стро­ен­ном им хра­ме. Так, во­лею свя­тых Бо­жи­их: пра­вед­но­го о. Иоан­на Крон­штадт­ско­го и Ца­ря – стра­сто­терп­ца диа­кон Ни­ко­лай из Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра г. Санкт-Пе­тер­бур­га ока­зы­вет­ся на зем­ле Ели­са­вет­град­ской и на­чи­на­ет свое пас­тыр­ское слу­же­ние в да­ле­кой ве­си.
Сме­на го­род­ской, устро­ен­ной жиз­ни на мир­ное те­че­ние сель­ских буд­ней не омра­чи­ла нра­ва мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка. Он все­гда был жиз­не­ра­до­стен, ве­сел, добр, очень лю­бил шут­ки и при­ба­ут­ки. Сво­ей ма­туш­ке Анне с улыб­кой го­во­рил: «Не ту­жи, ма­туш­ка. Ме­ня убьют, и три ра­за бу­дут хо­ро­нить, а ты бу­дешь скры­вать­ся под дву­мя фа­ми­ли­я­ми. А ты, Дмит­рий, сын мой, бу­дешь свя­щен­ни­ком, и бу­дет у те­бя боль­шая се­мья!» Так оно и вы­шло. В го­ды го­не­ний его ма­туш­ка скры­ва­лась под дву­мя фа­ми­ли­я­ми.
Да­же грех о. Ни­ко­лай об­ли­чал с юмор­ком. Со­хра­ни­лась ис­то­рия о том, как на свадь­бе ба­тюш­ка об­ли­чил бед­но­го же­ни­ха, же­нив­ше­го­ся на бо­га­той сла­бо­ум­ной неве­сте. До­ма неве­сту учи­ли, что ес­ли ба­тюш­ка спро­сит ее, сколь­ко есть за­по­ве­дей, чтобы она от­ве­ча­ла – де­сять. А о. Ни­ко­лай возь­ми да и спро­си, сколь­ко ей лет. Тут-то она и от­ве­ти­ла – де­сять.
Про­зор­ли­вость свя­то­го бы­ла да­ром Бо­жи­им, ко­то­рый он стя­жал мо­лит­вой и тру­да­ми. Де­воч­ке, украв­шей 5 руб­лей у де­да, ба­тюш­ка ука­зал ме­сто в са­рае под дро­ва­ми, где бы­ли спря­та­ны день­ги. Он по­гла­дил ее по го­лов­ке и со сло­ва­ми: «Тво­е­му от­цу нуж­но ме­сяц ра­бо­тать, чтобы за­ра­бо­тать эти день­ги» ве­лел вер­нуть их. Дру­го­му, у ко­то­ро­го укра­ли ко­ней, о. Ни­ко­лай ска­зал, где ис­кать про­па­жу. Тре­тье­му про­ро­че­ству­ет о бу­ду­щем, со­об­щая ему, что его рас­ку­ла­чат, он бу­дет несколь­ко раз си­деть в тюрь­ме, но умрет сво­ей смер­тью на сво­бо­де.
Еще при жиз­ни ба­тюш­ка при­зы­вал об­ра­щать­ся в бу­ду­щем к нему как к жи­во­му и про­сить у него по­мо­щи по­сле его смер­ти. И по­мо­гал как жи­вой!
Мо­лит­вен­ность, за­бо­та о лю­дях все­гда от­ли­ча­ли пас­ты­ря. Он вы­чи­ты­вал бес­но­ва­тых, вра­че­вал боль­ных, мо­лил­ся об ис­це­ле­нии ско­та, со­вер­шал необ­хо­ди­мое на по­тре­бу. Его мо­лит­вен­ные тру­ды, стя­жа­ли ему из­вест­ность да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ели­са­вет­град­ской гу­бер­нии. С раз­ных мест, на­при­мер из Ту­лы, что от­сто­ит бо­лее чем на ты­ся­чу верст, при­ез­жа­ли к нему страж­ду­щие и жаж­да­ли ис­це­ле­ния. Ле­том он вы­чи­ты­вал на сво­ем ис­точ­ни­ке, зи­мой, ко­гда бы­ло хо­лод­но, мо­лил­ся в хра­ме. Мно­гие при­хо­ди­ли по­слу­шать про­по­ве­ди и ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Вот ле­жит на зем­ле жен­щи­на, и ее силь­но бьет о зем­лю (чер­ная бо­лезнь). Отец Ни­ко­лай чи­та­ет над ней Еван­ге­лие, и она под­ни­ма­ет­ся здо­ро­вой. Вот он ис­це­ля­ет муж­чи­ну по име­ни Ти­мо­фей при по­мо­щи сло­ва Бо­жия. Ис­це­лив­шись, Ти­мо­фей оста­ет­ся жить у о. Ни­ко­лая, об­ра­ба­ты­ва­ет зем­лю и по­мо­га­ет без­муж­ним ма­те­рям-оди­ноч­кам.
В сво­их про­по­ве­дях о. Ни­ко­лай неред­ко го­во­рил о гря­ду­щих ис­пы­та­ни­ях. Он про­ро­че­ство­вал о сво­ей смер­ти: свя­щен­ник со­рвет­ся, как цве­ток, а цер­ковь бу­дет сто­ять неру­ши­мой. Дру­гой же церк­ви он пред­ска­зал раз­ру­ше­ние (По­кров­ская цер­ковь в Ло­зо­ват­ке) и ис­чез­но­ве­ние без сле­да. По сви­де­тель­ству ра­бы Бо­жи­ей по­слуш­ни­цы Ев­фро­си­ньи, о. Ни­ко­лай в ал­та­ре бе­се­до­вал с Са­мим Гос­по­дом. Ра­но утром, вой­дя в храм, она услы­ша­ла толь­ко по­след­ние сло­ва свя­то­го: «Для те­бя, Гос­по­ди, го­тов все пре­тер­петь!» За­тем, вый­дя из ал­та­ря, о. Ни­ко­лай на ее во­прос, с кем он раз­го­ва­ри­вал, от­ве­тил: «Ес­ли слы­ша­ла, то ни­ко­му не го­во­ри, по­ка я жи­вой. Ме­ня долж­ны убить и по­том три ра­за хо­ро­нить».
Ба­тюш­ка пре­ду­пре­ждал о том, что при­дет без­бож­ная власть и вме­сте с ней тяж­кие ис­пы­та­ния. В по­след­ний день сво­ей жиз­ни 2 ок­тяб­ря 1919 го­да, свя­щен­но­му­че­ник от­слу­жил Ли­тур­гию, за­тем от­пу­стил лю­дей по до­мам, а сам остал­ся на ко­ло­кольне. Во вто­рой по­ло­вине дня на­ле­тел от­ряд крас­ных, ко­то­рые, из­би­вая, стя­ну­ли му­че­ни­ка с ко­ло­коль­ни, во­ло­ча за во­ло­сы. По­сле из­де­ва­тельств они вы­ве­ли ба­тюш­ку на клад­би­ще и рас­стре­ля­ли. Те­ло ис­по­вед­ни­ка об­на­ру­жи­ли жен­щи­ны, шед­шие с по­ля. Они при­ко­па­ли те­ло, при­ки­да­ли его вет­ка­ми, а за­тем вме­сте с дру­ги­ми пе­ре­за­хо­ро­ни­ли его в дру­гое ме­сто. Через год, в 1920 го­ду, при­е­ха­ло мно­го свя­щен­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ши­ли тре­тье по­гре­бе­ние о. Ни­ко­лая за ал­та­рем церк­ви. Сви­де­те­ли это­го со­бы­тия утвер­жда­ли, яко­бы те­ло ис­по­вед­ни­ка бы­ло нетлен­ным, буд­то его уби­ли се­го­дня.
Прой­дет дол­гих во­семь­де­сят лет, сме­нят­ся вре­ме­на и пра­ви­тель­ства, па­мять об о. Ни­ко­лае со­хра­нит­ся в серд­цах пра­во­слав­ных. К нему неот­ступ­но бу­дут об­ра­щать­ся с мо­лит­вой все при­хо­дя­щие на мо­ги­лу и на свя­той ис­точ­ник, по­чув­ству­ют его пас­тыр­скую за­бо­ту и пред­ста­тель­ство. Пи­ю­щие во­ду из ис­точ­ни­ка, со­вер­ша­ю­щие чин омо­ве­ния бу­дут раз­ре­шать­ся от бре­ме­ни бо­лез­ней и скор­бей, раз­лич­ных ду­хов­ных неду­гов. Бу­дут ис­пол­нять­ся сло­ва Пи­са­ния: «хро­мые хо­дят, сле­пые ви­дят …»
Маль­чик, при­ве­зен­ный с Се­ве­ра Рос­сии (а ему при­снил­ся о. Ни­ко­лай и ис­точ­ник), стал хо­дить. Ка­ле­ка – шах­тер остав­ля­ет свои ко­сты­ли у ис­точ­ни­ка и от­прав­ля­ет­ся до­мой, бла­го­да­ря свя­то­го. Си­лу чу­до­твор­но­го ис­точ­ни­ка ощу­ща­ют на се­бе ны­неш­ние по­ко­ле­ния пра­во­слав­ных, остав­ляя в хра­ме теп­лые сло­ва бла­го­дар­но­сти свя­щен­но­му­че­ни­ку.
17 сен­тяб­ря 2001 го­да Бо­жи­ей ми­ло­стью со­вер­ши­лось об­ре­те­ние чест­ных мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая. Се­го­дня они по­чи­ва­ют в стек­лян­ной гроб­ни­це Кре­сто-Воз­дви­жен­ско­го хра­ма с. Ис­кров­ка. (Ки­ро­во­град­ская обл. Укра­и­на). Об­ре­те­на чуд­ная свя­ты­ня, ко­то­рая по­мо­га­ет «мир ми­ро­ви да­ро­ва­ти и ду­шам на­шим ве­лию ми­лость».

 


 

 

материал взят с сайта Азбука веры

Прп. Алексия Зосимовсого (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938): Священномученик Константин (Голубев) и иже с ним два мученика, Священномученик Нил Смирнов, пресвитер, Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, послушница